Продажа контрольной доли "Международного аэропорта Владивосток" (Кневичи), которую государственный МАШ планировал провести по итогам саммита АТЭС, откладывается. Как сообщил гендиректор Шереметьево Михаил Василенко, аэропорт Владивостока будет продан "после его развития и роста стоимости". В частности, пояснил глава МАШ, это станет возможным, после того как будет "сформирован бизнес, связанный с работой авиакомпаний и пассажиров". В этом случае аэропорт будет оцениваться по его рентабельности, а не по себестоимости строительства, подчеркнул господин Василенко.
Впервые о продаже Кневичей стало известно летом 2011 года. Тогда МАШ подготовил условия конкурса по выбору управляющей компании для аэропорта путем продажи контрольных пакетов компаний, владеющих инфраструктурой и терминалами в аэропорту. МАШ принадлежит 52,16% акций ОАО "Международный аэропорт Владивосток" (МАВ) и 74,99% акций ЗАО "Терминал Владивосток" (ТВ), созданного для строительства нового терминала. МАВ владеет инфраструктурой и действующими терминалами. Интерес к аэропорту Владивостока подтверждали "Базэл" Олега Дерипаски и "Ренова" Виктора Вексельберга. Но весной в МАШ заявили, что ВЭБ, вложивший совместно с Шереметьево в строительство нового терминала во Владивостоке около $200 млн, посчитал целесообразным "привлечь управляющую компанию после саммита".
Представители МАШ пояснили "Ъ", что теперь ключевую роль в развитии аэропорта должен сыграть режим "открытого неба", введенный по решению Минтранса в аэропорту в ноябре 2011 года. Тогда были сняты ограничения на транзитные полеты иностранных авиакомпаний через Кневичи. В результате привлечь потенциального покупателя должен рост транзитного пассажиропотока. "Наряду с российскими перевозчиками предложения летать через Владивосток уже поступили от японских и китайских авиакомпаний",— говорят в МАШ. Сроки продажи аэропорта будут зависеть и "от динамики развития региона, в который активно инвестируются средства".
Кроме того, в ходе саммита было объявлено об активизации проекта по созданию Дальневосточного аэропортового межрегионального холдинга. Фонд развития Дальнего Востока и Забайкалья (дочерняя структура ВЭБа) и ОАО "Хабаровский аэропорт" подписали соглашение о сотрудничестве. В его рамках будет создана управляющая компания, которая займется реализацией проекта. По словам главы совета директоров аэропорта Константина Басюка, "фонд и ВЭБ готовы участвовать в капитале приобретаемых аэропортов и предусматривают финансирование на модернизацию данной структуры". По словам председателя фонда Сергея Алексеева, проект на 50% "финансируется за счет средств федерального бюджета, а остальные 50% должны быть привлечены из внебюджетных источников". В пресс-релизе ВЭБа уточняется, что "в состав холдинга войдут основные аэропорты ДФО".
Как в холдинг войдет аэропорт Владивостока, в ВЭБе не уточняют. Источники, близкие к МАШ, говорят, что "если холдинг предложит наиболее высокую цену, то, возможно, аэропорт перейдет ему". Но не исключают и вариант, при котором "аэропорт будет передан создаваемому холдингу вне зависимости от цены". В этом случае "основную роль сыграют политические и стратегические соображения государства". Основные претенденты, "Базэл" и "Ренова", подтверждают сохранение интереса к аэропорту Владивостока, но подчеркивают, что в конечном итоге все будет зависеть от "оценки" и "формата предложения".
По мнению главного редактора журнала "Авиатранспортное обозрение" Алексея Синицкого, "вхождение в холдинг наиболее интересно аэропортам, состояние которых требует модернизации и привлечения инвестиций" и в этом смысле для аэропорта Владивостока это столь привлекательно. Но если Кневичи будут включены в холдинг, частным инвесторам придется долго ждать его продажи — по словам господина Алексеева, завершение первого этапа создания холдинга намечено только на 2020 год.