← Назад

Главная Обзоры СМИ Статьи

Модернизируемый МиГ-31 обвинили в близорукости


11 сентября 2012 года Екатерина Нуриахметова, Известия


РЛС основного российского истребителя-перехватчика видит в три раза хуже американских радаров.

 

Модернизация 10 истребителей-перехватчиков МиГ-31, которая должна закончиться в октябре 2012 года, грозит обернуться скандалом. Как рассказали «Известиям» в оборонно-промышленном комплексе, самолеты оснащают бортовыми радиолокационными системами (РЛС) «Заслон-АМ» с цифровым сигнальным процессором «Багет-55». 
 
По словам представителя Научно-исследовательского института приборостроения имени Тихомирова, который проводит модернизацию, дальность обзора РЛС увеличится на 30%.
 
— Это дает прибавку в сотни километров. Когда базовый комплекс был создан, американцы не подлетали к нашим ближе 200 км, а теперь тем более, — сказал «Известиям» представитель НИИ, отказавшись уточнять подробности параметров радара, ссылаясь на закрытый характер информации. 
 
Однако помощник генерального директора научно-производственного объединения «Правдинский радиозавод» Виталий Орлов, стоявший у истоков проекта создания РЛС для МиГ-31, утверждает, что реальные характеристики этой РЛС невелики: дальность обнаружения целей в передней полусфере 80–90 км на встречном ракурсе (когда самолет противника летит навстречу), 25 км — на догонном ракурсе (когда противник убегает), 20–25 км в задней полусфере (за «спиной» самолета). 
 
— 80–90 км, даже сотня — это недостаточно в современных условиях. Причем в фазе активного маневрирования, что неизбежно в бою, характеристики БРЛС еще хуже, — рассказал «Известиям» Орлов. — У американских F14 радар видит на 230 км, а сейчас, после апгрейда, до 400 км. Нашим нужно хотя бы 300 км.
 
Работы над МиГ-31 ведутся на петербургском НТЦ «Ленинец», нижегородском авиазаводе «Сокол» и в НИИ приборостроения имени Тихомирова в Жуковском. Устанавливаемая на самолет БРЛС «Заслон-АМ» работает на базе процессора «Багет-55». Создатели отечественной БРЛС из НИИ приборостроения имени Тихомирова попытались превзойти американский радар AWG (AN/AWG-9). Однако, по мнению Орлова, это оказалось непосильной задачей.
 
— В России есть современные разработки РЛС, вполне приемлемые для нужд авиации. Это «Жук» (создан для МиГ-35), а также «Барс» и «Ирбис». «Барс» имеет преимущество даже перед AN/APG-77, которыми оснащаются американские F22 Raptor. Однако Минобороны решило работать с «Соколом» и «Ленинцем», — пояснил Орлов.
 
По его словам, свой выбор военные аргументировали странно: якобы нужно поддержать конкретные заводы, обеспечить заказы, чтобы люди не оказались на улице, чтобы не было бунтов и социальных потрясений.
 
— Но это все вне целей обороны и техники. Модернизация оказывается по сути бессмысленной, — отметил эксперт.
 
По его словам, самыми опасными противниками для МиГ-31 окажутся самолеты с технологией «стелс». На частоте работы миговского радара в 6 ГГц «стелсы» не видны вообще. 
 
— В сантиметровых диапазонах, на которых работает большинство отечественных РЛС, «невидимок» обнаружить нельзя, требуются дециметровые, а еще лучше метровые диапазоны. В России столь острое зрение дано только наземным радарам, а вот в США ими оснащаются и стационарные, и воздушные, — отметил эксперт.
 
Орлов напомнил, что метровыми являются радары E-2D Advanced Hawkeye, которыми сейчас активно оснащается авиация ВМС США. Но близорукими перед американцами окажутся не только МиГ-31, но и российские Су-27 и МиГ-29 — их РЛС тоже работают в сантиметровом диапазоне.
 
— Замена индикации и одного старого процессора на другой, чуть поновее — это не модернизация, — считает Орлов. — МиГ-31 — очень хороший самолет, у него планер, который американцы в ближайшее время повторить не смогут. Но у замечательного планера плохая электроника, навигационная система, да и ракеты хуже не придумаешь, — добавляет он.
 
Экс-главком ВВС Александр Зелин весной 2012 года заявил, что всего будет модернизировано 60 МиГ-31.



URL: http://www.aex.ru/fdocs/1/2012/9/11/21603/


Полная или частичная публикация материалов сайта возможна только с письменного разрешения редакции Aviation EXplorer.