Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Редкое средство от «кадрового голода»


14 сентября 2012 года Анатолий Каневский, Журнал "Авиапанорама"


От главного редактора: На МАКС-2005 мне довелось встретиться со своим однополчанином по службе на Дальнем Востоке – очень неординарным человеком, уже через три года после окончания Рижского ВВАИУ им. Я.Алксниса заслуженно ставшим старшим инженером воздушной армии по РЭО. «Будущий авиаконструктор!» – показал он мне на своего сына. И наследственность, и ясный взгляд мальчика свидетельствовали: этот – будет! Встретив однополчанина в 2011 году, я задал риторический, как мне казалось, вопрос: «Как твой авиаконструктор?». Махнув рукой, он ответил: «Учится… в финансовой академии».

 

Ежегодная потребность в летных кадрах в нашей стране ныне составляет около восьмисот специалистов, в то время как летные училища способны подготовить порядка двухсот. Не лучшая картина и в вопросах обеспечения авиакомпаний персоналом для наземного обслуживания широкого спектра авиационной техники. Дефицит подготовленных специалистов и тут остается весьма высоким.
 
Но причина не только в нехватке специальных учебных заведений. Кроме характерных для авиации ограничений по здоровью, уровню знаний, интеллектуальных и психологических качеств, есть и другие причины. Одна из главных – отсутствие необходимого интереса у подавляющего большинства молодого поколения. Такая же картина и в отношении военной авиации, космонавтики, да и везде – в сложных инженерных профессиях, требующих концентрации ума, внимания и самоотдачи, но не сулящих «золотых гор». Почему столь престижные в прежние времена профессии, прийти в которые еще 20–30 лет назад для многих оставалось несбыточной мечтой, сегодня остаются без  достаточного внимания молодежи?
 
И откуда ему быть, если в большинстве СМИ об авиации вспоминают только тогда, когда случается резонансное происшествие. Да и то, как правило, для того, чтобы с особой изощренностью подчеркнуть бедственное положение в авиационной отрасли и чью-то бездеятельность. Телевидение практически исключило из своих программ регулярные познавательно-просветительные передачи на авиационную тему.  Да и не только СМИ, попробуйте, например, найти в книжных магазинах знаковую для нескольких поколений летчиков книгу А.Маркуши «Вам взлет!»… 
 
Практически введением в технические профессии на государственной основе не занимается никто. К счастью, энтузиасты и одержимые, в хорошем смысле этого слова, люди, «портят мрачно-серую картину дня», и достаточно успешно. Яркий пример тому – практически регулярные выставки технического творчества детей и молодежи, на которых можно только удивляться тому, какие уникальные вещи могут рождать фантазия и талант наших ребят.
 
Наш журнал не обходит вниманием тему детского технического творчества, особенно в авиационно-космической области. Попал  в поле зрения редакции и один из московских центров детского технического творчества. В ходе подготовки Программы участия Правительства Москвы в авиасалоне МАКС 2011, генеральным информационным партнером которой являлась «Авиапанорама», для участия в детско-юношеской программе МАКСа был приглашен и Центр технического творчества детей и молодежи «Моделист». На одном из организационных совещаний в мэрии Москвы и состоялось знакомство главного редактора журнала, с Игорем Олеговичем Скаткиным, который руководит ЦТТДМ «Моделист» со дня его основания вот уже 27 лет. (Вскоре выяснилось, что редактор журнала А.Каневский знаком с «Моделистом» уже много лет. Прим. ред.)*. 
 
Диапазон того, чем занимаются ребята в стенах ЦТТДМ, широк. Здесь работают кружки стендового моделизма, где строят стационарные модели-копии самой разнообразной техники. Занимаются дети и постройкой действующих моделей самолетов и планеров. Есть кружок по железнодорожной тематике. Не осталось в стороне и судостроение – с наибольшим интересом строят стендовые модели-копии парусных судов и спортивные действующие судомодели. В кружке авиационного моделизма ребята не только занимаются изготовлением стендовых и летающих моделей авиационной техники, но и получают обширные знания в области отечественной и мировой авиации. В центре собрана богатая подборка фильмов об истории зарождения, становления и развития мировой авиации, об отечественных и зарубежных авиационных конструкторах и летчиках. 
 
Ежегодно центр организует и проводит форум любителей авиации, на который собираются мальчишки и девчонки, юноши и девушки практически со всей Москвы. В программе форума присутствует конкурс по сборке моделей-копий самолетов. Для участия в работе жюри Игорь Олегович приглашает своих коллег – руководителей других детских клубов стендового моделизма Москвы и Подмосковья. Традиционно в качестве почетных гостей в форуме принимают участие асы из пилотажной группы «Стрижи». За плечами центра шесть хорошо организованных и проведенных на высоком уровне форумов: четыре – посвящены отечественной и мировой авиации, два – развитию отечественной и мировой космической техники.
 
Уникальный штрих в деятельности центра – обучение детей работе с трехмерной графикой в конструкторской программе 3D. Их не просто учат работать с этой непростой программой, а дают первоначальные навыки конструирования различных объектов техники. Здесь творческой фантазии нет границ. Знакомятся ребята и с работой станков с числовым программным управлением. Это вызывает особый интерес у детей, поскольку с применением таких станков изготавливается оснастка для производства пластмассовых моделей-копий. Тех самых, которые ребята собирают, занимаясь в кружке стендового моделизма.
 
Под руководством И.Скаткина и опытных преподавателей-инструкторов в центре на постоянной основе занимаются примерно сорок мальчиков и девочек. А всего в течение года учениками центра становятся порядка восьмидесяти человек. Кто-то приходит на занятия регулярно, кто-то посещает их с перерывами, но все занимающиеся имеют возможность проверить уровень своего мастерства в выставках-конкурсах и соревнованиях по модельному спорту, в которых ЦТТДМ «Моделист» непременно участвует, а некоторые организует сам. В год таких мероприятий проходит в Москве и Подмосковье немало – городские, областные, всероссийские и даже международные. Ребята центра, как правило, участвуют в 10–11 конкурсах и соревнованиях. Зачастую участие проходит очень успешно, и коллекция центра пополняется призами и дипломами. А вот одну участницу стоит отметить особо. В соревнованиях по полетам на радиоуправляемых моделях вертолетов, проходивших в 2011 г., первое место завоевала ученица центра Лиза Павлова, будучи при этом дебютантом состязания. 
 
Руками ребят построено немало замечательных, выполненных с высоким качеством моделей-копий различной техники. Поэтому и родилась несколько лет назад идея создать на площадях центра музей. Работы детей украшают уже несколько лет действующий в центре первый и пока единственный в Москве и Подмосковье микромузей авиационной и боевой техники мира. В составе экспозиции музея более 150 моделей авиационной техники, более 100 моделей бронетанковой, автомобильной и артиллерийской техники, более 15 моделей кораблей и подводных лодок, модели отечественной космической техники. Есть в экспозиции музея действующий макет железной дороги и несколько выполненных ребятами великолепных диорам на историческую и современную тему. Есть и уникальный экспонат – настоящий пропеллер от аэроплана системы «Анатра», изготовленный в период между 1914 и 1916 годами(!). И находится он там не просто как исторический экспонат, а как пример высокого мастерства русских инженеров и рабочих, еще в начале прошлого века освоивших высокие технологии производства сложных авиационных изделий.
 
Коллекция музея постоянно пополняется работами учеников центра. И у Игоря Олеговича есть интересные идеи и проекты по развитию музея, преобразования его экспозиции из чисто статической в экспозицию с элементами динамического представления техники или события. Особенно это касается авиационной и космической составляющей. Однако и здесь «связывает по рукам и ногам» извечная проблема площадей и средств. Несколько лет назад по решению руководства муниципалитета у ЦТТДМ «Моделист» отобрали примерно четвертую часть помещения и отдали ее под размещение продовольственного магазина «Утконос». Более чем странное решение, тем более, что магазинов такого профиля в районе более чем достаточно… Просуществовал магазин совсем недолго и закрылся. Помещение бездействует, но возвращать его детям никто не собирается.
 
Несмотря на все трудности и перипетии, центр работает и делает свое благородное дело. В его стенах мальчишки и девчонки получают то самое первоначальное введение в будущую профессию, которое помогает выбрать дальнейший путь. Подавляющее большинство учеников И. Скаткина и его команды окончили или являются студентами таких известных вузов, как МАИ, МАТИ, МИРЭА, МАДИ, МГТУ им.  Баумана. Полученный в центре интеллектуальный потенциал помог двоим ученикам не только успешно окончить высшие учебные заведения, а еще и аспирантуру, защитить кандидатские диссертации.
 
А сколько еще ребят пройдет «через стены «Моделиста», скольким он поможет определить свой путь в жизни! С уверенностью можно сказать – их будет немало. И поддерживать такие центры технического творчества просто необходимо. В высоких результатах их работы заинтересованы все, и в первую очередь те, кто разрабатывает, строит и эксплуатирует сложные авиационно-космические комплексы. «Кадровый голод» в этой отрасли уже налицо.  И как его преодолевать, если не привлекать в авиационно-космические профессии ребят еще со школьной скамьи? При этом выбор подобной профессии у абсолютного большинства воспитанников секций, клубов и центров, подобных «Моделисту», является вполне осознанным – они, по определению, приходят в сложные высокотехнологичные, наукоемкие отрасли. И не только приходят, но и остаются в них, становясь опорой  инновационного развития своей страны.
 
*К сожалению, участие ЦТТДМ «Моделист» в работе авиасалона не состоялось… Подрядчик-распорядитель Программы предложил центру решать все вопросы участия  в МАКСе  своими силами.  Ни силами, ни средствами, необходимыми для этого, центр не располагает.


комментарии (3):

dima26512      14/09/2012 [22:39:21]#1
наверно все проблемы из-за руководства

Гагарин      17/09/2012 [10:18:18]#2
А вы обратили внимние, что сейчас как такового кадрового голода в крупных авиакомпаниях нет, мало того пилоты стоят за забором. Потому что сейчас основное требование 4 уровень английского языка. Даже не все выпускники Ульновского училища не могут после выпуска приткнуться по выбранной специальности. Авиакомпании сами не хотят оплачивать учёбу и переучивание, всем нужны уже готовые. Этот подход нужно менять, тогда и кадрового голода не будет.

Achtung      17/09/2012 [13:17:26]#3
Добавлю:
Большая часть из тех молодых людей, которые заканчивают соответствующие профильные институты, университеты и т.п. надолго на предприятиях и в КБ не задерживаются. Получают практические знания, нарабатывают опыт и уходят кто куда. Через 3-5 лет работы весь энтузиазм разбивается о суровые будни российского инженера-разработчика. Причем, те люди, которые прошли школу на предприятиях занимающихся разработками для ОПК, очень ценятся потом в частных фирмах, и там им предлагают зарплату в несколько раз больше чем была. Пишу это не понаслышке, сам прошел этот путь.
И еще хочу добавить: когда пишут, что нет специалистов-разработчиков - это не совсем правда. Их еще достаточно много в нашей стране. Просто занимаются кто чем может, на жизнь зарабатывают. Может Циолковских и Туполевых среди них и не нет, но если бы нашелся государственный деятель, который не только красиво говорить может, но и отвечает за свои слова, и он бы решил действительно возродить отечественную науку и промышленность, то специалистов для такой задачи еще пока насобирать вполне реально. К сожалению приоритеты в нашей стране сейчас совсем другие. Нефть еще не закончилась, да и газа еще полно.













Материалы рубрики

София Прохорчук, Ирина Ионина, Самира Сабирова
Известия
Задача на вылет: авиакомпании готовят вывозные рейсы с Ближнего Востока
Анастасия Николаева
Интерфакс
Новый космический проект: какие приоритетные направления выбрала Россия?
Ольга Ларина
Деловой Петербург
Зона турбулентности. Забастовки в Финляндии обрушили авиаперевозки
Иван Сало
РБК
Что такое Crew Dragon: история, миссия, полеты, список кораблей
Любовь Можаева
MASHNEWS
И внутри будет отечественное. Минпромторг решил потратить 4 млрд на начинку самолетов
Сергей Андрейкин
Деловой Петербург
Пулково опередил зарубежные аэропорты по внедрению биометрии
Любовь Можаева
MASHNEWS
С овальным фюзеляжем. На самолеты нового поколения Минпромторг потратит еще 13 млрд
Мария Недюк
Известия
Что указано пером: птицы помогут создать автономные системы навигации для дронов



Кирилл Фенин
Известия
Полетное создание: РФ и Сербия работают над запуском новых авиарейсов
Петр Канаев, Герман Костринский
РБК
Правкомиссия отказала крупнейшему аэропорту Камчатки в повышении тарифов
Евгений Берсенев
Свободная Пресса
Отлетались? Программа производства новых самолетов опять попала под нож
Андрей Коршунов, Юлия Леонова
Известия
Общий взлет: в РФ создали первую универсальную станцию внешнего управления дронами
Анастасия Львова
Эксперт
Дронов становится всё больше
Екатерина Шокурова
РБК
Эксперты разработали концепцию «цифрового неба России»
Мария Фролова
Известия
Лишние пассажиры: в Минтрансе предложили ввести овербукинг на частых рейсах
Ксения Власова
ИрСити
«Это чудо — потомки оценят». Авиаэксперт объяснил, полетит ли МС-21 в 2026 году на самом деле
Наталия Ячменникова
Российская газета
Медсестра, буфетчица и кладовщица: Кем были первые стюардессы в мире и России
Владимир Гаврилов
Известия
Все в сад: основой беспилотной авиации станут агродроны
Тимур Алиев (Махачкала), Гульназира Ишбердина (Уфа), Олег Корякин (Казань), Юлия Потапова (Кемерово), Мария Соловьева (Элиста), Ирина Троценко (Дальний Восток)
Российская газета
Какие новые аэропорты были открыты в городах России за последние годы. А какие были модернизированы
Ева Акимова
РБК
Познакомьтесь с первой в мире женщиной — пилотом вертолета «Ансат». Санитарная авиация в России отмечает 100 лет с момента создания
Роман Крецул, Богдан Степовой
Известия
Будет полк: в ВМФ создают морские части беспилотных систем
Анастасия Львова
Эксперт
Отстающим помогут справиться с управлением
Анна Героева
Известия
Мы будем водить самолеты: как тренируют российских пилотов
Герман Костринский, Дарья Молоткова
РБК
Минпромторг закажет разработку перспективных самолетов
Екатерина Тропова
АТОР
Отмены и задержки рейсов повлияли на планы не менее 60 тысяч пассажиров
Андрей Коршунов
Известия
Стройный скан: в России создают самую точную 3D-модель Луны и Марса
Андрей Коршунов
Известия
Задать модуль: российские аппараты могут быть первыми на Северном полюсе Луны
Анастасия Николаева
Интерфакс
Полетное задание выполнено: частично импортозамещенный МС-21 поднялся в небо
Владимир Гаврилов Станислав Федоров
Известия
Вот Хургада: AlMasria Airlines сократила полетную программу из РФ на курорты Египта
Владимир Гаврилов
Известия
Билетное па: выплаты пассажирам за овербукинг хотят сделать обязательными
Андрей Коршунов
Известия
Спрей для дела: новые российские двигатели доставят на Луну наноспутники
Михаил Захаров
Монокль
Boeing заходит на Россию
Надежда Сарапина
РИА Новости
"Расхлебывать придется годами". Китай больно щелкнул США по носу
Екатерина Хамова
Известия
Взвинченным темпом: РФ и Колумбия не договорились по ремонту Ми-17
Захар Максимов
ВГУДОК
РЖД и Аэрофлот охладеют к пассажирам
Айгуль Абдуллина, Александра Мерцалова
Коммерсант
В Сухум подлетают с вопросами
Андрей Коршунов
Известия
Внеземное притяжение: космическая обсерватория займется поиском жизни во Вселенной
Андрей Коршунов
Известия
Спутник с жизнью: мыши и мухи помогут подготовить человека к полетам на Луну и Марс
Дмитрий Литвинов
Парламентская газета
В Росавиации оценили идею доставлять товары из Китая беспилотниками
Кирилл Фенин, Алена Нефедова, Владимир Гаврилов
Известия
Подставили на крыло: в США удерживают закупленные РФ авиазапчасти на $500 млн
Ксения Власова
ИрСити
«Вполне реально завершить эту программу». Авиаэксперт оценил, сколько МС-21 получат авиакомпании в 2026 году
Дарья Молоткова, Елена Сухорукова, при участии Анна Захарова
РБК
Немецкий оператор duty free вышел из бизнеса в Шереметьево и Домодедово
Юлия Леонова
Известия
Беспилотный урок: в России начали обучать сборке БПЛА школьников и студентов
Мария Недюк, Юлия Леонова
Известия
Полетный проект: названы самые перспективные разработки беспилотных авиасистем
Дмитрий Плотников
Pravda.Ru
Проект Як-242: несостоявшийся конкурент самолётов Ту-204 и МС-21
Андрей Коршунов
Известия
Сдвиг по базе: в России создали универсальный двигатель для беспилотников
Александра Веснина
Национальная Служба Новостей (НСН)
«Взвинтит цены»: К чему приведет исправление данных в невозвратных авиабилетах
Айгуль Абдуллина
Коммерсантъ
Тяните билет. Потенциальным пассажирам предложено дать время передумать при покупке
Ксения Власова
«Ирсити.ру»
«Самолетов уже сейчас не хватает». Авиаэксперты оценили, когда перевозчики начнут летать на отечественных МС-21
Михаил Грачев
MASHNEWS
Полетят, но позже. Почему российская авиация хронически отстает от обещаний

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgBcMam
Услуги автоперевозок: http://perevozki.youdo.com/arenda/pritsep/, выбирай нас!
Смотрите здесь - http://courier.youdo.com/store-delivery/pyaterochka/, лучшие цены по ссылке.
Смотрите тут - https://youdo.com/auto/kuzovnoy/painting/, полное описание.
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer