Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Редкое средство от «кадрового голода»


14 сентября 2012 года Анатолий Каневский, Журнал "Авиапанорама"


От главного редактора: На МАКС-2005 мне довелось встретиться со своим однополчанином по службе на Дальнем Востоке – очень неординарным человеком, уже через три года после окончания Рижского ВВАИУ им. Я.Алксниса заслуженно ставшим старшим инженером воздушной армии по РЭО. «Будущий авиаконструктор!» – показал он мне на своего сына. И наследственность, и ясный взгляд мальчика свидетельствовали: этот – будет! Встретив однополчанина в 2011 году, я задал риторический, как мне казалось, вопрос: «Как твой авиаконструктор?». Махнув рукой, он ответил: «Учится… в финансовой академии».

 

Ежегодная потребность в летных кадрах в нашей стране ныне составляет около восьмисот специалистов, в то время как летные училища способны подготовить порядка двухсот. Не лучшая картина и в вопросах обеспечения авиакомпаний персоналом для наземного обслуживания широкого спектра авиационной техники. Дефицит подготовленных специалистов и тут остается весьма высоким.
 
Но причина не только в нехватке специальных учебных заведений. Кроме характерных для авиации ограничений по здоровью, уровню знаний, интеллектуальных и психологических качеств, есть и другие причины. Одна из главных – отсутствие необходимого интереса у подавляющего большинства молодого поколения. Такая же картина и в отношении военной авиации, космонавтики, да и везде – в сложных инженерных профессиях, требующих концентрации ума, внимания и самоотдачи, но не сулящих «золотых гор». Почему столь престижные в прежние времена профессии, прийти в которые еще 20–30 лет назад для многих оставалось несбыточной мечтой, сегодня остаются без  достаточного внимания молодежи?
 
И откуда ему быть, если в большинстве СМИ об авиации вспоминают только тогда, когда случается резонансное происшествие. Да и то, как правило, для того, чтобы с особой изощренностью подчеркнуть бедственное положение в авиационной отрасли и чью-то бездеятельность. Телевидение практически исключило из своих программ регулярные познавательно-просветительные передачи на авиационную тему.  Да и не только СМИ, попробуйте, например, найти в книжных магазинах знаковую для нескольких поколений летчиков книгу А.Маркуши «Вам взлет!»… 
 
Практически введением в технические профессии на государственной основе не занимается никто. К счастью, энтузиасты и одержимые, в хорошем смысле этого слова, люди, «портят мрачно-серую картину дня», и достаточно успешно. Яркий пример тому – практически регулярные выставки технического творчества детей и молодежи, на которых можно только удивляться тому, какие уникальные вещи могут рождать фантазия и талант наших ребят.
 
Наш журнал не обходит вниманием тему детского технического творчества, особенно в авиационно-космической области. Попал  в поле зрения редакции и один из московских центров детского технического творчества. В ходе подготовки Программы участия Правительства Москвы в авиасалоне МАКС 2011, генеральным информационным партнером которой являлась «Авиапанорама», для участия в детско-юношеской программе МАКСа был приглашен и Центр технического творчества детей и молодежи «Моделист». На одном из организационных совещаний в мэрии Москвы и состоялось знакомство главного редактора журнала, с Игорем Олеговичем Скаткиным, который руководит ЦТТДМ «Моделист» со дня его основания вот уже 27 лет. (Вскоре выяснилось, что редактор журнала А.Каневский знаком с «Моделистом» уже много лет. Прим. ред.)*. 
 
Диапазон того, чем занимаются ребята в стенах ЦТТДМ, широк. Здесь работают кружки стендового моделизма, где строят стационарные модели-копии самой разнообразной техники. Занимаются дети и постройкой действующих моделей самолетов и планеров. Есть кружок по железнодорожной тематике. Не осталось в стороне и судостроение – с наибольшим интересом строят стендовые модели-копии парусных судов и спортивные действующие судомодели. В кружке авиационного моделизма ребята не только занимаются изготовлением стендовых и летающих моделей авиационной техники, но и получают обширные знания в области отечественной и мировой авиации. В центре собрана богатая подборка фильмов об истории зарождения, становления и развития мировой авиации, об отечественных и зарубежных авиационных конструкторах и летчиках. 
 
Ежегодно центр организует и проводит форум любителей авиации, на который собираются мальчишки и девчонки, юноши и девушки практически со всей Москвы. В программе форума присутствует конкурс по сборке моделей-копий самолетов. Для участия в работе жюри Игорь Олегович приглашает своих коллег – руководителей других детских клубов стендового моделизма Москвы и Подмосковья. Традиционно в качестве почетных гостей в форуме принимают участие асы из пилотажной группы «Стрижи». За плечами центра шесть хорошо организованных и проведенных на высоком уровне форумов: четыре – посвящены отечественной и мировой авиации, два – развитию отечественной и мировой космической техники.
 
Уникальный штрих в деятельности центра – обучение детей работе с трехмерной графикой в конструкторской программе 3D. Их не просто учат работать с этой непростой программой, а дают первоначальные навыки конструирования различных объектов техники. Здесь творческой фантазии нет границ. Знакомятся ребята и с работой станков с числовым программным управлением. Это вызывает особый интерес у детей, поскольку с применением таких станков изготавливается оснастка для производства пластмассовых моделей-копий. Тех самых, которые ребята собирают, занимаясь в кружке стендового моделизма.
 
Под руководством И.Скаткина и опытных преподавателей-инструкторов в центре на постоянной основе занимаются примерно сорок мальчиков и девочек. А всего в течение года учениками центра становятся порядка восьмидесяти человек. Кто-то приходит на занятия регулярно, кто-то посещает их с перерывами, но все занимающиеся имеют возможность проверить уровень своего мастерства в выставках-конкурсах и соревнованиях по модельному спорту, в которых ЦТТДМ «Моделист» непременно участвует, а некоторые организует сам. В год таких мероприятий проходит в Москве и Подмосковье немало – городские, областные, всероссийские и даже международные. Ребята центра, как правило, участвуют в 10–11 конкурсах и соревнованиях. Зачастую участие проходит очень успешно, и коллекция центра пополняется призами и дипломами. А вот одну участницу стоит отметить особо. В соревнованиях по полетам на радиоуправляемых моделях вертолетов, проходивших в 2011 г., первое место завоевала ученица центра Лиза Павлова, будучи при этом дебютантом состязания. 
 
Руками ребят построено немало замечательных, выполненных с высоким качеством моделей-копий различной техники. Поэтому и родилась несколько лет назад идея создать на площадях центра музей. Работы детей украшают уже несколько лет действующий в центре первый и пока единственный в Москве и Подмосковье микромузей авиационной и боевой техники мира. В составе экспозиции музея более 150 моделей авиационной техники, более 100 моделей бронетанковой, автомобильной и артиллерийской техники, более 15 моделей кораблей и подводных лодок, модели отечественной космической техники. Есть в экспозиции музея действующий макет железной дороги и несколько выполненных ребятами великолепных диорам на историческую и современную тему. Есть и уникальный экспонат – настоящий пропеллер от аэроплана системы «Анатра», изготовленный в период между 1914 и 1916 годами(!). И находится он там не просто как исторический экспонат, а как пример высокого мастерства русских инженеров и рабочих, еще в начале прошлого века освоивших высокие технологии производства сложных авиационных изделий.
 
Коллекция музея постоянно пополняется работами учеников центра. И у Игоря Олеговича есть интересные идеи и проекты по развитию музея, преобразования его экспозиции из чисто статической в экспозицию с элементами динамического представления техники или события. Особенно это касается авиационной и космической составляющей. Однако и здесь «связывает по рукам и ногам» извечная проблема площадей и средств. Несколько лет назад по решению руководства муниципалитета у ЦТТДМ «Моделист» отобрали примерно четвертую часть помещения и отдали ее под размещение продовольственного магазина «Утконос». Более чем странное решение, тем более, что магазинов такого профиля в районе более чем достаточно… Просуществовал магазин совсем недолго и закрылся. Помещение бездействует, но возвращать его детям никто не собирается.
 
Несмотря на все трудности и перипетии, центр работает и делает свое благородное дело. В его стенах мальчишки и девчонки получают то самое первоначальное введение в будущую профессию, которое помогает выбрать дальнейший путь. Подавляющее большинство учеников И. Скаткина и его команды окончили или являются студентами таких известных вузов, как МАИ, МАТИ, МИРЭА, МАДИ, МГТУ им.  Баумана. Полученный в центре интеллектуальный потенциал помог двоим ученикам не только успешно окончить высшие учебные заведения, а еще и аспирантуру, защитить кандидатские диссертации.
 
А сколько еще ребят пройдет «через стены «Моделиста», скольким он поможет определить свой путь в жизни! С уверенностью можно сказать – их будет немало. И поддерживать такие центры технического творчества просто необходимо. В высоких результатах их работы заинтересованы все, и в первую очередь те, кто разрабатывает, строит и эксплуатирует сложные авиационно-космические комплексы. «Кадровый голод» в этой отрасли уже налицо.  И как его преодолевать, если не привлекать в авиационно-космические профессии ребят еще со школьной скамьи? При этом выбор подобной профессии у абсолютного большинства воспитанников секций, клубов и центров, подобных «Моделисту», является вполне осознанным – они, по определению, приходят в сложные высокотехнологичные, наукоемкие отрасли. И не только приходят, но и остаются в них, становясь опорой  инновационного развития своей страны.
 
*К сожалению, участие ЦТТДМ «Моделист» в работе авиасалона не состоялось… Подрядчик-распорядитель Программы предложил центру решать все вопросы участия  в МАКСе  своими силами.  Ни силами, ни средствами, необходимыми для этого, центр не располагает.


комментарии (3):

dima26512      14/09/2012 [22:39:21]#1
наверно все проблемы из-за руководства

Гагарин      17/09/2012 [10:18:18]#2
А вы обратили внимние, что сейчас как такового кадрового голода в крупных авиакомпаниях нет, мало того пилоты стоят за забором. Потому что сейчас основное требование 4 уровень английского языка. Даже не все выпускники Ульновского училища не могут после выпуска приткнуться по выбранной специальности. Авиакомпании сами не хотят оплачивать учёбу и переучивание, всем нужны уже готовые. Этот подход нужно менять, тогда и кадрового голода не будет.

Achtung      17/09/2012 [13:17:26]#3
Добавлю:
Большая часть из тех молодых людей, которые заканчивают соответствующие профильные институты, университеты и т.п. надолго на предприятиях и в КБ не задерживаются. Получают практические знания, нарабатывают опыт и уходят кто куда. Через 3-5 лет работы весь энтузиазм разбивается о суровые будни российского инженера-разработчика. Причем, те люди, которые прошли школу на предприятиях занимающихся разработками для ОПК, очень ценятся потом в частных фирмах, и там им предлагают зарплату в несколько раз больше чем была. Пишу это не понаслышке, сам прошел этот путь.
И еще хочу добавить: когда пишут, что нет специалистов-разработчиков - это не совсем правда. Их еще достаточно много в нашей стране. Просто занимаются кто чем может, на жизнь зарабатывают. Может Циолковских и Туполевых среди них и не нет, но если бы нашелся государственный деятель, который не только красиво говорить может, но и отвечает за свои слова, и он бы решил действительно возродить отечественную науку и промышленность, то специалистов для такой задачи еще пока насобирать вполне реально. К сожалению приоритеты в нашей стране сейчас совсем другие. Нефть еще не закончилась, да и газа еще полно.













Материалы рубрики

Герман Костринский, Петр Канаев
РБК
Власти изменили сроки поставок новых российских самолетов
Герман Костринский, Ирина Парфентьева, Петр Канаев
РБК
«Аэрофлот» и «Ростех» подписали контракт на поставку самолетов Ту-214
Светлана Афонина
Деловой Петербург
Смольный перенёс сроки запуска центра развития беспилотников в ОЭЗ
Герман Костринский, Анастасия Львова, Иван Ткачёв
РБК
«Победа» в SDN-листе. Что это значит для авиакомпании и ее пассажиров
Евгения Бородина
Известия
Взлет заглушаю: что облегчит длинный перелет
Юлия Леонова, Владимир Матвеев
Известия
Первый в классе: спущен на воду учебный корабль для вертолетчиков
Наталья Башлыкова, Максим Талавринов
Известия
Экономь-класс: ФАС попросили проверить рост стоимости авиабилетов
София Прохорчук, Яна Штурма
Известия
Раздор полетов: почему пассажиры «Аэрофлота» не попали на рейсы



Анастасия Морозова
Forbes
Bloomberg узнал о сложностях с покупкой Boeing своей бывшей «дочки» Spirit
Валерия Лобко
Российская газета
Взглянуть в небо: Регионы оценят по уровню развития беспилотников
Татьяна Серебрякова
HotLine.travel
Может ли скандал вокруг Turkish Airlines привести к ограничению рейсов в Россию
Яна Штурма, Ксения Набаткина, Валерия Мишина
Известия
Владивосточное время: куда полетят россияне этим летом
Анастасия Львова, Герман Костринский
РБК
Первый аэропорт в Карачаево-Черкесии построят «Аэропорты регионов»
Алексей Михайлов, Андрей Федоров, Роман Крецул
Известия
«Кинжальная» дистанция: носитель гиперзвука получил стратегическую дальность
Наталия Эфендиева
Деловой Петербург
Бороздят просторы Вселенной: необычное кино о космосе
Алексей Михайлов, Андрей Федоров, Владимир Матвеев
Известия
Поставили «Форпост»: за Камчаткой и Севморпутем присмотрят беспилотники
Анастасия Львова
РБК
Минтранс поручил усилить меры по защите аэропортов от атак дронов
Мария Сергеева (Республика Саха)
Российская газета
Почти половину аэропортов Якутии модернизируют благодаря нацпроекту
Андрей Коршунов
Известия
На счет три: российская ракета «Ангара» впервые стартовала с Восточного
Анастасия Львова
РБК
Госкорпорация по аэронавигации вышла в прибыль после трех лет убытков
Максим Талавринов
Известия
Полетели: Росавиация попросила уволить топ-менеджеров «Уральских авиалиний»
Валентин Логинов
Известия
Ход и следствие: Польша меняет подход к смоленской авиакатастрофе
Илья Словесный
Деловой Петербург
Копайте глубже: Петербургу помогут построить метро до Пулково
Брэндон Вейхерт (Brandon Weichert)
ИноСМИ, The National Interest
Почему МиГ-21 до сих пор в почете у военных?
Андрей Коршунов
Известия
Космическая вязь: металлоткани свяжут Землю с другими планетами
Роман Гусаров
NEWS.ru
Новый самолет Ил-114-300: каким будет наследник легендарного Ан-24

РБК
Как S7 Airlines и ORS за 13 часов поменяли систему бронирования
Анастасия Николаева
Интерфакс
Россия и космос: последние достижения, история и интересные факты
Елена Савельева
РИА Новости
Не остаться в пролете: Запад испугался за свои самолеты из-за России
Максим Талавринов, Наталья Башлыкова
Известия
Рейс и навсегда: авиакомпаниям могут запретить аннулирование обратных билетов

Ростех
Сергей Ильюшин: «Лучше всего поют о конструкторе самолеты»
Алексей Анпилогов
Взгляд
Новый двигатель возвращает России турбовинтовую региональную авиацию
Егор Кулаков
Деловой Петербург
Петербург постепенно обретает статус столицы беспилотных систем
Наталья Ильина
Известия
Авианажим: мошенники прикидываются сотрудниками банков в аэропортах
Анастасия Львова
РБК
Ространснадзор решил перевести проверки авиакомпаний «на цифру»
Илья Максимов
Российская газета
Три российских самолета вошли в топ истребителей с самыми мощными двигателями

Ростех
Пять поколений истребительной авиации
Андрей Коршунов
Известия
Ближний сбой: какие проблемы вскрыла отмена пуска «Союз МС-5»
Игорь Кармазин
Известия
Небо открывается: первая белорусская космонавтка полетит на МКС
Алексей Михайлов, Андрей Федоров, Владимир Матвеев
Известия
Прицелы и средства: летчиков ВМФ научат борьбе с дронами
Григорий Колпаков
Интерфакс
Управление беспилотниками: виды, подготовка пилотов, востребованность профессии
Андрей Коршунов, Мария Недюк
Известия
Ступени развития: к чему приведет потеря ракеты Starship во время испытаний
Валерий Кодачигов, Максим Талавринов
Известия
Пролет нормальный: операторы дронов смогут общаться с экипажами самолетов
Илья Словесный
Деловой Петербург
Рейс задержан: сроки импортозамещения самолётов в России сдвинулись
Андрей Кузмак
Известия
Винительный падёж: Boeing оказался под огнем критики
Алексей Михайлов, Роман Крецул, Андрей Федоров
Известия
Расправить сети: запущена программа ремонта военных аэродромов
Роман Гусаров
NEWS.ru
Минобороны России получит новый самолет Ил-212: что о нем известно
Андрей Коршунов
Известия
Просто в космос: как Юрия Гагарина готовили к полету на Луну
Наталья Пономарева
Интерфакс
Отмена полета. Что делать пассажирам при задержке авиарейса?
Максим Талавринов, Наталья Башлыкова
Известия
Дебошире круг: с самолетов в РФ стали снимать больше деструктивных пассажиров

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgBcMam
Услуги автоперевозок: http://perevozki.youdo.com/arenda/pritsep/, выбирай нас!
Смотрите здесь - http://courier.youdo.com/store-delivery/pyaterochka/, лучшие цены по ссылке.
Смотрите тут - https://youdo.com/auto/kuzovnoy/painting/, полное описание.
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer