Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Удастся ли отечественным самолетам вернуться в небо России?


19 сентября 2012 года Нина Кузьмина, Комсомольская правда


Чиновники призывают бизнес поддержать отечественную промышленность и заказывать российские лайнеры, но из трех новинок готова только одна.

 

Вице-премьер Дмитрий Рогозин сделал заявление, от которого у всех причастных к авиации пробежал по спине холодок. Он заявил, что пора бы российским авиакомпаниям перестать выписывать из-за рубежа подержанные самолеты, а летать на российских лайнерах. «КП» решила выяснить, насколько реальны такие амбициозные планы.
 
ПРИНУЖДЕНИЕ К ПАТРИОТИЗМУ
 
Сейчас авиапарк российских компаний состоит в основном из подержанных иномарок, средний возраст которых в прошлом году был около 11 лет. Для лайнеров самое то, говорят авиаторы: самолеты уже переболели всеми «детскими болезнями», но износиться еще не успели. Но российские власти твердо решили поднимать промышленность и теперь предлагают отказаться от «Боингов» и «Аэробусов» и срочно пересаживаться на нашу технику.
 
Как рассказал «КП» глава Минпромторга Денис Мантуров, разработок много, но ключевых, которыми и рассчитывают закрыть рынок, три - уже известный миру Sukhoi Superjet 100, «Иркут» МС-21 и обновленный Ту-204 СМ. SSJ 100 вовсю летает в «Аэрофлоте», а вот остальные суда еще готовятся к выходу: «тушка» проходит сертификацию, а МС-21 только конструируют. В министерстве ждут, что «Ту» выйдет на рынок уже к 2014 году, а еще через два года подоспеет детище компании «Иркут».
 
Глава Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК) Михаил Погосян объясняет: в современной авиации больше всего востребованы средние самолеты на 100 - 200 пассажиров. И все российские разработки, на которые делается ставка, очень удачно вписываются в эту картину.
 
Впрочем, эксперты авиационной отрасли к такому «патриотизму сверху» относятся сдержанно.
- Чтобы отечественные компании закупали отечественные же самолеты, нашим производителям нужно делать лучшие в мире машины, - говорит глава агентства «Авиапорт» Олег Пантелеев.
 
 
ЗАПРЫГНУТЬ В НИШУ
 
Какие самолеты мы собираемся заменить своими? Как рассказывает Олег Пантелеев, SSJ 100 будет летать вместо наших же Ту-134 и Як-42, аналогичных иностранцев в парке наших авиакомпаний нет. Но речь тут идет не только о России, нам ведь подавай мировой рынок, а там среди самолетов этого класса серьезная конкуренция - придется отвоевывать место у бразильского концерна Embraer и канадцев из Bombardier. Примерно в этом же классе стоит и обновленный Ту-204 СМ, который ждут к 2016 году.
 
Разработке компании «Иркут», лайнеру МС-21, придется труднее всех: такие среднемагистральные самолеты на 150 - 220 кресел сейчас самые популярные, и эту нишу прочно заняли гиганты Airbus А-320 и Boeing-737. Рынок, как выражаются бизнесмены, очень тесный, и локтями толкаться придется жестко.
 
- Мы собираемся потеснить Airbus и Boeing - это грандиозные планы, - рассуждает главный редактор портала Avia.ru, эксперт по авиации Роман Гусаров. - Но сдюжим ли? Нам нужно прыгнуть выше головы и создать что-то лучше, чем Boeing и Airbas, потому что, если мы создадим что-то равное по качеству, покупать все равно будут их. Доверие к компании, репутация, хорошее обслуживание, в общем, полный пакет. А мы этого дать пока не можем.
 
 
Кстати, об обслуживании. Любой самолет, каким бы шедевром он ни был, необходимо поддерживать в летном состоянии, а для этого нужна хорошая техническая база, этакие СТО для воздушных судов. Российские авиакомпании в кризис 2008 года искали экономичные варианты лайнеров, отечественные лопали слишком много керосина, набрали, понятное дело, иномарок. И теперь все центры техобслуживания работают по западным стандартам и технологиям. А где тогда, спрашивается, обслуживать наши новые суда? Так что придется создавать еще и ремонтную базу.
 
- Даже если обслуживание зарубежного самолета будет чуть дороже, но делаться будет за один день, а нашего - за неделю, то возьмут все равно западный самолет. Потому что техника зарабатывает деньги, когда летает, а когда стоит, она приносит убытки, - высказывается Гусаров.
 
Есть и еще один момент - на Superjet 100 есть крупный контракт с «Аэрофлотом», то есть «Сухой» сейчас работает, по сути, только на этот заказ. Остальные самолеты еще даже не готовы, чего уж тут говорить о больших партиях. А влезать на рынок и летать нужно уже сейчас. Но кавалерийским наскоком такие дела не делаются, и тут скорее нужно работать на перспективу, говорит Олег Пантелеев.
 
- Ни одна страна, ни одна самая сильная компания не может с первого же года выпускать десятки и сотни бортов в год, - объясняет эксперт. - И авиакомпании покупают зачастую уже проверенную технику. Российским лайнерам придется сначала подтвердить, что они качественные, конкурентоспособные и эффективные. И только после этого появятся заказы, которые загрузят наши заводы.
 
 
У наших SSJ 100 и МС-21 на подходе еще один серьезный конкурент - канадцы готовят к выпуску лайнер Bombardier CSeries, который появится на рынке уже в середине этого десятилетия. Таких самолетов на 110 - 130 кресел в мире еще нет, канадцы будут первыми в этом классе.
 
- Создать за пять лет конкурентоспособную машину, хорошую систему обслуживания да еще и выгодную систему финансирования, чтобы не приходилось брать в лизинг под бешеные проценты? Сильно сомневаюсь, - скептически качает головой Роман Гусаров. - Построить самолет - это одна треть всего дела, если не будет остального, то затея с треском провалится.
 
У России все же с новыми разработками сейчас есть шанс стать вторым игроком на рынке, считает Олег Пантелеев, но для этого нужно работать быстро и качественно. Тогда и принуждать к патриотизму никого не придется - если техника будет действительно классной, ее станут покупать без оглядки на производителя.


комментарии (8):

Captain 777      19/09/2012 [13:44:19]#1
Удастся ли отечественным самолетам вернуться в небо России?
Ответ очевиден: за годы "перестройки" в дикий капитализм доля отечественных самолетов
составляет 5%, годовой выпуск самолетов исчисляется поштучно, + позорная демонстрация
Суперджета в Джакарте, все это- ясно продемонстрировало всему мировому авиационному сообществу, что Россия уже далеко не ведущая авиационная держава.
Для восстановления гражданской авиации надо начинать снова. "с нуля",
и потребуются
десятки лет усилий новых поколений, чтобы отечественная авиация вернулась в небо России.

air-squirrel      19/09/2012 [14:27:17]#2
Согласен с Captain 777
Только власти этого не понимают, потому как их деятельсность временна и не направлена на долгосрочное развитие..., сидят временщики - срубил бабло, вошел в капитал в одну-десять компаний и все....на место приходит другой. Если конкретно, что я вижу работая в авиапроме, то:
1.Кадрами на местах не занимаются (мастштаб предприятия). В масштабе страны - текущая реформа образования изуродует нащу системы образования, сделав ее побольшей части платной, бесплатное образование -это будет уровень ПТУ. Техническое оснащение ВУЗов авиа-направления плачевное..увы
2.Отсталая нормативная база отрасли. Если и выходят новые стандарты то это подкопирку перевод зарубежных (а это деньги + время). Слабое участие российских специалистов в зарубежных рабочих группах по разработке новых стандартов (ARINC, IEEE, RTCA, EUROCAE, VITA....). В итоге мы находимся за бортом...выходит новый стандарт а мы к его внедрению практически не готовы...и снова теряем года....Сюда можно приписать слабое участие российских специалистов авиапрома в международных конференциях именно в роли спичеров (направление системы и оборудование самолетов)
3.Отсутствие в государстве реальной программы (roadmap)развития (не стагнации и деградации) отечественного авиапрома с явными KPI и ответственностью за невыполнение.Одни лозунги 10%, теперь 3%.....лозунгами так все и останется..
Перечислять еще долго можно....но пока я вижу что мы даже не на пороге каких то изменений. а все остается на том же месте с тем же уровнем компетенции..

alexvaleri      19/09/2012 [18:36:44]#3
Не понял про 5% российсктого рынка самолётов.
В прошлом году было выпущено около 1500 пассажирских самолётов.
5% от этого - 75 самолётов. Где они?

АвиаторЪ      19/09/2012 [20:12:48]#4
Пока авиапромом руководят мантуровы и погосяны - мы обречены быть неисчерпаемым рынком сбыта для эйрбаса, боинга и бомбардье, а ильюшины и туполевы будут летать только на выставках

alexvaleri      19/09/2012 [22:26:01]#5
"У России все же с новыми разработками сейчас есть шанс стать ВТОРЫМ (???) игроком на рынке"

Извините, не понял вас. Это про что?

ССИ      20/09/2012 [11:14:48]#6
Вторым игроком - это значит СТАТИСТОМ при шулере. Другого определения нет.

kvv3232      20/09/2012 [20:10:56]#7
Чем страшна погосянщина - она постоянно разводит страну, имеющую реальные, отработанные для серийного производства в целях импортозамещения и покрытия хотя бы собственного рынка самолёты (Ту-214/201СМ, Ту-334, Ан-140, Ан-148, Ил-476, Ан-70, Ан-124), на бесконечные "инновационные прорывные супер-разработки" (по сути - блеф, призрачная цель, мифология). Это та же лысенковщина - с обещаниями чудес на основе домыслов одного человека с непомерными личными амбициями, с пустой тратой времени и огромных средств - и ничего более. Не сумев сделать один порядочный самолёт он берётся сделать следующий "ещё лучше". А надо "не лучший в мире", а просто серийные делать самолёты из того, что уже поставлено на крыло, что могут делать на имеющихся производствах и что реально востребованно. Для жизни отрасли нужны не бесконечные новые прожекты, а доведение до серии имеющихся реальных самолётов.

Mosckvitch      22/09/2012 [15:05:55]#8
В лучщую сторону положение начнёт меняться только в одном случае.Когда люди, находящиеся во властных структурах, будут ПРОФЕССИОНАЛАМИ т.е.обладать профильным образованием.А самое главное, будут способны мыслить и действовать в интересах РОССИИ, помня о её масштабе и месте в мире.













Материалы рубрики


Бизнес News
Как «Гидромаш» поставил на ноги «Магистральный самолет XXI века»

Известия
Что такое субсидированные авиабилеты и как их купить в 2026 году
Тимур Латыпов, Александр Гавриленко
БИЗНЕС Online
«Увы, не хотят запускать в большую серию»: КАЗ поднял в небо первый новый Ту-214

Деловой Петербург
Не летайте в Финляндию: японцы атаковали Finnair из-за расистского скандала
Наталия Ячменникова
Российская газета
Двигатель для нового пассажирского сверхзвукового самолета сложнее тех, что стоят на истребителях
Ангелина Кречетова
Forbes
Авиакомпании попросили продлить особый режим эксплуатации иностранных самолетов
Герман Костринский, Ольга Копытина при участии Сергей Хитров
РБК
Инвесторы согласились подождать выплат по облигациям Домодедово еще год
Ольга Самофалова
РИА Новости
Амбиции России завели ее на самый верх



Светлана Петрова
Эксперт
Поставки полностью импортозамещенных самолетов в авиакомпании планируются в 2026 году

Lenta.ru
Россия наращивает производство дронов. Как их используют на благо россиян?

РБК
Кто и как финансирует производство гражданских беспилотников
Роман Гусаров, AVIA.RU
Эксперт
Как регулировать перебронирование без вреда для пассажиров и авиакомпаний?
Валерия Чуб
Известия
Первых дело: как прошла премьера героической комедии «Есть только МиГ»
Анастасия Костина
Известия
Пункт допуска: Россия и Индия приблизились к безвизу для туристических групп
Ирина Мишина
Свободная Пресса
Второе рождение Бе-200: «Всемирный пожарный» получит российские двигатели
Андрей Коршунов
Известия
Полный в полет: геостационарный спутник поможет дронам освоить дальние маршруты
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Пролет навигатора: авиакомпании лишатся льгот на 2 млрд рублей в год
Анастасия Николаева
Интерфакс
Дроны в помощь: как Росреестр проконтролирует владельцев земельных участков?
Анастасия Костина
Известия
Атмосфера открытости: в Японии и Южной Корее ждут прямых рейсов с Россией
Наталия Ячменникова
Российская газета
Бакалавр по дронам. В 2026 году МГТУ ГА выпустит первых специалистов по эксплуатации беспилотников с высшим образованием
Андрей Коршунов
Известия
Крутой оборот: «ремонтные чемоданчики» быстрее вернут в строй поврежденные самолеты
Дмитрий Маракулин
Деловой Петербург
Суд подтвердил законность роста тарифов на парковку в аэропорту Пулково

РБК
Как промышленный дизайн делает дроны более быстрыми
Денис Гриценко
Известия
Огонь с батареей: в РФ впервые испытали дрон для тушения пожаров с автономным питанием
Максим Карабицкий, Павел Вихров
Известия
Поддержка воздуха: почти в 60 регионах РФ снимут ограничения на крупные дроны
Даниил Сечкин
Известия
Остров приближения: Россия и Япония обсуждают возобновление прямых авиарейсов
Денис Гриценко
Известия
Гулять под зондом: космический мусор может в любой момент упасть в любой точке Земли
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
Само название устраняет барьеры: ОАК заинтересовалась авиатакси
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
От носков до туров на Кубу: зачем Wildberries купил туроператора Fun&Sun
Андрей Коршунов
Известия
В высшей станции: технологии «Венеры-9» используют для будущих межпланетных миссий
Арсений Замостьянов
Известия
Экспедиция в преисподнюю: как советская техника добралась до Венеры
Денис Гриценко, Андрей Коршунов
Известия
Вселенские масштабы: природоподобные технологии помогут освоить космос
Денис Кузнецов
Известия
Горячая путевка: Wildberries & Russ купила крупного туроператора Fun&Sun

РИА Новости
Беспилотное будущее России: производство БАС на Дальнем Востоке
Татьяна Тюменева ("Российская газета", Санкт-Петербург)
Российская газета
Авиаэксперт Гусаров: Неубранная стойка шасси - это не критичная ситуация, но она предполагает возвращение в пункт вылета

Деловой Петербург
Без россиян "пришёл конец": аэропорту финской Лаппенранты грозит закрытие
Тимур Латыпов
«БИЗНЕС Online»
«Надо зубы вышестоящим показывать»: в 2025 году КАЗ поднимет только один Ту-214
Татьяна Ларионова, обозреватель «ТР»
Транспорт России
Летали и будем летать!
Дмитрий Бевза
Российская газета
Как не устроить пожар в самолете: 7 правил перевозки внешних аккумуляторов
Алла Скрипова
74.RU
Отменили авиарейс из-за угрозы БПЛА. На что рассчитывать пассажиру
Екатерина Забродина, Антон Конев, Иван Краснов
RTVI
Маршрут построен: как Путин будет добираться до Венгрии
Герман Костринский
РБК
Авиакомпании обяжут отчитываться о выбросах CO2 на международных рейсах
Анастасия Николаева
Интерфакс
Подробно и в деталях: что Путин рассказал Алиеву о катастрофе с самолетом AZAL?
Владимир Гаврилов, Денис Кузнецов
Известия
«Не бывает старых самолетов, есть неисправные воздушные суда»
Антон Белый, Юлия Леонова
Известия
Корпусный подход: российская 3D-ткань сделает БПЛА более ударопрочными
Валентина Лезина
Национальная Служба Новостей (НСН)
«Риски высоки»: Авиаэкспертов удивило заявление Минтранса об аэротакси в городах
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
«Бюджетных вложений хватит только на поддержку штанов»: Россия сокращает расходы на развитие авиапромышленности
Владимир Гаврилов
Известия
Летают тут: владельцы авиатакси захотели сами выдавать себе сертификаты на перевозку
Кирилл Фенин, Анастасия Костина
Известия
Встречный двигатель: РФ рассчитывает на скорое проведение консультаций с США
Артем Мостыканов, Мария Федорова
РБК
Как в России готовят специалистов гражданской беспилотной авиации

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgBnhnN
Юду: https://youdo.com/lawyer/realestate/apartment/deal/, подробности...
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer