Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Стратегия для авиапрома


2 сентября 2012 года Алина Черноиванова, Газета.ru


В развитие авимпрома государство вложит $46 млрд, следует из проекта программы «Развитие авиапрома на 2013–2025 годы», подготовленного Минпромторгом. Планируется, что в 2025 году Россия сможет продать гражданских лайнеров на сумму не менее $9 млрд (в 45 раз больше, чем сейчас), военных самолетов – на $6 млрд, а вертолетов – на сумму более $6 млрд. Минпромторг планирует утвердить программу до конца года.

 

Министерство промышленности и торговли опубликовало на сайте проект государственной программы «Развитие авиационной промышленности на 2013–2025 годы». Новая программа разработана по распоряжению правительства, ее первый вариант писали отраслевые институты и предприятия, но он не устроил министерство, и над новой редакцией работали независимые привлеченные консультанты.
 
В документ закладываются две существующие целевые программы (ФЦП) – по развитию оборонпрома до 2020 года и по развитию гражданской авиатехники до 2015 года, но бюджетные ассигнования, переходящие из первой ФЦП в новую программу, не детализируются. Раскрываются только деньги из ФЦП по гражданской авиатехнике. Например, в 2013 году затраты на развитие авиапрома по новой госпрограмме должны составить почти 76,6 млрд рублей, в том числе около 40 млрд переходят из ФЦП «Развитие гражданской авиатехники», говорится в документе.
 
Общее финансирование программы за счет средств бюджета предусмотрено в объеме почти 1,474 трлн рублей в ценах соответствующих лет. При среднем курсе доллара 2012 года, это около $46 млрд на 13 лет.
 
Затраты будут ежегодно увеличиваться до 2017 года: 95 млрд рублей в 2014 году, 146 млрд в 2015 году, 179 млрд в 2016 году. Самый затратный год – 2017-й, когда государство может выделить на развитие авиапрома около 188 млрд рублей. Затем государственное финансирование постепенно сокращается – до 69 млрд рублей в 2025 году. В документе отмечается, что расходы бюджета на развитие авиапрома заложены на уровне 0,91% от расходов по всем госпрограммам в целом в 2013 году, на уровне 1,33% в 2014 году и 1,77% в 2015 году.
 
В 2020 году, согласно документу, расходы российского бюджета на авиапром не превысят 0,89% от всех программных расходов России.
 
За 13 лет работы программы ее внебюджетное финансирование должно составить почти 634,5 млрд рублей. Таким образом, суммарный объем бюджетных и привлеченных инвестиций, необходимых для развития российского авиапрома, составляет около 2,1 трлн рублей. Такой объем подтверждается расчетами российских авиастроителей, соответствует оценкам аналитиков и экспертов отрасли и сопоставим с объемами финансированием похожих международных проектов, говорят авторы документа.
 
Реализация программы должна изменить позиции страны на мировом рынке. Сегодня Россия практически не представлена на глобальном рынке новых гражданских самолетов (менее 1%, около $200 млн), ее доля на рынке самолетостроения в целом в 2011 году составляла 3,4%, в основном благодаря продажам военных самолетов (примерно 7%, или $3,9 млрд), констатирует документ. Доля России на рынке вертолетостроения – 14,2%, и тоже в основном за счет военных машин. В секторе авиационного двигателестроения, авионики, агрегатов и систем на российские предприятия в 2011 году пришлось соответственно 3,5%, 6% и менее 1% рынка – вновь благодаря компонентам военного применения. К 2025 году по гражданским самолетам Россия должна занять 3,1% мирового рынка в денежном выражении. По прогнозам, взятым за основу проекта новой программы, мировой рынок самолетостроения вырастет к 2025 году в 2,3 раза – до $366 млрд, и около 80% этой суммы придется на гражданские самолеты ($292,8 млрд).
 
То есть в 2025 году гражданских самолетов российского производства должно быть продано на сумму не менее $9 млрд – это в 45 раз больше, чем объем продаж в 2011 году.
 
По военному сегменту самолетостроения расчетный уровень доли на мировом рынке – 8,2%, или примерно $6 млрд (рост продаж менее чем в два раза в сравнении с 2011 годом). В вертолетостроении Россия к 2025 году должна занять 13,9% рынка в гражданском секторе. Это $2,4 млрд, по предварительным прогнозам (по итогам 2010 года было 6%, $400 млн). И доля в 15% запланирована для военного сектора вертолетостроения – это примерно $3,8 млрд (против 12%, или $1,2 млрд, в 2010 году). В двигателестроении российские производители должны выйти на долю в 1,8% в гражданском и 8,3% в военном сегменте мирового рынка. Рост присутствия российских авиационных агрегатов и систем на мировом рынке обозначен до 2,7% (почти в три раза); по авионике – до 6,2% и 9,1% по гражданском и военному сегменту соответственно. В проекте новой программы подробно расписаны основные мероприятия по подпрограммам (самолетостроение, вертолетостроение, авиационное двигателестроение, агрегатостроение, приборостроение, малая авиация, авиационная наука и технологии) и проанализированы риски реализации программы.
 
Минпромторг ждет отзывы по документу до 10 октября 2012 года. Предполагается, что программа будет утверждена до конца года.


комментарии (15):

Сашочек      03/09/2012 [13:00:05]#1
Приходится констатировать, что идеология нынешней программы авиапрома не отличается от прежних. Она, как и прежние, достаточно примитивна и состоит в представлении руководству страны радужной картины завоевания солидной доли продаж на мировом рынке, и желанием под этим гипнозом добиться ее одобрения. На уровне правительства это почему-то срабатывает. И это при том, что все прежние программы в гражданском секторе были провалены (вспомним выводы Счетной палаты: цели ФЦП не достигнуты - российские самолеты по-прежнему не хотят покупать, люди уходят с авиационных предприятий. При провозглашенных планах продать в 2015 году 100 самолетов, авиапром сокращает их продажи. В 2009 году продано 9 самолетов, в 2010 году – всего 6. Средняя численность работников научных организаций с 2006-го по 2010 год сократилась с 98, 7 тыс. до 94, 5 тыс., авиастроительных предприятий - с 350 тыс. до 319 тыс. человек. Самолеты собирают из импортных комплектующих, поэтому российская добавленная стоимость в них остается незначительной.) Добавим от себя: за 5 лет в Россию завезено 477 зарубежных, в основном, подержанных самолетов, в том числе в 2011 году - 167 единиц. Анализа и объяснения причин «успешности» с такой же с помпой объявленных прежних программ - нет. Разъяснения за счет каких мер будет достигнута успешность нынешней программы тоже нет.

Сашочек      03/09/2012 [13:08:37]#2
Представляется, что правительству, перед принятием материалов предлагаемой программы к рассмотрению, стоило бы потребовать разъяснения причин провала прежних в сегменте гражданской авиации. Провести собственное изучение (а может быть и расследование) состояния дел в отрасли, обратив особое внимание на такие не последней важности вопросы: для чего существует авиастроение России? Почему приоритеты оснащения отечественных авиакомпаний, испытывающих чрезвычайно острую потребность в переоснащении парка техники, не являются главными (если не сказать что они вообще присутствуют у авиапрома)? Почему в деле планирования авиационной деятельности в сегменте выбора продуктов авиапрома игнорируются предложения Минтранса и авиакомпаний, которые письменно доводились до отрасли (и правительства). Итог игнорирования мнения Минтранса и авиакомпаний - на региональных линиях не на чем летать, и премьер-предлагает начать строить самолеты иностранного производства. Не лучше ли принять национальную программу настоящего комплексного возрождения авиастроения, которая бы предусматривала восстановление отраслевой науки, компонентов поддержки производства и технологий, материалов, современного управления, восстановления профессионального кадрового костяка во всех звеньях, включая структуры федерального уровня управления отраслью. Выдаваемая в виде успешной военная составляющая авиапрома тоже сомнительна, если учесть "успехи" в ПАК ФА, беспилотной авиации и т.д., где отставание составляет целое поколение. Здесь надо бы уже заботиться о сохранении нас в шеренге Китая, Японии, а скоро и Индии, Южной Кореи и т.д.
Частное мнение по состоянию авиапрома: положение не изменится до тех пор, пока государство не изменит управление отраслью и не возьмет его в свои руки. Пока не сделает его профессиональным, программным, где частные интересы не будут главенствовать над государственными. В конце концов, от этого зависит имидж и безопасность России, да и восприятие граждан своей страны. Нужно чтобы у Счетной палаты больше не было оснований писать "Цели не достигнуты..."

air-squirrel      04/09/2012 [11:36:47]#3
to Сашочек.
".....положение не изменится до тех пор, пока государство не изменит управление отраслью и не возьмет его в свои руки..." В том то и проблема, что
создали госкорпорацию ОАК, которая должна повышать эффективность самолетосроительной отрасли. А в результате, уже не 10%, а 3%)прогнозируют......
Это тоже самое что РосНАНО-показали президенту читалку для школьников.Круто.Через год проект закрыли. Деньги отмыли.
Проблема в том, что институты такие как Счетная палата, Госдума (в меньшей степени) "тявкают" что все плохо в авиации (ФЦП провалено) , а воз и ныне там. Ниодного чиновника из авиапрома/ОАК не "отругали" за отсутствие положительных результатов и продолжающуюся деградацию отрасли. Мы с легкой руки останавливаем на год работы по МС-21 (в части БРЭО). Если Иркут/Яковлев не может, зачем ему тогда отдавали этот проект. Год простоя - минус очередные проценты потенциальной рыночной ниши наших самолетов.
Нет рычагов в стране по оценке эффективности и контролю транжиривания госденег, поэтому у нас мосты идут "волной", дороги после ремонта исходят трещинами через сезон. Само понятие "ответственности" в высших эшелонах промышленности отсутствует!!

ССИ      05/09/2012 [07:41:59]#4
И не только в промышленности, но и в управлении государством. Прошу прощения, а что из БРЭО Вы производите и/или конструирует? Вопрос не праздный, поскольку сам тружусь на этой ниве. Работаю с системами управления самолетом. В том числе и с теми, которые планируется использовать на МС-21.

air-squirrel      05/09/2012 [07:58:49]#5
лично я связан с FMS.

ССИ      05/09/2012 [11:14:17]#6
По русски - это ВСС, я так понимаю. Тогда, мы потребители.

kvv3232      05/09/2012 [11:25:49]#7
Любые финансовые вложения имеют смысл, когда за ними стоит реальный качественный продукт, апробированный на внутреннем рынке. На ближайшие 5 лет - это Ту-214/204МС, Ан-124, Ан-148, Ан-140, Ан-2М, Ан-70, Ил-476. От этого и надо отталкиваться. Это "синицы в руках", которые дадаут реальный результат. Обо всём остальном надо забыть до тех пор, пока собственный внутренний рынок не будет удовлетворён вышеуказанным серийным парком. После этого можно строить новые проекты типа МС-21, новые Аны, Фрегаты ЭкоДжет и другие "журавли в небе".
Все попытки совершить "большой скачок" за счёт Super'ов показали со всей очевидностью, что это - "прыжки в сторону", в то время как весь мир движется "шагами вперёд". Из ОАКовского тупика выход один - вернуться к структуре независимых фирм - Ту, Ил, Як. Погосяна надо судить "за превышение должностных полномочий и принесение стране ущерба в особо крупных размерах".

Сашочек      05/09/2012 [12:24:18]#8
kvv3232 05/09/2012 [11:25:49] #7

Любые финансовые вложения имеют смысл, когда за ними стоит реальный качественный продукт, апробированный на внутреннем рынке///
Обо всём остальном надо забыть до тех пор, пока собственный внутренний рынок не будет удовлетворён... После этого можно строить новые проекты типа МС-21, новые Аны, Фрегаты ЭкоДжет и другие "журавли в небе".
Все попытки совершить "большой скачок" за счёт Super'ов показали со всей очевидностью, что это - "прыжки в сторону", в то время как весь мир движется "шагами вперёд".

Из ОАКовского тупика выход один - вернуться к структуре независимых фирм - Ту, Ил, Як. Погосяна надо судить "за превышение должностных полномочий и принесение стране ущерба в особо крупных размерах".


В ближайшем окружении верхов нет специалистов для доведения им этих истин. Зато тусуются спецы, для которых судьба авиации страны абсолютно безразлична, но дороги собственные проекты, которые по заключению Минтранса РФ российским авиакомпаниям не нужны. Минтранс внес альтернативные предложения http://www.proektnoegosudarstv ... , реализация которых позволила бы избежать той катастрофической ситуации, сложившейся на региональных и местных линиях.

Усилиями погосянов, мантуровых они отвергнуты, а Россия потеряла авиастроение, т.к. уже практически везде потеряны кадры. Но Погосян по-прежнему в фаворе...

Сашочек      05/09/2012 [12:47:48]#9
И еще... какое мышление надо иметь, чтобы дослушивать идеи (бредни) погосянов и иже с ним, о необходимости российскому авиапрому заботиться о нуждах мировых авиаперевозчиков, обязательно занять долю мирового рынка, пусть даже позорную в 3, 1 процента. А тем более - по факту это будет не 3, 1 процента, а всего лишь 0, 6 - 0, 65 процента, если учесть, что доля российских комплектующих и доля труда в "прорывных" продуктах не составляет и пятой части.

Неужели там наверху нет реальных экономистов, которые бы показали начальникам все это на одном листочке бумаги? А на другом листочке показать - сколько в России за последние годы заменено самолетов на иномарки, сколько их нужно еще заменить, чтобы стало ясно, что всему авиапрому для удовлетворения ВНУТРЕННЕГО рынка нужно работать лет десять, пятнадцать. Всевышний, верни им там разум.

Грустно....

air-squirrel      05/09/2012 [14:21:59]#10
to kvv3232 "..... надо судить "за превышение должностных полномочий и принесение стране ущерба в особо крупных размерах" - ++100500 ))))

air-squirrel      05/09/2012 [14:23:47]#11
to ССИ
А вы видно занимаетесь КСУ/АП/АТ?!что не система то FDAL A)))

ССИ      05/09/2012 [15:03:59]#12
Скорее, ЭДСУ, АП и АТ. Хотя, последнее время и АП и АТ объединены во ВСУПТ. КСУ ставится на Як-130.

air-squirrel      05/09/2012 [16:02:40]#13
to ССИ
Тогда я вам искренне желаю успешной и своевременной сертификации ваших систем в составе МС-21 в АР МАК/EASA!

Sky_controller      07/09/2012 [01:48:18]#14
Что вы так ругаетесь? Все идет по плану! В ближайшем будущем будет созданно мировое правительство, председателем которого станет президент США, и каждой стране будет отведно свое место, Россия будет Ямбургом, мирового масштаба, поставщиком сырья, и радиоактивной помойкой, и будем мы снабжать сырьем развитой запад, получая кость в зубы, чтобы не вякали. А все эти телодвижения с ОАКом, суперджетом, для отвода глаз, чтобы народ ничего не понял. И это не мои слова, про мировое правителььство, это была тема передачи, на одной из московских молодежных радиостанций, которую ведет Митрофанов, бывший соратник Жирика, и он говорил на полном серьезе, и он за подобную модель, и убеждал всех слушателей, что это благо для нас. И как мне кажется, все эти протестныетдвижения, связанные с выборами, тоже хорошо срежиссированный спектакль, чтобы поднять авторитет Пу в глазах народа, и выставить его идейнным борцом за Россию. Нас прото наипали, как всегда. И взяли без боя.

Orion      07/09/2012 [08:13:27]#15
Все к лучшему! Если для конечного человека будет своя крыша над головой, отпуск пару раз в год в теплых странах, и дешевые перелеты, то вообще пофиг мировое правительство или нет. А интеллект и знания можно будет применять в другом месте земного шара.













Материалы рубрики

Дмитрий Маракулин
Деловой Петербург
Суд подтвердил законность роста тарифов на парковку в аэропорту Пулково

РБК
Как промышленный дизайн делает дроны более быстрыми
Денис Гриценко
Известия
Огонь с батареей: в РФ впервые испытали дрон для тушения пожаров с автономным питанием
Максим Карабицкий, Павел Вихров
Известия
Поддержка воздуха: почти в 60 регионах РФ снимут ограничения на крупные дроны
Даниил Сечкин
Известия
Остров приближения: Россия и Япония обсуждают возобновление прямых авиарейсов
Денис Гриценко
Известия
Гулять под зондом: космический мусор может в любой момент упасть в любой точке Земли
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
Само название устраняет барьеры: ОАК заинтересовалась авиатакси
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
От носков до туров на Кубу: зачем Wildberries купил туроператора Fun&Sun



Андрей Коршунов
Известия
В высшей станции: технологии «Венеры-9» используют для будущих межпланетных миссий
Арсений Замостьянов
Известия
Экспедиция в преисподнюю: как советская техника добралась до Венеры
Денис Гриценко, Андрей Коршунов
Известия
Вселенские масштабы: природоподобные технологии помогут освоить космос
Денис Кузнецов
Известия
Горячая путевка: Wildberries & Russ купила крупного туроператора Fun&Sun

РИА Новости
Беспилотное будущее России: производство БАС на Дальнем Востоке
Татьяна Тюменева ("Российская газета", Санкт-Петербург)
Российская газета
Авиаэксперт Гусаров: Неубранная стойка шасси - это не критичная ситуация, но она предполагает возвращение в пункт вылета

Деловой Петербург
Без россиян "пришёл конец": аэропорту финской Лаппенранты грозит закрытие
Тимур Латыпов
«БИЗНЕС Online»
«Надо зубы вышестоящим показывать»: в 2025 году КАЗ поднимет только один Ту-214
Татьяна Ларионова, обозреватель «ТР»
Транспорт России
Летали и будем летать!
Дмитрий Бевза
Российская газета
Как не устроить пожар в самолете: 7 правил перевозки внешних аккумуляторов
Алла Скрипова
74.RU
Отменили авиарейс из-за угрозы БПЛА. На что рассчитывать пассажиру
Екатерина Забродина, Антон Конев, Иван Краснов
RTVI
Маршрут построен: как Путин будет добираться до Венгрии
Герман Костринский
РБК
Авиакомпании обяжут отчитываться о выбросах CO2 на международных рейсах
Анастасия Николаева
Интерфакс
Подробно и в деталях: что Путин рассказал Алиеву о катастрофе с самолетом AZAL?
Владимир Гаврилов, Денис Кузнецов
Известия
«Не бывает старых самолетов, есть неисправные воздушные суда»
Антон Белый, Юлия Леонова
Известия
Корпусный подход: российская 3D-ткань сделает БПЛА более ударопрочными
Валентина Лезина
Национальная Служба Новостей (НСН)
«Риски высоки»: Авиаэкспертов удивило заявление Минтранса об аэротакси в городах
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
«Бюджетных вложений хватит только на поддержку штанов»: Россия сокращает расходы на развитие авиапромышленности
Владимир Гаврилов
Известия
Летают тут: владельцы авиатакси захотели сами выдавать себе сертификаты на перевозку
Кирилл Фенин, Анастасия Костина
Известия
Встречный двигатель: РФ рассчитывает на скорое проведение консультаций с США
Артем Мостыканов, Мария Федорова
РБК
Как в России готовят специалистов гражданской беспилотной авиации
Андрей Коршунов
Известия
Алюминиевые образцы: ученые создадут из лома высокопрочные детали для самолетов

93.ru
На Кубани планируют возродить малую авиацию
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
Альтернатива Турции и ОАЭ: туроператоры ожидают всплеск спроса на отдых в Китае
Любовь Капустина
Российская газета
"Ангара" может прекратить полеты: кто может заменить компанию и скажется ли это на перевозках?
Наталия Ячменникова
Российская газета
С дроном на "ты". Университет гражданской авиации получил сертификаты летной годности на тяжелый беспилотник
Елена Сухорукова, Дарья Молоткова
РБК
У крупнейшего оператора duty free в Шереметьево сменился собственник
Иван Сало
РБК
МС-21: что это за самолет, его характеристики и роль в российской авиации
Валентина Аверьянова
Известия
На взлет: в России вводят новый авиационный сбор для пассажиров
Татьяна Копылова
Деловой Петербург
"Это очень критично": поможет ли новая станция метро аэропорту Пулково
Ирина Ионина
Известия
Летний под дых: кто компенсирует туристам расходы после транспортного коллапса
Ксения Ерохина
Деловой Петербург
Платят пассажиры: как новый сбор Минтранса повлияет на стоимость авиабилетов
Ярослав Солонин
Lenta.ru
«Я – последняя собака в космосе» 65 лет назад СССР запустил в космос Белку и Стрелку. Как это спасло жизнь Гагарину?
Валентина Аверьянова
Известия
Без барьеров: как авиация делает перелеты доступными для людей с РАС
Ольга Федорова
Московский Комсомолец
Над Аляской «закрыли небо»: что скрывается за мерами авиабезопасности саммита
Любовь Капустина
Российская газета
Это дорого, но эффективно: эксперты рассказали, как "мокрый" лизинг мог бы помочь авиаперевозчикам России
Сергей Прудников
Известия
Полет смысла: как будут развиваться российские гражданские дроны
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
В Смольном раскрыли детали испытаний беспилотников в Петербурге
Николай Сергеев
Москвич
Критический фактор: почему авиаколлапс лета 2025 погубил российский средний класс
Елена Рузлева
Forbes
Разбор полетов: чем для акций «Аэрофлота» обернется атака хакеров и задержки рейсов
Антон Белый
Известия
Молодой по весу: в РФ разработали сверхлегкую ракету-носитель для запуска спутников
Герман Костринский, Екатерина Шокурова, Анна Балашова
РБК
Атака хакеров на «Аэрофлот»: сколько это может стоить компании

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer