Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Аренда идет на взлет


24 сентября 2012 года Алина Черноиванова, Газета.ru


Ставки аренды аэродромов в московском авиаузле могут вырасти в десятки раз – до более 2 млрд рублей за взлетно-посадочную полосу. Без этого частные инвестиции в аэродромную инфраструктуру не пойдут, следует из предварительной экспертизы проекта создания компании, консолидирующей госактивы в МАУ. Повышение тарифов на «взлет-посадку» приведет к росту цен на авиаперевозки.

 

Привлечение частных инвестиций в аэродромную инфраструктуру московского авиаузла (МАУ) потребует увеличения ставок аренды аэродромов. В противном случае инвесторы в проект не пойдут: инвестиции не смогут себя окупить. Такой вывод делают независимые эксперты в предварительном финансово-экономическом обосновании создания компании, которая объединит государственные активы в авиаузле. Экспертиза проводится по заказу профильной рабочей группы, которую возглавляет первый вице-премьер Игорь Шувалов.
 
С прогнозными сценариями, где разбирается укрупненная финансовая модель проекта, ознакомилась «Газета.Ru». О юридических сложностях процесса «Газета.Ru» писала ранее.
 
Ставка аренды взлетно-посадочных полос аэропортов МАУ, по пессимистичному сценарию, может быть повышена в десятки раз – до 2,3 млрд рублей в год за одну полосу. Благоприятный сценарий – повышение ставки до 1 млрд рублей за полосу.
Развитие событий будет зависеть от того, сможет ли будущая единая компания получить налоговые льготы и решит ли она создавать резервный фонд.
 
Аэродромы МАУ находятся в собственности у государства. Аэропорты Внуково, Шереметьево и Домодедово арендуют их у ФГУП «Администрация гражданских аэропортов» (АГА) и «Администрация аэропорта Домодедово» (ААД). Внуково сейчас выплачивает АГА 10% выручки от аэропортового сбора по операциям «взлет-посадка» (по итогам 2011 года – около 79 млн рублей). У Шереметьево – фиксированная ставка: в апреле 2012 года АГА заключило договор аренды на 49 лет со ставкой 201 млн рублей. У частных владельцев Домодедово договор сроком на 75 лет (в сентябре согласовано повышение с 92 млн до 410 млн рублей).
 
Сейчас арендная плата – единственный источник доходов госпредприятий для покрытия расходов по хозяйственному ведению аэродромами. Реконструкцию и развитие аэродромов ФГУПы ведут за счет средств из российского бюджета.
 
Единая компания, создание которой предварительно одобрил в июле 2012 года президент Владимир Путин, должна обеспечить развитие московского авиаузла после 2015 года без государственного финансирования только за счет собственной прибыли и привлеченных с рынка денег.
 
Основным доходом единой компании рассматривается плата за аренду аэродромного имущества от операторов аэропортов.
 
В уставный капитал компании планируется внести и госпакеты акций самих аэропортов (83,04% акций «Международного аэропорта Шереметьево», 74,74% акций «Аэропорта Внуково» и 25% +1 акция «Международного аэропорта Внуково»). При повышении арендной платы аэропорты смогут соответственно повысить тарифы на «взлет-посадку» (обосновываются и согласовываются в Федеральной службе по тарифам), эти деньги станут источником доходов компании.
 
Для успешного привлечения инвестиций в проект повышение ставки аренды на инфраструктуру и тарифов на обслуживание авиакомпаний неизбежно, следует из предварительной экспертизы.
 
Общие расходы новой компании предварительно оцениваются в сумму от 5 млрд рублей в год. Основные статьи расходов – это налоги на имущество (у ФГУП есть налоговые льготы; без льгот – расходы от 2 до 3 млрд рублей ежегодно) и эксплуатационные расходы по содержанию аэродромов. Выручка от операций «взлет-посадка» при действующих тарифах и пассажиропотоке во Внуково и Шереметьево (аэропорт Домодедово в экспертизе не рассматривается) составляет примерно 2,8 млрд рублей и не покрывает даже минимальные расходы будущей компании.
 
Если Внуково и Шереметьево добьются максимально возможного роста пассажиропотока в 90 млн человек ежегодно, но при этом тарифы за «взлет-посадку» для авиаперевозчиков сохранятся на нынешнем уровне, единая компания сможет выручить около 8 млрд рублей в год. Но для увеличения пропускной способности нужно развивать инфраструктуру, и если у Внуково после реконструкции ВПП-1 и перронов в 2013 году все возможности по увеличению пропускной способности есть, то в Шереметьево нужно построить третью полосу (деньги под нее заложены в бюджете), а после 2015 года заняться реконструкцией сектора Шереметьево-1 (стоимость проекта – от 25 млрд рублей; госбюджет после 2015 года пока не разработан).
 
Федеральный бюджет на 2012–2015 годы покрывает планы по развитию инфраструктуры аэропортов отчасти. На строительство и реконструкцию полос, перронов, рулежных дорожек, по разным оценкам, уже сейчас не хватает от 43 млрд до 60 млрд рублей (с учетом развития Домодедово). Единая компания должна привлекать средства частных инвесторов (30% от дефицита стоимости проекта) и брать кредиты (70%), а значит, нести расходы по обслуживанию долга.
 
Но компании необходимо создавать резерв: через 25 лет московскому авиаузлу для капитального ремонта инфраструктуры потребуется, по предварительным расчетам, более 650 млрд рублей в течение восьми лет (в период с 2038 по 2046 год), полагают правительственные эксперты.
 
И если будет решено такой резерв создавать, в него необходимо проводить ежегодные отчисления на уровне амортизационных расходов – около 4–6 млрд рублей.
 
Если компания не получит льготы по налогу на имущество и решит создавать резерв на капитальный ремонт за счет собственной выручки, придется повышать арендную ставку до максимально возможного значения – примерно 2,3 млрд рублей за взлетно-посадочную полосу в год.
 
В этом случае аэропортам Внуково и Шереметьево необходимо будет поднять средний тариф на операцию «взлет-посадка» более чем в 3 раза – до 650 рублей за тонну взлетной массы.
 
Сейчас этот тариф составляет около 160 руб./т для российских авиакомпаний и примерно 315 руб./т для иностранных. Но такой сценарий развития событий ведет к минимальной внутренней норме доходности проекта и значительному сроку окупаемости инвестиций, поэтому эксперты рассматривают его как «негативный».
 
Если компания добьется льгот по налогу на имущество, а финансирование капитального ремонта будет идти не только за счет собственных и заемных средств, но и частично из федерального бюджета, повышение арендной ставки прописывается на уровне до 1 млрд рублей за полосу. В таком случае аэропортам потребуется повысить средний тариф на «взлет-посадку» примерно до 395 руб./т. Это наиболее благоприятный вариант для привлечения частных инвестиций.
 
На налоговые льготы компания, скорее всего, может рассчитывать, считают эксперты.
 
«Практика поддержки важных для государства проектов – Олимпиады в Сочи-2014, Сколково и других – есть, – поясняет советник юридической фирмы Lidings Степан Гузей. – В том числе эту поддержку государство оказывает через налоговые льготы – как на федеральном уровне – через внесение поправок в Налоговый кодекс, так и на региональном – путем предоставления максимальных льгот, предусмотренных по ряду налогов – на прибыль, на имущество. Так что можно с высокой долей вероятности сказать, что сама возможность предоставления льгот принципиально возможна».
 
Федеральным законодательством льгота по налогу на имущество для инфраструктуры аэропортов не предусмотрена, но имущество Внуково, Домодедово и Шереметьево льготируется по закону Москвы «О налоге на имущество организаций», говорит Александр Миронов, замдиректора аудиторско-консалтинговой группы «Уральский союз». «Льготу по налогу на имущество в отношении аэродромов и объектов единой системы организации воздушного движения вполне могут применять не только ФГУП, но и ОАО, – уточняет он. – Даже если это имущество сдается в аренду, льгота все равно применяется».
 
«Важность и обсуждаемость проекта создания единой компании в МАУ дает основания полагать, что предоставление различных льгот, в том числе налоговых, будет предметом политического интереса и лоббирования», – добавляет Гузей.
 
Увеличение аренды изменит структуру расходов операторов аэропортов. Расходы Внуково по аренде аэродромного имущества сейчас не превышают 4% в общих расходах. Этот показатель увеличится примерно до 33%. В Шереметьево на аренду идет чуть более 2%; будет около 26%.
 
Авиакомпании, летающие из Шереметьево и Внуково, компенсируют повышение ставки за «взлет-посадку», повысив цены на авиабилеты.
Ранее на это обращал внимание в письмах помощнику президента Эльвире Набиуллиной и замминистра экономразвития Олегу Савельеву исполнительный директор аэропорта Домодедово Денис Нуждин (он прогнозировал рост тарифа «взлет-посадки» в 7,5 раза «в горизонте до 2043 года). По оценкам, представленным в экспертном финансово-экономическом анализе создания единой компании, в худшем случае пассажиру придется заплатить дополнительно 224 рубля за билет, в лучшем – 94 рубля.
 
Пересмотр арендных отношений с операторами Внуково и Шереметьево в рамках единой компании не предполагает значительных сложностей. Но у владельцев аэропорта Домодедово договор аренды действует 75 лет, им может быть предложено изменение арендной ставки по формуле «разность между доходами от операций «взлет/посадка» и расходами на эксплуатацию», следует из предварительных материалов по созданию единой компании.
 
«Правительство четко определило: после 2015 года госинвестиции в московский авиаузел будут сведены к минимуму, если не сокращены полностью, – говорит источник, знакомый с работой по консолидации федерального имущества в МАУ. – Аэропорты уже достаточно привлекательны для частных инвесторов, и деньги на инфраструктуру нужно искать самостоятельно».
 
Государство не может обязать операторов аэропортов вкладываться в реконструкцию государственного аэродромного имущества и, тем более, создавать для государства новую аэродромную инфраструктуру. Приватизация аэродромов не вызывает интереса у операторов аэропорта – стоимость аэродромов МАУ, по самым примерным расчетам, оценивается в 100 млрд рублей. Основной доход от эксплуатации аэродрома – операции за «взлет-посадку» – не позволяет окупить приватизацию в приемлемые сроки (по разным оценкам, срок такой инвестиции – от 60 лет). Как вариант, прорабатывалась возможность пересмотра договоров аренды с инвестиционными обязательствами. Арендные платежи тогда шли бы в зачет частных инвестиций во взлетно-посадочные полосы. Но и здесь срок окупаемости частных инвестиций при нынешней арендной ставке слишком длителен.
 
Консолидированные активы московского авиаузла выглядят более привлекательными для частных инвесторов, утверждают участники процесса консолидации.
 
«Фонд Macquarie обсуждает возможность вхождения в капитал будущей единой компании на миноритарный пакет совместно с российскими партнерами», – сообщил высокопоставленный источник в правительстве. Ранее об интересе инвестфонда Macquarie к проекту единой компании говорил и другой источник в Белом доме.
 
Письменные запросы в европейский и головной офисы Macquarie в течение недели оставались без ответа.
 
Во Внуково, Домодедово и Шереметьево детализацию проекта создания компании, консолидирующей госактивы в МАУ, не комментируют.



комментарии (0):













Материалы рубрики

Евгения Бородина
Известия
Взлет заглушаю: что облегчит длинный перелет
Юлия Леонова, Владимир Матвеев
Известия
Первый в классе: спущен на воду учебный корабль для вертолетчиков
Наталья Башлыкова, Максим Талавринов
Известия
Экономь-класс: ФАС попросили проверить рост стоимости авиабилетов
София Прохорчук, Яна Штурма
Известия
Раздор полетов: почему пассажиры «Аэрофлота» не попали на рейсы
Анастасия Морозова
Forbes
Bloomberg узнал о сложностях с покупкой Boeing своей бывшей «дочки» Spirit
Валерия Лобко
Российская газета
Взглянуть в небо: Регионы оценят по уровню развития беспилотников
Татьяна Серебрякова
HotLine.travel
Может ли скандал вокруг Turkish Airlines привести к ограничению рейсов в Россию
Яна Штурма, Ксения Набаткина, Валерия Мишина
Известия
Владивосточное время: куда полетят россияне этим летом



Анастасия Львова, Герман Костринский
РБК
Первый аэропорт в Карачаево-Черкесии построят «Аэропорты регионов»
Алексей Михайлов, Андрей Федоров, Роман Крецул
Известия
«Кинжальная» дистанция: носитель гиперзвука получил стратегическую дальность
Наталия Эфендиева
Деловой Петербург
Бороздят просторы Вселенной: необычное кино о космосе
Алексей Михайлов, Андрей Федоров, Владимир Матвеев
Известия
Поставили «Форпост»: за Камчаткой и Севморпутем присмотрят беспилотники
Анастасия Львова
РБК
Минтранс поручил усилить меры по защите аэропортов от атак дронов
Мария Сергеева (Республика Саха)
Российская газета
Почти половину аэропортов Якутии модернизируют благодаря нацпроекту
Андрей Коршунов
Известия
На счет три: российская ракета «Ангара» впервые стартовала с Восточного
Анастасия Львова
РБК
Госкорпорация по аэронавигации вышла в прибыль после трех лет убытков
Максим Талавринов
Известия
Полетели: Росавиация попросила уволить топ-менеджеров «Уральских авиалиний»
Валентин Логинов
Известия
Ход и следствие: Польша меняет подход к смоленской авиакатастрофе
Илья Словесный
Деловой Петербург
Копайте глубже: Петербургу помогут построить метро до Пулково
Брэндон Вейхерт (Brandon Weichert)
ИноСМИ, The National Interest
Почему МиГ-21 до сих пор в почете у военных?
Андрей Коршунов
Известия
Космическая вязь: металлоткани свяжут Землю с другими планетами
Роман Гусаров
NEWS.ru
Новый самолет Ил-114-300: каким будет наследник легендарного Ан-24

РБК
Как S7 Airlines и ORS за 13 часов поменяли систему бронирования
Анастасия Николаева
Интерфакс
Россия и космос: последние достижения, история и интересные факты
Елена Савельева
РИА Новости
Не остаться в пролете: Запад испугался за свои самолеты из-за России
Максим Талавринов, Наталья Башлыкова
Известия
Рейс и навсегда: авиакомпаниям могут запретить аннулирование обратных билетов

Ростех
Сергей Ильюшин: «Лучше всего поют о конструкторе самолеты»
Алексей Анпилогов
Взгляд
Новый двигатель возвращает России турбовинтовую региональную авиацию
Егор Кулаков
Деловой Петербург
Петербург постепенно обретает статус столицы беспилотных систем
Наталья Ильина
Известия
Авианажим: мошенники прикидываются сотрудниками банков в аэропортах
Анастасия Львова
РБК
Ространснадзор решил перевести проверки авиакомпаний «на цифру»
Илья Максимов
Российская газета
Три российских самолета вошли в топ истребителей с самыми мощными двигателями

Ростех
Пять поколений истребительной авиации
Андрей Коршунов
Известия
Ближний сбой: какие проблемы вскрыла отмена пуска «Союз МС-5»
Игорь Кармазин
Известия
Небо открывается: первая белорусская космонавтка полетит на МКС
Алексей Михайлов, Андрей Федоров, Владимир Матвеев
Известия
Прицелы и средства: летчиков ВМФ научат борьбе с дронами
Григорий Колпаков
Интерфакс
Управление беспилотниками: виды, подготовка пилотов, востребованность профессии
Андрей Коршунов, Мария Недюк
Известия
Ступени развития: к чему приведет потеря ракеты Starship во время испытаний
Валерий Кодачигов, Максим Талавринов
Известия
Пролет нормальный: операторы дронов смогут общаться с экипажами самолетов
Илья Словесный
Деловой Петербург
Рейс задержан: сроки импортозамещения самолётов в России сдвинулись
Андрей Кузмак
Известия
Винительный падёж: Boeing оказался под огнем критики
Алексей Михайлов, Роман Крецул, Андрей Федоров
Известия
Расправить сети: запущена программа ремонта военных аэродромов
Роман Гусаров
NEWS.ru
Минобороны России получит новый самолет Ил-212: что о нем известно
Андрей Коршунов
Известия
Просто в космос: как Юрия Гагарина готовили к полету на Луну
Наталья Пономарева
Интерфакс
Отмена полета. Что делать пассажирам при задержке авиарейса?
Максим Талавринов, Наталья Башлыкова
Известия
Дебошире круг: с самолетов в РФ стали снимать больше деструктивных пассажиров
Евгений Берсенев
Свободная Пресса
Небесный тихоход: МС-21 ждет нелегкая судьба
Анастасия Львова, Валентина Шварцман
РБК
У российских вертолетчиков вскоре истекут все контракты с ООН
Анастасия Львова
РБК
ОАК сдвинула сроки поставок новых гражданских самолетов
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
Леса просят дронов. Авиалесоохрана ищет деньги на закупку БАС

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer