Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Предельный прагматизм и полная деполитизация


26 сентября 2012 года Константин Макиенко, Военно-промышленный курьер


Общественные представления о перспективах российско-украинских оборонно-промышленных связей в последние годы сильно зависят от политического контекста. В период ухудшения отношений между Москвой и Киевом СМИ, эксперты и лица, принимающие решения в сфере военно-технического сотрудничества, муссируют идеи о необходимости и возможности тотального прекращения всяких контактов. При потеплении наступает эйфория ожиданий невиданного расцвета ВТС вплоть до интеграции отдельных отраслей, например авиастроения.

 

Сразу после «оранжевого» государственного переворота на Украине в России стали раздаваться призывы ответить на русофобскую политику американского клиента Виктора Ющенко, свернув кооперацию и ликвидировав контакты с соседями в области авиационной промышленности. Зазвучали заявления больших кремлевских начальников о необходимости создания импортозамещающих производств авиационных, прежде всего вертолетных моторов и корабельных газотурбинных энергетических установок. Эти словесные в большинстве своем упражнения имели отчасти и реальное практическое воплощение.
 
Переменчивая ситуация
 
Похолодание политических отношений стало одной из причин отсутствия в России государственной поддержки проекта Ан-148 и демонстративного предпочтения, отданного российским правительством конкурирующей отечественной программе RRJ-95, очень отстававшей на тот момент от украинского аналога.
 
Такой подход явился справедливым ответом антоновскому КБ, руководитель которого Дмитро Кива с энтузиазмом приветствовал «оранжевый» путч и поддерживал привилегированные политические отношения с Юлией Тимошенко. Вряд ли эта позиция Кивы имела глубокий идеологический фундамент, скорее она была продиктована имманентным для украинской политической и бизнес-элиты оппортунизмом.
 
Похоже, что политическая отчужденность сыграла определенную роль и в торпедировании дурно пахнущего прожекта закупки российским флотом ржавого крейсера проекта 1164 «Украина». В фазе межгосударственной конфронтации российская сторона получила как минимум два профита – использовала момент для старта собственного проекта регионального самолета и сэкономила 20 миллиардов рублей за счет отказа от безумной идеи приобретения корабельного металлолома.
 
В среде собственно украинского промышленного сообщества имелось четкое понимание, что разрыв с Россией ничего хорошего ему не сулит. Даже у «прооранжевых» (по крайней мере на уровне руководства) антоновцев, для которых российский рынок оставался основным, антимосковские настроения пришедших к власти политиков большой популярностью не пользовались.
 
Ситуация приобрела прямо противоположный облик после избрания президентом Виктора Януковича.
 
Безответственное поведение
 
На волне стремительного сближения Москвы и Киева, наиболее ярким символом которого стали соглашения по базированию Черноморского флота, сформировались явно завышенные ожидания относительно возможности углубления авиационной и оборонно-промышленной интеграции. Начались разговоры о вероятном слиянии российской Объединенной авиастроительной корпорации и украинских авиационных активов, а также о покупке «Оборонпромом» компании «Мотор Сич».
 
Инициатива резкого изменения status quo вновь исходила главным образом от политиков. Более трезво и приземленно мыслящие представители промышленных сообществ России и Украины эти намерения изначально оценивали скептически. Итог известен – все интеграционные инициативы на сегодня позабыты, а modus operandi индустрий двух стран практически не претерпел изменений.
 
Российский рынок остается для украинских авиапромышленников основным, но его относительный вес постепенно уменьшается. Получая деньги от партнеров из РФ, украинцы на рынках третьих государств активно работают против российских коммерческих интересов, а КБ незалежной азартно «сливают» конкурентам нашей «оборонки» оставшиеся у них авиационные и двигательные технологии.
 
Этим занимаются и как бы «прооранжевые» антоновцы, и якобы пророссийский Вячеслав Богуслаев, председатель совета директоров ПАО «Мотор Сич». Возглавляемая им фирма, имея с «Вертолетами России» многолетний контракт стоимостью пять миллиардов рублей на поставку двигателей, в нарушение всех возможных авторских прав «Миля» и «Климова» инициирует откровенно враждебный, подрывной в отношении российских коммерческих интересов проект фактически контрафактной ремоторизации винтокрылов Ми-8 на Оршанском заводе в Белоруссии. По сути речь идет о создании черного рынка «паленых» вертолетов.
 
Примеры такого безответственного поведения не только в отношении Российской Федерации, но и глобальной безопасности можно еще долго продолжать.
 
Украинская геронтократия
 
Российско-украинское промышленное сотрудничество, пройдя обе фазы цикла – от острой конфронтации до горячей непродолжительной дружбы, в целом сохраняет сложившийся характер независимо от политической конъюнктуры. Один из основных факторов, определяющих содержание и форму этого сотрудничества, – неспособность (несмотря на декларативные заявления) предприятий РФ организовать стопроцентное импортозамещение критически важных украинских изделий (здесь наблюдается лишь некоторый прогресс). Соответственно для крупнейших экономических субъектов Украины, прежде всего в авиационной и двигателестроительной области, российский рынок остается доминирующим либо одним из основных. Это обеспечило взаимодействие даже в период политического кризиса в отношениях двух стран.
 
С другой стороны, в бизнес-культуре руководителей промышленных компаний соседних государств наблюдается нарастающий разрыв. Можно сколько угодно критиковать российских «эффективных менеджеров» из ОАК, «Оборонпрома» или «Вертолетов России», но они на парсеки опережают застрявших в дурной бесконечности 90-х годов геронтократов украинского авиапрома. Бизнес-культура последних представляет причудливую смесь советских представлений и провинциальных хуторских повадок прижимистого крестьянина, экономический менталитет которого сформировался на Сорочинской ярмарке.
 
Семейные мелодрамы в стиле латиноамериканских сериалов на «Антонове» или неподражаемые азиатско-деспотические нравы, которые процветают в Запорожье, конечно, придают украинским партнерам неповторимый колорит гоголевского гротеска и даже, вероятно, вызывают восторг у некоторых московских журналистов, чаще всего у заслуженных ветеранов пера и стакана, но не способствуют поиску общего языка с россиянами. В общем, как представляется, любые практические шаги по углублению российско-украинской интеграции станут возможными только после смены нынешнего поколения руководителей самолето- и моторостроения на Украине.
 
Опасные иллюзии
 
Еще одно обстоятельство, которое затрудняет, если не делает вообще беспредметными разговоры об интеграционных планах, – отставание украинской промышленности в области корпоративного строительства. Те процессы консолидации отрасли, порой через национализацию или даже экспроприацию активов, которые в России закончились еще пять, а в ряде случаев и десять лет назад, на Украине только начинаются. Украинское авиа- и моторостроение, видимо, ожидает период институциональных изменений и кадровой нестабильности, прежде чем кристаллизуются понятные партнеры, с которыми можно начинать дискуссию на предмет интеграции. Если этот сюжет еще будет актуален.
 
Так какой же должна быть стратегия «генералов» российской промышленности в отношении украинских партнеров? Предельно прагматичной и полностью деполитизированной. Примером могут служить «Вертолеты России». Закупая до 70 процентов моторов на Украине, компания последовательно стремится к диверсификации источников получения двигателей за счет увеличения российского производства и импорта французских изделий. Причем это не специфическая политика, которая затрагивает только двигатели, а часть общей принципиальной стратегии по расширению поставщиков и созданию конкурентной среды среди комплектаторов.
 
Фантазии на тему необходимости пойти на экономические уступки ради перспективы политической интеграции – опасные иллюзии. Равно как страшилка о том, что проявив жесткость в экономике, мы оттолкнем «братский» народ от сближения с Россией. Девять десятых жителей Украины при любой политике Москвы предпочтут «европейский шлях». Единственный способ развернуть эти настроения – сделать привлекательной российскую политическую, экономическую и социальную модель, создать эффективную экономику, поставив во главу угла холодный прагматизм. Он в данном случае означает продолжение настойчивых усилий по импортозамещению украинской продукции, прежде всего в области авиационного двигателестроения.


комментарии (8):

GRV Эксперт «Aviation EXplorer»      26/09/2012 [20:58:57]#1
Хрень полная. Надо было сразу обвинить всех украинцев в связях с Березовским и дело сделано...

Сегодня русские - разделённый народ. Без Украины Россия неполноценна и наоборот. И все, кто агитирует за выстраивание "берлинской стены" между нами - враг России или работает на врагов России. Например, у нас на форуме большинство из тех, кто подливает масло в огонь российско-украинских противоречий, пишут с американских IP-адресов. Не странно ли? И к чему призывает Макиенко в статье - не будем брать украинские двигатели (в которых 80% российских комплектующих и 100% металла), а будем влезать в зависимость от французов? Вот уж точно, лучше с умным потерять, чем с дураком найти.

MRDJ      27/09/2012 [04:16:53]#2
с GRV полностью согласен.

Российский рынок остается для украинских авиапромышленников основным, но его относительный вес постепенно уменьшается. Получая деньги от партнеров из РФ, украинцы на рынках третьих государств активно работают против российских коммерческих интересов, а КБ незалежной азартно «сливают» конкурентам нашей «оборонки» оставшиеся у них авиационные и двигательные технологии.

Во-первых об этом поподробнее кто куда что сливает? Во-вторых если они с нами заключили контракты, это не значит что они не могут работать с другими партнёрами.

Этим занимаются и как бы «прооранжевые» антоновцы, и якобы пророссийский Вячеслав Богуслаев, председатель совета директоров ПАО «Мотор Сич». Возглавляемая им фирма, имея с «Вертолетами России» многолетний контракт стоимостью пять миллиардов рублей на поставку двигателей, в нарушение всех возможных авторских прав «Миля» и «Климова» инициирует откровенно враждебный, подрывной в отношении российских коммерческих интересов проект фактически контрафактной ремоторизации винтокрылов Ми-8 на Оршанском заводе в Белоруссии. По сути речь идет о создании черного рынка «паленых» вертолетов.

На счёт враждебности, почитайте статью с интервью самого Вячеслава Богуслаева http://vpk.name/news/73782_vya ... , где он говорит о том что он предлагает России предприятие с 50% акций и документации бесплатно, а палки в колёса вставляет именно российская сторона. Так что здесь что то не сходится, кто то из вас врёт.

MRDJ      27/09/2012 [04:31:24]#3
С другой стороны, в бизнес-культуре руководителей промышленных компаний соседних государств наблюдается нарастающий разрыв. Можно сколько угодно критиковать российских «эффективных менеджеров» из ОАК, «Оборонпрома» или «Вертолетов России», но они на парсеки опережают застрявших в дурной бесконечности 90-х годов геронтократов украинского авиапрома. Бизнес-культура последних представляет причудливую смесь советских представлений и провинциальных хуторских повадок прижимистого крестьянина, экономический менталитет которого сформировался на Сорочинской ярмарке.

В чём опережают? В том что ОАК устроило плановую экономику с одним самолётом, не давая поднять голову конкурентам на правительственном уровне? Если украинцы застряли в 90-х, то наши ОАКи в середине 20-го века. И если Вы хотели обидеть словом "крестьянин", то мне Вас жалко. Крестьяне Вас кормят между прочим и сейчас тоже участвуют в рыночной экономике. Некоторые фермерские хозяйства работают эффективнее зарубежных.

GRV Эксперт «Aviation EXplorer»      27/09/2012 [14:47:34]#4
В каком корпоративном строительстве мы Украину опережаем?
Чтобы такую хрень написать, надо либо совсем не разбираться в отрасли (тогда лучше уйти из профессии авиационного журналиста) или продать душу за 30 серебренников.

Акции Мотор Сич продаются на биржах, рынок сам оценил предприятие в миллиарды долларов. Предприятие ежегодно приносит миллиардные прибыли и платит дивиденды по акциям. ОАК сегодня ничего не стоит. О выходе на биржу и речи быть не может. Ежегодные убытки колоссальны. Даже продажа боевой техники не спасает. Так в чём они от нас отстали, в разворовывании предприятий?

Сашочек      28/09/2012 [18:02:08]#5
Прочитал с недоумением, остался дурной осадок, стало совсем противно.
Неужели есть еще хотя бы один нормальный россиянии, который думает также, как этот автор. Его желание вбить клин между авиационными специалистами и предприятиями России и Украины переливается через край. Интересно, чем это вызвано? Напрашивается единственный ответ - получен заказ, плюс собственное желание потрафить тем "руководителям" российской авиации, которые не сумели сохранить в дееспособном состоянии собственные предприятия (заключение Счетной палаты), выглядят на фоне сохранивших свои компетенции "Антонова" и "Мотор Сича" крайне жалко.

Сашочек      28/09/2012 [18:03:11]#6
Авиационные сообщества России и Украины - это одно (почти единое целое), украинские "оранжевые" и российские "правые" - это другое. Авиационные сообщества все это время работали на единение. Исключение составляют отдельные деятели "Вертолетов России" и ОАК, готовых целоваться, объединяться, фуршетить с кем угодно, находящихся западнее Украины. Но это уже не исправишь - диагноз, вредящий Россиии.

Сашочек      28/09/2012 [18:13:12]#7
А что это за издание "Военно-промышленный курьер", предоставивший возможность выставить на своих страницах такую одиозную пасквиль? Похоже, это издание изначально подрывное. Нужно ли его после этого читать приличным человекам или публиковать в нем собственные материалы? Давайте задумаемся и над этим...

fast scaner      02/10/2012 [11:27:17]#8
Костя, сколько тебе проплатили за этот пасквиль?













Материалы рубрики


Lenta.ru
Россия наращивает производство дронов. Как их используют на благо россиян?

РБК
Кто и как финансирует производство гражданских беспилотников
Роман Гусаров, AVIA.RU
Эксперт
Как регулировать перебронирование без вреда для пассажиров и авиакомпаний?
Валерия Чуб
Известия
Первых дело: как прошла премьера героической комедии «Есть только МиГ»
Анастасия Костина
Известия
Пункт допуска: Россия и Индия приблизились к безвизу для туристических групп
Ирина Мишина
Свободная Пресса
Второе рождение Бе-200: «Всемирный пожарный» получит российские двигатели
Андрей Коршунов
Известия
Полный в полет: геостационарный спутник поможет дронам освоить дальние маршруты
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Пролет навигатора: авиакомпании лишатся льгот на 2 млрд рублей в год



Анастасия Николаева
Интерфакс
Дроны в помощь: как Росреестр проконтролирует владельцев земельных участков?
Анастасия Костина
Известия
Атмосфера открытости: в Японии и Южной Корее ждут прямых рейсов с Россией
Наталия Ячменникова
Российская газета
Бакалавр по дронам. В 2026 году МГТУ ГА выпустит первых специалистов по эксплуатации беспилотников с высшим образованием
Андрей Коршунов
Известия
Крутой оборот: «ремонтные чемоданчики» быстрее вернут в строй поврежденные самолеты
Дмитрий Маракулин
Деловой Петербург
Суд подтвердил законность роста тарифов на парковку в аэропорту Пулково

РБК
Как промышленный дизайн делает дроны более быстрыми
Денис Гриценко
Известия
Огонь с батареей: в РФ впервые испытали дрон для тушения пожаров с автономным питанием
Максим Карабицкий, Павел Вихров
Известия
Поддержка воздуха: почти в 60 регионах РФ снимут ограничения на крупные дроны
Даниил Сечкин
Известия
Остров приближения: Россия и Япония обсуждают возобновление прямых авиарейсов
Денис Гриценко
Известия
Гулять под зондом: космический мусор может в любой момент упасть в любой точке Земли
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
Само название устраняет барьеры: ОАК заинтересовалась авиатакси
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
От носков до туров на Кубу: зачем Wildberries купил туроператора Fun&Sun
Андрей Коршунов
Известия
В высшей станции: технологии «Венеры-9» используют для будущих межпланетных миссий
Арсений Замостьянов
Известия
Экспедиция в преисподнюю: как советская техника добралась до Венеры
Денис Гриценко, Андрей Коршунов
Известия
Вселенские масштабы: природоподобные технологии помогут освоить космос
Денис Кузнецов
Известия
Горячая путевка: Wildberries & Russ купила крупного туроператора Fun&Sun

РИА Новости
Беспилотное будущее России: производство БАС на Дальнем Востоке
Татьяна Тюменева ("Российская газета", Санкт-Петербург)
Российская газета
Авиаэксперт Гусаров: Неубранная стойка шасси - это не критичная ситуация, но она предполагает возвращение в пункт вылета

Деловой Петербург
Без россиян "пришёл конец": аэропорту финской Лаппенранты грозит закрытие
Тимур Латыпов
«БИЗНЕС Online»
«Надо зубы вышестоящим показывать»: в 2025 году КАЗ поднимет только один Ту-214
Татьяна Ларионова, обозреватель «ТР»
Транспорт России
Летали и будем летать!
Дмитрий Бевза
Российская газета
Как не устроить пожар в самолете: 7 правил перевозки внешних аккумуляторов
Алла Скрипова
74.RU
Отменили авиарейс из-за угрозы БПЛА. На что рассчитывать пассажиру
Екатерина Забродина, Антон Конев, Иван Краснов
RTVI
Маршрут построен: как Путин будет добираться до Венгрии
Герман Костринский
РБК
Авиакомпании обяжут отчитываться о выбросах CO2 на международных рейсах
Анастасия Николаева
Интерфакс
Подробно и в деталях: что Путин рассказал Алиеву о катастрофе с самолетом AZAL?
Владимир Гаврилов, Денис Кузнецов
Известия
«Не бывает старых самолетов, есть неисправные воздушные суда»
Антон Белый, Юлия Леонова
Известия
Корпусный подход: российская 3D-ткань сделает БПЛА более ударопрочными
Валентина Лезина
Национальная Служба Новостей (НСН)
«Риски высоки»: Авиаэкспертов удивило заявление Минтранса об аэротакси в городах
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
«Бюджетных вложений хватит только на поддержку штанов»: Россия сокращает расходы на развитие авиапромышленности
Владимир Гаврилов
Известия
Летают тут: владельцы авиатакси захотели сами выдавать себе сертификаты на перевозку
Кирилл Фенин, Анастасия Костина
Известия
Встречный двигатель: РФ рассчитывает на скорое проведение консультаций с США
Артем Мостыканов, Мария Федорова
РБК
Как в России готовят специалистов гражданской беспилотной авиации
Андрей Коршунов
Известия
Алюминиевые образцы: ученые создадут из лома высокопрочные детали для самолетов

93.ru
На Кубани планируют возродить малую авиацию
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
Альтернатива Турции и ОАЭ: туроператоры ожидают всплеск спроса на отдых в Китае
Любовь Капустина
Российская газета
"Ангара" может прекратить полеты: кто может заменить компанию и скажется ли это на перевозках?
Наталия Ячменникова
Российская газета
С дроном на "ты". Университет гражданской авиации получил сертификаты летной годности на тяжелый беспилотник
Елена Сухорукова, Дарья Молоткова
РБК
У крупнейшего оператора duty free в Шереметьево сменился собственник
Иван Сало
РБК
МС-21: что это за самолет, его характеристики и роль в российской авиации
Валентина Аверьянова
Известия
На взлет: в России вводят новый авиационный сбор для пассажиров
Татьяна Копылова
Деловой Петербург
"Это очень критично": поможет ли новая станция метро аэропорту Пулково

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer