Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Борьба за «небесные» деньги: из Казани уплывают 2 млрд. рублей


28 сентября 2012 года Тимур Латыпов, БИЗНЕС Online


Как стало известно газете «БИЗНЕС Online», в настоящее время решается вопрос о том, где будет готовиться документация для серийного производства военно-транспортного самолета украинской разработки Ан-70. Напомним, в июне Дмитрий Медведев сделал сенсационное заявление о том, что машину будут строить на базе КАПО им. Горбунова. Логичнее всего и документацию было бы доводить до ума по месту производства - на «спутнике» КАПО, казанском филиале ОАО «Туполев», в который еще недавно Татарстан вложил немалые деньги. Тем не менее, к недоумению экспертов, вопрос может решиться иначе, и это прекрасно проиллюстрирует сложившуюся в российском авиастроении обстановку.

 

О ЖЕЛАЕМОМ И ДЕЙСТВИТЕЛЬНОМ
 
В минувшую среду ряд федеральных СМИ с подачи сайта КАПО распространил «ура-информацию»: «Утверждена схема кооперации ОАО «КАПО им. Горбунова» и ГК «Антонов» по производству самолетов Ан-70», - заявил, согласно заводскому сайту, порталу AVIA.RU генеральный конструктор ГК «Антонов» Дмитрий Кива. Но конкретики в тексте не содержится: Кива в целом оценил ход сотрудничества; отметил, что российская сторона в полном объеме профинансировала свою часть затрат на завершение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ; утверждена схема кооперации с КАПО, подписан график передачи документации для освоения серийного производства. Ни о каких постановлениях правительства РФ, других официальных документах речи не идет. Отметим, что на самом деле «заявление» Кивы было сделано еще 21 сентября на прошедшем в Киеве круглом столе «Развитие самолетостроения на Украине» (AVIA.RU рассказал о мероприятии во вполне прозаической заметке «Минобороны России обсуждает в Киеве вопросы покупки двух строящихся на Украине Ан-70» - прим. ред.).
 
Конечно, ничего страшного в такой гиперболизации нет – после громкой заявки о производстве Ан-70 в Казани новости по теме больше похожи на переливание из пустого в порожнее, и хоть как-то подстегнуть интерес к процессу нелишне.
 
Напомним, 9 июня в рамках рабочей поездки в Казань премьер-министр РФ Дмитрий Медведев неожиданно заявил, что производство военно-транспортного самолета украинской разработки Ан-70 будет развернуто на базе КАПО. То есть на территории предприятия будет создано новое, независимое производство (его проектирует ЗАО «Казанский ГипроНИИавиапром», проектирование должно быть закончено к 30 октября). Посыпались цифры. Предположительный объем капитальных вложений в подготовку производства - 19 млрд. рублей; количество рабочих мест - 2,5 тыс.; до 2020 года выпустят 60 транспортников, а первые две машины - к 2014-му; проект предполагает межрегиональное и международное сотрудничество: крыло будут делать в Украине, носовую часть фюзеляжа – в Новосибирске, панели – в Ульяновске, композиты – в Воронеже.
 
АВИАСТРОЕНИЕ ИЛИ ПЕРЕТЯГИВАНИЕ ОДЕЯЛА?
 
Среди всех этих разговоров почему-то остается словно незамеченным вопрос о чрезвычайно важной части подготовки производства Ан-70 - оцифровке документации. Напомним, проект Ан-70 стартовал четверть века назад, когда еще не было нынешних методов проектирования и строительства самолетов, соответственно, документацию надо приводить в современный вид, оцифровывать, на что запланировано отдельное финансирование.
 
Как недавно рассказал газете «БИЗНЕС Online» технический директор Казанского ГипроНИИавиапрома Сергей Лалетин, украинцы хотели взять половину этой работы, но в итоге у России оказалось немного больше (55%). «Потому что производство фюзеляжа и финальная сборка тянут очень на много, - указал Лалетин, - а больше изготовления – больше оцифровки». Отметим, что при этом доля Казани в общем цикле производства Ан-70 – 40%: у нас будут делать детали фюзеляжа, собирать сам фюзеляж, делать окончательную сборку, покраску и проводить летные испытания.
 
На перевод в «цифру» потребуется 2 млрд. рублей (это затраты только российской стороны). Работой, по словам Лалетина, было бы можно загрузить казанский туполевский филиал и, возможно, подключить аналогичный ульяновский филиал, который сегодня почти завершил оцифровку Ил-76МД-90А (неофициальное название – Ил-476; разработан КБ им. Ильюшина совместно с КБ ульяновского авиационного завода «Авиастар»), – его производство намерены запустить на «Авиастаре».
 
Однако, как сообщил газете «БИЗНЕС Online» источник в авиастроительной отрасли РТ, руководство Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК) планирует отдать тему ОАО «Авиастроительный комплекс им. Ильюшина» (Москва). Эта новость, по данным нашего источника, стала для казанского филиала «Туполева» громом среди ясного неба:
 
«Само собой подразумевалось, что оцифровкой будет заниматься Казань. И вот уже пора документацию сюда передавать, филиал готов работать, но, оказывается, руководством ОАК решается вопрос отдать оцифровку «Ильюшину». В филиале никто не понимает, в чем дело – ведь все было уже решено!.. И в чем смысл таких манипуляций? Самолет в Казани будут делать? Логично и документацией заниматься в Казани, на полноценно работающем КБ. Кроме того, ильюшинского КБ сейчас, как и, например, яковлевского, считайте, нет. Да и ульяновцев зачем привлекать, когда есть свой такой мощнейший филиал (кстати, согласно данным militaryrussia.ru, задержка программы Ил-476 связана со сложностями освоения полностью цифровой технической документации – прим. ред.)?!. В общем, идет перетягивание одеяла, речь о том, кто будет осваивать финансовые потоки. Идет политическая возня, и как все решится, не понятно… Между тем, чтобы успеть в заявленные сроки, работу надо было начинать еще вчера».
 
ТОЛЬКО НЕ «ТУПОЛЯМ»
 
Отметим, что сомнения по поводу сроков изначально высказывал генеральный директор КАПО Васил Каюмов: «Требование – к 2014 году выдать первые два самолета. Это очень сложно». А министр обороны РФ Анатолий Сердюков в одном из интервью предположил, что срок сдачи первого Ан-70 российской сборки, скорее всего, отодвинут на 2015 год. По информации же Лалетина, это и вовсе будет конец 2016 года. Еще более «обнадежил» генеральный директор КФКБ Эдуард Соркин, которого газета «БИЗНЕС Online» вчера попросила прокомментировать ситуацию с оцифровкой. Он не стал обсуждать тему ильюшинского КБ, отметив: «Пока об этом вообще смысла нет говорить, поскольку процесс на самой ранней стадии». Учитывая то, что на оцифровку отведено два года, это весьма «оптимистичное» заявление.
 
Некоторые уточнения внес другой источник «БИЗНЕС Online» в авиаотрасли: «Не знаю, хватит ли сил на оцифровку у казанского филиала, поскольку это очень-очень трудоемкий процесс. А у «Ильюшина» и людей-то почти не осталось, и поручить этой фирме такую работу - из разряда экзотики. Но такая ситуация может стать реальной, если кто-то решил во что бы то ни стало не отдавать работу «туполям». По моим сведениям, Погосян (президент ОАК – прим.ред.) очень обижен тем, что решение о строительстве Ан-70 в Казани приняли без его ведома».
 
Вообще ситуация с оцифровкой начинает напоминать мытарства самого Ан-70. Напомним, в 90-е машину предполагали делать на самарском ОАО «Авиакор – авиационный завод», затем - на ульяновском ЗАО «Авиастар-СП», далее - на ОАО «Воронежское акционерное самолетостроительное общество». Теперь вот в Казани.
 
Утверждают, что главный лоббист строительства Ан-70 в Казани – президент РТ Рустам Минниханов. Может, стоит и казанскому туполевскому филиалу плечо подставить? Ведь, в конце концов, совсем недавно республика вкладывалась в его техническое перевооружение. Туполевцам приобрели программно-технические средства на $3,5 млн. - 72 графические станции с пакетами программ, 125 компьютеров и так далее. То есть все то, что позволяет проектировать самолет в цифре.


комментарии (2):

PLK 0478      28/09/2012 [22:04:45]#1
Ну вот опять - не по уму, а так, как надо кому - то.

AlexYF      29/09/2012 [09:37:03]#2
Туполеву решили не давать видимо основываясь на эффективности освоения ими средств в прошлом. Бабла выделяли ярдами, а выхлопа как не было, так и нет. Одни только плазы появились в результате.













Материалы рубрики

Артем Мостыканов, Мария Федорова
РБК
Как в России готовят специалистов гражданской беспилотной авиации
Андрей Коршунов
Известия
Алюминиевые образцы: ученые создадут из лома высокопрочные детали для самолетов

93.ru
На Кубани планируют возродить малую авиацию
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
Альтернатива Турции и ОАЭ: туроператоры ожидают всплеск спроса на отдых в Китае
Любовь Капустина
Российская газета
"Ангара" может прекратить полеты: кто может заменить компанию и скажется ли это на перевозках?
Наталия Ячменникова
Российская газета
С дроном на "ты". Университет гражданской авиации получил сертификаты летной годности на тяжелый беспилотник
Елена Сухорукова, Дарья Молоткова
РБК
У крупнейшего оператора duty free в Шереметьево сменился собственник
Иван Сало
РБК
МС-21: что это за самолет, его характеристики и роль в российской авиации



Валентина Аверьянова
Известия
На взлет: в России вводят новый авиационный сбор для пассажиров
Татьяна Копылова
Деловой Петербург
"Это очень критично": поможет ли новая станция метро аэропорту Пулково
Ирина Ионина
Известия
Летний под дых: кто компенсирует туристам расходы после транспортного коллапса
Ксения Ерохина
Деловой Петербург
Платят пассажиры: как новый сбор Минтранса повлияет на стоимость авиабилетов
Ярослав Солонин
Lenta.ru
«Я – последняя собака в космосе» 65 лет назад СССР запустил в космос Белку и Стрелку. Как это спасло жизнь Гагарину?
Валентина Аверьянова
Известия
Без барьеров: как авиация делает перелеты доступными для людей с РАС
Ольга Федорова
Московский Комсомолец
Над Аляской «закрыли небо»: что скрывается за мерами авиабезопасности саммита
Любовь Капустина
Российская газета
Это дорого, но эффективно: эксперты рассказали, как "мокрый" лизинг мог бы помочь авиаперевозчикам России
Сергей Прудников
Известия
Полет смысла: как будут развиваться российские гражданские дроны
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
В Смольном раскрыли детали испытаний беспилотников в Петербурге
Николай Сергеев
Москвич
Критический фактор: почему авиаколлапс лета 2025 погубил российский средний класс
Елена Рузлева
Forbes
Разбор полетов: чем для акций «Аэрофлота» обернется атака хакеров и задержки рейсов
Антон Белый
Известия
Молодой по весу: в РФ разработали сверхлегкую ракету-носитель для запуска спутников
Герман Костринский, Екатерина Шокурова, Анна Балашова
РБК
Атака хакеров на «Аэрофлот»: сколько это может стоить компании
Елена Балаян, Валерия Мишина, Яна Штурма, Валерий Кодачигов
Известия
Игра на вылет: на что рассчитывать пассажирам отмененных рейсов «Аэрофлота»
Егор Малков
Деловой Петербург
Сломать систему: как сбой "Аэрофлота" отзовётся на вылетах из Петербурга
Петр Канаев
РБК
Андрей Иванов заявил о работе по предотвращению банкротства «Домодедово»
Мария Недюк, Юлия Леонова
Известия
В дроновом режиме: на интеллектуальные беспилотники выделили 262,5 млн рублей
Екатерина Тропова
АТОР
Российские аэропорты закрывали более 260 раз с начала мая
Наталья Башлыкова, Яна Штурма, Виктор Синеок
Известия
Команда на слёт: интерес туристов к Геленджику подскочил вдвое перед открытием аэропорта
Полина Собакина
Известия
Аэропорт Геленджика открылся: как это повлияет на рост турпотока
Максим Манаев, Тимофей Волков, Федор Горбунов
Известия
Бремя ремонта: крейсер «Адмирал Кузнецов» могут сдать на металлолом
София Прохорчук, Владимир Гаврилов
Известия
Воздушные рамки: какие компенсации положены за отмену 485 рейсов
Екатерина Шокурова
РБК
ГЛОНАСС разработает стандарты кибербезопасности для дронов

РБК
Глава «России»: «Каждый 2-й рейс на SSJ100 — между Москвой и Петербургом»
Герман Костринский
РБК
«Россия» начала сравнивать российский и французский двигатели для SSJ-100
Алёна Алёша
Деловой Петербург
Регистрация улыбкой: Петербург узаконит биометрию в аэропортах
София Прохорчук, Ирина Ионина, Самира Сабирова
Известия
Задача на вылет: авиакомпании готовят вывозные рейсы с Ближнего Востока
Анастасия Николаева
Интерфакс
Новый космический проект: какие приоритетные направления выбрала Россия?
Ольга Ларина
Деловой Петербург
Зона турбулентности. Забастовки в Финляндии обрушили авиаперевозки
Иван Сало
РБК
Что такое Crew Dragon: история, миссия, полеты, список кораблей
Любовь Можаева
MASHNEWS
И внутри будет отечественное. Минпромторг решил потратить 4 млрд на начинку самолетов
Сергей Андрейкин
Деловой Петербург
Пулково опередил зарубежные аэропорты по внедрению биометрии
Любовь Можаева
MASHNEWS
С овальным фюзеляжем. На самолеты нового поколения Минпромторг потратит еще 13 млрд
Мария Недюк
Известия
Что указано пером: птицы помогут создать автономные системы навигации для дронов
Кирилл Фенин
Известия
Полетное создание: РФ и Сербия работают над запуском новых авиарейсов
Петр Канаев, Герман Костринский
РБК
Правкомиссия отказала крупнейшему аэропорту Камчатки в повышении тарифов
Евгений Берсенев
Свободная Пресса
Отлетались? Программа производства новых самолетов опять попала под нож
Андрей Коршунов, Юлия Леонова
Известия
Общий взлет: в РФ создали первую универсальную станцию внешнего управления дронами
Анастасия Львова
Эксперт
Дронов становится всё больше
Екатерина Шокурова
РБК
Эксперты разработали концепцию «цифрового неба России»
Мария Фролова
Известия
Лишние пассажиры: в Минтрансе предложили ввести овербукинг на частых рейсах

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer