Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Борьба за «небесные» деньги: из Казани уплывают 2 млрд. рублей


28 сентября 2012 года Тимур Латыпов, БИЗНЕС Online


Как стало известно газете «БИЗНЕС Online», в настоящее время решается вопрос о том, где будет готовиться документация для серийного производства военно-транспортного самолета украинской разработки Ан-70. Напомним, в июне Дмитрий Медведев сделал сенсационное заявление о том, что машину будут строить на базе КАПО им. Горбунова. Логичнее всего и документацию было бы доводить до ума по месту производства - на «спутнике» КАПО, казанском филиале ОАО «Туполев», в который еще недавно Татарстан вложил немалые деньги. Тем не менее, к недоумению экспертов, вопрос может решиться иначе, и это прекрасно проиллюстрирует сложившуюся в российском авиастроении обстановку.

 

О ЖЕЛАЕМОМ И ДЕЙСТВИТЕЛЬНОМ
 
В минувшую среду ряд федеральных СМИ с подачи сайта КАПО распространил «ура-информацию»: «Утверждена схема кооперации ОАО «КАПО им. Горбунова» и ГК «Антонов» по производству самолетов Ан-70», - заявил, согласно заводскому сайту, порталу AVIA.RU генеральный конструктор ГК «Антонов» Дмитрий Кива. Но конкретики в тексте не содержится: Кива в целом оценил ход сотрудничества; отметил, что российская сторона в полном объеме профинансировала свою часть затрат на завершение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ; утверждена схема кооперации с КАПО, подписан график передачи документации для освоения серийного производства. Ни о каких постановлениях правительства РФ, других официальных документах речи не идет. Отметим, что на самом деле «заявление» Кивы было сделано еще 21 сентября на прошедшем в Киеве круглом столе «Развитие самолетостроения на Украине» (AVIA.RU рассказал о мероприятии во вполне прозаической заметке «Минобороны России обсуждает в Киеве вопросы покупки двух строящихся на Украине Ан-70» - прим. ред.).
 
Конечно, ничего страшного в такой гиперболизации нет – после громкой заявки о производстве Ан-70 в Казани новости по теме больше похожи на переливание из пустого в порожнее, и хоть как-то подстегнуть интерес к процессу нелишне.
 
Напомним, 9 июня в рамках рабочей поездки в Казань премьер-министр РФ Дмитрий Медведев неожиданно заявил, что производство военно-транспортного самолета украинской разработки Ан-70 будет развернуто на базе КАПО. То есть на территории предприятия будет создано новое, независимое производство (его проектирует ЗАО «Казанский ГипроНИИавиапром», проектирование должно быть закончено к 30 октября). Посыпались цифры. Предположительный объем капитальных вложений в подготовку производства - 19 млрд. рублей; количество рабочих мест - 2,5 тыс.; до 2020 года выпустят 60 транспортников, а первые две машины - к 2014-му; проект предполагает межрегиональное и международное сотрудничество: крыло будут делать в Украине, носовую часть фюзеляжа – в Новосибирске, панели – в Ульяновске, композиты – в Воронеже.
 
АВИАСТРОЕНИЕ ИЛИ ПЕРЕТЯГИВАНИЕ ОДЕЯЛА?
 
Среди всех этих разговоров почему-то остается словно незамеченным вопрос о чрезвычайно важной части подготовки производства Ан-70 - оцифровке документации. Напомним, проект Ан-70 стартовал четверть века назад, когда еще не было нынешних методов проектирования и строительства самолетов, соответственно, документацию надо приводить в современный вид, оцифровывать, на что запланировано отдельное финансирование.
 
Как недавно рассказал газете «БИЗНЕС Online» технический директор Казанского ГипроНИИавиапрома Сергей Лалетин, украинцы хотели взять половину этой работы, но в итоге у России оказалось немного больше (55%). «Потому что производство фюзеляжа и финальная сборка тянут очень на много, - указал Лалетин, - а больше изготовления – больше оцифровки». Отметим, что при этом доля Казани в общем цикле производства Ан-70 – 40%: у нас будут делать детали фюзеляжа, собирать сам фюзеляж, делать окончательную сборку, покраску и проводить летные испытания.
 
На перевод в «цифру» потребуется 2 млрд. рублей (это затраты только российской стороны). Работой, по словам Лалетина, было бы можно загрузить казанский туполевский филиал и, возможно, подключить аналогичный ульяновский филиал, который сегодня почти завершил оцифровку Ил-76МД-90А (неофициальное название – Ил-476; разработан КБ им. Ильюшина совместно с КБ ульяновского авиационного завода «Авиастар»), – его производство намерены запустить на «Авиастаре».
 
Однако, как сообщил газете «БИЗНЕС Online» источник в авиастроительной отрасли РТ, руководство Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК) планирует отдать тему ОАО «Авиастроительный комплекс им. Ильюшина» (Москва). Эта новость, по данным нашего источника, стала для казанского филиала «Туполева» громом среди ясного неба:
 
«Само собой подразумевалось, что оцифровкой будет заниматься Казань. И вот уже пора документацию сюда передавать, филиал готов работать, но, оказывается, руководством ОАК решается вопрос отдать оцифровку «Ильюшину». В филиале никто не понимает, в чем дело – ведь все было уже решено!.. И в чем смысл таких манипуляций? Самолет в Казани будут делать? Логично и документацией заниматься в Казани, на полноценно работающем КБ. Кроме того, ильюшинского КБ сейчас, как и, например, яковлевского, считайте, нет. Да и ульяновцев зачем привлекать, когда есть свой такой мощнейший филиал (кстати, согласно данным militaryrussia.ru, задержка программы Ил-476 связана со сложностями освоения полностью цифровой технической документации – прим. ред.)?!. В общем, идет перетягивание одеяла, речь о том, кто будет осваивать финансовые потоки. Идет политическая возня, и как все решится, не понятно… Между тем, чтобы успеть в заявленные сроки, работу надо было начинать еще вчера».
 
ТОЛЬКО НЕ «ТУПОЛЯМ»
 
Отметим, что сомнения по поводу сроков изначально высказывал генеральный директор КАПО Васил Каюмов: «Требование – к 2014 году выдать первые два самолета. Это очень сложно». А министр обороны РФ Анатолий Сердюков в одном из интервью предположил, что срок сдачи первого Ан-70 российской сборки, скорее всего, отодвинут на 2015 год. По информации же Лалетина, это и вовсе будет конец 2016 года. Еще более «обнадежил» генеральный директор КФКБ Эдуард Соркин, которого газета «БИЗНЕС Online» вчера попросила прокомментировать ситуацию с оцифровкой. Он не стал обсуждать тему ильюшинского КБ, отметив: «Пока об этом вообще смысла нет говорить, поскольку процесс на самой ранней стадии». Учитывая то, что на оцифровку отведено два года, это весьма «оптимистичное» заявление.
 
Некоторые уточнения внес другой источник «БИЗНЕС Online» в авиаотрасли: «Не знаю, хватит ли сил на оцифровку у казанского филиала, поскольку это очень-очень трудоемкий процесс. А у «Ильюшина» и людей-то почти не осталось, и поручить этой фирме такую работу - из разряда экзотики. Но такая ситуация может стать реальной, если кто-то решил во что бы то ни стало не отдавать работу «туполям». По моим сведениям, Погосян (президент ОАК – прим.ред.) очень обижен тем, что решение о строительстве Ан-70 в Казани приняли без его ведома».
 
Вообще ситуация с оцифровкой начинает напоминать мытарства самого Ан-70. Напомним, в 90-е машину предполагали делать на самарском ОАО «Авиакор – авиационный завод», затем - на ульяновском ЗАО «Авиастар-СП», далее - на ОАО «Воронежское акционерное самолетостроительное общество». Теперь вот в Казани.
 
Утверждают, что главный лоббист строительства Ан-70 в Казани – президент РТ Рустам Минниханов. Может, стоит и казанскому туполевскому филиалу плечо подставить? Ведь, в конце концов, совсем недавно республика вкладывалась в его техническое перевооружение. Туполевцам приобрели программно-технические средства на $3,5 млн. - 72 графические станции с пакетами программ, 125 компьютеров и так далее. То есть все то, что позволяет проектировать самолет в цифре.


комментарии (2):

PLK 0478      28/09/2012 [22:04:45]#1
Ну вот опять - не по уму, а так, как надо кому - то.

AlexYF      29/09/2012 [09:37:03]#2
Туполеву решили не давать видимо основываясь на эффективности освоения ими средств в прошлом. Бабла выделяли ярдами, а выхлопа как не было, так и нет. Одни только плазы появились в результате.













Материалы рубрики

Андрей Коршунов
Известия
Задать модуль: российские аппараты могут быть первыми на Северном полюсе Луны
Анастасия Николаева
Интерфакс
Полетное задание выполнено: частично импортозамещенный МС-21 поднялся в небо
Владимир Гаврилов Станислав Федоров
Известия
Вот Хургада: AlMasria Airlines сократила полетную программу из РФ на курорты Египта
Владимир Гаврилов
Известия
Билетное па: выплаты пассажирам за овербукинг хотят сделать обязательными
Андрей Коршунов
Известия
Спрей для дела: новые российские двигатели доставят на Луну наноспутники
Михаил Захаров
Монокль
Boeing заходит на Россию
Надежда Сарапина
РИА Новости
"Расхлебывать придется годами". Китай больно щелкнул США по носу
Екатерина Хамова
Известия
Взвинченным темпом: РФ и Колумбия не договорились по ремонту Ми-17



Захар Максимов
ВГУДОК
РЖД и Аэрофлот охладеют к пассажирам
Айгуль Абдуллина, Александра Мерцалова
Коммерсант
В Сухум подлетают с вопросами
Андрей Коршунов
Известия
Внеземное притяжение: космическая обсерватория займется поиском жизни во Вселенной
Андрей Коршунов
Известия
Спутник с жизнью: мыши и мухи помогут подготовить человека к полетам на Луну и Марс
Дмитрий Литвинов
Парламентская газета
В Росавиации оценили идею доставлять товары из Китая беспилотниками
Кирилл Фенин, Алена Нефедова, Владимир Гаврилов
Известия
Подставили на крыло: в США удерживают закупленные РФ авиазапчасти на $500 млн
Ксения Власова
ИрСити
«Вполне реально завершить эту программу». Авиаэксперт оценил, сколько МС-21 получат авиакомпании в 2026 году
Дарья Молоткова, Елена Сухорукова, при участии Анна Захарова
РБК
Немецкий оператор duty free вышел из бизнеса в Шереметьево и Домодедово
Юлия Леонова
Известия
Беспилотный урок: в России начали обучать сборке БПЛА школьников и студентов
Мария Недюк, Юлия Леонова
Известия
Полетный проект: названы самые перспективные разработки беспилотных авиасистем
Дмитрий Плотников
Pravda.Ru
Проект Як-242: несостоявшийся конкурент самолётов Ту-204 и МС-21
Андрей Коршунов
Известия
Сдвиг по базе: в России создали универсальный двигатель для беспилотников
Александра Веснина
Национальная Служба Новостей (НСН)
«Взвинтит цены»: К чему приведет исправление данных в невозвратных авиабилетах
Айгуль Абдуллина
Коммерсантъ
Тяните билет. Потенциальным пассажирам предложено дать время передумать при покупке
Ксения Власова
«Ирсити.ру»
«Самолетов уже сейчас не хватает». Авиаэксперты оценили, когда перевозчики начнут летать на отечественных МС-21
Михаил Грачев
MASHNEWS
Полетят, но позже. Почему российская авиация хронически отстает от обещаний
Наталия Ячменникова
Российская газета
Водоросли или "родственник" капусты: на каком топливе будут летать самолеты в будущем?
Андрей Коршунов
Известия
Союз композитов: тесты мини-образцов материалов ускорят создание самолетов
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Летают в облаках: Минтранс хочет увеличить нормы налета для авиаэкипажей
Альберт Калашян
Известия
Расчет на орбиту: Россия поможет Тунису в освоении космоса
Герман Костринский
РБК
Росавиация опровергла информацию о запрете эксплуатации вертолетов Ми-8Т
Ольга Самофалова
Взгляд
Россия поднялась на новую технологическую ступень в авиации
Арсений Замостьянов
Известия
Шаг во Вселенную: как человек вышел в открытый космос
Мария Медведева, Анастасия Сирина, Дарья Широкова
РБК
60 лет назад человек впервые вышел в открытый космос. Как это было
Елизавета Гриценко
Известия
Небо в джеточку: самолет с двигателем ПД-8 совершил первый полет
Юлия Леонова, Андрей Федоров
Известия
Страж полета: для аэропортов России разработана система защиты от БПЛА

Деловой Петербург
Доставки на высоте: как и почему меняется сегмент воздушных перевозок
Евгений Берсенёв
Октагон
Даст ли Россия «Боингу» добро на посадку
Иван Ткачёв, Петр Канаев, Ирина Парфентьева, Герман Костринский
РБК
Торговая палата США в России предложила снять санкции с авиации
Кирилл Фенин, Алена Нефедова, Анастасия Костина
Известия
Восточное крыло: прямые рейсы из Москвы в Мьянму запустят в 2025-м
Антон Белый
Известия
Вымести из орбит: в РФ создают первый многоразовый космический мусоросборщик
Герман Костринский, при участии Анна Балашова
РБК
Власти ускорят выдачу разрешений на полеты дронов до одних суток
Дилимбетов Олег
MASHNEWS
Чиновники знали, что эксперименты с беспилотниками в пяти регионах заведомо провальные
Елизавета Борисенко
Известия
Рейсы-рельсы: санкции мешают полетам между Москвой и Улан-Батором
Татьяна Серебрякова
TourDom.ru
Эксперты назвали условия возобновления прямых рейсов между Россией и США
Гаврилов Владимир
Известия
Вокзал для своих: охране в аэропортах выдадут пистолеты, каски и ружья
Марина Туркушева (Сахалинская область)
Российская газета
Авиабилеты для туристов на Сахалине будут в два раза дороже, чем для местных
Наталья Башлыкова
Известия
Штурвал проблем: штрафы за несанкционированные полеты вырастут до 1 млн
Михаил Задорожный
Вгудок
Железка теряет кейс и прайс. Деловой пассажир бежит со стальных магистралей на самолёт
Екатерина Шокурова
РБК
Совфед анонсировал эксперимент по доставке грузов в Китай дронами
Евгений Белицкий
MASHNEWS
Мотор без планера: конкретного плана по использованию авиадвигателя ПД-35 пока нет

Интерфакс
Биотопливо просит поддержки

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer