Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


"Недоученность – типичная черта нашей современной авиации"


3 сентября 2012 года Екатерина Баранова, Новая Газета


В последнее время освещение темы авиации в средствах массовой информации сводится к промыванию косточек «суперджетам», вскользь упоминают о проблемах ГА. При этом о самих летчиках почему-то забывают. «Новая газета» решила поговорить с ветеранами летной профессии о их работе и значимых проблемах гражданской авиации.

 

В сентябре 1984 года заслуженный пилот России Вадим Васильевич Иванов выполнял рейс из Москвы в Сочи. На борту находились дети, которые ехали отдыхать вюжный санаторий. Подлетали к городу поздно вечером. Вдали были видны  смерчи.
 
– До земли оставалось метров 50 – рассказывает Иванов, – мы попали в сильный шквалистый ветер, самолет не садился - мешали сильные восходящие потоки, земли не было видно. Ясно, что в таких метеоусловиях самолет не мог осуществить посадку.  И я дал команду на взлет, несмотря на то, что в Сочи на высоте ниже 200 метров на второй круг уходить нельзя – рядом горы. Мы нарушили все правила. Самолет очень плохо набирал высоту, дождь, град, тряска - ничего не видно. Каким-то чудом удалось проскочить между гор. Пока мы еле-еле набирали скорость, диспетчер кричал: ответьте, где вы? Второй пилот сидел весь белый.  Когда наконец удалось подняться на 2000 метров, я принял решение лететь на Анапу. У штурмана тряслись руки, он не мог посмотреть карту...
 
Сегодня Вадим Васильевич Иванов, который за 42 года налетал 23 000 часов, не может получить даже бесплатную путевку в санаторий.
 
– Отношение к бывшим летчика ужасное, – говорит Иванов. «Кавминводыавиа»  до своего закрытия была чуть ли не единственной отечественной авиакомпанией,  которая заслуженным пилотам выписывала  бесплатные билеты на свои рейсы. Это, конечно, не единичный пример того, когда людей, отдавших большую часть жизни авиации, совершенно не ценят.
 
Владимир Николаевич Царенко, старший пилот-инспектор авиакомпании «Космос», уже 40 лет на летной работе. Был летчиком-испытателем на севере, обслуживал Байконур -- возил различные грузы на космодром, выполнял полеты по обслуживанию программ ООН, вывозил беженцев из зон конфликтов. В 1994 г. во время вывоза беженцев и раненых из охваченной гражданской войной Анголы, фюзеляж его самолета Ан-12 пробили из ПЗРК повстанцы. Образовалась дыра два на два метра. Отключился автопилот, гидросистема, обеспечивающая выпуск шасси, но самолет удалось довести до Луанды и посадить.
 
Сейчас, работая пилотом-инспектором авиакомпании «Космос», Владимир Николаевич Царенко проверяет технику пилотирования летного состава и учит  молодых летчиков.
 
 – Люди прослужили всю жизнь в авиации, они могут передать опыт, а им говорят: вы не пилоты, а служащие. Зарплату платят соответствующую – 14 тысяч рублей. У инструкторов в училище немногим больше – 25 тысяч.  А главное, что это в 10 раз меньше, чем у тех, кого мы готовим и проверяем.
 
Работая инспектором, я вижу, что выпускники современных училищ имеют минимальный  налет. Как в годы войны говорили: взлёт-посадка. И главный критерий для многих авиакомпаний это не техника пилотирования, а знание английского...
 
Летчики со стажем уверены, что необходимо уметь надёжно пилотировать самолёт «на руках», чтобы в случае нештатной ситуации справиться с машиной, у которой отказала электроника.
 
– В современных училищах этому не учат, – рассказывает Царенко. Часто не хватает керосина для учебных полётов. Пилоты-выпускники садятся за штурвалы современных «кнопочных» самолётов и становятся просто операторами, не имея достаточного опыта и квалификации. Никакой  даже супертренажёр не даёт ощущения настоящего полета, пилот должен почувствовать самолет, управляя им не только на взлёте и при посадке.
 
Выпускники сразу после окончания училища пересаживаются на Боинг 757 – 10-15 полетов – и уже 2-й пилот. Но летчик должен постепенно переходить с маленьких самолетов на большие, повышая свой профессиональный уровень.
 
Три года назад Минтранс отменил классность. Раньше, чтобы стать пилотом 1-го класса, нужно было отлетать 10–15 лет, а сейчас получается, что пилот-первогодка только из училища ничем не отличается от умудрённого опытом и сединами летчика. Словом, недоученность – типичная черта нашей современной авиации.
 
Недоученность летчиков – во многом результат развала многих летных школ. После распада СССР высшие летные училища гражданской авиации (находящиеся в г. Актюбинске и г.Кировограде) оказались за пределами России.
 
– Когда я заканчивал Кременчугское училище, – рассказывает Царенко, –  наш выпуск состоял из 600 человек – и из других учебных заведений выходило столько же пилотов. Два года назад в Сасовское училище набрали 80 курсантов, год назад – около 100 человек - и это был предел возможного, этому очень радовались… При этом, представьте себе, одному «Аэрофлоту» в год требуется около 120 человек.
 
Лишь немного обнадеживает то, что в этом году желающих выучиться на летчиков стало больше.


комментарии (1):

Алекс77      04/09/2012 [10:22:26]#1
Плохо. Что нам приходиться возвращаться к этой теме. Раньше пилоты в СССР начинали свою карьеру с ДОСААФ, с авиамодельного кружка. А сейчас , хрен поймешь.













Материалы рубрики

София Прохорчук, Ирина Ионина, Самира Сабирова
Известия
Задача на вылет: авиакомпании готовят вывозные рейсы с Ближнего Востока
Анастасия Николаева
Интерфакс
Новый космический проект: какие приоритетные направления выбрала Россия?
Ольга Ларина
Деловой Петербург
Зона турбулентности. Забастовки в Финляндии обрушили авиаперевозки
Иван Сало
РБК
Что такое Crew Dragon: история, миссия, полеты, список кораблей
Любовь Можаева
MASHNEWS
И внутри будет отечественное. Минпромторг решил потратить 4 млрд на начинку самолетов
Сергей Андрейкин
Деловой Петербург
Пулково опередил зарубежные аэропорты по внедрению биометрии
Любовь Можаева
MASHNEWS
С овальным фюзеляжем. На самолеты нового поколения Минпромторг потратит еще 13 млрд
Мария Недюк
Известия
Что указано пером: птицы помогут создать автономные системы навигации для дронов



Кирилл Фенин
Известия
Полетное создание: РФ и Сербия работают над запуском новых авиарейсов
Петр Канаев, Герман Костринский
РБК
Правкомиссия отказала крупнейшему аэропорту Камчатки в повышении тарифов
Евгений Берсенев
Свободная Пресса
Отлетались? Программа производства новых самолетов опять попала под нож
Андрей Коршунов, Юлия Леонова
Известия
Общий взлет: в РФ создали первую универсальную станцию внешнего управления дронами
Анастасия Львова
Эксперт
Дронов становится всё больше
Екатерина Шокурова
РБК
Эксперты разработали концепцию «цифрового неба России»
Мария Фролова
Известия
Лишние пассажиры: в Минтрансе предложили ввести овербукинг на частых рейсах
Ксения Власова
ИрСити
«Это чудо — потомки оценят». Авиаэксперт объяснил, полетит ли МС-21 в 2026 году на самом деле
Наталия Ячменникова
Российская газета
Медсестра, буфетчица и кладовщица: Кем были первые стюардессы в мире и России
Владимир Гаврилов
Известия
Все в сад: основой беспилотной авиации станут агродроны
Тимур Алиев (Махачкала), Гульназира Ишбердина (Уфа), Олег Корякин (Казань), Юлия Потапова (Кемерово), Мария Соловьева (Элиста), Ирина Троценко (Дальний Восток)
Российская газета
Какие новые аэропорты были открыты в городах России за последние годы. А какие были модернизированы
Ева Акимова
РБК
Познакомьтесь с первой в мире женщиной — пилотом вертолета «Ансат». Санитарная авиация в России отмечает 100 лет с момента создания
Роман Крецул, Богдан Степовой
Известия
Будет полк: в ВМФ создают морские части беспилотных систем
Анастасия Львова
Эксперт
Отстающим помогут справиться с управлением
Анна Героева
Известия
Мы будем водить самолеты: как тренируют российских пилотов
Герман Костринский, Дарья Молоткова
РБК
Минпромторг закажет разработку перспективных самолетов
Екатерина Тропова
АТОР
Отмены и задержки рейсов повлияли на планы не менее 60 тысяч пассажиров
Андрей Коршунов
Известия
Стройный скан: в России создают самую точную 3D-модель Луны и Марса
Андрей Коршунов
Известия
Задать модуль: российские аппараты могут быть первыми на Северном полюсе Луны
Анастасия Николаева
Интерфакс
Полетное задание выполнено: частично импортозамещенный МС-21 поднялся в небо
Владимир Гаврилов Станислав Федоров
Известия
Вот Хургада: AlMasria Airlines сократила полетную программу из РФ на курорты Египта
Владимир Гаврилов
Известия
Билетное па: выплаты пассажирам за овербукинг хотят сделать обязательными
Андрей Коршунов
Известия
Спрей для дела: новые российские двигатели доставят на Луну наноспутники
Михаил Захаров
Монокль
Boeing заходит на Россию
Надежда Сарапина
РИА Новости
"Расхлебывать придется годами". Китай больно щелкнул США по носу
Екатерина Хамова
Известия
Взвинченным темпом: РФ и Колумбия не договорились по ремонту Ми-17
Захар Максимов
ВГУДОК
РЖД и Аэрофлот охладеют к пассажирам
Айгуль Абдуллина, Александра Мерцалова
Коммерсант
В Сухум подлетают с вопросами
Андрей Коршунов
Известия
Внеземное притяжение: космическая обсерватория займется поиском жизни во Вселенной
Андрей Коршунов
Известия
Спутник с жизнью: мыши и мухи помогут подготовить человека к полетам на Луну и Марс
Дмитрий Литвинов
Парламентская газета
В Росавиации оценили идею доставлять товары из Китая беспилотниками
Кирилл Фенин, Алена Нефедова, Владимир Гаврилов
Известия
Подставили на крыло: в США удерживают закупленные РФ авиазапчасти на $500 млн
Ксения Власова
ИрСити
«Вполне реально завершить эту программу». Авиаэксперт оценил, сколько МС-21 получат авиакомпании в 2026 году
Дарья Молоткова, Елена Сухорукова, при участии Анна Захарова
РБК
Немецкий оператор duty free вышел из бизнеса в Шереметьево и Домодедово
Юлия Леонова
Известия
Беспилотный урок: в России начали обучать сборке БПЛА школьников и студентов
Мария Недюк, Юлия Леонова
Известия
Полетный проект: названы самые перспективные разработки беспилотных авиасистем
Дмитрий Плотников
Pravda.Ru
Проект Як-242: несостоявшийся конкурент самолётов Ту-204 и МС-21
Андрей Коршунов
Известия
Сдвиг по базе: в России создали универсальный двигатель для беспилотников
Александра Веснина
Национальная Служба Новостей (НСН)
«Взвинтит цены»: К чему приведет исправление данных в невозвратных авиабилетах
Айгуль Абдуллина
Коммерсантъ
Тяните билет. Потенциальным пассажирам предложено дать время передумать при покупке
Ксения Власова
«Ирсити.ру»
«Самолетов уже сейчас не хватает». Авиаэксперты оценили, когда перевозчики начнут летать на отечественных МС-21
Михаил Грачев
MASHNEWS
Полетят, но позже. Почему российская авиация хронически отстает от обещаний

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer