Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


"Недоученность – типичная черта нашей современной авиации"


3 сентября 2012 года Екатерина Баранова, Новая Газета


В последнее время освещение темы авиации в средствах массовой информации сводится к промыванию косточек «суперджетам», вскользь упоминают о проблемах ГА. При этом о самих летчиках почему-то забывают. «Новая газета» решила поговорить с ветеранами летной профессии о их работе и значимых проблемах гражданской авиации.

 

В сентябре 1984 года заслуженный пилот России Вадим Васильевич Иванов выполнял рейс из Москвы в Сочи. На борту находились дети, которые ехали отдыхать вюжный санаторий. Подлетали к городу поздно вечером. Вдали были видны  смерчи.
 
– До земли оставалось метров 50 – рассказывает Иванов, – мы попали в сильный шквалистый ветер, самолет не садился - мешали сильные восходящие потоки, земли не было видно. Ясно, что в таких метеоусловиях самолет не мог осуществить посадку.  И я дал команду на взлет, несмотря на то, что в Сочи на высоте ниже 200 метров на второй круг уходить нельзя – рядом горы. Мы нарушили все правила. Самолет очень плохо набирал высоту, дождь, град, тряска - ничего не видно. Каким-то чудом удалось проскочить между гор. Пока мы еле-еле набирали скорость, диспетчер кричал: ответьте, где вы? Второй пилот сидел весь белый.  Когда наконец удалось подняться на 2000 метров, я принял решение лететь на Анапу. У штурмана тряслись руки, он не мог посмотреть карту...
 
Сегодня Вадим Васильевич Иванов, который за 42 года налетал 23 000 часов, не может получить даже бесплатную путевку в санаторий.
 
– Отношение к бывшим летчика ужасное, – говорит Иванов. «Кавминводыавиа»  до своего закрытия была чуть ли не единственной отечественной авиакомпанией,  которая заслуженным пилотам выписывала  бесплатные билеты на свои рейсы. Это, конечно, не единичный пример того, когда людей, отдавших большую часть жизни авиации, совершенно не ценят.
 
Владимир Николаевич Царенко, старший пилот-инспектор авиакомпании «Космос», уже 40 лет на летной работе. Был летчиком-испытателем на севере, обслуживал Байконур -- возил различные грузы на космодром, выполнял полеты по обслуживанию программ ООН, вывозил беженцев из зон конфликтов. В 1994 г. во время вывоза беженцев и раненых из охваченной гражданской войной Анголы, фюзеляж его самолета Ан-12 пробили из ПЗРК повстанцы. Образовалась дыра два на два метра. Отключился автопилот, гидросистема, обеспечивающая выпуск шасси, но самолет удалось довести до Луанды и посадить.
 
Сейчас, работая пилотом-инспектором авиакомпании «Космос», Владимир Николаевич Царенко проверяет технику пилотирования летного состава и учит  молодых летчиков.
 
 – Люди прослужили всю жизнь в авиации, они могут передать опыт, а им говорят: вы не пилоты, а служащие. Зарплату платят соответствующую – 14 тысяч рублей. У инструкторов в училище немногим больше – 25 тысяч.  А главное, что это в 10 раз меньше, чем у тех, кого мы готовим и проверяем.
 
Работая инспектором, я вижу, что выпускники современных училищ имеют минимальный  налет. Как в годы войны говорили: взлёт-посадка. И главный критерий для многих авиакомпаний это не техника пилотирования, а знание английского...
 
Летчики со стажем уверены, что необходимо уметь надёжно пилотировать самолёт «на руках», чтобы в случае нештатной ситуации справиться с машиной, у которой отказала электроника.
 
– В современных училищах этому не учат, – рассказывает Царенко. Часто не хватает керосина для учебных полётов. Пилоты-выпускники садятся за штурвалы современных «кнопочных» самолётов и становятся просто операторами, не имея достаточного опыта и квалификации. Никакой  даже супертренажёр не даёт ощущения настоящего полета, пилот должен почувствовать самолет, управляя им не только на взлёте и при посадке.
 
Выпускники сразу после окончания училища пересаживаются на Боинг 757 – 10-15 полетов – и уже 2-й пилот. Но летчик должен постепенно переходить с маленьких самолетов на большие, повышая свой профессиональный уровень.
 
Три года назад Минтранс отменил классность. Раньше, чтобы стать пилотом 1-го класса, нужно было отлетать 10–15 лет, а сейчас получается, что пилот-первогодка только из училища ничем не отличается от умудрённого опытом и сединами летчика. Словом, недоученность – типичная черта нашей современной авиации.
 
Недоученность летчиков – во многом результат развала многих летных школ. После распада СССР высшие летные училища гражданской авиации (находящиеся в г. Актюбинске и г.Кировограде) оказались за пределами России.
 
– Когда я заканчивал Кременчугское училище, – рассказывает Царенко, –  наш выпуск состоял из 600 человек – и из других учебных заведений выходило столько же пилотов. Два года назад в Сасовское училище набрали 80 курсантов, год назад – около 100 человек - и это был предел возможного, этому очень радовались… При этом, представьте себе, одному «Аэрофлоту» в год требуется около 120 человек.
 
Лишь немного обнадеживает то, что в этом году желающих выучиться на летчиков стало больше.


комментарии (1):

Алекс77      04/09/2012 [10:22:26]#1
Плохо. Что нам приходиться возвращаться к этой теме. Раньше пилоты в СССР начинали свою карьеру с ДОСААФ, с авиамодельного кружка. А сейчас , хрен поймешь.













Материалы рубрики

Артем Мостыканов, Мария Федорова
РБК
Как в России готовят специалистов гражданской беспилотной авиации
Андрей Коршунов
Известия
Алюминиевые образцы: ученые создадут из лома высокопрочные детали для самолетов

93.ru
На Кубани планируют возродить малую авиацию
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
Альтернатива Турции и ОАЭ: туроператоры ожидают всплеск спроса на отдых в Китае
Любовь Капустина
Российская газета
"Ангара" может прекратить полеты: кто может заменить компанию и скажется ли это на перевозках?
Наталия Ячменникова
Российская газета
С дроном на "ты". Университет гражданской авиации получил сертификаты летной годности на тяжелый беспилотник
Елена Сухорукова, Дарья Молоткова
РБК
У крупнейшего оператора duty free в Шереметьево сменился собственник
Иван Сало
РБК
МС-21: что это за самолет, его характеристики и роль в российской авиации



Валентина Аверьянова
Известия
На взлет: в России вводят новый авиационный сбор для пассажиров
Татьяна Копылова
Деловой Петербург
"Это очень критично": поможет ли новая станция метро аэропорту Пулково
Ирина Ионина
Известия
Летний под дых: кто компенсирует туристам расходы после транспортного коллапса
Ксения Ерохина
Деловой Петербург
Платят пассажиры: как новый сбор Минтранса повлияет на стоимость авиабилетов
Ярослав Солонин
Lenta.ru
«Я – последняя собака в космосе» 65 лет назад СССР запустил в космос Белку и Стрелку. Как это спасло жизнь Гагарину?
Валентина Аверьянова
Известия
Без барьеров: как авиация делает перелеты доступными для людей с РАС
Ольга Федорова
Московский Комсомолец
Над Аляской «закрыли небо»: что скрывается за мерами авиабезопасности саммита
Любовь Капустина
Российская газета
Это дорого, но эффективно: эксперты рассказали, как "мокрый" лизинг мог бы помочь авиаперевозчикам России
Сергей Прудников
Известия
Полет смысла: как будут развиваться российские гражданские дроны
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
В Смольном раскрыли детали испытаний беспилотников в Петербурге
Николай Сергеев
Москвич
Критический фактор: почему авиаколлапс лета 2025 погубил российский средний класс
Елена Рузлева
Forbes
Разбор полетов: чем для акций «Аэрофлота» обернется атака хакеров и задержки рейсов
Антон Белый
Известия
Молодой по весу: в РФ разработали сверхлегкую ракету-носитель для запуска спутников
Герман Костринский, Екатерина Шокурова, Анна Балашова
РБК
Атака хакеров на «Аэрофлот»: сколько это может стоить компании
Елена Балаян, Валерия Мишина, Яна Штурма, Валерий Кодачигов
Известия
Игра на вылет: на что рассчитывать пассажирам отмененных рейсов «Аэрофлота»
Егор Малков
Деловой Петербург
Сломать систему: как сбой "Аэрофлота" отзовётся на вылетах из Петербурга
Петр Канаев
РБК
Андрей Иванов заявил о работе по предотвращению банкротства «Домодедово»
Мария Недюк, Юлия Леонова
Известия
В дроновом режиме: на интеллектуальные беспилотники выделили 262,5 млн рублей
Екатерина Тропова
АТОР
Российские аэропорты закрывали более 260 раз с начала мая
Наталья Башлыкова, Яна Штурма, Виктор Синеок
Известия
Команда на слёт: интерес туристов к Геленджику подскочил вдвое перед открытием аэропорта
Полина Собакина
Известия
Аэропорт Геленджика открылся: как это повлияет на рост турпотока
Максим Манаев, Тимофей Волков, Федор Горбунов
Известия
Бремя ремонта: крейсер «Адмирал Кузнецов» могут сдать на металлолом
София Прохорчук, Владимир Гаврилов
Известия
Воздушные рамки: какие компенсации положены за отмену 485 рейсов
Екатерина Шокурова
РБК
ГЛОНАСС разработает стандарты кибербезопасности для дронов

РБК
Глава «России»: «Каждый 2-й рейс на SSJ100 — между Москвой и Петербургом»
Герман Костринский
РБК
«Россия» начала сравнивать российский и французский двигатели для SSJ-100
Алёна Алёша
Деловой Петербург
Регистрация улыбкой: Петербург узаконит биометрию в аэропортах
София Прохорчук, Ирина Ионина, Самира Сабирова
Известия
Задача на вылет: авиакомпании готовят вывозные рейсы с Ближнего Востока
Анастасия Николаева
Интерфакс
Новый космический проект: какие приоритетные направления выбрала Россия?
Ольга Ларина
Деловой Петербург
Зона турбулентности. Забастовки в Финляндии обрушили авиаперевозки
Иван Сало
РБК
Что такое Crew Dragon: история, миссия, полеты, список кораблей
Любовь Можаева
MASHNEWS
И внутри будет отечественное. Минпромторг решил потратить 4 млрд на начинку самолетов
Сергей Андрейкин
Деловой Петербург
Пулково опередил зарубежные аэропорты по внедрению биометрии
Любовь Можаева
MASHNEWS
С овальным фюзеляжем. На самолеты нового поколения Минпромторг потратит еще 13 млрд
Мария Недюк
Известия
Что указано пером: птицы помогут создать автономные системы навигации для дронов
Кирилл Фенин
Известия
Полетное создание: РФ и Сербия работают над запуском новых авиарейсов
Петр Канаев, Герман Костринский
РБК
Правкомиссия отказала крупнейшему аэропорту Камчатки в повышении тарифов
Евгений Берсенев
Свободная Пресса
Отлетались? Программа производства новых самолетов опять попала под нож
Андрей Коршунов, Юлия Леонова
Известия
Общий взлет: в РФ создали первую универсальную станцию внешнего управления дронами
Анастасия Львова
Эксперт
Дронов становится всё больше
Екатерина Шокурова
РБК
Эксперты разработали концепцию «цифрового неба России»
Мария Фролова
Известия
Лишние пассажиры: в Минтрансе предложили ввести овербукинг на частых рейсах

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer