Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Важная птица


6 сентября 2012 года Виталий Петров, Российская Газета


В сферу интересов Владимира Путина попали не только киты, тигры и белые медведи, но и журавли. Перед саммитом АТЭС во Владивостоке президент остановился в Салехарде, чтобы с помощью мотодельтаплана помочь белому журавлю под названием "стерх".

 

До места, где должен был взлететь мотодельтаплан вместе с главой государства, вертолетом от Салехарда - около часа. На севере в это время уже поздняя осень, и редко выглядывающее из-за туч низкое солнце практически не дает тепла. Рядом с рекой Обь на пожелтевшей траве располагались палатки орнитологов, на которых можно было увидеть российский флаг.
 
Погода вполне располагала к тому, чтобы полет президента прошел успешно. Ближе к вечеру ветер почти стих. Мотодельтаплан под управлением Владимира Путина был готов взмыть в небо. За человеком должны были потянуться белые стерхи - редкий вид журавлей, занесенный в Красную книгу России и находящийся под угрозой исчезновения.
 
Стерхам, живущим в Западной Сибири, приходится особенно нелегко, о чем президенту рассказали ученые, занимающиеся спасением птицы. "Это священная птица для здешних коренных народов. Обские угры считают его олицетворением одного из самых почитаемых богов местного пантеона. Этот бог ответственен за мир между людьми, и стерх - одна из его ипостасей. Сибирские народы верят, что в виде стерха бог является людям. Согласно примете, встретить стерха - это счастье, нанести ему вред - значит, навлечь на себя череду несчастий", - объяснял координатор проекта "Полет надежды", орнитолог Александр Сорокин. Тем не менее подобные приметы не смущают браконьеров Индии и Ирана, куда летают зимовать западно-сибирские стерхи. Они практически безнаказанно уничтожают птицу, сократив к концу двадцатого века ее популяцию до двадцати особей. В этой критической ситуации главная ответственность за сохранение стерха ложится именно на Россию, поскольку он гнездится только в нашей стране.
 
Чтобы уберечь стерхов от исчезновения, ученые в последние годы выращивают их в неволе, а затем адаптируют к жизни в дикой природе. Задача эта крайне сложная. Именно поэтому орнитологи обучают птенцов навыкам полетов для дальней миграции с помощью мотодельтаплана. Журавлята воспринимают мотодельтаплан в качестве лидера стаи и следуют за ним до места зимовки наиболее безопасным маршрутом.
 
В заповедниках птенцов выращивают так, чтобы они не привыкали к человеку. Журавлята не должны слышать человеческий голос или видеть его лицо. Для звукового общения используются магнитофонные записи родительских криков и звуки моторов мотодельтаплана. А ухаживающие за птенцами люди одеты в специальные белые костюмы, имитирующие облик взрослого стерха.
 
Именно в этом журавлином костюме президент сел за пульт управления мотодельтапланом. Ему предстояло провести первый тренировочный полет для птенцов-стерхов. Потом уже профессиональные орнитологи в рамках проекта "Полет надежды" поведут их на юг от Полярного круга до Белоозерского заказника на юге Тюменской области. Там, как надеются ученые, птицы присоединятся к диким серым журавлям и вместе с ними отправятся на зимовку в Индию. Опасный маршрут пока сохраняется, однако в следующем году орнитологи надеются привести маленьких стерхов на юг Узбекистана. Там, в безопасном месте, для них впервые будет создана альтернативная зимовка. Орнитологи рассчитывают, что за пять лет этот проект поможет увеличить популяцию западно-сибирского стерха в 2-2,5 раза. Если усилия оправдают себя, птица сможет развиваться самостоятельно, с минимальной помощью со стороны человека.
 
Но пока что стерхи ждали помощи от Владимира Путина. Когда мотодельтаплан взлетел, пять журавлей устремились вслед за ним. Через какое-то время у аэросредства появилось два постоянных попутчика: видимо, из-за недостатка сил остальные, более молодые птицы несколько отстали. Путину пришлось несколько раз заходить по меньшему радиусу, чтобы журавли смогли выстроиться по оба крыла мотодельтаплана. В какой-то момент они делали это практически симметрично и перестали работать крыльями, плывя в воздухе, словно маленькие мотодельтапланчики, летящие по обе стороны от своего "старшего собрата". Достигнув этого единства с птицами, президент посадил свою машину на землю. Стерхи пошли на посадку сразу же вслед за ним. "Дельтаплан обходили, пристраивались к крылу и слева, и справа... Красивые ребята, здоровые, большие, мощные!" - глава государства поделился с журналистами своими ощущениями от полета сразу же после того, как покинул мотодельтаплан, еще не успев снять с себя костюм стерха.
 
Впрочем, за пульт управления мотодельтапланом Путин сел уже "стреляным журавлем". Перед основным заходом с птицами он, при полном отсутствии ветра, совершил тренировочный полет без стерхов. Президент сидел на первом сиденье, а позади, на втором, находился профессиональный пилот Игорь Никитин, который давал Путину необходимые инструкции. На фоне почти что чистого вечернего неба глава государства сделал около пяти кругов, прежде чем вернуться на землю. Как только Путин вышел из мотодельтаплана и снял шлем, его, конечно же, обступили журналисты.
 
"Очень приятные ощущения! Красиво! Рекомендую! Если есть желание, попробуйте", - кратко поделился впечатлениями президент. Как выяснилось, в последние полтора года у него находилось время даже на тренировки по управлению мотодельтапланом. Первый полет на этом авиасредстве Путин совершил в центральной части России недалеко от Москвы. И управлять им, по его ощущениям, даже сложнее, чем истребителем. "Здесь техника более чувствительная", - оценил глава государства. Кстати, мотодельтаплан, на котором он летал как с журавлями, так и в одиночку, был приобретен им на собственные деньги. "Отдам его ученым, чтобы они использовали машину в своей работе", - сказал Путин.
 
Президент также пообедал с учеными на свежем воздухе - поел приготовленную на костре уху и попил чаю. Беседуя с Путиным, представители науки предложили ему восстановить институты общественной инспекции - лесные, охотничьи, рыболовные, по охране окружающей среды. Главе государства идея понравилась, и он попросил своего помощника Юрия Трутнева, сидевшего рядом, взять ее на заметку. Говорили президенту и о том, что необходимо активно осваивать нефтегазовые месторождения полуострова Таймыр, которые в этом плане пока что остаются белым пятном на карте России. Проект освоения может занять от десяти до пятнадцати лет и потребует огромных инвестиций, в том числе государственных. Путин, однако, эту идею воспринял положительно, сказав, что речь идет о глобальных ресурсах, которые оправдывают вложения сотен миллиардов долларов. К тому же Ямал, по его словам, является идеальным местом для транспортировки сырья в различные части света, и поэтому осваивать здешние месторождения нужно приличными темпами.


комментарии (1):

alexvaleri      06/09/2012 [12:51:58]#1
Бред какой-то!
Мужик классно отдохнул: полетал, хлебнул ухи, маханул водочки...
Но зачем об этом трещать на всю страну!
Каждый отдыхает в меру своих финансовых возможностей и служебного положения.
Положение Путина позволяет ему отдыхать интересно и разнообразно.
Честно говоря - я завидую.
Но не вижу повода восхищаться и исходить слюнями.













Материалы рубрики

София Прохорчук, Ирина Ионина, Самира Сабирова
Известия
Задача на вылет: авиакомпании готовят вывозные рейсы с Ближнего Востока
Анастасия Николаева
Интерфакс
Новый космический проект: какие приоритетные направления выбрала Россия?
Ольга Ларина
Деловой Петербург
Зона турбулентности. Забастовки в Финляндии обрушили авиаперевозки
Иван Сало
РБК
Что такое Crew Dragon: история, миссия, полеты, список кораблей
Любовь Можаева
MASHNEWS
И внутри будет отечественное. Минпромторг решил потратить 4 млрд на начинку самолетов
Сергей Андрейкин
Деловой Петербург
Пулково опередил зарубежные аэропорты по внедрению биометрии
Любовь Можаева
MASHNEWS
С овальным фюзеляжем. На самолеты нового поколения Минпромторг потратит еще 13 млрд
Мария Недюк
Известия
Что указано пером: птицы помогут создать автономные системы навигации для дронов



Кирилл Фенин
Известия
Полетное создание: РФ и Сербия работают над запуском новых авиарейсов
Петр Канаев, Герман Костринский
РБК
Правкомиссия отказала крупнейшему аэропорту Камчатки в повышении тарифов
Евгений Берсенев
Свободная Пресса
Отлетались? Программа производства новых самолетов опять попала под нож
Андрей Коршунов, Юлия Леонова
Известия
Общий взлет: в РФ создали первую универсальную станцию внешнего управления дронами
Анастасия Львова
Эксперт
Дронов становится всё больше
Екатерина Шокурова
РБК
Эксперты разработали концепцию «цифрового неба России»
Мария Фролова
Известия
Лишние пассажиры: в Минтрансе предложили ввести овербукинг на частых рейсах
Ксения Власова
ИрСити
«Это чудо — потомки оценят». Авиаэксперт объяснил, полетит ли МС-21 в 2026 году на самом деле
Наталия Ячменникова
Российская газета
Медсестра, буфетчица и кладовщица: Кем были первые стюардессы в мире и России
Владимир Гаврилов
Известия
Все в сад: основой беспилотной авиации станут агродроны
Тимур Алиев (Махачкала), Гульназира Ишбердина (Уфа), Олег Корякин (Казань), Юлия Потапова (Кемерово), Мария Соловьева (Элиста), Ирина Троценко (Дальний Восток)
Российская газета
Какие новые аэропорты были открыты в городах России за последние годы. А какие были модернизированы
Ева Акимова
РБК
Познакомьтесь с первой в мире женщиной — пилотом вертолета «Ансат». Санитарная авиация в России отмечает 100 лет с момента создания
Роман Крецул, Богдан Степовой
Известия
Будет полк: в ВМФ создают морские части беспилотных систем
Анастасия Львова
Эксперт
Отстающим помогут справиться с управлением
Анна Героева
Известия
Мы будем водить самолеты: как тренируют российских пилотов
Герман Костринский, Дарья Молоткова
РБК
Минпромторг закажет разработку перспективных самолетов
Екатерина Тропова
АТОР
Отмены и задержки рейсов повлияли на планы не менее 60 тысяч пассажиров
Андрей Коршунов
Известия
Стройный скан: в России создают самую точную 3D-модель Луны и Марса
Андрей Коршунов
Известия
Задать модуль: российские аппараты могут быть первыми на Северном полюсе Луны
Анастасия Николаева
Интерфакс
Полетное задание выполнено: частично импортозамещенный МС-21 поднялся в небо
Владимир Гаврилов Станислав Федоров
Известия
Вот Хургада: AlMasria Airlines сократила полетную программу из РФ на курорты Египта
Владимир Гаврилов
Известия
Билетное па: выплаты пассажирам за овербукинг хотят сделать обязательными
Андрей Коршунов
Известия
Спрей для дела: новые российские двигатели доставят на Луну наноспутники
Михаил Захаров
Монокль
Boeing заходит на Россию
Надежда Сарапина
РИА Новости
"Расхлебывать придется годами". Китай больно щелкнул США по носу
Екатерина Хамова
Известия
Взвинченным темпом: РФ и Колумбия не договорились по ремонту Ми-17
Захар Максимов
ВГУДОК
РЖД и Аэрофлот охладеют к пассажирам
Айгуль Абдуллина, Александра Мерцалова
Коммерсант
В Сухум подлетают с вопросами
Андрей Коршунов
Известия
Внеземное притяжение: космическая обсерватория займется поиском жизни во Вселенной
Андрей Коршунов
Известия
Спутник с жизнью: мыши и мухи помогут подготовить человека к полетам на Луну и Марс
Дмитрий Литвинов
Парламентская газета
В Росавиации оценили идею доставлять товары из Китая беспилотниками
Кирилл Фенин, Алена Нефедова, Владимир Гаврилов
Известия
Подставили на крыло: в США удерживают закупленные РФ авиазапчасти на $500 млн
Ксения Власова
ИрСити
«Вполне реально завершить эту программу». Авиаэксперт оценил, сколько МС-21 получат авиакомпании в 2026 году
Дарья Молоткова, Елена Сухорукова, при участии Анна Захарова
РБК
Немецкий оператор duty free вышел из бизнеса в Шереметьево и Домодедово
Юлия Леонова
Известия
Беспилотный урок: в России начали обучать сборке БПЛА школьников и студентов
Мария Недюк, Юлия Леонова
Известия
Полетный проект: названы самые перспективные разработки беспилотных авиасистем
Дмитрий Плотников
Pravda.Ru
Проект Як-242: несостоявшийся конкурент самолётов Ту-204 и МС-21
Андрей Коршунов
Известия
Сдвиг по базе: в России создали универсальный двигатель для беспилотников
Александра Веснина
Национальная Служба Новостей (НСН)
«Взвинтит цены»: К чему приведет исправление данных в невозвратных авиабилетах
Айгуль Абдуллина
Коммерсантъ
Тяните билет. Потенциальным пассажирам предложено дать время передумать при покупке
Ксения Власова
«Ирсити.ру»
«Самолетов уже сейчас не хватает». Авиаэксперты оценили, когда перевозчики начнут летать на отечественных МС-21
Михаил Грачев
MASHNEWS
Полетят, но позже. Почему российская авиация хронически отстает от обещаний

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer