Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Безопасность полетов. Третий – совсем не лишний


10.01.13 12:17 Михаил Ерусалимский, Александр Книвель, Журнал "АвиаСоюз"


Постановлением Правительства РФ от 16 октября 2012 года № 1054 «О внесении изменений в Положение о Министерстве промышленности и торговли Российской Федерации» Министерство промышленности и торговли Российской Федерации определено уполномоченным органом в области оборонной промышленности в случаях, предусмотренных Воздушным Кодексом РФ.

В области контроля за летной годностью гражданских воздушных судов Постановлением Правительства РФ № 1054 появился третий (недостающий и совсем не лишний) орган, участие которого позволяет придать устойчивость всей системе управления безопасностью полетов гражданской авиации.
 
Как известно, серьезнейшей проблемой безопасности полетов гражданской и других видов авиации являются недостатки организационного характера. Множество примеров авиационных происшествий свидетельствует о том, что такие недостатки, как причинные факторы происшествий, проявляются и при организации летной работы, и при технической эксплуатации воздушных судов.

Важнейшая роль в предотвращении происшествий по фактору недостатков нормативно-правового обеспечения принадлежит государству. В Воздушном Кодексе РФ введены понятия уполномоченных органов (статья 6), несущих ответственность за определенные области государственного регулирования:

1. уполномоченный орган, на который в установленном порядке возложены организация и проведение обязательной сертификации гражданских воздушных судов, авиационных двигателей и воздушных винтов;
2. уполномоченный орган в области гражданской авиации (осуществляет государственное регулирование деятельности в области гражданской авиации);
3. уполномоченный орган в области обороны (осуществляет государственное регулирование деятельности в области государственной авиации);
4. уполномоченный орган в области оборонной промышленности.

При создании Воздушного Кодекса РФ предполагалось, что при всех возникающих изменениях в структуре государственных органов исполнительской власти каждый раз будет происходить уточнение и, соответственно, назначение соответствующего уполномоченного органа.

Если по первым трем уполномоченным органам вопрос всегда был определен (1-й уполномоченный орган – МАК, 2-й – Минтранс России, Федеральное агентство воздушного транспорта, 3-й – Министерство обороны), то уполномоченный орган в области оборонной промышленности был на длительное время утерян. Это привело к тому, что практически во многом бесхозной оказалась экспериментальная авиация, ситуация с безопасностью полетов в которой оставляет желать много лучшего. Юридически неподкрепленной оказалась и статья 37 ВК РФ, требующая участия уполномоченного органа в области оборонной промышленности при осуществлении государственного контроля за летной годностью гражданских воздушных судов. Это также является одной из причин катастрофической (в прямом смысле слова) ситуации, сложившейся в гражданской авиации России в 2010-2011 годах.

Поэтому авиационной общественностью с глубоким удовлетворением воспринято принятое постановление Правительства, дающее правовую основу для предотвращения большого числа авиационных происшествий, связанных с организационными недостатками межведомственного взаимодействия.

Теперь Минпромторг России имеет юридический статус федерального органа исполнительной власти, который должен осуществлять государственное регулирование деятельностью экспериментальной авиации, а также, в соответствии со статьей 37 ВК РФ, совместно с другими исполнительными органами государственный контроль за летной годностью гражданских воздушных судов.

Осталось рационально распределить обязанности и ответственность между всеми уполномоченными органами с тем, чтобы эффективно реализовывать эти функции в интересах достижения общей государственной цели – повышения безопасности полетов.

И, прежде всего, это относится к вступающему с 14 ноября 2013 года требованию ИКАО об одобрении государством Системы управления безопасности полетов (СУБП) организаций, ответственных за типовую конструкцию и/или производство воздушных судов. До вступления указанного выше требования ИКАО осталось меньше года, а вопрос так и не решен на правительственном уровне.

Отсутствие одобренной государством СУБП у организации, ответственной за типовую конструкцию и/или производство воздушных судов, позволит ИКАО рекомендовать государству регистрации отказаться от включения воздушных судов данной организации в государственный реестр, а государству эксплуатанта приостановить эксплуатацию данных ВС в этом государстве. Это, безусловно, нанесет коммерческий урон российским разработчикам и производителям гражданских воздушных судов и практически может уничтожить все гражданское авиастроение России.

Постановление Правительства РФ № 1054 «О внесении изменений в Положение о Министерстве промышленности и торговли Российской Федерации» от 16 октября 2012 г., наделяя Минпромторг России функциями уполномоченного органа Российской Федерации в области оборонной промышленности, открывает путь к решению и этого вопроса.

Теперь Минпромторг России, как госорган, отвечающий за развитие авиационной промышленности страны и осуществляющий финансирование предприятий авиапромышленности через федеральные целевые программы, может также контролировать целевое использование выделяемых на обеспечение безопасности полетов средств через государственный контроль за летной годностью гражданских воздушных судов.

Это является важным аргументом в пользу определения именно Минпромторга России органом, осуществляющим государственное одобрение СУБП разработчиков и изготовителей воздушных судов. Этого требует ИКАО, относя СУБП к бизнес-функциям, и рекомендуя назначать ответственных за создание, внедрение и функционирование СУБП практически первых лиц организаций, управляющих как персоналом, так и финансовыми ресурсами.

Важно также создать в составе Правительства РФ Государственную комиссию по безопасности полетов, которая бы координировала деятельность Минпромторга России, Минтранса России, МАК и Минобороны России в области безопасности полетов без изменения делегированных каждой структуре функций.
 
В последнее время часто приходится слышать, что безопасность слишком дорого стоит. Ответим на это цитатой из документа ИКАО Doc. 9422-AN/923 «Руководство по предотвращению авиационных происшествий»:
 
«Если, по Вашему мнению, обеспечение безопасности слишком дорого стоит, значит, Вы не знаете, что такое авиационное происшествие».

В феврале 2013 г. будет отмечаться 90-летний юбилей отечественной авиатранспортной отрасли.
 
От всей души поздравляем специалистов гражданской авиации России с юбилеем и желаем достижения высшей цели – безаварийной работы на благо нашей Родины!

Михаил Ерусалимский, генеральный директор ФГУП «Авиапромсервис» кандидат технических наук, старший научный сотрудник
Александр Книвель, советник Президента ЗАО «ГСС», кандидат технических наук


комментарии (1):

air-squirrel      10/01/2013 [22:47:04]#1
А что Эксперты Airbus не помогают ОАКу во внедрении SMS в своих ДЗО? Полгода назад такие идеи летали в ОАКе........обратиться запомощью к зарубежным экспертам...













Материалы рубрики

Герман Костринский, Петр Канаев
РБК
Власти изменили сроки поставок новых российских самолетов
Герман Костринский, Ирина Парфентьева, Петр Канаев
РБК
«Аэрофлот» и «Ростех» подписали контракт на поставку самолетов Ту-214
Светлана Афонина
Деловой Петербург
Смольный перенёс сроки запуска центра развития беспилотников в ОЭЗ
Герман Костринский, Анастасия Львова, Иван Ткачёв
РБК
«Победа» в SDN-листе. Что это значит для авиакомпании и ее пассажиров
Евгения Бородина
Известия
Взлет заглушаю: что облегчит длинный перелет
Юлия Леонова, Владимир Матвеев
Известия
Первый в классе: спущен на воду учебный корабль для вертолетчиков
Наталья Башлыкова, Максим Талавринов
Известия
Экономь-класс: ФАС попросили проверить рост стоимости авиабилетов
София Прохорчук, Яна Штурма
Известия
Раздор полетов: почему пассажиры «Аэрофлота» не попали на рейсы



Анастасия Морозова
Forbes
Bloomberg узнал о сложностях с покупкой Boeing своей бывшей «дочки» Spirit
Валерия Лобко
Российская газета
Взглянуть в небо: Регионы оценят по уровню развития беспилотников
Татьяна Серебрякова
HotLine.travel
Может ли скандал вокруг Turkish Airlines привести к ограничению рейсов в Россию
Яна Штурма, Ксения Набаткина, Валерия Мишина
Известия
Владивосточное время: куда полетят россияне этим летом
Анастасия Львова, Герман Костринский
РБК
Первый аэропорт в Карачаево-Черкесии построят «Аэропорты регионов»
Алексей Михайлов, Андрей Федоров, Роман Крецул
Известия
«Кинжальная» дистанция: носитель гиперзвука получил стратегическую дальность
Наталия Эфендиева
Деловой Петербург
Бороздят просторы Вселенной: необычное кино о космосе
Алексей Михайлов, Андрей Федоров, Владимир Матвеев
Известия
Поставили «Форпост»: за Камчаткой и Севморпутем присмотрят беспилотники
Анастасия Львова
РБК
Минтранс поручил усилить меры по защите аэропортов от атак дронов
Мария Сергеева (Республика Саха)
Российская газета
Почти половину аэропортов Якутии модернизируют благодаря нацпроекту
Андрей Коршунов
Известия
На счет три: российская ракета «Ангара» впервые стартовала с Восточного
Анастасия Львова
РБК
Госкорпорация по аэронавигации вышла в прибыль после трех лет убытков
Максим Талавринов
Известия
Полетели: Росавиация попросила уволить топ-менеджеров «Уральских авиалиний»
Валентин Логинов
Известия
Ход и следствие: Польша меняет подход к смоленской авиакатастрофе
Илья Словесный
Деловой Петербург
Копайте глубже: Петербургу помогут построить метро до Пулково
Брэндон Вейхерт (Brandon Weichert)
ИноСМИ, The National Interest
Почему МиГ-21 до сих пор в почете у военных?
Андрей Коршунов
Известия
Космическая вязь: металлоткани свяжут Землю с другими планетами
Роман Гусаров
NEWS.ru
Новый самолет Ил-114-300: каким будет наследник легендарного Ан-24

РБК
Как S7 Airlines и ORS за 13 часов поменяли систему бронирования
Анастасия Николаева
Интерфакс
Россия и космос: последние достижения, история и интересные факты
Елена Савельева
РИА Новости
Не остаться в пролете: Запад испугался за свои самолеты из-за России
Максим Талавринов, Наталья Башлыкова
Известия
Рейс и навсегда: авиакомпаниям могут запретить аннулирование обратных билетов

Ростех
Сергей Ильюшин: «Лучше всего поют о конструкторе самолеты»
Алексей Анпилогов
Взгляд
Новый двигатель возвращает России турбовинтовую региональную авиацию
Егор Кулаков
Деловой Петербург
Петербург постепенно обретает статус столицы беспилотных систем
Наталья Ильина
Известия
Авианажим: мошенники прикидываются сотрудниками банков в аэропортах
Анастасия Львова
РБК
Ространснадзор решил перевести проверки авиакомпаний «на цифру»
Илья Максимов
Российская газета
Три российских самолета вошли в топ истребителей с самыми мощными двигателями

Ростех
Пять поколений истребительной авиации
Андрей Коршунов
Известия
Ближний сбой: какие проблемы вскрыла отмена пуска «Союз МС-5»
Игорь Кармазин
Известия
Небо открывается: первая белорусская космонавтка полетит на МКС
Алексей Михайлов, Андрей Федоров, Владимир Матвеев
Известия
Прицелы и средства: летчиков ВМФ научат борьбе с дронами
Григорий Колпаков
Интерфакс
Управление беспилотниками: виды, подготовка пилотов, востребованность профессии
Андрей Коршунов, Мария Недюк
Известия
Ступени развития: к чему приведет потеря ракеты Starship во время испытаний
Валерий Кодачигов, Максим Талавринов
Известия
Пролет нормальный: операторы дронов смогут общаться с экипажами самолетов
Илья Словесный
Деловой Петербург
Рейс задержан: сроки импортозамещения самолётов в России сдвинулись
Андрей Кузмак
Известия
Винительный падёж: Boeing оказался под огнем критики
Алексей Михайлов, Роман Крецул, Андрей Федоров
Известия
Расправить сети: запущена программа ремонта военных аэродромов
Роман Гусаров
NEWS.ru
Минобороны России получит новый самолет Ил-212: что о нем известно
Андрей Коршунов
Известия
Просто в космос: как Юрия Гагарина готовили к полету на Луну
Наталья Пономарева
Интерфакс
Отмена полета. Что делать пассажирам при задержке авиарейса?
Максим Талавринов, Наталья Башлыкова
Известия
Дебошире круг: с самолетов в РФ стали снимать больше деструктивных пассажиров

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgBxBqG
Рекомендуем: https://youdo.com/lawyer/realestate/, гарантии.
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer