Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Взлет вместо торможения


9 января 2013 года Елена Сидоренко, Взгляд.ру


Причиной катастрофы Ту-204 во Внуково перед Новым годом могли стать отказ в работе реверса на обоих двигателях и действия пилотов не по инструкции. Специалисты отметили, что эта версия подтверждается полученными после расшифровки черных ящиков данными. Но коллеги погибших пилотов полагают, что не стоит торопиться обвинять экипаж.

В среду специалисты заявили, что разбившийся при посадке во Внуково самолет Ту-204 компании Red Wings Airlines не мог совершить правильное торможение из-за заклинившего механизма реверса двигателей и действий пилотов не по инструкции.

По данным комиссии, экипаж посадил воздушное судно в штатном режиме, хотя и несколько небрежно – машина приземлилась с завышенной скоростью 250 км/ч при норме 225–245 км/ч и с перелетом в несколько сотен метров. Эти обстоятельства, как говорят специалисты, не были критичными, поскольку и остатка полосы пустому Ту-204 при умеренном попутном ветре было достаточно, чтобы спокойно погасить скорость, рассказали источники газеты «Коммерсант» в технической комиссии по расследованию катастрофы.

При этом, учитывая сокращенную тормозную дистанцию, а также низкую эффективность «колесного» торможения лайнера (весь день 29 декабря шел снег, снизивший коэффициент сцепления шин с покрытием ВПП), экипаж сделал ставку на применение реверса. При активации этого устройства лопатки двигателей самолета разворачиваются, создавая таким образом обратную тягу, стремящуюся не разогнать, а, наоборот, затормозить катящуюся по полосе машину.

Однако реверс на обоих двигателях Ту-204 не сработал, а все попытки пилотов затормозить машину традиционным, «автомобильным» способом, оказались безрезультатными. После криков в кабине «Тормози! Тормози!» 80-тонный самолет, сбив выпущенными шасси сначала посадочный маяк, а затем и бетонное ограждение аэропорта, развалился на части. Носовой отсек с пилотской кабиной при этом остановился только в котловане, вырытом при реконструкции соседнего Киевского шоссе. В аварии погибли командир Ту-204, второй пилот, бортинженер и две стюардессы. Еще три бортпроводницы, находившиеся в момент столкновения в салоне, получили тяжелые травмы.

Как пояснили участники расследования, включение реверсов двигателей на Ту-204 происходит в два этапа. Сначала совершивший посадку пилот переводит двигатели на малый газ, а рычаги управления реверсами (РУР) ставит в промежуточное положение «малый реверс», при котором торможения еще нет. Чтобы появился полноценный реверс, самолет должен опуститься колесами на бетонку. При этом стойки шасси сжимаются и через подвижный стержень-шток замыкают концевой выключатель, который, в свою очередь, разблокирует РУР и позволяет пилоту сдвинуть их дальше, создавая таким образом мощную обратную тягу. Иначе говоря, пока колеса не коснутся земли, включить реверс на Ту-204 невозможно. То же самое происходит и в случае заклинивания стержня-штока – система «не видит» приземления.

Следователи полагают, что штоки на бортах Red Wings стало клинить из-за морозов – экипажи с наступлением холодов начали активно применять противообледенительную обработку, и агрессивная жидкость, попадая в механизмы, могла вызвать их коррозию или заледенение. Из этих соображений и было решено принять превентивные меры по смазке всех штоков на российских «тушках».

Однако внуковской трагедии, как говорят участники расследования, способствовали и ошибки командира Шмелева. Руководство по летной эксплуатации Ту-204 предписывает экипажу в случае невключения реверсов на обоих двигателях (об их активации в промежуточном положении РУР сигнализирует специальное табло «Реверс включен») немедленно прекратить попытки сдвигать рычаги дальше. Пилоты в этом случае должны вернуть РУР в исходное положение и пользоваться колесными тормозами, опустить прижимающие самолет к земле спойлеры-интерцепторы на крыльях, наконец, выключить двигатели.

Геннадий Шмелев и его напарник, как полагают участники расследования, возникшую техническую неисправность вовремя не распознали. Вместо того чтобы сконцентрировать внимание на колесных тормозах и рулении по полосе, они более полуминуты тянули РУР вверх, надеясь включить неисправные реверсы. По мнению некоторых экспертов, летчики приложили к рычагам такое мощное усилие, что частично преодолели блокировку РУР в промежуточном положении и увеличили таким образом прямую тягу двигателей. Понять, что машина в результате его действий не замедляется, а разгоняется, командир Шмелев смог лишь за мгновение до удара о препятствие: он подал команду «Выключить двигатели!», но выполнить ее оказалось уже некому.

«Я и мои коллеги такие предположения сделали еще в день катастрофы, и они полностью оправдались, несмотря на то, что в произошедшем обвиняли членов экипажа. После расшифровки черных ящиков вырисовалась полная картина катастрофы: не сработала реверсивная система торможения. Это когда после посадки процесс торможения начинается только с реверса. Что такое реверс? Реверс двигателя – это когда срабатывает специальное устройство на двигатели и струя идет не с положительным знаком, увеличивая тягу, а, наоборот, своей реактивной силой тормозит самолет. Когда скорость воздушного судна падает настолько, что становится приемлемым торможение колесами. Это стандартное условие для всех современных самолетов», – рассказал газете ВЗГЛЯД председатель комиссии по гражданской авиации Общественного совета Ространснадзора, заслуженный пилот СССР Олег Смирнов.

Специалист пояснил, что на столь высокой скорости нельзя пользоваться тормозами, потому что при таком раскладе самолет «разуется», то есть резина разогреется до такой степени, что слетит.

«Когда включается реверс, автоматически увеличивается режим работы двигателей, но в то же время включается реверсивное устройство, которое, как уже говорил, газовую струю двигателя разворачивает против движения. В этом случае реверсивное устройство не сработало на двигателе, режим был увеличен, и это привело к тому, что вместо торможения увеличилась скорость, и самолет пошел на взлет. И никакие тормоза уже не помогли бы. Коэффициент сцепления с посадочной полосой был не идеальным – в пределах 0,5», – добавил Смирнов.

«Для разрешения ситуации у экипажа были считанные секунды. Система подготовки пилотов рассчитана таким образом, чтобы ни один отказ ни одной системы не привел к фатальным результатам. Для этого необходимо строго соблюдать руководство летной эксплуатации и нужно тренировать пилота на тренажерах. Прежде чем обвинять экипаж, нужно проверить, были ли они натренированы на такие случаи, – подчеркнул Олег Смирнов. – Чтобы избежать трагедии, пилот должен был выключить двигатели, выпустить спойлеры (на крыле поднимается планка, которая полностью лишает его подъемной силы). Если бы все это было сделано, то самолет мог бы остановиться в пределах ВПП, или в худшем случае выкатиться за ее пределы, повредить  шасси, но не более того».

По его словам, членов экипажа можно обвинить в чем угодно, но первопричина в этом случае техническая. «Человеческий фактор – это не только экипаж, но и конструкторы, государственные регулирующие органы. Ведь до этой трагедии было еще два аналогичных случая на Ту-204: в ноябре прошлого года самолет выкатился в аэропорту Екатеринбурга, а в середине декабря в Новосибирске. Уже тогда должны были поднять шум, предпринять все меры, чтобы у техники больше не было таких отказов. Регулирующие органы должны были либо временно прекратить эксплуатацию Ту-204 с явным , очень опасным техническим дефектом, который делает неработоспособной реверсивную систему торможения , либо провести дополнительные тренировки действий пилотов в подобных ситуациях, но этого не было сделано. Комиссия должна определить причину этой катастрофы , основываясь прежде всего на человеческом факторе самолетостроителей, регулирующих госорганов, аэропортовой инфраструктуры и только в заключении, пилотов», – заявил заслуженный пилот СССР.

Между тем стало известно, что состояние одного из пострадавших в результате жесткой посадки и разрушения самолета Ту-204 в аэропорту Внуково остается тяжелым. «В реанимационном отделении по-прежнему находится 32-летний Алексей Изосимов, его состояние оценивают как стабильно тяжелое. Двое других пострадавших находятся в состоянии средней тяжести», – сказал источник «Интерфакса» в медицинских кругах столицы. Он уточнил, что второй и третий пострадавшие проходят лечение в нейрохирургическом и травматологическом отделениях.

Как сообщала газета ВЗГЛЯД, 29 декабря 2012 года самолет Ту-204 при посадке в аэропорту Внуково выкатился за взлетную полосу на Киевское шоссе. После приземления произошло возгорание правого крыла на площади 100 квадратных метров. Погибли четыре человека, в том числе пилоты, четверо пострадали. Одна из выживших при аварии бортпроводниц спустя сутки скончалась в больнице. На борту находились восемь членов экипажа, пассажиров не было. По факту ЧП Следственный комитет возбудил уголовное дело. В воскресенье следователи провели обыски в офисе авиакомпании Red Wings.

На следующий день после происшествия специалисты Международного авиационного комитета (МАК) расшифровали бортовые самописцы Ту-204 и приступили к их анализу. По данным источника, у самолета, скорее всего, были неисправны реверсы или тормоза.
В интернете уже появилась видеозапись авиапроисшествия, сделанная с регистратора проезжавшего по Киевскому шоссе автомобиля.
Отметим, что в среду произошел похожий летный инцидент. Самолет Ан-24 «Авиалиний Мордовии», следовавший из Краснодара в Казань с перелетом через Саранск, при маневрировании во время посадки выкатился с полосы на 30 метров. На борту находились 29 человек – хоккейная команда «Ариада-Акпарс», возвращавшаяся после матча с «Кубанью».

Специалисты предполагают, что самолет мог выкатиться из-за обледенения ВПП. «По предварительным данным, причиной инцидента могло стать обледенение полосы», – сообщил РИА «Новости» представитель ГУ МЧС по Республике Мордовия.

 



комментарии (4):

fly elefant      12/01/2013 [20:10:20]#1
Негоже уважаемому электронному изданию допускать такие ляпы :"лопатки двигателей самолета разворачиваются, создавая таким образом обратную тягу, стремящуюся не разогнать, а, наоборот, затормозить катящуюся по полосе машину...".
Или какие ляпы такие и эксперты? И что потом думает читатель не сведущий в авиационной технике? Что самолеты "старые" и за штурвалами только "пьяные летчики"?????

NIC_TO      17/01/2013 [05:34:29]#2
для fly elefant
согласен
в турбовентиляторном двигателе реверс обеспечивается перекрытием внешнего контура и открытием створок, что обеспечивает перенаправления воздушного потока.
как можно писать о чём то статью, не разбираясь в этом!?

NIC_TO      17/01/2013 [06:00:07]#3
опустить прижимающие самолет к земле спойлеры-интерцепторы

догда уж выпустить, интерцепторы поднимаются. спойлеры и интерцепторы - это одно и тоже, масло-масляное

GRV Эксперт «Aviation EXplorer»      18/01/2013 [04:09:28]#4
Это обзор публикаций в СМИ. У статьи есть автор - Елена Сидоренко, издание Взгляд.ру. Увы, мы не имеем права изменять авторский текст. Что написано, то написано. К экспертам это не имеет никакого отношения.













Материалы рубрики

Светлана Афонина
Деловой Петербург
Смольный перенёс сроки запуска центра развития беспилотников в ОЭЗ
Герман Костринский, Анастасия Львова, Иван Ткачёв
РБК
«Победа» в SDN-листе. Что это значит для авиакомпании и ее пассажиров
Евгения Бородина
Известия
Взлет заглушаю: что облегчит длинный перелет
Юлия Леонова, Владимир Матвеев
Известия
Первый в классе: спущен на воду учебный корабль для вертолетчиков
Наталья Башлыкова, Максим Талавринов
Известия
Экономь-класс: ФАС попросили проверить рост стоимости авиабилетов
София Прохорчук, Яна Штурма
Известия
Раздор полетов: почему пассажиры «Аэрофлота» не попали на рейсы
Анастасия Морозова
Forbes
Bloomberg узнал о сложностях с покупкой Boeing своей бывшей «дочки» Spirit
Валерия Лобко
Российская газета
Взглянуть в небо: Регионы оценят по уровню развития беспилотников



Татьяна Серебрякова
HotLine.travel
Может ли скандал вокруг Turkish Airlines привести к ограничению рейсов в Россию
Яна Штурма, Ксения Набаткина, Валерия Мишина
Известия
Владивосточное время: куда полетят россияне этим летом
Анастасия Львова, Герман Костринский
РБК
Первый аэропорт в Карачаево-Черкесии построят «Аэропорты регионов»
Алексей Михайлов, Андрей Федоров, Роман Крецул
Известия
«Кинжальная» дистанция: носитель гиперзвука получил стратегическую дальность
Наталия Эфендиева
Деловой Петербург
Бороздят просторы Вселенной: необычное кино о космосе
Алексей Михайлов, Андрей Федоров, Владимир Матвеев
Известия
Поставили «Форпост»: за Камчаткой и Севморпутем присмотрят беспилотники
Анастасия Львова
РБК
Минтранс поручил усилить меры по защите аэропортов от атак дронов
Мария Сергеева (Республика Саха)
Российская газета
Почти половину аэропортов Якутии модернизируют благодаря нацпроекту
Андрей Коршунов
Известия
На счет три: российская ракета «Ангара» впервые стартовала с Восточного
Анастасия Львова
РБК
Госкорпорация по аэронавигации вышла в прибыль после трех лет убытков
Максим Талавринов
Известия
Полетели: Росавиация попросила уволить топ-менеджеров «Уральских авиалиний»
Валентин Логинов
Известия
Ход и следствие: Польша меняет подход к смоленской авиакатастрофе
Илья Словесный
Деловой Петербург
Копайте глубже: Петербургу помогут построить метро до Пулково
Брэндон Вейхерт (Brandon Weichert)
ИноСМИ, The National Interest
Почему МиГ-21 до сих пор в почете у военных?
Андрей Коршунов
Известия
Космическая вязь: металлоткани свяжут Землю с другими планетами
Роман Гусаров
NEWS.ru
Новый самолет Ил-114-300: каким будет наследник легендарного Ан-24

РБК
Как S7 Airlines и ORS за 13 часов поменяли систему бронирования
Анастасия Николаева
Интерфакс
Россия и космос: последние достижения, история и интересные факты
Елена Савельева
РИА Новости
Не остаться в пролете: Запад испугался за свои самолеты из-за России
Максим Талавринов, Наталья Башлыкова
Известия
Рейс и навсегда: авиакомпаниям могут запретить аннулирование обратных билетов

Ростех
Сергей Ильюшин: «Лучше всего поют о конструкторе самолеты»
Алексей Анпилогов
Взгляд
Новый двигатель возвращает России турбовинтовую региональную авиацию
Егор Кулаков
Деловой Петербург
Петербург постепенно обретает статус столицы беспилотных систем
Наталья Ильина
Известия
Авианажим: мошенники прикидываются сотрудниками банков в аэропортах
Анастасия Львова
РБК
Ространснадзор решил перевести проверки авиакомпаний «на цифру»
Илья Максимов
Российская газета
Три российских самолета вошли в топ истребителей с самыми мощными двигателями

Ростех
Пять поколений истребительной авиации
Андрей Коршунов
Известия
Ближний сбой: какие проблемы вскрыла отмена пуска «Союз МС-5»
Игорь Кармазин
Известия
Небо открывается: первая белорусская космонавтка полетит на МКС
Алексей Михайлов, Андрей Федоров, Владимир Матвеев
Известия
Прицелы и средства: летчиков ВМФ научат борьбе с дронами
Григорий Колпаков
Интерфакс
Управление беспилотниками: виды, подготовка пилотов, востребованность профессии
Андрей Коршунов, Мария Недюк
Известия
Ступени развития: к чему приведет потеря ракеты Starship во время испытаний
Валерий Кодачигов, Максим Талавринов
Известия
Пролет нормальный: операторы дронов смогут общаться с экипажами самолетов
Илья Словесный
Деловой Петербург
Рейс задержан: сроки импортозамещения самолётов в России сдвинулись
Андрей Кузмак
Известия
Винительный падёж: Boeing оказался под огнем критики
Алексей Михайлов, Роман Крецул, Андрей Федоров
Известия
Расправить сети: запущена программа ремонта военных аэродромов
Роман Гусаров
NEWS.ru
Минобороны России получит новый самолет Ил-212: что о нем известно
Андрей Коршунов
Известия
Просто в космос: как Юрия Гагарина готовили к полету на Луну
Наталья Пономарева
Интерфакс
Отмена полета. Что делать пассажирам при задержке авиарейса?
Максим Талавринов, Наталья Башлыкова
Известия
Дебошире круг: с самолетов в РФ стали снимать больше деструктивных пассажиров
Евгений Берсенев
Свободная Пресса
Небесный тихоход: МС-21 ждет нелегкая судьба
Анастасия Львова, Валентина Шварцман
РБК
У российских вертолетчиков вскоре истекут все контракты с ООН

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer