Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Вице-премьер Шувалов включился в гонку по уничтожению российской авиации


2 октября 2013 года Владимир Леонов, Аргументы Недели


В распоряжении редакции «Аргументов недели» оказались документы, подтверждающие старую истину – когда чиновнику надо пустить пыль в глаза начальнику, он начинает судорожно имитировать бурную деятельность. Эффект от такой «работы» чаще всего разрушительный. ВОТ ПОСЛЕДНИЙ ПРИМЕР. С подачи медведевского правительства подготовлен проект указа Президента России «О федеральном государственном унитарном предприятии «Государственный научно-исследовательский институт гражданской авиации» (ГосНИИ ГА). При внимательном изучении документов напрашивается единственный вывод – если В. Путин подпишет указ, то ГосНИИ ГА будет уничтожен, останутся его жалкое подобие и память о былом величии. Чтобы попытаться разобраться в хитросплетениях реорганизации, корреспондент «АН» отправился в Шереметьево к заместителю генерального директора ГосНИИ ГА и начальнику лётно-испытательного центра института Рубену Татевосовичу ЕСАЯНУ. Не исключено, есть и другие, глубинные, а не «классическо-чиновные» мотивы реформаторского угара.

В министерский отстой

Государственный научно-исследовательский институт гражданской авиации был основан 4 октября далёкого 1930-го. Если ехать в аэропорт по «старому» Шереметьевскому шоссе, то справа, немного не доезжая до пассажирских терминалов, есть автобусная остановка – «ГосНИИ ГА». Все годы, включая непростые 90-е, институт, а по сути, крупное предприятие, не стонал от безденежья, а работал. По проблеме авиационной безопасности полётов ГосНИИ ГА провёл лабораторные и лётные исследования более 3500 объектов отказавшей авиатехники. Этот ФГУП, как выяснилось, сегодня практически не нуждается в финансировании из госбюджета. И вот это эффективное подразделение Росавиации решили реформировать и перевести под крыло Минтранса со сменой статуса. Сейчас это федеральное государственное унитарное предприятие (ФГУП) из списка «стратегических», грозит превратиться, по замыслам реформаторов, в федеральное бюджетное учреждение (ФБУ). Похоже, на собственность ГосНИИ ГА положил глаз кто-то ну очень большой, например Аркадий Ротенберг, который уже заявил свои интересы в Шереметьево. Именно там институту принадлежат площади и здания – чем не лакомый кусок для строительства очередного терминала на 40 млн. пассажиров в год? Но это лишь предположения, а вот факты говорят о том, что перевод из ФГУП в ФБУ станет головной болью для многих тысяч людей. И несёт прямую угрозу безо­пасности полётов гражданской авиации.

Возможно, ГосНИИ ГА впал в немилость к непотопляемому суперджетостроителю и президенту Объединённой авиастроительной корпорации М. Погосяну. Институт знает и предупреждал о множестве «косяков» его детища, а вот о Ту-334 специалисты и руководители говорят неизменно в превосходной форме. В том числе и Рубен Есаян, он проводил его сертификационные испытания:

– Летали и на высотных аэродромах при температуре до 38 граду­сов. Когда мы провели испытания Ту-334 в Ар­мении и пошли обратно – я говорю: ребята, идём по профилю Ту-134. Мы так летали на 134-м в Домодедово. А какая разница: Домодедово или Жуковский? Здесь всё рядышком. Мы взлете­ли, на борту пять с половиной тонн контрольно-записывающей аппаратуры. Техническую бригаду и все запчасти с собой погрузили. У нас получи­лась масса около 8 тонн. На Ту-134 при меньшей загрузке (Ту-134 – максимум 76 пассажиров, Ту-334 – 102) расходовали 8,5 тонны горючего. А тут практически уложились в 6 тонн керосина.

    Из досье «АН»

ЕСАЯН Рубен Татевосович. Родился 24 ноября 1946 года. Заслуженный лётчик-испытатель и Герой Российской Федерации. В 1981–1984 годах находился в служебной командировке в Анголе, был командиром экипажа самолёта Як-40 министра обороны Анголы. С 1986 года на лётно-испытательной работе в ГосНИИ ГА.

По линии института проводил испытания Ту-334, Ту-154, Ил-76МФ, Ил-96, Ил‑114. На самолёте-амфибии Бе-200 установил пять мировых рекордов. Для установления причин авиационных происшествий и катастроф моделировал в реальных полётах внештатные ситуации. Занимается обеспечением программ исследования Антарктиды. С 2001 года на самолёте Ил-76 ежегодно летает на ледовые аэродромы «четвёртого континента». В 2007 году выполнил уникальное десантирование 28 платформ с дизтопливом для генераторов и отопления станции «Восток», чем спас учёных от экстренной эвакуации.

Выдержки из документов

Проект президентского указа начинается пафосно: «В целях научного обеспечения устойчивого технологического развития и модернизации гражданской авиации…» Но проект правительственного постановления прописан куда конкретнее: по поручению «Первого заместителя Председателя Правительства Российской Федерации И.И. Шувалова от 12.11.2012 … предлагается реорганизовать ФГУП «ГосНИИ ГА» в федеральное бюджетное учреждение с последующим отнесением к ведению Минтранса России». На первый взгляд ничего страшного. Но точку в череде славных дел ГосНИИ ГА ставит пункт, что основными целями деятельности учреждения являются «осуществление научной и научно-технической деятельности в сферах гражданской авиации и аэронавигационного обслуживания, (...) научное обеспечение международных обязательств Российской Федерации, (…) анализ данных о факторах опасности и риска, создающих угрозу безопасности полётов гражданских воздушных судов, хранение этих данных и обмен ими в соответствии с международными стандартами Международной организации гражданской авиации».

То есть за ГосНИИ ГА оставляют лишь малую толику функций. Как утверждает Есаян, за бортом реформы останутся лётно-испытательные работы, исследовательские и сертификационные полёты, специальные полёты по перегонке авиационной техники, в том числе с различными отказами и неисправностями двигателей и систем, в пункты назначения по требованию заказчика, на ремонтные заводы или после ремонта к местам базирования. Для безопасного выполнения таких задач требуются не рядовые, пусть даже опытные пилоты авиакомпаний, а специально подготовленные экипажи из лётчиков-испытателей. За год набирается 60–70 таких экстремальных рейсов. И, что важно, будут безвозвратно потеряны штучные кадры – ограничение направлений деятельности ГосНИИ ГА потребует увольнения около 700 специалистов. Много это или мало? Катастрофически много – списочный состав ГосНИИ ГА на сегодняшний день всего 807 человек. То есть будет уничтожена целая школа, целые подразделения, способные не только летать, но и взять и сделать анализ проб топлива, сертифицировать его, обучить лётчиков безопасно эксплуатировать новую технику, на основании исследований дать или не дать разрешение на продление ресурса и сроков службы воздушным судам. Канет в Лету направление, которое называется моторным или двигательным. Кто будет заниматься комплексными исследованиями по ремонту всех используемых в гражданской авиации авиадвигателей и обеспечением поддержания их лётной годности в условиях эксплуатации? Моторостроительные заводы? Им не до того.

Задумано лихо – оставить в одиночестве «науку», сделать всех столоначальниками. Что-то похожее мы уже видели, когда был принят Лесной кодекс. Лесничих сократили, оставшихся обратили в чиновников. Результат – бурелом в лесах, агрессивный борщевик на полянах, клещи-вирусоносители, пожары и сожранные повсюду короедом-типографом хвойные. Так и с ГосНИИ ГА поступят – нечего суетиться, летать, сертифицировать, на основе практических испытаний писать дополнения в руководства по лётной эксплуатации воздушных судов. Пусть лучше сидят в тиши кабинетов, изучают документы и выдумывают регламенты. То есть превратить ГосНИИ ГА под крышей Минтранса в импотентное подобие департамента авиационной промышленности Минпромторга России – 16 человек, далеко не все являющиеся профессионалами отрасли, занимаются по большей части ведением документооборота.

Опять врут

Главное враньё обнаружилось в пояснительной записке к проекту указа. Традиционный для таких документов пункт гласит, что «принятие настоящего проекта указа Президента Российской Федерации не повлечёт дополнительных расходов из федерального бюджета».Ещё как повлечёт! В результате выполнения работ на коммерческой основе (тот же перегон лётчиками-испытателями неисправных воздушных судов к местам ремонта) ГосНИИ ГА в 2012 году было уплачено только налогов и платежей в бюджеты всех уровней в размере 377 млн. рублей. А для финансирования огрызка ГосНИИ ГА под крышей Минтранса потребуется встречный финансовый поток из бюджета минимум по 180 млн. в год. Плюс ещё больше четверти миллиарда на выплаты уволенным сотрудникам.

Профессиональному лётному составу, имеющему высшую квалификацию «Испытатель», место в новой структуре не предусмотрено. Есаян печален – грустно, когда после тебя остаётся выжженное поле. Да и с мечтой создать для выполнения арктическо-антарктических полётов специальный лётный отряд из двух Ил-76 с двигателями ПС-90 и трёх Ил-114 придётся расстаться. Между прочим, на это у него есть распоряжение, подписанное С.Б. Ивановым. Но Минтранс устроил многолетнюю волокиту, оправдываясь отсутствием средств:

– На новых движках мы с запасом летим из Кейптауна до станции «Новолазаревская» в Антарктиде, топлива хватит, чтобы в случае непогоды вернуться обратно. На старых Ил-76ТД рубеж наступает за 460 километров до аэродрома – не развернул машину «на рубеже», изволь садиться как можешь. А Ил-114 с боковым грузовым люком – вообще для наших целей идеальная машина, может возить людей и грузы по всей Антарктиде, зарабатывать деньги на зарубежных исследовательских программах, а потом своим ходом, а не в разобранном для погрузки на корабль состоянии, долететь до аэродрома в Южной Африке.

Но зачем чиновникам думать о зарабатывании средств? Для этого есть бюджет. А ещё перевод ГосНИИ ГА под крыло Минтранса грозит хаосом на международных и внутренних линиях – за время реорганизации истечёт срок действия сертификатов по авиационной безопасности не менее чем у 40% аэропортов и авиакомпаний. Значит, летать нельзя.



комментарии (2):

mab55      03/10/2013 [21:35:24]#1
и с мечтой создать для выполнения арктическо-антарктических полётов специальный лётный отряд из двух Ил-76 с двигателями ПС-90 и трёх Ил-114 придётся расстаться

Почему-то кажется, что у государственного научно-исследовательского института должны быть другие задачи и мечты...

Mongooavia      07/10/2013 [11:57:59]#2
Не печалься Есаян, звякни Погосяну (наверняка родственник), пристроит куда-нибудь-будешь на суперджетах Транс-Арктику осваивать.
А если серьезно, то главное в нынешних реалиях - обосновать необходимость своей деятельности. Если авиационный НИИ на это не способен, то остается только умереть достойно.













Материалы рубрики

Артем Мостыканов, Мария Федорова
РБК
Как в России готовят специалистов гражданской беспилотной авиации
Андрей Коршунов
Известия
Алюминиевые образцы: ученые создадут из лома высокопрочные детали для самолетов

93.ru
На Кубани планируют возродить малую авиацию
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
Альтернатива Турции и ОАЭ: туроператоры ожидают всплеск спроса на отдых в Китае
Любовь Капустина
Российская газета
"Ангара" может прекратить полеты: кто может заменить компанию и скажется ли это на перевозках?
Наталия Ячменникова
Российская газета
С дроном на "ты". Университет гражданской авиации получил сертификаты летной годности на тяжелый беспилотник
Елена Сухорукова, Дарья Молоткова
РБК
У крупнейшего оператора duty free в Шереметьево сменился собственник
Иван Сало
РБК
МС-21: что это за самолет, его характеристики и роль в российской авиации



Валентина Аверьянова
Известия
На взлет: в России вводят новый авиационный сбор для пассажиров
Татьяна Копылова
Деловой Петербург
"Это очень критично": поможет ли новая станция метро аэропорту Пулково
Ирина Ионина
Известия
Летний под дых: кто компенсирует туристам расходы после транспортного коллапса
Ксения Ерохина
Деловой Петербург
Платят пассажиры: как новый сбор Минтранса повлияет на стоимость авиабилетов
Ярослав Солонин
Lenta.ru
«Я – последняя собака в космосе» 65 лет назад СССР запустил в космос Белку и Стрелку. Как это спасло жизнь Гагарину?
Валентина Аверьянова
Известия
Без барьеров: как авиация делает перелеты доступными для людей с РАС
Ольга Федорова
Московский Комсомолец
Над Аляской «закрыли небо»: что скрывается за мерами авиабезопасности саммита
Любовь Капустина
Российская газета
Это дорого, но эффективно: эксперты рассказали, как "мокрый" лизинг мог бы помочь авиаперевозчикам России
Сергей Прудников
Известия
Полет смысла: как будут развиваться российские гражданские дроны
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
В Смольном раскрыли детали испытаний беспилотников в Петербурге
Николай Сергеев
Москвич
Критический фактор: почему авиаколлапс лета 2025 погубил российский средний класс
Елена Рузлева
Forbes
Разбор полетов: чем для акций «Аэрофлота» обернется атака хакеров и задержки рейсов
Антон Белый
Известия
Молодой по весу: в РФ разработали сверхлегкую ракету-носитель для запуска спутников
Герман Костринский, Екатерина Шокурова, Анна Балашова
РБК
Атака хакеров на «Аэрофлот»: сколько это может стоить компании
Елена Балаян, Валерия Мишина, Яна Штурма, Валерий Кодачигов
Известия
Игра на вылет: на что рассчитывать пассажирам отмененных рейсов «Аэрофлота»
Егор Малков
Деловой Петербург
Сломать систему: как сбой "Аэрофлота" отзовётся на вылетах из Петербурга
Петр Канаев
РБК
Андрей Иванов заявил о работе по предотвращению банкротства «Домодедово»
Мария Недюк, Юлия Леонова
Известия
В дроновом режиме: на интеллектуальные беспилотники выделили 262,5 млн рублей
Екатерина Тропова
АТОР
Российские аэропорты закрывали более 260 раз с начала мая
Наталья Башлыкова, Яна Штурма, Виктор Синеок
Известия
Команда на слёт: интерес туристов к Геленджику подскочил вдвое перед открытием аэропорта
Полина Собакина
Известия
Аэропорт Геленджика открылся: как это повлияет на рост турпотока
Максим Манаев, Тимофей Волков, Федор Горбунов
Известия
Бремя ремонта: крейсер «Адмирал Кузнецов» могут сдать на металлолом
София Прохорчук, Владимир Гаврилов
Известия
Воздушные рамки: какие компенсации положены за отмену 485 рейсов
Екатерина Шокурова
РБК
ГЛОНАСС разработает стандарты кибербезопасности для дронов

РБК
Глава «России»: «Каждый 2-й рейс на SSJ100 — между Москвой и Петербургом»
Герман Костринский
РБК
«Россия» начала сравнивать российский и французский двигатели для SSJ-100
Алёна Алёша
Деловой Петербург
Регистрация улыбкой: Петербург узаконит биометрию в аэропортах
София Прохорчук, Ирина Ионина, Самира Сабирова
Известия
Задача на вылет: авиакомпании готовят вывозные рейсы с Ближнего Востока
Анастасия Николаева
Интерфакс
Новый космический проект: какие приоритетные направления выбрала Россия?
Ольга Ларина
Деловой Петербург
Зона турбулентности. Забастовки в Финляндии обрушили авиаперевозки
Иван Сало
РБК
Что такое Crew Dragon: история, миссия, полеты, список кораблей
Любовь Можаева
MASHNEWS
И внутри будет отечественное. Минпромторг решил потратить 4 млрд на начинку самолетов
Сергей Андрейкин
Деловой Петербург
Пулково опередил зарубежные аэропорты по внедрению биометрии
Любовь Можаева
MASHNEWS
С овальным фюзеляжем. На самолеты нового поколения Минпромторг потратит еще 13 млрд
Мария Недюк
Известия
Что указано пером: птицы помогут создать автономные системы навигации для дронов
Кирилл Фенин
Известия
Полетное создание: РФ и Сербия работают над запуском новых авиарейсов
Петр Канаев, Герман Костринский
РБК
Правкомиссия отказала крупнейшему аэропорту Камчатки в повышении тарифов
Евгений Берсенев
Свободная Пресса
Отлетались? Программа производства новых самолетов опять попала под нож
Андрей Коршунов, Юлия Леонова
Известия
Общий взлет: в РФ создали первую универсальную станцию внешнего управления дронами
Анастасия Львова
Эксперт
Дронов становится всё больше
Екатерина Шокурова
РБК
Эксперты разработали концепцию «цифрового неба России»
Мария Фролова
Известия
Лишние пассажиры: в Минтрансе предложили ввести овербукинг на частых рейсах

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer