Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Семь легендарных самолетов КБ Туполева


22 октября 2013 года Антон Валагин, Российская газета


22 октября день рождения отмечает конструкторское бюро Туполева - старейшее в мире предприятие по созданию самолетов. Создатель бюро Андрей Туполев говорил "Хорошо летают только красивые самолеты", - и каждая из поднятых им в небо машин подтверждала эти слова. В КБ разработано более 300 проектов, построено 18 тысяч самолетов: от рекордиста АНТ -25 до сверхзвукового гиганта Ту-160. Представляем наиболее прославленные самолеты Туполева.

Небесный глас
 
Построенный в Воронеже агитационный самолет АНТ-20 "Максим Горький" оказался революционным для своего времени. Это был самый большой в мире аэроплан с сухопутным шасси. В нем впервые появился автопилот, электродистанционная система управления и система электропитания бортового оборудования переменного тока напряжением 127 вольт. Фюзеляж восьмимоторного гиганта был оборудован пневмопочтой, в крыльях располагались двухъярусные кровати для отдыха, а сложенный трап становился полом кабины.
 
"Максим Горький" создавался на народные деньги - за короткий срок по всей стране было собрано шесть миллионов рублей, - как агитационный самолет. На его борту находились громкоговорящая радиоустановка "Голос с неба", киноустановка, фотолаборатория, типография, библиотека и электростанция.
 
Made in USSR
 
Послевоенный стратегический бомбардировщик Ту-4 был скопирован с американского B-29. Четыре такие машины в конце Второй мировой войны совершили вынужденные посадки на дальневосточных аэродромах. Экипажи отправили в США, самолеты оставили в СССР. Один разобрали, второй оставили как эталон, на третьем выполняли испытательные полеты, четвертый держали про запас.
 
Приказ Сталина: "Скопировать самолет, не внося никаких изменений", - создал большие трудности. Найденная в B-29 техническая документация основывалась на футах и дюймах, сечение проводов бомбардировщика отличалось от советских номиналов, промышленность СССР не выпускала дюралевых листов нужной толщины для обшивки. Тем не менее в 1947 году Ту-4 взлетел.
 
Самолет оказался тяжелее B-29, советские двигатели имели меньший ресурс и все равно это был технологический прорыв. Впервые в СССР был использован бортовой компьютер, система дистанционного управления оборонительным вооружением - каждый из пяти стрелков мог со своего места управлять всеми турелями, - вспомогательная силовая установка.
 
При переводе технической документации на B-29 возникла заминка. Вообще инструкции были написаны простым, доходчивым языком, но фраза: "В этом случае следует запустить Пут-Пут" - поставила советских конструкторов в тупик. Загадка разрешилась, когда запустили вспомогательный мотор-генератор - из выхлопной трубы послышалось: пут-пут.
 
В штатском
 
Ту-104 стал не только первым реактивным пассажирским самолетом в СССР (а до 1958 года и единственным в мире), но и заложил традицию делать гражданские самолеты из военных. 104-й был сделан на основе дальнего бомбардировщика Ту-16 - для пассажирского варианта только расширили фюзеляж.
 
Одновременно был запущен в серию дальнемагистральный турбовинтовой самолет Ту-114, созданный на основе стратегического бомбардировщика Ту-95. Последний до сих пор стоит на вооружении России - в нем впервые в СССР появилась микроволновая печь для горячего питания экипажа.
 
Даже сугубо гражданский Ту-134 имеет военную модификацию УБЛ. К обычной "тушке" приделали острый нос от дальнего бомбардировщика Ту-22, под крылья смонтировали подвески для бомб и обучают на них пилотов и штурманов дальней авиации.
 
Сверхзвук
 
Ту-144 стал первым в мире сверхзвуковым пассажирским лайнером. Он взлетел в 1968 году - на два месяца раньше англо-французского "Конкорда". Полгода спустя Ту-144 превысил скорость звука (1191 километр в час) на высоте 11 тысяч метров. Еще через год на высоте 16 километров лайнер преодолел барьер в два Маха.
 
При взлете и посадке из носовой части самолета выдвигалось дополнительное горизонтальное оперение, благодаря которому Ту-144 мог взлетать и садиться в 18 аэропортах СССР. Взлетно-посадочная скорость "Конкорда" была выше на 15 процентов, он мог летать только в аэропорты с длинными ВПП, каждый из них специально для этого сертифицировался.
 
Носовой обтекатель Ту-144 поворачивался в вертикальной плоскости. При взлете и посадке он опускался вниз, открывая обзор пилотам, в полете становился горизонтально, улучшая аэродинамику.
 
В 1981 году совершил первый полет сверхзвуковой стратегический ракетоносец Ту-160 "Белый лебедь", при разработке которого был использован опыт Ту-144. "Лебедь" - самый тяжелый боевой самолет в мире и самый большой в истории авиации сверхзвуковой самолет. Он способен нести стратегических 12 крылатых ракет Х-55 с заранее заданными координатами цели, которые вводятся перед вылетом самолета, 24 гиперзвуковые ракеты Х-15 или до 40 тонн бомб различных калибров. С 2013 году Ту-160 начнут вооружать новой крылатой ракетой Х-101, способной уничтожать подвижные цели с точностью до двух метров.
 
Невидимка
 
Командованием ВВС России утвержден проект дальнего бомбардировщика пятого поколения. Разработанная КБ Туполева машина типа "летающее крыло" будет дозвуковой, но зато станет невидимой для радаров.
 
В конкурсе участвовали еще несколько конструкторских бюро, предложивших сверхзвуковые машины, но специалисты убедили военных, что невозможно сделать самолет одновременно сверхбыстрым и незаметным. Для движения на сверхзвуке корпус бомбардировщика должен иметь обтекаемую форму, а сопла двигателей необходимо вынести за фюзеляж, в то время как незаметный для радаров самолет должен быть, напротив, угловатым и со спрятанными в корпус двигателями.
 
Решили, что незаметность важнее. В 2014 году КБ Туполева должно представить тактико-технические характеристики будущего самолета и бюджет научно-исследовательской работы. Первый полет запланирован на 2017 год, серийное производство - на 2020-й.


комментарии (7):

Ndakota      23/10/2013 [17:03:59]#1
>заложил традицию делать гражданские самолеты из военных
отвратительная традиция

Сашочек      23/10/2013 [17:30:28]#2
Ndakota 23/10/2013 [17:03:59]

>заложил традицию делать гражданские самолеты из военных
отвратительная традиция

Это великолепная идея, особенно актуальная в период сразу после войны!
С 1945 по 1952 год в стране было освоено в производстве семь самолетов (о том, как сегодня обстоят дела в авиастроении России говорить не будем. Всем все ясно). И в это же время народ восстанавливал разрушенную во время войны огромную часть страны.
Только гений Туполева, предложившего и реализовавшего такую идею - сделать гражданские модификации Ту-16, Ту-9 - помог израненой стране сэкономить миллиарды рублей, позволил развить авиационное сообщение внутри страны и открыть десятки международных линий. Кстати, зарубежные специалисты того времени высоко оценили Ту-104 и Ту-114.

Хорошо бы иногда читать об авиации книжки, прежде чем торопиться с такими выводами. Тем более, полезно иногда сравнивать людей того времени и современных авиаменеджеров. Современные кратно больше тратят времени и народные денежки на создание простеньких (по сравнению с теми же послевоенными машинами) и... все без выхода. За те десять лет, которые затрачены на "прорывной" Туполев разработал, внедрил в производство и "завалил" бы авиакомпании, как минимум, термя - четырьмя новыми машинами.
Читайте, читайте, читайте!

HZ66      23/10/2013 [18:59:56]#3
Легендарные, несомненно, но не только новизной и ЛТХ, но и аварийностью. Туполевская традиция давить конкурентов и запускать в серию "сырые" самолеты.

Сашочек      24/10/2013 [07:55:48]#4
HZ66 23/10/2013 [18:59:56]
Легендарные, несомненно, но не только новизной и ЛТХ, но и аварийностью. Туполевская традиция давить конкурентов и запускать в серию "сырые" самолеты.

Допустим, что Вы правы на 100 %. Это мы только допускаем.
Теперь сравним времена Туполева с теперешними. Сегодня наработаны такие технические решения и подходы, которые вообще не допускают аварийности по вине техники даже у опытных самолетов. Это системы контроля всех приборов, двигателей и агрегатов, и даже системы, предотвращающие выполнение неправильных команд летчика.
Во времена Туполева безопасность достигалась опытом и предвидением разработчика, т.е. его талантом.

Теперь потрудитесь сравнить относительное число катастроф у "Суперджета" и машин Туполева. Так вот у "Суперджета" это число выше (т.е. хуже) кратно. Дело дошло до того, что разработчиком принимаются меры по сокрытию инцидентов от Росавиации. Да и ей самой рекомендовано не быть уж очень пристрастной (мол зачем сильно все замечать, самолет-то новый).

Книжки читать надо бы...

scorpions      24/10/2013 [09:30:23]#5
Ранние пассажирские реактивные падали повсеместно везде в мире. В наших катастрофах больше процент катастроф от отказов БРЭО. Это были отказы авиагоризонтов на ту-104 и триммера РВ на ил-18. Радиоэлектроника, эргономика кабины реально было слабым местом всех наших машин включая последние сделанные в СССР и влияла на катастрофы. Конечно конструктор отвечает за все в самолете, даже за сортир и буфет, но удобство работы экипажа важнее сортира во много и это как раз и не принималось во внимание должно.

Ndakota      24/10/2013 [10:47:15]#6
>Это великолепная идея, особенно актуальная в период сразу после войны!
в период сразу ПОСЛЕ ВОЙНЫ.
затянулся послевоенный период.
Ту-114. сомнительно относительно высоких оценок. Для гражданского рынка это самолет-урод. Высоченные стойки шасси, значит нужны специальыне трапы, неимоверный шум и вибрация в середине салона. Техперсоналу приходилось выполнять обязательные работы после каждого полета из-за вибрации (Арепьев А.Н)
Туполевская же гениальность в упор не хотела видеть реверс руля высоты и проблему подхвата на Ту-104.
Не стоит петь хвалебные песни академику Туполеву, слепо веря в лозунг "количество вовремя любой ценой".

HZ66      24/10/2013 [17:56:16]#7
Сашочек и scorpions 1) Аварийность Ту-104, Ту-154 была несопоставимо выше, чем у Ил-18 и Ил-62, которые создавались в тех же самых условиях. 2) У Туполева был такой "шедевр" как Ту-22 с самым высоким уровнем аварийности в современной истории наших ВВС. 3) SSJ без сомнения безопаснее Ту-104. Из-за отказа техники катастроф не было.













Материалы рубрики

София Прохорчук, Ирина Ионина, Самира Сабирова
Известия
Задача на вылет: авиакомпании готовят вывозные рейсы с Ближнего Востока
Анастасия Николаева
Интерфакс
Новый космический проект: какие приоритетные направления выбрала Россия?
Ольга Ларина
Деловой Петербург
Зона турбулентности. Забастовки в Финляндии обрушили авиаперевозки
Иван Сало
РБК
Что такое Crew Dragon: история, миссия, полеты, список кораблей
Любовь Можаева
MASHNEWS
И внутри будет отечественное. Минпромторг решил потратить 4 млрд на начинку самолетов
Сергей Андрейкин
Деловой Петербург
Пулково опередил зарубежные аэропорты по внедрению биометрии
Любовь Можаева
MASHNEWS
С овальным фюзеляжем. На самолеты нового поколения Минпромторг потратит еще 13 млрд
Мария Недюк
Известия
Что указано пером: птицы помогут создать автономные системы навигации для дронов



Кирилл Фенин
Известия
Полетное создание: РФ и Сербия работают над запуском новых авиарейсов
Петр Канаев, Герман Костринский
РБК
Правкомиссия отказала крупнейшему аэропорту Камчатки в повышении тарифов
Евгений Берсенев
Свободная Пресса
Отлетались? Программа производства новых самолетов опять попала под нож
Андрей Коршунов, Юлия Леонова
Известия
Общий взлет: в РФ создали первую универсальную станцию внешнего управления дронами
Анастасия Львова
Эксперт
Дронов становится всё больше
Екатерина Шокурова
РБК
Эксперты разработали концепцию «цифрового неба России»
Мария Фролова
Известия
Лишние пассажиры: в Минтрансе предложили ввести овербукинг на частых рейсах
Ксения Власова
ИрСити
«Это чудо — потомки оценят». Авиаэксперт объяснил, полетит ли МС-21 в 2026 году на самом деле
Наталия Ячменникова
Российская газета
Медсестра, буфетчица и кладовщица: Кем были первые стюардессы в мире и России
Владимир Гаврилов
Известия
Все в сад: основой беспилотной авиации станут агродроны
Тимур Алиев (Махачкала), Гульназира Ишбердина (Уфа), Олег Корякин (Казань), Юлия Потапова (Кемерово), Мария Соловьева (Элиста), Ирина Троценко (Дальний Восток)
Российская газета
Какие новые аэропорты были открыты в городах России за последние годы. А какие были модернизированы
Ева Акимова
РБК
Познакомьтесь с первой в мире женщиной — пилотом вертолета «Ансат». Санитарная авиация в России отмечает 100 лет с момента создания
Роман Крецул, Богдан Степовой
Известия
Будет полк: в ВМФ создают морские части беспилотных систем
Анастасия Львова
Эксперт
Отстающим помогут справиться с управлением
Анна Героева
Известия
Мы будем водить самолеты: как тренируют российских пилотов
Герман Костринский, Дарья Молоткова
РБК
Минпромторг закажет разработку перспективных самолетов
Екатерина Тропова
АТОР
Отмены и задержки рейсов повлияли на планы не менее 60 тысяч пассажиров
Андрей Коршунов
Известия
Стройный скан: в России создают самую точную 3D-модель Луны и Марса
Андрей Коршунов
Известия
Задать модуль: российские аппараты могут быть первыми на Северном полюсе Луны
Анастасия Николаева
Интерфакс
Полетное задание выполнено: частично импортозамещенный МС-21 поднялся в небо
Владимир Гаврилов Станислав Федоров
Известия
Вот Хургада: AlMasria Airlines сократила полетную программу из РФ на курорты Египта
Владимир Гаврилов
Известия
Билетное па: выплаты пассажирам за овербукинг хотят сделать обязательными
Андрей Коршунов
Известия
Спрей для дела: новые российские двигатели доставят на Луну наноспутники
Михаил Захаров
Монокль
Boeing заходит на Россию
Надежда Сарапина
РИА Новости
"Расхлебывать придется годами". Китай больно щелкнул США по носу
Екатерина Хамова
Известия
Взвинченным темпом: РФ и Колумбия не договорились по ремонту Ми-17
Захар Максимов
ВГУДОК
РЖД и Аэрофлот охладеют к пассажирам
Айгуль Абдуллина, Александра Мерцалова
Коммерсант
В Сухум подлетают с вопросами
Андрей Коршунов
Известия
Внеземное притяжение: космическая обсерватория займется поиском жизни во Вселенной
Андрей Коршунов
Известия
Спутник с жизнью: мыши и мухи помогут подготовить человека к полетам на Луну и Марс
Дмитрий Литвинов
Парламентская газета
В Росавиации оценили идею доставлять товары из Китая беспилотниками
Кирилл Фенин, Алена Нефедова, Владимир Гаврилов
Известия
Подставили на крыло: в США удерживают закупленные РФ авиазапчасти на $500 млн
Ксения Власова
ИрСити
«Вполне реально завершить эту программу». Авиаэксперт оценил, сколько МС-21 получат авиакомпании в 2026 году
Дарья Молоткова, Елена Сухорукова, при участии Анна Захарова
РБК
Немецкий оператор duty free вышел из бизнеса в Шереметьево и Домодедово
Юлия Леонова
Известия
Беспилотный урок: в России начали обучать сборке БПЛА школьников и студентов
Мария Недюк, Юлия Леонова
Известия
Полетный проект: названы самые перспективные разработки беспилотных авиасистем
Дмитрий Плотников
Pravda.Ru
Проект Як-242: несостоявшийся конкурент самолётов Ту-204 и МС-21
Андрей Коршунов
Известия
Сдвиг по базе: в России создали универсальный двигатель для беспилотников
Александра Веснина
Национальная Служба Новостей (НСН)
«Взвинтит цены»: К чему приведет исправление данных в невозвратных авиабилетах
Айгуль Абдуллина
Коммерсантъ
Тяните билет. Потенциальным пассажирам предложено дать время передумать при покупке
Ксения Власова
«Ирсити.ру»
«Самолетов уже сейчас не хватает». Авиаэксперты оценили, когда перевозчики начнут летать на отечественных МС-21
Михаил Грачев
MASHNEWS
Полетят, но позже. Почему российская авиация хронически отстает от обещаний

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgBiS13
Курьерская служба: http://courier.youdo.com/gifts-delivery/shary/, ссылка на описание.
Здесь http://perevozki.youdo.com/country/geo/dudinka/, быстро и недорого.
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer