Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Семь легендарных самолетов КБ Туполева


22 октября 2013 года Антон Валагин, Российская газета


22 октября день рождения отмечает конструкторское бюро Туполева - старейшее в мире предприятие по созданию самолетов. Создатель бюро Андрей Туполев говорил "Хорошо летают только красивые самолеты", - и каждая из поднятых им в небо машин подтверждала эти слова. В КБ разработано более 300 проектов, построено 18 тысяч самолетов: от рекордиста АНТ -25 до сверхзвукового гиганта Ту-160. Представляем наиболее прославленные самолеты Туполева.

Небесный глас
 
Построенный в Воронеже агитационный самолет АНТ-20 "Максим Горький" оказался революционным для своего времени. Это был самый большой в мире аэроплан с сухопутным шасси. В нем впервые появился автопилот, электродистанционная система управления и система электропитания бортового оборудования переменного тока напряжением 127 вольт. Фюзеляж восьмимоторного гиганта был оборудован пневмопочтой, в крыльях располагались двухъярусные кровати для отдыха, а сложенный трап становился полом кабины.
 
"Максим Горький" создавался на народные деньги - за короткий срок по всей стране было собрано шесть миллионов рублей, - как агитационный самолет. На его борту находились громкоговорящая радиоустановка "Голос с неба", киноустановка, фотолаборатория, типография, библиотека и электростанция.
 
Made in USSR
 
Послевоенный стратегический бомбардировщик Ту-4 был скопирован с американского B-29. Четыре такие машины в конце Второй мировой войны совершили вынужденные посадки на дальневосточных аэродромах. Экипажи отправили в США, самолеты оставили в СССР. Один разобрали, второй оставили как эталон, на третьем выполняли испытательные полеты, четвертый держали про запас.
 
Приказ Сталина: "Скопировать самолет, не внося никаких изменений", - создал большие трудности. Найденная в B-29 техническая документация основывалась на футах и дюймах, сечение проводов бомбардировщика отличалось от советских номиналов, промышленность СССР не выпускала дюралевых листов нужной толщины для обшивки. Тем не менее в 1947 году Ту-4 взлетел.
 
Самолет оказался тяжелее B-29, советские двигатели имели меньший ресурс и все равно это был технологический прорыв. Впервые в СССР был использован бортовой компьютер, система дистанционного управления оборонительным вооружением - каждый из пяти стрелков мог со своего места управлять всеми турелями, - вспомогательная силовая установка.
 
При переводе технической документации на B-29 возникла заминка. Вообще инструкции были написаны простым, доходчивым языком, но фраза: "В этом случае следует запустить Пут-Пут" - поставила советских конструкторов в тупик. Загадка разрешилась, когда запустили вспомогательный мотор-генератор - из выхлопной трубы послышалось: пут-пут.
 
В штатском
 
Ту-104 стал не только первым реактивным пассажирским самолетом в СССР (а до 1958 года и единственным в мире), но и заложил традицию делать гражданские самолеты из военных. 104-й был сделан на основе дальнего бомбардировщика Ту-16 - для пассажирского варианта только расширили фюзеляж.
 
Одновременно был запущен в серию дальнемагистральный турбовинтовой самолет Ту-114, созданный на основе стратегического бомбардировщика Ту-95. Последний до сих пор стоит на вооружении России - в нем впервые в СССР появилась микроволновая печь для горячего питания экипажа.
 
Даже сугубо гражданский Ту-134 имеет военную модификацию УБЛ. К обычной "тушке" приделали острый нос от дальнего бомбардировщика Ту-22, под крылья смонтировали подвески для бомб и обучают на них пилотов и штурманов дальней авиации.
 
Сверхзвук
 
Ту-144 стал первым в мире сверхзвуковым пассажирским лайнером. Он взлетел в 1968 году - на два месяца раньше англо-французского "Конкорда". Полгода спустя Ту-144 превысил скорость звука (1191 километр в час) на высоте 11 тысяч метров. Еще через год на высоте 16 километров лайнер преодолел барьер в два Маха.
 
При взлете и посадке из носовой части самолета выдвигалось дополнительное горизонтальное оперение, благодаря которому Ту-144 мог взлетать и садиться в 18 аэропортах СССР. Взлетно-посадочная скорость "Конкорда" была выше на 15 процентов, он мог летать только в аэропорты с длинными ВПП, каждый из них специально для этого сертифицировался.
 
Носовой обтекатель Ту-144 поворачивался в вертикальной плоскости. При взлете и посадке он опускался вниз, открывая обзор пилотам, в полете становился горизонтально, улучшая аэродинамику.
 
В 1981 году совершил первый полет сверхзвуковой стратегический ракетоносец Ту-160 "Белый лебедь", при разработке которого был использован опыт Ту-144. "Лебедь" - самый тяжелый боевой самолет в мире и самый большой в истории авиации сверхзвуковой самолет. Он способен нести стратегических 12 крылатых ракет Х-55 с заранее заданными координатами цели, которые вводятся перед вылетом самолета, 24 гиперзвуковые ракеты Х-15 или до 40 тонн бомб различных калибров. С 2013 году Ту-160 начнут вооружать новой крылатой ракетой Х-101, способной уничтожать подвижные цели с точностью до двух метров.
 
Невидимка
 
Командованием ВВС России утвержден проект дальнего бомбардировщика пятого поколения. Разработанная КБ Туполева машина типа "летающее крыло" будет дозвуковой, но зато станет невидимой для радаров.
 
В конкурсе участвовали еще несколько конструкторских бюро, предложивших сверхзвуковые машины, но специалисты убедили военных, что невозможно сделать самолет одновременно сверхбыстрым и незаметным. Для движения на сверхзвуке корпус бомбардировщика должен иметь обтекаемую форму, а сопла двигателей необходимо вынести за фюзеляж, в то время как незаметный для радаров самолет должен быть, напротив, угловатым и со спрятанными в корпус двигателями.
 
Решили, что незаметность важнее. В 2014 году КБ Туполева должно представить тактико-технические характеристики будущего самолета и бюджет научно-исследовательской работы. Первый полет запланирован на 2017 год, серийное производство - на 2020-й.


комментарии (7):

Ndakota      23/10/2013 [17:03:59]#1
>заложил традицию делать гражданские самолеты из военных
отвратительная традиция

Сашочек      23/10/2013 [17:30:28]#2
Ndakota 23/10/2013 [17:03:59]

>заложил традицию делать гражданские самолеты из военных
отвратительная традиция

Это великолепная идея, особенно актуальная в период сразу после войны!
С 1945 по 1952 год в стране было освоено в производстве семь самолетов (о том, как сегодня обстоят дела в авиастроении России говорить не будем. Всем все ясно). И в это же время народ восстанавливал разрушенную во время войны огромную часть страны.
Только гений Туполева, предложившего и реализовавшего такую идею - сделать гражданские модификации Ту-16, Ту-9 - помог израненой стране сэкономить миллиарды рублей, позволил развить авиационное сообщение внутри страны и открыть десятки международных линий. Кстати, зарубежные специалисты того времени высоко оценили Ту-104 и Ту-114.

Хорошо бы иногда читать об авиации книжки, прежде чем торопиться с такими выводами. Тем более, полезно иногда сравнивать людей того времени и современных авиаменеджеров. Современные кратно больше тратят времени и народные денежки на создание простеньких (по сравнению с теми же послевоенными машинами) и... все без выхода. За те десять лет, которые затрачены на "прорывной" Туполев разработал, внедрил в производство и "завалил" бы авиакомпании, как минимум, термя - четырьмя новыми машинами.
Читайте, читайте, читайте!

HZ66      23/10/2013 [18:59:56]#3
Легендарные, несомненно, но не только новизной и ЛТХ, но и аварийностью. Туполевская традиция давить конкурентов и запускать в серию "сырые" самолеты.

Сашочек      24/10/2013 [07:55:48]#4
HZ66 23/10/2013 [18:59:56]
Легендарные, несомненно, но не только новизной и ЛТХ, но и аварийностью. Туполевская традиция давить конкурентов и запускать в серию "сырые" самолеты.

Допустим, что Вы правы на 100 %. Это мы только допускаем.
Теперь сравним времена Туполева с теперешними. Сегодня наработаны такие технические решения и подходы, которые вообще не допускают аварийности по вине техники даже у опытных самолетов. Это системы контроля всех приборов, двигателей и агрегатов, и даже системы, предотвращающие выполнение неправильных команд летчика.
Во времена Туполева безопасность достигалась опытом и предвидением разработчика, т.е. его талантом.

Теперь потрудитесь сравнить относительное число катастроф у "Суперджета" и машин Туполева. Так вот у "Суперджета" это число выше (т.е. хуже) кратно. Дело дошло до того, что разработчиком принимаются меры по сокрытию инцидентов от Росавиации. Да и ей самой рекомендовано не быть уж очень пристрастной (мол зачем сильно все замечать, самолет-то новый).

Книжки читать надо бы...

scorpions      24/10/2013 [09:30:23]#5
Ранние пассажирские реактивные падали повсеместно везде в мире. В наших катастрофах больше процент катастроф от отказов БРЭО. Это были отказы авиагоризонтов на ту-104 и триммера РВ на ил-18. Радиоэлектроника, эргономика кабины реально было слабым местом всех наших машин включая последние сделанные в СССР и влияла на катастрофы. Конечно конструктор отвечает за все в самолете, даже за сортир и буфет, но удобство работы экипажа важнее сортира во много и это как раз и не принималось во внимание должно.

Ndakota      24/10/2013 [10:47:15]#6
>Это великолепная идея, особенно актуальная в период сразу после войны!
в период сразу ПОСЛЕ ВОЙНЫ.
затянулся послевоенный период.
Ту-114. сомнительно относительно высоких оценок. Для гражданского рынка это самолет-урод. Высоченные стойки шасси, значит нужны специальыне трапы, неимоверный шум и вибрация в середине салона. Техперсоналу приходилось выполнять обязательные работы после каждого полета из-за вибрации (Арепьев А.Н)
Туполевская же гениальность в упор не хотела видеть реверс руля высоты и проблему подхвата на Ту-104.
Не стоит петь хвалебные песни академику Туполеву, слепо веря в лозунг "количество вовремя любой ценой".

HZ66      24/10/2013 [17:56:16]#7
Сашочек и scorpions 1) Аварийность Ту-104, Ту-154 была несопоставимо выше, чем у Ил-18 и Ил-62, которые создавались в тех же самых условиях. 2) У Туполева был такой "шедевр" как Ту-22 с самым высоким уровнем аварийности в современной истории наших ВВС. 3) SSJ без сомнения безопаснее Ту-104. Из-за отказа техники катастроф не было.













Материалы рубрики

Светлана Афонина
Деловой Петербург
Смольный перенёс сроки запуска центра развития беспилотников в ОЭЗ
Герман Костринский, Анастасия Львова, Иван Ткачёв
РБК
«Победа» в SDN-листе. Что это значит для авиакомпании и ее пассажиров
Евгения Бородина
Известия
Взлет заглушаю: что облегчит длинный перелет
Юлия Леонова, Владимир Матвеев
Известия
Первый в классе: спущен на воду учебный корабль для вертолетчиков
Наталья Башлыкова, Максим Талавринов
Известия
Экономь-класс: ФАС попросили проверить рост стоимости авиабилетов
София Прохорчук, Яна Штурма
Известия
Раздор полетов: почему пассажиры «Аэрофлота» не попали на рейсы
Анастасия Морозова
Forbes
Bloomberg узнал о сложностях с покупкой Boeing своей бывшей «дочки» Spirit
Валерия Лобко
Российская газета
Взглянуть в небо: Регионы оценят по уровню развития беспилотников



Татьяна Серебрякова
HotLine.travel
Может ли скандал вокруг Turkish Airlines привести к ограничению рейсов в Россию
Яна Штурма, Ксения Набаткина, Валерия Мишина
Известия
Владивосточное время: куда полетят россияне этим летом
Анастасия Львова, Герман Костринский
РБК
Первый аэропорт в Карачаево-Черкесии построят «Аэропорты регионов»
Алексей Михайлов, Андрей Федоров, Роман Крецул
Известия
«Кинжальная» дистанция: носитель гиперзвука получил стратегическую дальность
Наталия Эфендиева
Деловой Петербург
Бороздят просторы Вселенной: необычное кино о космосе
Алексей Михайлов, Андрей Федоров, Владимир Матвеев
Известия
Поставили «Форпост»: за Камчаткой и Севморпутем присмотрят беспилотники
Анастасия Львова
РБК
Минтранс поручил усилить меры по защите аэропортов от атак дронов
Мария Сергеева (Республика Саха)
Российская газета
Почти половину аэропортов Якутии модернизируют благодаря нацпроекту
Андрей Коршунов
Известия
На счет три: российская ракета «Ангара» впервые стартовала с Восточного
Анастасия Львова
РБК
Госкорпорация по аэронавигации вышла в прибыль после трех лет убытков
Максим Талавринов
Известия
Полетели: Росавиация попросила уволить топ-менеджеров «Уральских авиалиний»
Валентин Логинов
Известия
Ход и следствие: Польша меняет подход к смоленской авиакатастрофе
Илья Словесный
Деловой Петербург
Копайте глубже: Петербургу помогут построить метро до Пулково
Брэндон Вейхерт (Brandon Weichert)
ИноСМИ, The National Interest
Почему МиГ-21 до сих пор в почете у военных?
Андрей Коршунов
Известия
Космическая вязь: металлоткани свяжут Землю с другими планетами
Роман Гусаров
NEWS.ru
Новый самолет Ил-114-300: каким будет наследник легендарного Ан-24

РБК
Как S7 Airlines и ORS за 13 часов поменяли систему бронирования
Анастасия Николаева
Интерфакс
Россия и космос: последние достижения, история и интересные факты
Елена Савельева
РИА Новости
Не остаться в пролете: Запад испугался за свои самолеты из-за России
Максим Талавринов, Наталья Башлыкова
Известия
Рейс и навсегда: авиакомпаниям могут запретить аннулирование обратных билетов

Ростех
Сергей Ильюшин: «Лучше всего поют о конструкторе самолеты»
Алексей Анпилогов
Взгляд
Новый двигатель возвращает России турбовинтовую региональную авиацию
Егор Кулаков
Деловой Петербург
Петербург постепенно обретает статус столицы беспилотных систем
Наталья Ильина
Известия
Авианажим: мошенники прикидываются сотрудниками банков в аэропортах
Анастасия Львова
РБК
Ространснадзор решил перевести проверки авиакомпаний «на цифру»
Илья Максимов
Российская газета
Три российских самолета вошли в топ истребителей с самыми мощными двигателями

Ростех
Пять поколений истребительной авиации
Андрей Коршунов
Известия
Ближний сбой: какие проблемы вскрыла отмена пуска «Союз МС-5»
Игорь Кармазин
Известия
Небо открывается: первая белорусская космонавтка полетит на МКС
Алексей Михайлов, Андрей Федоров, Владимир Матвеев
Известия
Прицелы и средства: летчиков ВМФ научат борьбе с дронами
Григорий Колпаков
Интерфакс
Управление беспилотниками: виды, подготовка пилотов, востребованность профессии
Андрей Коршунов, Мария Недюк
Известия
Ступени развития: к чему приведет потеря ракеты Starship во время испытаний
Валерий Кодачигов, Максим Талавринов
Известия
Пролет нормальный: операторы дронов смогут общаться с экипажами самолетов
Илья Словесный
Деловой Петербург
Рейс задержан: сроки импортозамещения самолётов в России сдвинулись
Андрей Кузмак
Известия
Винительный падёж: Boeing оказался под огнем критики
Алексей Михайлов, Роман Крецул, Андрей Федоров
Известия
Расправить сети: запущена программа ремонта военных аэродромов
Роман Гусаров
NEWS.ru
Минобороны России получит новый самолет Ил-212: что о нем известно
Андрей Коршунов
Известия
Просто в космос: как Юрия Гагарина готовили к полету на Луну
Наталья Пономарева
Интерфакс
Отмена полета. Что делать пассажирам при задержке авиарейса?
Максим Талавринов, Наталья Башлыкова
Известия
Дебошире круг: с самолетов в РФ стали снимать больше деструктивных пассажиров
Евгений Берсенев
Свободная Пресса
Небесный тихоход: МС-21 ждет нелегкая судьба
Анастасия Львова, Валентина Шварцман
РБК
У российских вертолетчиков вскоре истекут все контракты с ООН

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgBiS13
Курьерская служба: http://courier.youdo.com/gifts-delivery/shary/, ссылка на описание.
Здесь http://perevozki.youdo.com/country/geo/dudinka/, быстро и недорого.
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer