Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Ничейная полоса


12 ноября 2013 года Ирина Невинная, Российская газета


Сегодня на государственном учете состоит лишь десятая часть легкомоторных самолетов и прочей летающей техники, а при ее использовании зачастую игнорируются требования безопасности. Роструд считает необходимым ужесточить контроль за предприятиями и частниками, владеющими легкими самолетами. В противном случае самолеты продолжат "сыпаться", а люди - гибнуть.

Одно из последних авиапроисшествий в этом году было зарегистрировано всего несколько дней назад - 26 октября. В Красноярском крае неподалеку от населенного пункта Таежный Богучанского района упал самолет Ан-2. Из четырех человек, находящихся на борту, двое погибли. Один из погибших - владелец самолета, который сам сидел за штурвалом.
 
Уцелевшие пассажиры сообщили, что причиной крушения стала поломка в двигателе. Пилоты искали, где посадить самолет, но не смогли - он упал и загорелся. Формулировка, которая используется при возбуждении уголовного дела в подобных случаях, стандартная: "нарушение правил безопасности движения и эксплуатации воздушного транспорта".
 
К сожалению, в случае с малой авиацией применять ее приходится все чаще. По данным МЧС, с начала нынешнего года зарегистрировано около двух десятков инцидентов с легкой авиатехникой, во многих случаях жертв избежать не удалось.
 
Вот лишь некоторые данные из этой тревожной хроники. 6 октября совершил жесткую посадку самолет Ан-2 в Белгородской области. Причина происшествия - заглох двигатель. На этот раз никто серьезно не пострадал.
 
Похожее происшествие 18 сентября в Советском районе Ханты-Мансийского АО неподалеку от поселка Зеленоборск закончилось серьезными травмами для двух пилотов и пассажира. Более резонансным был случай 16 августа в Якутии: тогда на борту Ан-2 было 11 пассажиров, включая детей. После вынужденной посадки самолет полностью сгорел. К счастью, пассажиров удалось эвакуировать.
 
В мае-июне в катастрофах с легкими самолетами погибло четыре пилота и два пассажира. 1 июня в Серпуховском районе Московской области упал спортивный самолет "Extra 330". За день до этого в Ростовской области при взлете разбился двухместный "СП-34", 26 мая вблизи аэродрома краснодарского авиаклуба потерпел крушение самолет-амфибия "Ч-22". 15 мая в Ставропольском крае задел за провода и загорелся сельскохозяйственный Ан-2, пилоту спастись не удалось.
 
Наше законодательство более чем лояльно к владельцам "малой" авиатехники. При этом стремительно растет и число аэроклубов, и компаний, использующих небольшие самолеты для проведения экскурсий, переброски туристов. Нередко такая техника находится в руках частных владельцев - на охоту слетать, например.
 
Если бы с такой частотой, как это происходит с маленькими самолетами, с неба сыпались авиалайнеры, число жертв шло бы на сотни и тысячи человек. Наверняка, случись такое на самом деле, меры уже были бы приняты. Но "малую" авиацию у нас как-то долго всерьез не принимали. Не принимают и сейчас - по инерции. А может, причина такого лояльного отношения со стороны государства и пониженного интереса к наведению порядка кроется в том, что на частных самолетах летают сильные мира сего? Люди между тем калечатся и гибнут.
 
"Увеличивается количество компаний и частных лиц, занимающихся разработкой, конструированием и сборкой сверхлегкой и легкой авиатехники, - сообщили "РГ" в Роструде. - Приобретаются и собираются самолеты иностранного производства. При этом практически вся эта техника полностью выпадает из сферы государственного контроля".
 
Регистрация легких самолетов носит уведомительный характер. В результате, по данным Росавиации, на учете сегодня состоит не более 10 процентов легкомоторной техники.
 
Причем речь идет не только о самолетах. К легкомоторной, или, как иногда говорят, "малой" авиации относятся и вертолеты, дельталеты, автожиры, парапланы, мотопарапланы, аэрошюты. Все это разнообразие сегодня можно увидеть на частных небольших аэродромах и в небе.
 
Формально львиная доля этой техники служит вроде как для развлечения и, как частенько уверяют владельцы, коммерчески не используется. Но при проведении проверок, утверждают в Роструде, выявляются многочисленные косвенные подтверждения того, что и грузы транспортируют, и людей перевозят, и туристов катают, и охотников на заимки доставляют, и поля и леса химикатами обрабатывают. Но все это зачастую никакими документами не оформляется. Этакий "частный извоз" под облаками.
 
Но если предприниматель игнорирует такую "мелочь", как оформление трудового договора с пилотом, не требует подтверждения его квалификации, то нет никаких гарантий, что все остальные формальности (например, следить за исправным состоянием техники) он будет соблюдать.
 
Егор Иванов, руководитель правового управления Роструда:
 
- Легкая и сверхлегкая авиационная техника, ее использование практически полностью выпадает из сферы государственного надзора и контроля, поскольку регистрация такой техники фактически не осуществляется. Понятно, что это создает условия для возникновения повышенного риска причинения вреда здоровью как пилотам, управляющим воздушными судами, так и третьим лицам - пассажирам, людям, оказавшимся в непосредственной близости от места крушения самолета.
 
В связи с участившимися случаями авиационных катастроф с участием самолетов такого класса государственными инспекциями труда с июня по сентябрь нынешнего года было проведено 215 проверок на предприятиях, использующих легкую авиатехнику в транспортных, туристических, спортивных целях. Мы проверяли, как работодатели, эксплуатирующие легкие и сверхлегкие самолеты, выполняют трудовое законодательство. Результаты удручающие.
 
Между тем малая авиация развивается стремительно. Только в трех российских регионах, где прошло наибольшее количество проверок, общая численность легких и сверхлегких самолетов, находящихся во владении частных лиц, составляет свыше 700. Я говорю сейчас о Башкортостане, Ставропольском крае и Ленинградской области. Но понятно, что и в других регионах - той же Московской области, к примеру, в Сибири, на Дальнем Востоке - увеличивается и количество компаний, использующих малую авиацию, и растет авиационный парк.
 
То, что владельцы самолетов игнорируют требования законодательства и не регистрируют их, связано, на наш взгляд, с минимальной административной ответственностью за подобное нарушение. Сегодня, согласно Кодексу РФ об административных правонарушениях, отсутствие регистрации воздушного судна наказывается предупреждением или наложением штрафа. Величина такого "наказания" - 100 рублей (как это предусмотрено ч. 1 статьи 19.22 КоАП). Понятно, что пока ответственность владельцев легких самолетов остается эфемерной, говорить о соблюдении ими правил безопасности тоже не приходится.
 


комментарии (1):

Читатель 1      12/11/2013 [23:35:17]#1
Бред! В России закручивание гаек ни к чему не приводит! А в чём собственно проблема? Проведите аналогию с автолюбителями -выехал и поехал куда хочу, причём бывает то же и без прав и регистрации, особенно в глухой деревне, где ездят на старых Москвичах и Копейках













Материалы рубрики

Светлана Афонина
Деловой Петербург
Смольный перенёс сроки запуска центра развития беспилотников в ОЭЗ
Герман Костринский, Анастасия Львова, Иван Ткачёв
РБК
«Победа» в SDN-листе. Что это значит для авиакомпании и ее пассажиров
Евгения Бородина
Известия
Взлет заглушаю: что облегчит длинный перелет
Юлия Леонова, Владимир Матвеев
Известия
Первый в классе: спущен на воду учебный корабль для вертолетчиков
Наталья Башлыкова, Максим Талавринов
Известия
Экономь-класс: ФАС попросили проверить рост стоимости авиабилетов
София Прохорчук, Яна Штурма
Известия
Раздор полетов: почему пассажиры «Аэрофлота» не попали на рейсы
Анастасия Морозова
Forbes
Bloomberg узнал о сложностях с покупкой Boeing своей бывшей «дочки» Spirit
Валерия Лобко
Российская газета
Взглянуть в небо: Регионы оценят по уровню развития беспилотников



Татьяна Серебрякова
HotLine.travel
Может ли скандал вокруг Turkish Airlines привести к ограничению рейсов в Россию
Яна Штурма, Ксения Набаткина, Валерия Мишина
Известия
Владивосточное время: куда полетят россияне этим летом
Анастасия Львова, Герман Костринский
РБК
Первый аэропорт в Карачаево-Черкесии построят «Аэропорты регионов»
Алексей Михайлов, Андрей Федоров, Роман Крецул
Известия
«Кинжальная» дистанция: носитель гиперзвука получил стратегическую дальность
Наталия Эфендиева
Деловой Петербург
Бороздят просторы Вселенной: необычное кино о космосе
Алексей Михайлов, Андрей Федоров, Владимир Матвеев
Известия
Поставили «Форпост»: за Камчаткой и Севморпутем присмотрят беспилотники
Анастасия Львова
РБК
Минтранс поручил усилить меры по защите аэропортов от атак дронов
Мария Сергеева (Республика Саха)
Российская газета
Почти половину аэропортов Якутии модернизируют благодаря нацпроекту
Андрей Коршунов
Известия
На счет три: российская ракета «Ангара» впервые стартовала с Восточного
Анастасия Львова
РБК
Госкорпорация по аэронавигации вышла в прибыль после трех лет убытков
Максим Талавринов
Известия
Полетели: Росавиация попросила уволить топ-менеджеров «Уральских авиалиний»
Валентин Логинов
Известия
Ход и следствие: Польша меняет подход к смоленской авиакатастрофе
Илья Словесный
Деловой Петербург
Копайте глубже: Петербургу помогут построить метро до Пулково
Брэндон Вейхерт (Brandon Weichert)
ИноСМИ, The National Interest
Почему МиГ-21 до сих пор в почете у военных?
Андрей Коршунов
Известия
Космическая вязь: металлоткани свяжут Землю с другими планетами
Роман Гусаров
NEWS.ru
Новый самолет Ил-114-300: каким будет наследник легендарного Ан-24

РБК
Как S7 Airlines и ORS за 13 часов поменяли систему бронирования
Анастасия Николаева
Интерфакс
Россия и космос: последние достижения, история и интересные факты
Елена Савельева
РИА Новости
Не остаться в пролете: Запад испугался за свои самолеты из-за России
Максим Талавринов, Наталья Башлыкова
Известия
Рейс и навсегда: авиакомпаниям могут запретить аннулирование обратных билетов

Ростех
Сергей Ильюшин: «Лучше всего поют о конструкторе самолеты»
Алексей Анпилогов
Взгляд
Новый двигатель возвращает России турбовинтовую региональную авиацию
Егор Кулаков
Деловой Петербург
Петербург постепенно обретает статус столицы беспилотных систем
Наталья Ильина
Известия
Авианажим: мошенники прикидываются сотрудниками банков в аэропортах
Анастасия Львова
РБК
Ространснадзор решил перевести проверки авиакомпаний «на цифру»
Илья Максимов
Российская газета
Три российских самолета вошли в топ истребителей с самыми мощными двигателями

Ростех
Пять поколений истребительной авиации
Андрей Коршунов
Известия
Ближний сбой: какие проблемы вскрыла отмена пуска «Союз МС-5»
Игорь Кармазин
Известия
Небо открывается: первая белорусская космонавтка полетит на МКС
Алексей Михайлов, Андрей Федоров, Владимир Матвеев
Известия
Прицелы и средства: летчиков ВМФ научат борьбе с дронами
Григорий Колпаков
Интерфакс
Управление беспилотниками: виды, подготовка пилотов, востребованность профессии
Андрей Коршунов, Мария Недюк
Известия
Ступени развития: к чему приведет потеря ракеты Starship во время испытаний
Валерий Кодачигов, Максим Талавринов
Известия
Пролет нормальный: операторы дронов смогут общаться с экипажами самолетов
Илья Словесный
Деловой Петербург
Рейс задержан: сроки импортозамещения самолётов в России сдвинулись
Андрей Кузмак
Известия
Винительный падёж: Boeing оказался под огнем критики
Алексей Михайлов, Роман Крецул, Андрей Федоров
Известия
Расправить сети: запущена программа ремонта военных аэродромов
Роман Гусаров
NEWS.ru
Минобороны России получит новый самолет Ил-212: что о нем известно
Андрей Коршунов
Известия
Просто в космос: как Юрия Гагарина готовили к полету на Луну
Наталья Пономарева
Интерфакс
Отмена полета. Что делать пассажирам при задержке авиарейса?
Максим Талавринов, Наталья Башлыкова
Известия
Дебошире круг: с самолетов в РФ стали снимать больше деструктивных пассажиров
Евгений Берсенев
Свободная Пресса
Небесный тихоход: МС-21 ждет нелегкая судьба
Анастасия Львова, Валентина Шварцман
РБК
У российских вертолетчиков вскоре истекут все контракты с ООН

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgBXzYv
Транспортные услуги: http://perevozki.youdo.com/cars/tonar/, подробнее здесь.
По ссылке https://youdo.com/lawyer/civillaw/military/, недорого.
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer