← Назад

Главная Обзоры СМИ Статьи

Компания «Татарстан» собиралась избавиться от «Боингов» еще год назад


18 ноября 2013 года Нигина Бероева, Комсомольская Правда


После ЧП у многих возникли вопросы по поводу состояния погибшего лайнера и фирмы, которая им владела.

1. «Татарстан» был на грани банкротства?
По мнению экспертов, авиакомпанию «Татарстан» сложно назвать бедствующей.
 
- Компания пользуется поддержкой региональных властей, участвует в программе субсидирования перевозок в регионе, это когда федеральный бюджет компенсирует 50% стоимости перелета пассажира по некоторым направлениям, - рассказывает главный редактор портала AVIA.RU Роман Гусаров. - Хотя проблемы все-таки были, как и у всех региональных авиакомпаний. Но это характерно для всей отрасли - в нынешних условиях мелкие перевозчики выживают с трудом.
 
Некоторые эксперты указывали на то, что в компании слишком часто менялось руководство - с 2009 года там было три гендиректора. Причем многих смущало, что нынешний руководитель и предыдущий ранее никакого отношения к авиации не имели. По мнению Гусарова, если гендиректор не авиатор, то в этом нет ничего странного. Такая практика существует во многих современных компаниях, где для руководителя главные качества - менеджерские. А смена руководства компании была связана не столько с финансовыми проблемами, сколько с тем, что у фирмы менялся собственник. С начала 2012 г. компания находится в собственности «Холдинговой компании «Ак барс», но, по сути, является республиканской авиакомпанией и принадлежит властям.
 
Кстати, в одном из своих первых интервью нынешний гендиректор Аксан Гиниятуллин заявлял, что собирается избавить компанию от старых «Боингов». По планам к 2013 году основным авиапарком компании должны были бы стать «Аэробусы». Сейчас в летном парке компании «Татарстан»: четыре «Аэробуса-319», один «Боинг-737-400», один «Боинг-737-500» (разбился) и 2 Ту-154М. Правда, эксперты говорят, что это дело вкуса, а не безопасности. Главное то, как эксплуатировать самолет.
 
- Поймите, авиакомпании летают на том, на чем им разрешают, и в том состоянии, которое дозволено законом, - объясняет Гусаров. - У нас в стране за авиацией следят несколько структур: транспортная прокуратура, Ространснадзор, Росавиация. При этом непонятно, кто в конечном итоге несет ответственность за авиа-ЧП. Но и нельзя сказать, что авиакомпании летают на хламе, это не так. Многие начали закупать новые самолеты. Но как им сменить парк полностью, если отечественных самолетов нет, на некоторые импортные до сих пор действуют заградительные пошлины, а кредиты дорогие?
 
2. Откуда самолет?
 
Разбившийся самолет имеет богатую историю. Первый свой полет он совершил в июне 1990 года, то есть был одним из первых выпущенных самолетов этой модели. Тогда он принадлежал французской компании Euralair Horizons, через 2 года перешел в парк Air Francе. Но долго у французов он не задержался, в 1995 году его приобрела компания Uganda Airlines, которая эксплуатировала лайнер 5 лет. Столько же он служил бразильской авиации. В 2001 году он чуть не разбился в аэропорту Белу-Оризонти, к счастью, жертв удалось избежать. Потом три года он летал под логотипом румынской Blue Air.
 
В мае 2008-го его забрали в Bulgaria Air. Но болгары держали этот самолет лишь 7 месяцев и быстро решили от него избавиться. В декабре 2008-го авиакомпания «Татарстан» решила взять его в лизинг у международной лизинговой компании AWAS.
 
- У нашего обывателя бытует мнение, что если самолет летал в Африке, то это хлам, - комментирует Гусаров. - Но у иностранцев такое отношение скорее к России, а не к Уганде. 23 года - это некритический возраст для самолета, если за ним правильно следят и ремонтируют.
 
3. Что за модель?
 
Серийное производство «Боинга-737-500» продолжалось 9 лет, на смену ему был выпущен 737-600.
Длина - 31 метр, размах крыла - 28,8 метра. На борту может находиться до 122 человек. Самолет компании «Татарстан» мог принять 117 человек.
 
4. Часто ли с этим типом лайнеров случались ЧП?
 
Всего с 1970 года среди «Боингов-737» всех модификаций было потеряно 174 самолета, погибло почти 4 тысячи человек.
Крупнейшая катастрофа в России с самолетом «Боинг-737-500» произошла в 2008 году в Перми. Тогда погибли 88 человек.
 
 
5. Кто летает?
Самолеты «Боинг-737-500» используют 53 авиакомпании мира. Среди них есть и российские: «Аврора», «Нордавиа», «Трансаэро», «ЮТэйр» и «Ямал». 
 
ВАЖНЫЙ ВОПРОС
 
Почему самолет падал вертикально?
 
На видеозаписи камер слежения казанского аэропорта, появившейся в интернете, видно, что «Боинг» летел почти вертикально, носом в землю. Почему? Ведь лайнер шел на посадку, а потом, попытавшись уйти на второй круг, должен был набирать высоту. По идее он должен был падать плашмя.
 
- Скорее всего, имело место так называемое сваливание. Когда тяги двигателя для набора высоты не хватает, самолет теряет скорость практически до нуля и в конце концов падает, - считает Герой России, летчик-испытатель Анатолий Кнышов. - Чтобы перейти от снижения к набору высоты, нужно взять штурвал на себя и включить взлетный режим. Если потянуть штурвал, но не дать взлетный режим, то тяги как раз не хватит. Возможно, был какой-то сбой техники, который не позволил двигателям набрать необходимую мощность.
Владимир ДЕМЧЕНКО
 
ВОПРОС ДНЯ
 
Что нужно делать, чтобы избежать таких трагедий?
 
Алексей ЛЕОНОВ, летчик-космонавт, дважды Герой Советского Союза: 
- Хорошо готовить свои кадры. Почему ликвидировали три высших летных инженерных училища - Оренбургское, Балашовское и Тамбовское? Там же готовили пилотов! Ответственно заявляю: в России беда - летчиков не хватает.
 
Сергей СТЕПАШИН, экс-глава Счетной палаты РФ:
 
- Я только на прошлой неделе был в Татарстане, встречался с руководством республики... Эта трагедия лично меня задела за живое, и я приношу соболезнования всем товарищам. Тут два аспекта очень важных. Первый - безопасность самих транспортных средств. Конечно, самолет был, мягко говоря, изношен и прошел несколько ремонтов. И второе - качество подготовки пилотов, оно низкое. Какая причина стала главной - выяснит Следственный комитет. Хотя в таких чрезвычайных случаях второстепенных причин не бывает...
 
Николай ХАРИТОНОВ, депутат Госдумы:
 
- Очень жаль, что мы потеряли свой авиапром. Когда летательный аппарат принадлежит нашей стране, гораздо быстрее убрать любую шероховатость. Надо через «не хочу» возрождать свой авиапром! И помнить, что кадры решают все - так было всегда!
 
Павел МЕДВЕДЕВ, бывший финансовый омбудсмен РФ:
 
- «Земля наша богата, порядка только нет», - говорил Алексей Толстой. Повышать управляемость и порядок. Пустые, казалось бы, слова, но цель очевидна. 
 
Рено КОМАРОВСКИЙ, военный летчик, участник штурма Кенигсберга, Калининград: 
 
- Тренировка для летчика - превыше всего. Значит, у наших пилотов мало практики, не хватает тренажеров. Важно отработать до мелочей заход на посадку в любых условиях, даже аварийных.
 
Михаил ЯКУШЕВ, вице-президент Фонда Андрея Первозванного:
 
- Не допускать, чтобы причиной трагедий был человеческий фактор. Пусть эта трагедия станет подстегивающим примером для всей международной авиации, чтобы не ослабевал контроль. Все в руках Божиих, но задуматься необходимо. И не только авиационщикам, но и тем, кто отвечает за состояние автомобилей, автобусов, метро и другого транспорта. 
 
Андрей ПОЛОЗОВ, военный летчик, Тверь: 
 
- Заявлять, что самолет сломался или ребята маху дали, пока рано. Трагедия, как правило, наступает, когда совпадают несколько непредсказуемых факторов. Поэтому в первую очередь специалистов надо готовить тщательнее именно к действиям в усложненной обстановке. В частности, уход на второй круг должен отрабатываться не только на тренажере.
 
Андрей, читатель сайта KP.RU:
 
- Приказать самолетам не падать можно. Но результатов это не даст. Надо просто возрождать страну, а вместе с этим - и авиацию, и кадры. Других способов не придумано.
 
Напомним, представитель Межгосударственного авиационного комитета России заявил, что им удалось обнаружить на месте катастрофы в Казани два «черных ящика».
 
На месте ЧП продолжают работать пожарные. Огонь потушить удалось только недавно.
 
Между тем, в Москве следователи уже взяли пробы технических жидкостей, в том числе авиационного керосина и смазочных материалов, которые использовались для обслуживания борта.
 
Самолет Boeing-737 разбился в аэропорту Казани в воскресенье вечером. В результате трагедии погибли 50 человек. Известно, что пилоты сообщали диспетчерам, что не могут сесть по какой-то причине. Сейчас в этом разбирается следствие.
 
Среди погибших — старший сын президента Татарстана Ирек Минниханов, ему было всего 23 года. Также казанским бортом летел руководитель управления ФСБ по Татарстану Александр Антонов и супруга телекомментатора канала «Россия 2» Романа Скворцова с дочерью от первого брака. Кроме того, из Москвы в Казань летела и гражданка Великобритании.
 
Психологи работают с родственниками и близкими погибших. Они помогают пережить первый шок, затем второй — процедуру опознания, тела сильно обожжены. Идентифицировать погибших в большинстве случаев придется по экспертизе ДНК.



URL: http://www.aex.ru/fdocs/1/2013/11/19/24004/


Полная или частичная публикация материалов сайта возможна только с письменного разрешения редакции Aviation EXplorer.