Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Как авиакомпании нефтяных шейхов бьют рыночные рекорды


27 ноября 2013 года Анастасия Дагаева, Forbes


Арабские страны создали успешных авиаперевозчиков на сверхдоходы от экспорта углеводородов. Результат впечатляет: сумма заказов на авиашоу в Дубае превысила $200 млрд

Настоящее название завершившегося на днях авиашоу в Дубае – Dubai buy-buy. И это не просто остроумный заголовок статьи в авиажурнале, а суровая арабская реальность. Достаточно посмотреть на финальную сумму заказов на самолеты: за пять дней – $206,1 млрд.
 
Абсолютный рекорд в мировой истории авиасалонов.
 
На этом фоне старейший из салонов – Ле Бурже – со своими $150 млрд выглядит уже не так убедительно, хотя летом сумма казалась неприлично большой. Про прошлогодний Фарнборо с $72 млрд можно даже не говорить.
 
Дубайское авиашоу давно считается третьим по значимости после Ле Бурже и Фарнборо, хоть и существенно моложе (Ле Бурже проводится с 1909 года, Фарнборо – с 1948-го, Дубай – с 1987-го). Это статусные масштабные салоны, собирающие большое количество участников, посетителей и экспонатов; на них объявляются самые значимые сделки в авиации. Но если европейцы удивляют публику чем-то необычным, прогрессивным и утонченным (например, самолетом на солнечных батареях), то арабы решили взять реванш в денежном вопросе. В этом им не помешала ни песчаная буря в первый день салона (пустыня начинается сразу за забором аэродрома), ни сильнейший ливень в финале.
 
Перевозчики Emirates Airlines, Etihad Airways, QatarAirways и flydubai всегда удивляли мир числом купленных самолетов. На своей территории они уж точно не могли подвести. Пресс-конференции, на которых сообщалось о заказах, шли одна за другой. Топ-менеджеры Airbus и Boeing, кажется, не успевали не то чтобы галстук поменять, воды попить было некогда. Запомнились их восторженно-вопросительные лица: они, похоже, сами не верили, что заказы на десятки миллиардов долларов – реальность (а ведь документы готовятся задолго до салона). Зато владельцы авиакомпаний в своих белых одеждах – по совместительству шейхи и государственные деятели – были сдержанны и малоулыбчивы.
 
Американцы подготовились к дубайскому авиашоу основательно: и выставочный павильон США был самый большой, и сумма заказов Boeing превысила $100 млрд (всего продано 342 самолета). Его конкурент Airbus хоть и показал результат скромнее, но едва ли расстроился, продав 160 самолетов на $44 млрд.
 
Лидером среди авиакомпаний стала Emirates Airlines, заказавшая в общей сложности 200 самолетов на $75,6 млрд. Затем –QatarAirways со 150 лайнерами на $40 млрд; Etihad Airways – 70 штук на $21 млрд и flydubai – 86 на $8,8 млрд. Арабские перевозчики любят вместительные самолеты – чего стоит контракт Emirates на еще 50 двухэтажных А380 вдобавок к уже заказанному 51 лайнеру и находящимся в эксплуатации 39.
 
Если бы не было гиганта, который в состоянии вместить от 500 до 800 пассажиров, то его следовало бы придумать специально для арабов.
 
Испытывают они слабость и к новинкам? Большинство из заказанных моделей — только в разработке. Так, один из популярных лайнеров на Дубайском салоне – Boeing 777-9Х – появится к 2020 году. Неслучайно самые распространенные эпитеты при описании флота  у арабских перевозчиков – the biggest и the youngest.
 
Пока от цифр мельтешит в глазах, в голове – вопрос: «Куда столько самолетов?» Airbus и Boeing в голос кричат, что у ближневосточного рынка невероятновысокий потенциал роста: экономика на подъеме, пассажиропоток в ближайшие десять лет удвоится (речь идет о транзите; а в Дубае тем временем строится новый аэропорт с шестью полосами), потребность в самолетах составит около 2000 единиц.
 
Сами авиакомпании тоже вселяют оптимизм. Несмотря на то что все они довольно молодые (самой старшей — Emirates — нет и 30 лет), показатели впечатляют. Во-первых, перевозчики с самого начала формировались как международные – перевозить внутри своих небольших стран некуда, да и некого (население ОАЭ – 8,4 млн человек, Катара – 1,9 млн). У них нет никаких ограничений по найму персонала (в России, например, иностранцев брать на работу в авиакомпании нельзя). Плюс выгодное географическое положение – между Азией и Европой, а, значит, растущий транзитный поток. Во-вторых, компании развивались по нескольким направлениям – пассажирские перевозки, грузовые, бизнес-авиация. В-третьих, они сделали ставку на сервис, не жадничая даже в эконом-классе (просторно между креслами, есть система развлечений, бесплатный алкоголь и пр.). «Не жадничать» позволяют владельцы – шейхи, получающие доходы от продаж нефти и газа.
 
Стратегия ОПЕК заключается в добыче такого объема нефти, чтобы цена держалась на приемлемом уровне – сейчас это $100 за баррель. В кризис 2008 года самый «нефтяной» (читай: самый богатый) эмират – Абу-Даби — спас Дубай от долгов, получив за это самый высокий небоскреб в мире Бурдж Халифа и часть Emirates.
 
Не удивительно, что перевозчиков с Ближнего Востока недолюбливают европейские и американские конкуренты. Пока одни «затягивают пояса», другие распоясываются по полной, заказывая и заказывая новые самолеты повышенной комфортности.
 
Впрочем, утверждать, что арабские авиакомпании живут исключительно благодаря щедрости шейхов, тоже неверно.
 
Отчетность показывает обратное – по крайней мере, гигантов Emirates и Etihad (Qatar и flydubai финансовые показатели не раскрывают). В 2012 году выручка Emirates составила почти $20 млрд, Etihad – $4,8 млрд; чистая прибыль – $622 млн и $42 млн; число перевезенных пассажиров – 39,4 млн и 10,2 млн человек соответственно. Интересна динамика: так, чистая прибыль Etihad выросла на 200% к уровню 2011 года. Наш национальный перевозчик «Аэрофлот» – с 90-летней историей, транссибирскими роялти и тоже удачной географией (Россия давно, но не очень успешно пытается привлечь транзитный трафик) –  выглядит скромно: выручка – $6,7 млрд, чистая прибыль – $190 млн, пассажиропоток – 17,7 млн человек (данные без учета «дочек»).
 
А что же Россия на Дубайском авиашоу? Площадь выставочного павильона была внушительной; самолет Sukhoi Superjet 100 авиакомпании «Московия» не летал и стоял в стороне от А380 и В787 Dreamliner, но все же привлекал гостей - президент ОАК Михаил Погосян надеется заинтересовать арабов бизнес-версией SSJ. Наконец, «ВСМПО Ависма» (входит в «Ростех») подписала с Boeing соглашение на продление поставок титана еще на 10 лет. «Это потенциально многомиллиардный контракт», – сообщает госкорпорация на сайте. «ВСМПО Ависма» обеспечивает не меньше половины потребностей Boeing в титане. Этот материал нужен для новых самолетов B787 и B777X – именно тех, которых арабские перевозчики заказали в невероятном количестве.
 
Выходит, авиационный бум на Ближнем Востоке дает заработать и России – пускай пока на уровне сырья.
 


комментарии (1):

Edelveise      27/11/2013 [23:50:39]#1
Выходит, авиационный бум на Ближнем Востоке дает заработать и России – пускай пока на уровне сырья

ключевая фраза статьи! спасибо погосяну за наше счастливое детство и разваленный авипром













Материалы рубрики

София Прохорчук, Ирина Ионина, Самира Сабирова
Известия
Задача на вылет: авиакомпании готовят вывозные рейсы с Ближнего Востока
Анастасия Николаева
Интерфакс
Новый космический проект: какие приоритетные направления выбрала Россия?
Ольга Ларина
Деловой Петербург
Зона турбулентности. Забастовки в Финляндии обрушили авиаперевозки
Иван Сало
РБК
Что такое Crew Dragon: история, миссия, полеты, список кораблей
Любовь Можаева
MASHNEWS
И внутри будет отечественное. Минпромторг решил потратить 4 млрд на начинку самолетов
Сергей Андрейкин
Деловой Петербург
Пулково опередил зарубежные аэропорты по внедрению биометрии
Любовь Можаева
MASHNEWS
С овальным фюзеляжем. На самолеты нового поколения Минпромторг потратит еще 13 млрд
Мария Недюк
Известия
Что указано пером: птицы помогут создать автономные системы навигации для дронов



Кирилл Фенин
Известия
Полетное создание: РФ и Сербия работают над запуском новых авиарейсов
Петр Канаев, Герман Костринский
РБК
Правкомиссия отказала крупнейшему аэропорту Камчатки в повышении тарифов
Евгений Берсенев
Свободная Пресса
Отлетались? Программа производства новых самолетов опять попала под нож
Андрей Коршунов, Юлия Леонова
Известия
Общий взлет: в РФ создали первую универсальную станцию внешнего управления дронами
Анастасия Львова
Эксперт
Дронов становится всё больше
Екатерина Шокурова
РБК
Эксперты разработали концепцию «цифрового неба России»
Мария Фролова
Известия
Лишние пассажиры: в Минтрансе предложили ввести овербукинг на частых рейсах
Ксения Власова
ИрСити
«Это чудо — потомки оценят». Авиаэксперт объяснил, полетит ли МС-21 в 2026 году на самом деле
Наталия Ячменникова
Российская газета
Медсестра, буфетчица и кладовщица: Кем были первые стюардессы в мире и России
Владимир Гаврилов
Известия
Все в сад: основой беспилотной авиации станут агродроны
Тимур Алиев (Махачкала), Гульназира Ишбердина (Уфа), Олег Корякин (Казань), Юлия Потапова (Кемерово), Мария Соловьева (Элиста), Ирина Троценко (Дальний Восток)
Российская газета
Какие новые аэропорты были открыты в городах России за последние годы. А какие были модернизированы
Ева Акимова
РБК
Познакомьтесь с первой в мире женщиной — пилотом вертолета «Ансат». Санитарная авиация в России отмечает 100 лет с момента создания
Роман Крецул, Богдан Степовой
Известия
Будет полк: в ВМФ создают морские части беспилотных систем
Анастасия Львова
Эксперт
Отстающим помогут справиться с управлением
Анна Героева
Известия
Мы будем водить самолеты: как тренируют российских пилотов
Герман Костринский, Дарья Молоткова
РБК
Минпромторг закажет разработку перспективных самолетов
Екатерина Тропова
АТОР
Отмены и задержки рейсов повлияли на планы не менее 60 тысяч пассажиров
Андрей Коршунов
Известия
Стройный скан: в России создают самую точную 3D-модель Луны и Марса
Андрей Коршунов
Известия
Задать модуль: российские аппараты могут быть первыми на Северном полюсе Луны
Анастасия Николаева
Интерфакс
Полетное задание выполнено: частично импортозамещенный МС-21 поднялся в небо
Владимир Гаврилов Станислав Федоров
Известия
Вот Хургада: AlMasria Airlines сократила полетную программу из РФ на курорты Египта
Владимир Гаврилов
Известия
Билетное па: выплаты пассажирам за овербукинг хотят сделать обязательными
Андрей Коршунов
Известия
Спрей для дела: новые российские двигатели доставят на Луну наноспутники
Михаил Захаров
Монокль
Boeing заходит на Россию
Надежда Сарапина
РИА Новости
"Расхлебывать придется годами". Китай больно щелкнул США по носу
Екатерина Хамова
Известия
Взвинченным темпом: РФ и Колумбия не договорились по ремонту Ми-17
Захар Максимов
ВГУДОК
РЖД и Аэрофлот охладеют к пассажирам
Айгуль Абдуллина, Александра Мерцалова
Коммерсант
В Сухум подлетают с вопросами
Андрей Коршунов
Известия
Внеземное притяжение: космическая обсерватория займется поиском жизни во Вселенной
Андрей Коршунов
Известия
Спутник с жизнью: мыши и мухи помогут подготовить человека к полетам на Луну и Марс
Дмитрий Литвинов
Парламентская газета
В Росавиации оценили идею доставлять товары из Китая беспилотниками
Кирилл Фенин, Алена Нефедова, Владимир Гаврилов
Известия
Подставили на крыло: в США удерживают закупленные РФ авиазапчасти на $500 млн
Ксения Власова
ИрСити
«Вполне реально завершить эту программу». Авиаэксперт оценил, сколько МС-21 получат авиакомпании в 2026 году
Дарья Молоткова, Елена Сухорукова, при участии Анна Захарова
РБК
Немецкий оператор duty free вышел из бизнеса в Шереметьево и Домодедово
Юлия Леонова
Известия
Беспилотный урок: в России начали обучать сборке БПЛА школьников и студентов
Мария Недюк, Юлия Леонова
Известия
Полетный проект: названы самые перспективные разработки беспилотных авиасистем
Дмитрий Плотников
Pravda.Ru
Проект Як-242: несостоявшийся конкурент самолётов Ту-204 и МС-21
Андрей Коршунов
Известия
Сдвиг по базе: в России создали универсальный двигатель для беспилотников
Александра Веснина
Национальная Служба Новостей (НСН)
«Взвинтит цены»: К чему приведет исправление данных в невозвратных авиабилетах
Айгуль Абдуллина
Коммерсантъ
Тяните билет. Потенциальным пассажирам предложено дать время передумать при покупке
Ксения Власова
«Ирсити.ру»
«Самолетов уже сейчас не хватает». Авиаэксперты оценили, когда перевозчики начнут летать на отечественных МС-21
Михаил Грачев
MASHNEWS
Полетят, но позже. Почему российская авиация хронически отстает от обещаний

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer