Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


С мечтой об авианосцах трудно расставаться


13 декабря 2013 года Владимир Калинин , Независимая газета


Российские адмиралы и кораблестроители не расстаются с мечтой о создании авианосцев для ВМФ и даже авианосных ударных группировок (АУГ), и не одной, а двух-трех, но желательнее, конечно, пяти. Этой болезненно застаревшей теме в который раз была посвящена статья инженера-кораблестроителя Александра Никольского «Российский флот уходит под воду» («НВО» № 41, 08.11.13).

Автор статьи с конкретными цифрами в руках доказывает, как дважды два – пять, а не четыре, что вместо 10 атомных подводных ракетных крейсеров (АПРК) за те же деньги можно построить пять авианосцев – по одному авианосцу каждые два с половиной года. А 250–270 многоцелевых палубных истребителей для новых кораблей взять из состава ВВС без ущерба для боевой готовности. Как ни парадоксально, но эта фантастическая, совершенно оторванная от жизни идея вызвала горячий отклик и одобрение некоторых флотских специалистов, в том числе и в среде конструкторов атомных подводных лодок. Хотя они как раз менее всех должны быть заинтересованы в переносе приоритетов в судостроении с подводного флота на надводный. Но неисповедимы пути конструкторов.

Однако вернемся в реальную жизнь и попробуем разобраться в этой проблеме, тем более что ответы лежат на поверхности.

Итак, начнем с вопроса: где строить? В Советском Союзе авианесущие крейсеры («главный калибр» крейсеров – ракеты, а авианосцев – самолеты, получилось ни то ни сё) строили только в Николаеве. И сейчас николаевские корабелы и украинское правительство не откажутся от столь соблазнительного заказа. Вот только специалистов на верфи осталось с гулькин нос.

Если строить на «Севмаше» в Северодвинске, то это означает парализовать выполнение всех остальных заказов на несколько десятилетий. В цехе, где помещается четыре корпуса атомных лодок, едва станет один корпус авианосца. А перегородить на много лет ворота цеха, через которые корабли вывозят в достроечный бассейн, означает вывод цеха из производственного цикла на все время, пока будущий авианосец достраивается на свежем воздухе в осушенном бассейне. Вспомните пример с «Викрамадитья», который почти на 14 лет запер в этом цехе гражданское судно, построенное по коммерческому заказу.

Пойдем дальше. Собрать пять полков палубной авиации не смогли бы и в Советском Союзе. По техническому паспорту на авианесущем крейсере «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов» могут базироваться и обслуживаться 16 самолетов Як-41М, которых никогда на нем не было, и 12 Су-27К, а также более двух десятков вертолетов Ка-27РЛД (радиолокационного дозора), Ка-27ПЛО (противолодочной обороны) и Ка-27ПС (поисково-спасательный). А вместо вертолетов надо бы иметь самолеты дальнего радиолокационного дозора и противолодочной обороны. Но их не было.

В составе 279-го отдельного корабельного истребительного авиационного полка было 24 самолета Су-33 (Су-27К), к концу 2005 года оставалось 22. Один самолет потерян в катастрофе 17 июня 1996 года и один – в катастрофе 5 сентября 2005 года. Реально же «Кузнецов» отправлялся на боевую службу, имея в своем ангаре еще меньше самолетов.

Защитники авианосцев предлагают сократить заказы на «сухопутные» перспективные самолеты МиГ-29, Су-35, Т-50, а вместо них заказать палубные. Тухачевский тоже предлагал механизировать армию за счет техники времен Очакова и покоренья Крыма. Он плохо кончил. Для пяти авианосцев авиации нет и не будет, так как в ближайшие 10–20 лет необходимо заменять самолеты на более современные в ВВС. ВМФ пока подождет.

Не выдерживает критики и предложение пересадить летчиков ВВС России на палубные самолеты. Сегодня в России палубных летчиков меньше, чем космонавтов. Это «штучный» специалист. Его надо сначала вырастить, а потом на протяжении всей службы поддерживать и совершенствовать его летную подготовку. Он, как врач, должен всю жизнь учиться. И для этого тоже нужны самолеты, тренажерные комплексы – одним словом, учебная инфраструктура на берегу.

Авианосцам нужны еще и базы для стоянки и обслуживания. Для «Кузнецова» построили что-то подобное такой базе в Видяево – с причалом, котельной (для обеспечения плавучего города паром), электроподстанцией. Но простоял «Кузнецов» там недолго. Помимо пара и электричества нужные еще и специалисты. А они ездили в Видяево из Мурманска, вернее, Росты, где находится 35-й судоремонтный завод, – более чем за 100 км. Поэтому подумали-подумали на флоте и перевели «Кузнецов» в Росту – получилось дешевле и для всех удобнее.

В советские времена главным лозунгом Главпура (Главного политического управления СА и ВМФ) был «Первым делом корабли, а причалы – потом». Под причалами подразумевалась вся береговая инфраструктура. С тех пор я не слышал о том, что где-то построили новую базу по последнему слову техники и технологий. Значит, для авианосцев надо создавать новые базы. Это те затраты, которые не предусматривает инициатор чейнджа: десять субмарин на пять авианосцев.

Теперь собственно о самой АУГ. Александр Никольский справедливо заметил, что в составе американской группировки обычно находится пять-шесть кораблей боевого охранения: ракетных крейсеров типа «Тикондерога» и эскадренных миноносцев типа «Арли Бёрк».

В боевом составе российского ВМФ сейчас один тяжелый атомный ракетный крейсер, три неатомных, причем крейсер «Москва» находится в эксплуатации уже 30 лет, и четыре эсминца. То есть кораблей боевого охранения не набирается даже для двух авианосцев. Значит, придется строить.

Ну, а теперь, о самом главном. Ни одна страна в мире, кроме России, не имеет опыта эксплуатации авианосцев в северных широтах. Нельзя взлетать и садиться на обледеневшую палубу. Нельзя колоть лед форштевнем. Многого чего нельзя, даже если очень хочется. Известно, что авианосцы – это оружие нападения, а не защиты. А нападать нам не на кого. Ни в южных широтах, ни в средних. А для охраны наших нефтедобывающих платформ в Арктике, за которую, как предполагают военные эксперты, в скором времени развернется нешуточная борьба, они явно не подходят.

Вот и остается гадать на кофейной гуще, кому же на самом деле нужны эти авианосцы: кораблестроителям – ради выгодных заказов, но они пока и танкерный флот не могут построить. Или сегодняшним капитанам 1 ранга – ради получения в будущем адмиральских погон. Здесь они жестоко ошибаются в расчетах – их уволят в запас по возрасту раньше, чем спустят на воду первый авианосец.

В сухом остатке – неудовлетворенное чувство российского патриота: у американцев 12 авианосцев, а у нас – только один и тот наполовину крейсер. Обидно.



комментарии (1):

HZ66      16/12/2013 [12:51:20]#1
Если коротко: нет ни технологий, ни специалистов, ни средств на постройку авианосцев, ни инфраструктуры для их эксплуатации. Так это, то что надо для распильщиков бюджета. Всегда можно сослаться на объктивные причины, почему не получилось.













Материалы рубрики

Герман Костринский, Дарья Молоткова
РБК
Минпромторг закажет разработку перспективных самолетов
Екатерина Тропова
АТОР
Отмены и задержки рейсов повлияли на планы не менее 60 тысяч пассажиров
Андрей Коршунов
Известия
Стройный скан: в России создают самую точную 3D-модель Луны и Марса
Андрей Коршунов
Известия
Задать модуль: российские аппараты могут быть первыми на Северном полюсе Луны
Анастасия Николаева
Интерфакс
Полетное задание выполнено: частично импортозамещенный МС-21 поднялся в небо
Владимир Гаврилов Станислав Федоров
Известия
Вот Хургада: AlMasria Airlines сократила полетную программу из РФ на курорты Египта
Владимир Гаврилов
Известия
Билетное па: выплаты пассажирам за овербукинг хотят сделать обязательными
Андрей Коршунов
Известия
Спрей для дела: новые российские двигатели доставят на Луну наноспутники



Михаил Захаров
Монокль
Boeing заходит на Россию
Надежда Сарапина
РИА Новости
"Расхлебывать придется годами". Китай больно щелкнул США по носу
Екатерина Хамова
Известия
Взвинченным темпом: РФ и Колумбия не договорились по ремонту Ми-17
Захар Максимов
ВГУДОК
РЖД и Аэрофлот охладеют к пассажирам
Айгуль Абдуллина, Александра Мерцалова
Коммерсант
В Сухум подлетают с вопросами
Андрей Коршунов
Известия
Внеземное притяжение: космическая обсерватория займется поиском жизни во Вселенной
Андрей Коршунов
Известия
Спутник с жизнью: мыши и мухи помогут подготовить человека к полетам на Луну и Марс
Дмитрий Литвинов
Парламентская газета
В Росавиации оценили идею доставлять товары из Китая беспилотниками
Кирилл Фенин, Алена Нефедова, Владимир Гаврилов
Известия
Подставили на крыло: в США удерживают закупленные РФ авиазапчасти на $500 млн
Ксения Власова
ИрСити
«Вполне реально завершить эту программу». Авиаэксперт оценил, сколько МС-21 получат авиакомпании в 2026 году
Дарья Молоткова, Елена Сухорукова, при участии Анна Захарова
РБК
Немецкий оператор duty free вышел из бизнеса в Шереметьево и Домодедово
Юлия Леонова
Известия
Беспилотный урок: в России начали обучать сборке БПЛА школьников и студентов
Мария Недюк, Юлия Леонова
Известия
Полетный проект: названы самые перспективные разработки беспилотных авиасистем
Дмитрий Плотников
Pravda.Ru
Проект Як-242: несостоявшийся конкурент самолётов Ту-204 и МС-21
Андрей Коршунов
Известия
Сдвиг по базе: в России создали универсальный двигатель для беспилотников
Александра Веснина
Национальная Служба Новостей (НСН)
«Взвинтит цены»: К чему приведет исправление данных в невозвратных авиабилетах
Айгуль Абдуллина
Коммерсантъ
Тяните билет. Потенциальным пассажирам предложено дать время передумать при покупке
Ксения Власова
«Ирсити.ру»
«Самолетов уже сейчас не хватает». Авиаэксперты оценили, когда перевозчики начнут летать на отечественных МС-21
Михаил Грачев
MASHNEWS
Полетят, но позже. Почему российская авиация хронически отстает от обещаний
Наталия Ячменникова
Российская газета
Водоросли или "родственник" капусты: на каком топливе будут летать самолеты в будущем?
Андрей Коршунов
Известия
Союз композитов: тесты мини-образцов материалов ускорят создание самолетов
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Летают в облаках: Минтранс хочет увеличить нормы налета для авиаэкипажей
Альберт Калашян
Известия
Расчет на орбиту: Россия поможет Тунису в освоении космоса
Герман Костринский
РБК
Росавиация опровергла информацию о запрете эксплуатации вертолетов Ми-8Т
Ольга Самофалова
Взгляд
Россия поднялась на новую технологическую ступень в авиации
Арсений Замостьянов
Известия
Шаг во Вселенную: как человек вышел в открытый космос
Мария Медведева, Анастасия Сирина, Дарья Широкова
РБК
60 лет назад человек впервые вышел в открытый космос. Как это было
Елизавета Гриценко
Известия
Небо в джеточку: самолет с двигателем ПД-8 совершил первый полет
Юлия Леонова, Андрей Федоров
Известия
Страж полета: для аэропортов России разработана система защиты от БПЛА

Деловой Петербург
Доставки на высоте: как и почему меняется сегмент воздушных перевозок
Евгений Берсенёв
Октагон
Даст ли Россия «Боингу» добро на посадку
Иван Ткачёв, Петр Канаев, Ирина Парфентьева, Герман Костринский
РБК
Торговая палата США в России предложила снять санкции с авиации
Кирилл Фенин, Алена Нефедова, Анастасия Костина
Известия
Восточное крыло: прямые рейсы из Москвы в Мьянму запустят в 2025-м
Антон Белый
Известия
Вымести из орбит: в РФ создают первый многоразовый космический мусоросборщик
Герман Костринский, при участии Анна Балашова
РБК
Власти ускорят выдачу разрешений на полеты дронов до одних суток
Дилимбетов Олег
MASHNEWS
Чиновники знали, что эксперименты с беспилотниками в пяти регионах заведомо провальные
Елизавета Борисенко
Известия
Рейсы-рельсы: санкции мешают полетам между Москвой и Улан-Батором
Татьяна Серебрякова
TourDom.ru
Эксперты назвали условия возобновления прямых рейсов между Россией и США
Гаврилов Владимир
Известия
Вокзал для своих: охране в аэропортах выдадут пистолеты, каски и ружья
Марина Туркушева (Сахалинская область)
Российская газета
Авиабилеты для туристов на Сахалине будут в два раза дороже, чем для местных
Наталья Башлыкова
Известия
Штурвал проблем: штрафы за несанкционированные полеты вырастут до 1 млн
Михаил Задорожный
Вгудок
Железка теряет кейс и прайс. Деловой пассажир бежит со стальных магистралей на самолёт

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer