Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Пять самых известных русских самолетов


17 декабря 2013 года лег Корякин, Российская газета


17 декабря 1903 года поднялся в воздух первый в истории самолет - "Флайер-1" - изобретение братьев Уилбура и Орвилла Райт (США). Полет продлился всего 12 секунд. За это время машине под управлением Орвилла Райта удалось преодолеть 37 метров. "РГ" вспоминает пять самых известных отечественных самолетов.

"Илья Муромец"

Деревянный биплан С-22, более известный как "Илья Муромец" был создан на заре воздухоплавания - в 1913 году. Разрабатывали его под руководством легендарного конструктора Игоря Сикорского. Длина "богатыря" составляла 19 метров, а размах верхнего крыла - 30,9 метров. Впрочем, его преимущества не сводились лишь к внушительным габаритам.

Он  стал первым в мире пассажирским самолётом. Помимо комфортабельного салона, здесь имелись спальные комнаты и ванная с туалетом.

К началу Первой мировой войны появляется боевая модификация "Ильи Муромца". Машина хорошо проявила себя как в дальней разведке, так в бомбардировке. Даже при полной загрузке, она могла находиться в воздухе до 5 часов. Отличался самолет и точным по тем временам прицелом. В цель попадало от 60 до 90  процентов бомб. Был способен "Муромец" совершать и ночные вылеты.

Вообще, он полностью оправдал свое богатырское название. За 1913-1918 годы на нем было установлено несколько мировых рекордов. В том числе по грузоподъемности - 1100 килограмм, и высоте полета - 5200 метров.
ТБ-1

ТБ-1 (АНТ-4) - первый в мире тяжёлый двухмоторный бомбардировщик-моноплан, выполненный из металла. Детище авиаконструктора Андрея Туполева увидело свет в 1925 году. Символично, что разрабатывалась модель ровно девять месяцев. По сути, ТБ-1 стал прадедушкой отечественной стратегической авиации. После выпуска самолет неоднократно дорабатывался и на вооружение поступил только в 1930 году. Однако он не "опоздал". В мире на тот момент в основном производили громоздкие бипланы деревянной или смешанной конструкции. И даже германский ЮГ-1 ("юнкерс") серьезно уступал нашему бомбардировщику. ТБ-1 превосходил его и в скорости и в меткости. Вооружен туполевский самолет был до зубов: три пулеметные турели "Льюис", кассетный бомбодержатель, бомбосбрасыватель. Бомбовая нагрузка состояла из 730 кг бомб. Имел преимущество ТБ-1 и в обзоре.

Вот только всерьез повоевать самолету не пришлось. Если не считать боевых действий против басмачей в Туркменистане. Он периодически устраивал им мелкие бомбардировки.

Зато ТБ-1 поучаствовал в спасении челюскинцев. Летчик Анатолий Ляпидевский вывез на нем партию полярников.

Ил-2

"Летающий танк" - такое имя получил Ил-2 (БШ-2) за огневую мощь и броню. Это один из самых легендарных самолетов времен Великой отечественной войны. О востребованности штурмовика свидетельствует телеграмма, отправленная в 1941 году из ставки Верховного Главнокомандующего директору самолетостроительного завода: "Самолеты Ил-2 нужны нашей Красной Армии теперь как воздух, как хлеб". Не даром он считается самым массовым боевым самолетом за всю историю. За годы войны было выпущено более 36 тысяч штук. На врага Ил-2 наводил ужас. Какие-то только прозвища не давали ему германские солдаты: "мясник", "мясорубка", "черная смерть", "чума".

Главное преимущество Ил-2 заключалось в броне, которая заменила собой каркас и обшивку всей носовой и средней части фюзеляжа. Под защитой находились кабина пилота, радиаторы. Что касается вооружения, то штурмовик был оснащен двумя 23-миллимитровыми пушками ВЯ-23, парой пулеметов ШКАС (7,62 мм), оборонительным пулемётом УБТ в задней кабине. Мог он нести на борту и бомбы до 600 килограмм. Еще одно преимущество Ил-2 - способность вести боевые действия с малой высоты  (400-1000 м).

Впрочем, были у самолета и существенные недостатки. Во-первых, плохая маневренность, за что те же немцы называли его "цементным бомбардировщиком". Во-вторых, у самолета некоторое время отсутствовало оборонительное оружие. Это приводило к большим потерям.

МиГ-21

Советский многоцелевой истребитель МиГ-21 является самым распространенным сверхзвуковым самолетом в мире. Своеобразная визитная карточка модели - треугольное крыло. Он выпускался серийно с 1959 по 1985 годы не только в СССР, но и в Чехословакии, Индии и Китае. Из-за гигантских масштабов производства себестоимость самолета была крайне низкая. Парадокс, но он стоил дешевле, чем БМП-1.

Впрочем, такая цена вовсе не означала, что у МиГ-21 скромные технические характеристики. Это был очень легкий, маневренный истребитель с мощным современным вооружением. Помимо двух пушек калибра 30 миллиметров, он мог нести  управляемые ракеты класса "воздух-воздух". Самолет заработал себе отличную репутацию в многочисленных боевых конфликтах.  Например, во Вьетнамской войне, Миг-21 показал свое превосходство над американским F-4 "Фантом" II. Истребитель легко "обманывал" ракеты  "AIM-9 Sidewinder" и "AIM-7 Sparrow".

За разработку самолета МиГ-21 группе ведущих специалистов во главе с Анастасом Микояном была присуждена Ленинская премия.
Ту-144

Этот красавец с характерным загнутым "клювом", пожалуй, один из самых узнаваемых советских самолетов. Свой первый полет он совершил в 1968 году. Уже полгода спустя Ту-144 преодолевает звуковой барьер и становится первым в мире сверхзвуковым пассажирским авиалайнером.

Но самолет мог похвастаться не только скоростью. Так на время полета у него убиралось переднее горизонтальное оперение. Это позволяло существенно увеличить маневренность и уменьшить скорость при посадке. Ту-144 мог садиться и взлетать в 18 аэропортах СССР. Для примера "Конкорду", взлетно-посадочная скорость которого была выше, для каждого аэропорта требовался отдельный сертификат на посадку.

Казалось, Ту-144 ожидает большое и безоблачное будущее, но, увы, оно было омрачено. В 1973 году произошла катастрофа во время показательного полета на выставке в Ле-Бурже. А в 1978 году в Подмосковье  разбился опытный образец Ту-144Д. Это послужило поводом для прекращения коммерческой эксплуатации самолета.

Между тем, с 1995 по 1999 годы  значительно модифицированный Ту-144Д, сменивший название на Ту-144ЛЛ ("Летающая лаборатория") использовался американским космическим агентством НАСА для исследований в области высокоскоростных коммерческих полётов.



комментарии (5):

Ndakota      18/12/2013 [11:18:22]#1
>Но самолет мог похвастаться не только скоростью. Так на время полета у него убиралось переднее горизонтальное оперение. Это позволяло существенно увеличить маневренность и уменьшить скорость при посадке. Ту-144 мог садиться и взлетать в 18 аэропортах ССС

история появления этого оперения не имеет ничего общего с описанным в статье. И это не "похвастаться", а ляп разработчиков.

HZ66      19/12/2013 [13:13:48]#2
Надо было назвать "мифами российской авиации авиации". Я бы оставил в пятерке - "Муромца" и "Миг-21". Это, действительно, оригинальные российские и полностью оправдавшие возлагавшиеся на них надежды самолеты. Еще бы добавил АНТ-25 и Су-27 Сухого, Ил-18 - как первый конкурентоспособный советстский пассажирский самолет.

GRV Эксперт «Aviation EXplorer»      19/12/2013 [15:15:47]#3
2 HZ66

Вот уж кто совсем не оправдал надежды, так это "Илья Муромец". Ему так и не смогли найти должного применения.

HZ66      19/12/2013 [20:35:10]#4
"Муромец" зарекомендовал себя отличным бомбардировщиком. Кроме того, это первый многомоторный бомбер с расположением двигателей на крыле.

GRV Эксперт «Aviation EXplorer»      19/12/2013 [22:47:43]#5
МиГ-15 зарекомендовал себя отличным истребителем в Корейскую войну, полностью лишив американцев првосходства в воздухе. Внес значительно больший вклад в исход войны, чем Муромец, но в списке "выдающихся" его почему-то нет. И на гржданке Илье не нашли применение, использовался как агит-борт. Недаром его после 17-го года больше не строили и быстро списали.













Материалы рубрики

Владимир Гаврилов
Известия
Все в сад: основой беспилотной авиации станут агродроны
Тимур Алиев (Махачкала), Гульназира Ишбердина (Уфа), Олег Корякин (Казань), Юлия Потапова (Кемерово), Мария Соловьева (Элиста), Ирина Троценко (Дальний Восток)
Российская газета
Какие новые аэропорты были открыты в городах России за последние годы. А какие были модернизированы
Ева Акимова
РБК
Познакомьтесь с первой в мире женщиной — пилотом вертолета «Ансат». Санитарная авиация в России отмечает 100 лет с момента создания
Роман Крецул, Богдан Степовой
Известия
Будет полк: в ВМФ создают морские части беспилотных систем
Анастасия Львова
Эксперт
Отстающим помогут справиться с управлением
Анна Героева
Известия
Мы будем водить самолеты: как тренируют российских пилотов
Герман Костринский, Дарья Молоткова
РБК
Минпромторг закажет разработку перспективных самолетов
Екатерина Тропова
АТОР
Отмены и задержки рейсов повлияли на планы не менее 60 тысяч пассажиров



Андрей Коршунов
Известия
Стройный скан: в России создают самую точную 3D-модель Луны и Марса
Андрей Коршунов
Известия
Задать модуль: российские аппараты могут быть первыми на Северном полюсе Луны
Анастасия Николаева
Интерфакс
Полетное задание выполнено: частично импортозамещенный МС-21 поднялся в небо
Владимир Гаврилов Станислав Федоров
Известия
Вот Хургада: AlMasria Airlines сократила полетную программу из РФ на курорты Египта
Владимир Гаврилов
Известия
Билетное па: выплаты пассажирам за овербукинг хотят сделать обязательными
Андрей Коршунов
Известия
Спрей для дела: новые российские двигатели доставят на Луну наноспутники
Михаил Захаров
Монокль
Boeing заходит на Россию
Надежда Сарапина
РИА Новости
"Расхлебывать придется годами". Китай больно щелкнул США по носу
Екатерина Хамова
Известия
Взвинченным темпом: РФ и Колумбия не договорились по ремонту Ми-17
Захар Максимов
ВГУДОК
РЖД и Аэрофлот охладеют к пассажирам
Айгуль Абдуллина, Александра Мерцалова
Коммерсант
В Сухум подлетают с вопросами
Андрей Коршунов
Известия
Внеземное притяжение: космическая обсерватория займется поиском жизни во Вселенной
Андрей Коршунов
Известия
Спутник с жизнью: мыши и мухи помогут подготовить человека к полетам на Луну и Марс
Дмитрий Литвинов
Парламентская газета
В Росавиации оценили идею доставлять товары из Китая беспилотниками
Кирилл Фенин, Алена Нефедова, Владимир Гаврилов
Известия
Подставили на крыло: в США удерживают закупленные РФ авиазапчасти на $500 млн
Ксения Власова
ИрСити
«Вполне реально завершить эту программу». Авиаэксперт оценил, сколько МС-21 получат авиакомпании в 2026 году
Дарья Молоткова, Елена Сухорукова, при участии Анна Захарова
РБК
Немецкий оператор duty free вышел из бизнеса в Шереметьево и Домодедово
Юлия Леонова
Известия
Беспилотный урок: в России начали обучать сборке БПЛА школьников и студентов
Мария Недюк, Юлия Леонова
Известия
Полетный проект: названы самые перспективные разработки беспилотных авиасистем
Дмитрий Плотников
Pravda.Ru
Проект Як-242: несостоявшийся конкурент самолётов Ту-204 и МС-21
Андрей Коршунов
Известия
Сдвиг по базе: в России создали универсальный двигатель для беспилотников
Александра Веснина
Национальная Служба Новостей (НСН)
«Взвинтит цены»: К чему приведет исправление данных в невозвратных авиабилетах
Айгуль Абдуллина
Коммерсантъ
Тяните билет. Потенциальным пассажирам предложено дать время передумать при покупке
Ксения Власова
«Ирсити.ру»
«Самолетов уже сейчас не хватает». Авиаэксперты оценили, когда перевозчики начнут летать на отечественных МС-21
Михаил Грачев
MASHNEWS
Полетят, но позже. Почему российская авиация хронически отстает от обещаний
Наталия Ячменникова
Российская газета
Водоросли или "родственник" капусты: на каком топливе будут летать самолеты в будущем?
Андрей Коршунов
Известия
Союз композитов: тесты мини-образцов материалов ускорят создание самолетов
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Летают в облаках: Минтранс хочет увеличить нормы налета для авиаэкипажей
Альберт Калашян
Известия
Расчет на орбиту: Россия поможет Тунису в освоении космоса
Герман Костринский
РБК
Росавиация опровергла информацию о запрете эксплуатации вертолетов Ми-8Т
Ольга Самофалова
Взгляд
Россия поднялась на новую технологическую ступень в авиации
Арсений Замостьянов
Известия
Шаг во Вселенную: как человек вышел в открытый космос
Мария Медведева, Анастасия Сирина, Дарья Широкова
РБК
60 лет назад человек впервые вышел в открытый космос. Как это было
Елизавета Гриценко
Известия
Небо в джеточку: самолет с двигателем ПД-8 совершил первый полет
Юлия Леонова, Андрей Федоров
Известия
Страж полета: для аэропортов России разработана система защиты от БПЛА

Деловой Петербург
Доставки на высоте: как и почему меняется сегмент воздушных перевозок
Евгений Берсенёв
Октагон
Даст ли Россия «Боингу» добро на посадку
Иван Ткачёв, Петр Канаев, Ирина Парфентьева, Герман Костринский
РБК
Торговая палата США в России предложила снять санкции с авиации
Кирилл Фенин, Алена Нефедова, Анастасия Костина
Известия
Восточное крыло: прямые рейсы из Москвы в Мьянму запустят в 2025-м
Антон Белый
Известия
Вымести из орбит: в РФ создают первый многоразовый космический мусоросборщик
Герман Костринский, при участии Анна Балашова
РБК
Власти ускорят выдачу разрешений на полеты дронов до одних суток
Дилимбетов Олег
MASHNEWS
Чиновники знали, что эксперименты с беспилотниками в пяти регионах заведомо провальные

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer