Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Российский космос: в поисках целеполагания


18 декабря 2013 года Илья Крамник, Голос России


В Москве состоялось очередное заседание Экспертного совета председателя Военно-промышленной комиссии РФ. Форум под председательством Дмитрия Рогозина был посвящен проблемам организации ракетно-космической деятельности в России, при этом присутствовавшие эксперты, ведущие специалисты отрасли, давали зачастую нелицеприятные оценки происходящего

Россия на орбите: извозчик или игрок?

В своей речи Дмитрий Рогозин отметил основные проблемы российской космонавтики, которая на сегодня, очевидно, утратила лидирующее положение. Потеря инфраструктуры, кадров и прекращение ряда ключевых НИОКР привели к тому, что роль России в космосе в 2000-2010 годах свелась к позиции «извозчика» - все большую долю российских космических запусков (число которых сократилось до 20-30 в год) занимал вывод на орбиту иностранных спутников.

Деградация отрасли сопровождалась падением надежности даже отработанных систем, резким ростом сроков разработки новых образцов и регулярными провалами сложных миссий типа «Фобос-Грунт». Некоторую часть системы удалось уберечь от развала – прежде всего это касается спутниковой связи и ГЛОНАСС, которые удалось сохранить. А в случае с ГЛОНАСС – добиться развертывания штатной группировки, прежде всего, благодаря наличию четко определенных потребностей в данных системах и целей развития. Сохранилась и пилотируемая космонавтика – не в последнюю очередь за счет финансирования со стороны НАСА программы МКС, международной космической станции.

 Подобной определенности не хватало в большей части других категорий, и в итоге доля России на мировом рынке космических услуг в денежном выражении сократилась до 3 % (общая сумма составляет 180 миллиардов долларов). При этом Россия по-прежнему обеспечивает большую часть запусков ракет-носителей, но в условиях появления новых РН в США и у других участников гонки этот сектор, и без того не самый доходный и наукоемкий, неизбежно будет сокращаться.

Восстановление роли России как игрока на рынке требует адекватной оценки создавшегося положения и использования имеющихся козырей. В частности, Дмитрий Рогозин особо отметил роль ГЛОНАСС как одного из возможных секторов масштабной коммерциализации российской космической деятельности. При этом создание инфраструктуры ГЛОНАСС может и должно стать локомотивом для российской электронной промышленности – поручение, в соответствии с которым приемники сигнала ГЛОНАСС должны собираться на отечественной компонентной базе, уже подписано.

Отказ от фантазий

Кризис целеполагания привел к тому, что на протяжении многих лет стратегическое планирование развития космической деятельности практически не велось. Многочисленные благие пожелания оставались на бумаге, а в качестве целей выдвигались различные амбициозные проекты без практического обоснования – от полета на Луну до марсианской экспедиции. При этом соответствующие НИОКР, пусть и проводившиеся в сравнительно малых масштабах, все равно требовали средств и времени.

Практически единодушное мнение участников совета сводится к тому, что залогом успеха космической программы России является отказ от фантазий и переход к решению реальных задач, обеспечивающих прежде всего восстановление утраченного ранее потенциала. Это касается разработки нового поколения спутников с углублением локализации производства элементной базы (сегодня в основном импортной) и разработки перспективных средств выведения с улучшенными ТТХ и расширенными возможностями по выводу на орбиты различных параметров.

 Это необходимый фундамент как для развития околоземной космической инфраструктуры, обеспечивающей безопасность страны и развитие экономики, так и для дальнейшего продвижения в дальний космос, где играют роль уже соображения престижа и научные задачи. При этом от амбициозных целей типа новой лунной экспедиции или полета на Марс никто не отказывается – но не они должны сегодня определять перспективы развития отрасли, которой сначала нужно «прийти в себя».

Первостепенной задачей в этих условиях становится доводка давно разрабатываемой ракеты-носителя «Ангара», что позволит повысить экономическую эффективность вывода на орбиту и совершенствование предприятий, производящих спутники. При этом вполне возможно сокращение их числа. Ситуация, когда фирма производит 1-2 аппарата в год, абсолютно неприемлема как с экономической, так и с управленческой точки зрения, учитывая необходимость унификации платформ и систем управления.

 Успех на этом направлении может если не вернуть России лидерство в космосе, то значительно укрепить позиции страны в этом сегменте. Цена неудачи же может оказаться слишком высокой, чтобы ее допускать.



 




комментарии (0):













Материалы рубрики

Алексей Михайлов, Андрей Федоров, Роман Крецул
Известия
«Кинжальная» дистанция: носитель гиперзвука получил стратегическую дальность
Наталия Эфендиева
Деловой Петербург
Бороздят просторы Вселенной: необычное кино о космосе
Алексей Михайлов, Андрей Федоров, Владимир Матвеев
Известия
Поставили «Форпост»: за Камчаткой и Севморпутем присмотрят беспилотники
Анастасия Львова
РБК
Минтранс поручил усилить меры по защите аэропортов от атак дронов
Мария Сергеева (Республика Саха)
Российская газета
Почти половину аэропортов Якутии модернизируют благодаря нацпроекту
Андрей Коршунов
Известия
На счет три: российская ракета «Ангара» впервые стартовала с Восточного
Анастасия Львова
РБК
Госкорпорация по аэронавигации вышла в прибыль после трех лет убытков
Максим Талавринов
Известия
Полетели: Росавиация попросила уволить топ-менеджеров «Уральских авиалиний»



Валентин Логинов
Известия
Ход и следствие: Польша меняет подход к смоленской авиакатастрофе
Илья Словесный
Деловой Петербург
Копайте глубже: Петербургу помогут построить метро до Пулково
Брэндон Вейхерт (Brandon Weichert)
ИноСМИ, The National Interest
Почему МиГ-21 до сих пор в почете у военных?
Андрей Коршунов
Известия
Космическая вязь: металлоткани свяжут Землю с другими планетами
Роман Гусаров
NEWS.ru
Новый самолет Ил-114-300: каким будет наследник легендарного Ан-24

РБК
Как S7 Airlines и ORS за 13 часов поменяли систему бронирования
Анастасия Николаева
Интерфакс
Россия и космос: последние достижения, история и интересные факты
Елена Савельева
РИА Новости
Не остаться в пролете: Запад испугался за свои самолеты из-за России
Максим Талавринов, Наталья Башлыкова
Известия
Рейс и навсегда: авиакомпаниям могут запретить аннулирование обратных билетов

Ростех
Сергей Ильюшин: «Лучше всего поют о конструкторе самолеты»
Алексей Анпилогов
Взгляд
Новый двигатель возвращает России турбовинтовую региональную авиацию
Егор Кулаков
Деловой Петербург
Петербург постепенно обретает статус столицы беспилотных систем
Наталья Ильина
Известия
Авианажим: мошенники прикидываются сотрудниками банков в аэропортах
Анастасия Львова
РБК
Ространснадзор решил перевести проверки авиакомпаний «на цифру»
Илья Максимов
Российская газета
Три российских самолета вошли в топ истребителей с самыми мощными двигателями

Ростех
Пять поколений истребительной авиации
Андрей Коршунов
Известия
Ближний сбой: какие проблемы вскрыла отмена пуска «Союз МС-5»
Игорь Кармазин
Известия
Небо открывается: первая белорусская космонавтка полетит на МКС
Алексей Михайлов, Андрей Федоров, Владимир Матвеев
Известия
Прицелы и средства: летчиков ВМФ научат борьбе с дронами
Григорий Колпаков
Интерфакс
Управление беспилотниками: виды, подготовка пилотов, востребованность профессии
Андрей Коршунов, Мария Недюк
Известия
Ступени развития: к чему приведет потеря ракеты Starship во время испытаний
Валерий Кодачигов, Максим Талавринов
Известия
Пролет нормальный: операторы дронов смогут общаться с экипажами самолетов
Илья Словесный
Деловой Петербург
Рейс задержан: сроки импортозамещения самолётов в России сдвинулись
Андрей Кузмак
Известия
Винительный падёж: Boeing оказался под огнем критики
Алексей Михайлов, Роман Крецул, Андрей Федоров
Известия
Расправить сети: запущена программа ремонта военных аэродромов
Роман Гусаров
NEWS.ru
Минобороны России получит новый самолет Ил-212: что о нем известно
Андрей Коршунов
Известия
Просто в космос: как Юрия Гагарина готовили к полету на Луну
Наталья Пономарева
Интерфакс
Отмена полета. Что делать пассажирам при задержке авиарейса?
Максим Талавринов, Наталья Башлыкова
Известия
Дебошире круг: с самолетов в РФ стали снимать больше деструктивных пассажиров
Евгений Берсенев
Свободная Пресса
Небесный тихоход: МС-21 ждет нелегкая судьба
Анастасия Львова, Валентина Шварцман
РБК
У российских вертолетчиков вскоре истекут все контракты с ООН
Анастасия Львова
РБК
ОАК сдвинула сроки поставок новых гражданских самолетов
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
Леса просят дронов. Авиалесоохрана ищет деньги на закупку БАС
Максим Талавринов
Известия
Рейсовая колея: самолеты между Москвой и Питером летом будут летать каждые 15 минут
Алексей Михайлов, Роман Крецул
Известия
Огнем «Прометея»: система С-500 сдала экзамен по борьбе с гиперзвуком
Дарья Молоткова, Герман Костринский
РБК
«Роскосмос» решил продать санатории и недвижимость на ₽11 млрд
Анастасия Львова
РБК
Авиакомпании пожаловались в ФАС на рост аэропортовых тарифов
Елена Балаян
Известия
Вылета нет: россиян не выпустили за границу из-за ошибок в паспорте
Валерия Лобко
Российская газета
В России создадут единую систему контроля за беспилотниками
Валентина Аверьянова
Известия
Крылья Поднебесной: Китай растит конкурента Boeing и Airbus
Алексей Михайлов, Юлия Леонова, Андрей Федоров
Известия
Цели отделены: вертолеты ВМФ научат бороться с надводными дронами
Сергей Гурьянов
Известия
Истина в винте: насколько безопасен вертолетный туризм

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgBji3f
Перевозка грузов: http://perevozki.youdo.com/city/dlv/vden/, лучшие цены по ссылке.
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer