Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Российская авиация-2013: взлет сильнейших


26 декабря 2013 года Екатерина Соболь, Прайм


Расклад в российской авиационной отрасли по итогам уходящего года зеркально противоположен ситуации в автопроме. Если два отечественных автогиганта, "АвтоВАЗ" AVAZ +1,10% и КАМАЗ KMAZ +2,92%, заканчивают год с худшими результатами по отрасли, то крупные авиакомпании РФ, наоборот, стремительно растут, опережая рынок, и в следующем году эта тенденция, скорее всего, сохранится.

По данным Росавиации, доля крупных авиакомпаний (группа "Аэрофлот" AFLT +0,61%, "Трансаэро" TAER -0,03%, "ЮТэйр" UTAR -0,47% и группа S7) на российском рынке по итогам 11 месяцев уже превышает 62%. За этот период рыночная доля крупнейших игроков выросла на 0,2 процентного пункта. Для них самих это, возможно, и незначительный "довесок", но для небольших перевозчиков, чей пассажиропоток в десятки раз меньше, - целый бизнес.
 
По итогам 2013 года Росавиация ожидает роста пассажиропотока в РФ примерно на 15%, а у большинства крупнейших авиакомпаний - значительно выше (20-30%). Исключение составляет лишь группа S7 (авиакомпании "Сибирь" avsi и "Глобус") с ее стратегией рационального роста.
 
Крупнейшие российские перевозчики и в следующем году будут расти опережающими темпами, прогнозируют отраслевые эксперты. В особенности это касается "Аэрофлота": в 2013 году он заложил основу новым амбициозным проектам.
 
На руку сильнейшим играет и государство. В частности, премьер-министр Дмитрий Медведев заявлял, что авиакомпаний в России должно быть "разумное количество", и предлагал подумать об их укрупнении.
 
"Процесс глобализации авиаотрасли неизбежен. Но в этом нет ничего удивительного - это прошли многие европейские страны. В России же этот процесс будет ускоряться административными решениями. Некоторые из них не улучшают общую финансово-правовую среду в отрасли. К сожалению, череды банкротств средних и мелких компаний на этом пути избежать не удастся", - полагает главный редактор портала Avia.ru Роман Гусаров.
 
ОПЕРЕЖАЯ РЫНОК
 
Гендиректор "Аэрофлота" Виталий Савельев и его первый заместитель Шамиль Курмашов ожидают, что в 2014 году пассажиропоток группы вырастет на 16-17% при замедлении темпов роста авиарынка РФ примерно до 5%.
 
Рост группы будет обеспечен, в том числе, за счет запуска в марте 2014 года амбициозного проекта лоукостера "Добролет". В ближайшие годы компания, по прогнозам "Аэрофлота", должна перетянуть на себя часть пассажиров РЖД , доведя свой трафик до 10 миллионов пассажиров (треть всех перевозок группы за прошлый год).
 
"Добролет" будет выполнять полеты на новых Boeing 737-800, в первый год работы будет эксплуатировать восемь судов, через три года - уже 40.
 
Другой громкий проект "Аэрофлота" запущен уже в ноябре. "Аэрофлот" презентовал новую авиакомпанию "Аврора", созданную на базе двух его дальневосточных "дочек" - "Сахалинских авиатрасс" и "Владивосток авиа", доставшихся от госкорпорации "Ростех".
 
Бизнес-план "Авроры" предусматривает увеличение количества рейсов с 30-ти в 2013 году до 534-х в 2018 году, числа направлений - с 30-ти до 128-ми. Годовой объем перевозок планируется довести до 2,4 миллиона пассажиров.
 
В авиапарк "Авроры" в дополнение к имеющимся Boeing 737 до конца текущего года поступят три лайнера Airbus A319, к концу 2014 года у авиакомпании их будет семь. В парк региональных самолетов войдут турбовинтовые машины вместимостью от 50 до 78 кресел, для местных авиаперевозок будут приобретены самолеты вместимостью до 20 кресел. К 2018 году компания планирует увеличить авиапарк до 40 воздушных судов.
 
РАСКЛАД В ПОЛЬЗУ СИЛЬНЕЙШЕГО
 
Чистая прибыль "Аэрофлота" по МСФО за девять месяцев 2013 года выросла на 84% - до 545,2 миллиона долларов, выручка - почти на 17%, превысив 7 миллиардов долларов. Цена акций авиакомпании на Московской бирже MOEX -1,28% после публикации отчетности по МСФО и информации о допуске ее бумаг на рынки США за три дня подскочила с 57 до 79 рублей.
 
Рост капитализации на руку государству, которое владеет 51% акций авиакомпании. В 2016 году в рамках приватизации госпакета, вопреки ранее заявленным планам, государство решило не выходить из "Аэрофлота" полностью. В 2014 году в рамках подготовки приватизации авиакомпания может провести SPO 10% акций на Московской бирже (пакет будет формироваться из доли "Ростеха", Росимущества и "Аэрофлот-финанса").
 
Решение властей не выходить из состава акционеров "Аэрофлота" глава Росимущества Ольга Дергунова объяснила тем, что авиакомпания перспективная и приносит хорошие дивиденды. Логично, что "Аэрофлот" получает поддержку властей в части законодательных инициатив (например допуск иностранных пилотов в Россию, отмена возвратных тарифов).
 
На руку "Аэрофлоту" может сыграть и позиция премьер-министра РФ. После авиакатастрофы в Казани 17 ноября он предложил подумать об укрупнении авиакомпаний и оптимизации их работы.
 
В телеинтервью по итогам года Медведев назвал 85-90% из 122 действующих российских авиакомпаний "слабыми". "У нас было 400 авиакомпаний. Осталось чуть более 100. Сколько нам нужно – нужно определить исходя из потребностей страны. Их должно быть разумное количество", - заявил премьер.
 
Инициатива депутатов запретить зарубежный "авиахлам" (самолеты старше 15 лет) тоже может оказаться во благо "Аэрофлоту", хотя ее основная заявленная цель была совсем другой - повысить безопасность полетов (некоторые эксперты одной из причин катастрофы в Казани называли устаревшее оборудование на 23-летнем Boeing 737).
 
"Аэрофлот" имеет самый молодой парк в Европе - в среднем шесть лет, а с выводом из эксплуатации устаревших Ил-96 в 2014 году его самолеты "помолодеют" в среднем до 4,5 лет. Если инициатива будет принята, самолеты скоро придется выводить из парка и другим крупным авиакомпаниям - "Вим-авиа", "Трансаэро".
 
 ВТОРОЕ КРЫЛО
 
Стратегическое партнерство "Трансаэро" и "ЮТэйр" - второго и третьего по величине авиаперевозчиков России, пожалуй, можно назвать попыткой создать альтернативу стремительно растущему "Аэрофлоту".
 
В июле 2013 года эти компании объявили о стратегическом партнерстве в рамках авиахаба "Внуково". "Трансаэро" перевела туда большую долю своих рейсов и базу техобслуживания. Если раньше соотношение в распределении рейсов было примерно 70 на 30 в пользу "Домодедово", то теперь будет 60 на 40 в пользу "Внуково".
 
"Во многом именно эта консолидация не допустила прихода в аэропорт лоукостера "Аэрофлота", -  говорит источник агентства "Прайм" в одном из этих перевозчиков.
 
Вместе "Трансаэро" и "ЮТэйр" за 10 месяцев перевезли больше пассажиров, чем "Аэрофлот": 20 миллионов против 17,6 миллиона.
 
Эти авиакомпании также активно обновляют свой парк. "Трансаэро" - стартовый заказчик таких новинок, как Airbus 380 и Boeing 787. "ЮТэйр" начала получать модернизированный вариант самой популярной модели авиалайнеров - Boeing 737 NG. Всего компания заказала 40 таких самолетов. К 2020 году она надеется стать первой в России по молодости авиапарка.
 
КРЕПКИЙ УЗЕЛ
 
В этом году власти продолжали активно обсуждать будущее крупнейших российских авиационных гаваней, входящих в Московский авиаузел.
 
Возможное объединение всех трех аэропортов Москвы под эгидой одной управляющей компании было топовой новостью авиации РФ в первом полугодии уходящего года. Идею консолидации частного "Домодедово" и государственных "Шереметьево" и "Внуково" инициировал экс-министр транспорта РФ, а ныне советник президента Игорь Левитин.
 
Однако в июле власти отказались от этой идеи с подачи президента Владимира Путина. Вместо объединения аэропортов он предложил создать на базе каждого отдельное акционерное общество, внеся в него основные бизнесы.
 
Путин подчеркнул, что оператор аэропорта должен контролировать эти бизнесы и иметь четкое представление, как они работают, а бенефициары самих операторов должны быть прозрачны, поскольку аэропорты - это стратегические объекты. 
 
Это означает, что компания должна быть зарегистрирована в России, а ее бенефициары известны властям, комментирует топ-менеджер столичного аэропорта. Только такому "прозрачному" ОАО предлагается сдавать в концессию принадлежащее государству аэродромное имущество: взлетно-посадочные полосы, перроны, рулежные дорожки, стоянки.
 
В первую очередь это касается "Домодедово", чья инфраструктура контролируется разными офшорами с неизвестными владельцами. "Из-за неопределенности ситуации с аэропортом "Домодедово" собственники потеряли мотивацию к дальнейшему развитию своего бизнеса <...> Долг авиагавани растет семимильными шагами, а сервис в некогда лучшем аэропорте Европы не улучшается", - комментирует ситуацию Гусаров с Avia.ru. 
 
Другие отраслевые эксперты отмечают, что фактически именно с "Домодедово" началась тема деофшоризации российской экономики. После теракта 2011 года в этом аэропорту прокуратура так и не смогла понять, с кого же спрашивать в случае ЧП на важнейшем транспортном объекте.


комментарии (2):

Викtor      02/01/2014 [18:01:44]#1
А при чём тут сравнение ЭКСПЛУАТАНТОВ авиатехники с ПРОИЗВОДИТЕЛЯМИ автомобилей. Сравнивать надо тогда российских ПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ авиатехники с российскими ПРОИЗВОДИТЕЛЯМИ автомобилей!!! Что ГСС растёт в производстве Суперджетов - известно, впрочем каждый самолёт продаётся в убыток. И чем больше продаст МАП (Михаил Асланович) супер-пупер самолётов (с заклинивающимися предкрылками), тем больше убыток! Во гений рынка!!! Бюджет всё погасит!!! Рогозин так и сказал - бабла ввалили в этот проект немеряно, теперь любой ценой будем доводить самолёт, построенный при мудрых консультациях конкурентов А и Б, до ума! Дай бог за время доводок не было бы челов.жертв. Или МАК может отзовёт сертификат и разработчики с производителями доведут конструкцию до ума?

Викtor      02/01/2014 [18:03:42]#2
См. http://www.aex.ru/docs/4/2013/ ...













Материалы рубрики


Известия
Что такое субсидированные авиабилеты и как их купить в 2026 году
Тимур Латыпов, Александр Гавриленко
БИЗНЕС Online
«Увы, не хотят запускать в большую серию»: КАЗ поднял в небо первый новый Ту-214

Деловой Петербург
Не летайте в Финляндию: японцы атаковали Finnair из-за расистского скандала
Наталия Ячменникова
Российская газета
Двигатель для нового пассажирского сверхзвукового самолета сложнее тех, что стоят на истребителях
Ангелина Кречетова
Forbes
Авиакомпании попросили продлить особый режим эксплуатации иностранных самолетов
Герман Костринский, Ольга Копытина при участии Сергей Хитров
РБК
Инвесторы согласились подождать выплат по облигациям Домодедово еще год
Ольга Самофалова
РИА Новости
Амбиции России завели ее на самый верх
Светлана Петрова
Эксперт
Поставки полностью импортозамещенных самолетов в авиакомпании планируются в 2026 году




Lenta.ru
Россия наращивает производство дронов. Как их используют на благо россиян?

РБК
Кто и как финансирует производство гражданских беспилотников
Роман Гусаров, AVIA.RU
Эксперт
Как регулировать перебронирование без вреда для пассажиров и авиакомпаний?
Валерия Чуб
Известия
Первых дело: как прошла премьера героической комедии «Есть только МиГ»
Анастасия Костина
Известия
Пункт допуска: Россия и Индия приблизились к безвизу для туристических групп
Ирина Мишина
Свободная Пресса
Второе рождение Бе-200: «Всемирный пожарный» получит российские двигатели
Андрей Коршунов
Известия
Полный в полет: геостационарный спутник поможет дронам освоить дальние маршруты
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Пролет навигатора: авиакомпании лишатся льгот на 2 млрд рублей в год
Анастасия Николаева
Интерфакс
Дроны в помощь: как Росреестр проконтролирует владельцев земельных участков?
Анастасия Костина
Известия
Атмосфера открытости: в Японии и Южной Корее ждут прямых рейсов с Россией
Наталия Ячменникова
Российская газета
Бакалавр по дронам. В 2026 году МГТУ ГА выпустит первых специалистов по эксплуатации беспилотников с высшим образованием
Андрей Коршунов
Известия
Крутой оборот: «ремонтные чемоданчики» быстрее вернут в строй поврежденные самолеты
Дмитрий Маракулин
Деловой Петербург
Суд подтвердил законность роста тарифов на парковку в аэропорту Пулково

РБК
Как промышленный дизайн делает дроны более быстрыми
Денис Гриценко
Известия
Огонь с батареей: в РФ впервые испытали дрон для тушения пожаров с автономным питанием
Максим Карабицкий, Павел Вихров
Известия
Поддержка воздуха: почти в 60 регионах РФ снимут ограничения на крупные дроны
Даниил Сечкин
Известия
Остров приближения: Россия и Япония обсуждают возобновление прямых авиарейсов
Денис Гриценко
Известия
Гулять под зондом: космический мусор может в любой момент упасть в любой точке Земли
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
Само название устраняет барьеры: ОАК заинтересовалась авиатакси
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
От носков до туров на Кубу: зачем Wildberries купил туроператора Fun&Sun
Андрей Коршунов
Известия
В высшей станции: технологии «Венеры-9» используют для будущих межпланетных миссий
Арсений Замостьянов
Известия
Экспедиция в преисподнюю: как советская техника добралась до Венеры
Денис Гриценко, Андрей Коршунов
Известия
Вселенские масштабы: природоподобные технологии помогут освоить космос
Денис Кузнецов
Известия
Горячая путевка: Wildberries & Russ купила крупного туроператора Fun&Sun

РИА Новости
Беспилотное будущее России: производство БАС на Дальнем Востоке
Татьяна Тюменева ("Российская газета", Санкт-Петербург)
Российская газета
Авиаэксперт Гусаров: Неубранная стойка шасси - это не критичная ситуация, но она предполагает возвращение в пункт вылета

Деловой Петербург
Без россиян "пришёл конец": аэропорту финской Лаппенранты грозит закрытие
Тимур Латыпов
«БИЗНЕС Online»
«Надо зубы вышестоящим показывать»: в 2025 году КАЗ поднимет только один Ту-214
Татьяна Ларионова, обозреватель «ТР»
Транспорт России
Летали и будем летать!
Дмитрий Бевза
Российская газета
Как не устроить пожар в самолете: 7 правил перевозки внешних аккумуляторов
Алла Скрипова
74.RU
Отменили авиарейс из-за угрозы БПЛА. На что рассчитывать пассажиру
Екатерина Забродина, Антон Конев, Иван Краснов
RTVI
Маршрут построен: как Путин будет добираться до Венгрии
Герман Костринский
РБК
Авиакомпании обяжут отчитываться о выбросах CO2 на международных рейсах
Анастасия Николаева
Интерфакс
Подробно и в деталях: что Путин рассказал Алиеву о катастрофе с самолетом AZAL?
Владимир Гаврилов, Денис Кузнецов
Известия
«Не бывает старых самолетов, есть неисправные воздушные суда»
Антон Белый, Юлия Леонова
Известия
Корпусный подход: российская 3D-ткань сделает БПЛА более ударопрочными
Валентина Лезина
Национальная Служба Новостей (НСН)
«Риски высоки»: Авиаэкспертов удивило заявление Минтранса об аэротакси в городах
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
«Бюджетных вложений хватит только на поддержку штанов»: Россия сокращает расходы на развитие авиапромышленности
Владимир Гаврилов
Известия
Летают тут: владельцы авиатакси захотели сами выдавать себе сертификаты на перевозку
Кирилл Фенин, Анастасия Костина
Известия
Встречный двигатель: РФ рассчитывает на скорое проведение консультаций с США
Артем Мостыканов, Мария Федорова
РБК
Как в России готовят специалистов гражданской беспилотной авиации
Андрей Коршунов
Известия
Алюминиевые образцы: ученые создадут из лома высокопрочные детали для самолетов

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC8yuY
Смотрите здесь - http://perevozki.youdo.com/country/geo/taldom/, подробности по ссылке.
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer