Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Как "приземляли" Red Wings


6 февраля 2013 года Зинаида Бурская, Новая газета


В понедельник, 4 февраля, вступил в силу приказ Федерального агентства воздушного транспорта (Росавиация) № 36 о приостановке действия сертификата эксплуатанта ЗАО «Ред Вингс». Авиакомпания поставила на прикол свой самолетный парк — восемь самолетов Ту-204.

 По версии Росавиации, в ходе внеплановой проверки с 10 по 16 января были выявлены «многочисленные существенные нарушения в организации летной работы, техническом обслуживании воздушных судов, подготовке пилотов и прочие недостатки в деятельности авиакомпании, имеющие системный характер, подтверждением чему является авиационное событие (здесь и далее выделено нами. — Ред.), произошедшее 29 декабря 2012 года с воздушным судном Ту-204. <…> Причиной инцидента стало невключение реверса правого двигателя, связанное с действиями экипажа».

Все это было изложено в сообщении, которое появилось на сайте Росавиации 1 февраля и начиналось с фразы: «Решение о приостановке действия сертификата эксплуатанта авиакомпании не связано с причинами катастрофы самолета Ту-204 ЗАО «Ред Вингс», произошедшей 29 декабря 2012 года».

Простим контролирующему органу отсутствие логики в собственном сообщении и сомнительное с технической и этической точек зрения заявление о причинах катастрофы. Важно другое. В 2012 году Red Wings неоднократно проверяли контролирующие органы. Предыдущая проверка Росавиации завершилась в середине ноября, а последняя — проверка Ространснадзора — 28 декабря, то есть за день до катастрофы. И все было хорошо. Вопрос: каким образом все могло поменяться в компании всего за одни сутки — причем настолько радикально, что это привело к крушению самолета? Единственно возможный ответ: дело не в компании, дело в проверяющих.

К сожалению, проверки, которые работают на что угодно, кроме повышения безопасности полетов, уже давно стали «фирменным почерком» Росавиации. Проверяли компанию до катастрофы — все хорошо, после — нарушение на нарушении, закрыть немедленно! Так было с крушением Як-42 под Ярославлем, в котором погиб хоккейный «Локомотив». То же с Ту-134, разбившемся под Петрозаводском. И в «Як-сервис», и в «РусЭйр» вопиющие нарушения (описаны в отчетах МАК) были обнаружены не до, а после. Разумеется, никто из сотрудников контролирующих органов так и не был привлечен к ответственности.

А после катастроф 2011 года началась другая волна проверок — направленная на уничтожение маленьких компаний и консолидацию рынка. За полгода по решению Росавиации сертификата эксплуатанта лишились более 30 перевозчиков. До начала войны с «живопырками» у и них с безопасностью, и с финансовым состоянием, по версии той же Росавиации, все было хорошо.

Вопреки сложившейся практике Red Wings не запретили летать сразу после катастрофы. Видимо, потому, что компания обслуживает 7 регулярных направлений и необходимо было найти перевозчиков, которые выполнят эти рейсы. Вероятно, ровно по той же причине не решились «приземлить» «ЮТэйр» после крушения ATR-72 под Тюменью.

 При чем тут тренажер?

— Авиазаконодательство — это тысячи страниц всевозможных норм и правил, у любой компании можно найти упущения, — говорит генеральный директор Red Wings Леонид Ицков. — В случае с январской проверкой замечания Росавиации касаются подготовки пилотов, нашего финансового состояния и оформления некоторых документов.

Как утверждает руководство компании, финансовое положение Red Wings не меняется последние несколько лет. Задолженность перевозчика перед лизинговой компанией «Ильюшин финанс Ко» (все восемь Ту-204, которые эксплуатирует Red Wings, находятся в лизинге), по разным оценкам, составляет от 600—700 млн до 1 миллиарда рублей. Но, как утверждает владелец компании Александр Лебедев, этот долг не превышает трети годовой выручки, и по этому показателю компания обходит некоторых других крупных перевозчиков. Однако у контролирующих органов есть юридические основания включить Red Wings в третью группу риска потери текущей платежеспособности (всего их четыре), что формально позволяет приостановить сертификат эксплуатанта.

— Долг перед «Ильюшин финанс» был накоплен за несколько лет. Это связано с достаточно высокими платежами и невысокой эффективностью эксплуатации самолета на этапе освоения типа, — поясняет Леонид Ицков. — При этом у нас нет серьезных кредитов или крупных задолженностей перед поставщиками. И никакой угрозы отмены рейсов из-за финансового положения у нас не было.

В том, что касается подготовки летного состава, Росавиацию не удовлетворил тренажер, который используется для тренировки пилотов. По мнению контролирующего органа, он не во всем соответствует действующим Федеральным авиационным правилам. Однако тренажер, о котором идет речь, не является собственностью или изобретением Red Wings. Тренировки на этом типе тренажера проходят пилоты всех авиакомпаний, эксплуатирующих относительно современные российские самолеты. И, по логике, Росавиация должна высказать претензии всем этим перевозчикам. Кроме того, тот же самый тренажер использовался и в прошлом году. Но до катастрофы, насколько известно «Новой», это не вызывало вопросов у государственного регулятора.

Почем простой?

С 4 февраля до 20 марта пассажиров, которые приобрели билеты на регулярные рейсы Red Wings, будет обслуживать «Аэрофлот» (из Москвы в Екатеринбург, Новосибирск, Красноярск, Омск, Уфу и Челябинск, туда и обратно) и «ВИМ-Авиа» (по направлению Москва — Махачкала, туда и обратно). Росавиация рекомендует пассажирам сдавать билеты в кассы или обращаться в суд для взыскания их стоимости с авиакомпании.

— По нашим расчетам, каждый «нелетный» месяц мы будем терять порядка 200 млн рублей: лизинг, стоянка и содержание самолетов, зарплаты персоналу — в компании работает больше шестисот человек, — прикидывает Леонид Ицков.

Сертификат эксплуатанта может быть приостановлен не больше, чем на три месяца. Дальше — либо возврат, либо окончательный отъем.

— Но мы надеемся, что решение будет принято раньше, — осторожно говорит Ицков. Александр Лебедев выражается конкретнее: «Вряд ли мы сможем находиться в этом состоянии больше месяца».

Реверсивная проверка

С начала серийного производства самолетов семейства Ту-204 в 1990 году было произведено более 70 бортов. На сегодняшний день реально летает только 37. 11 самолетов — в правительственном летном отряде «Россия». Крупнейшие российские коммерческие эксплуатанты — Red Wings (8 шт.), «дочка» «Аэрофлота» «Владивосток Авиа» (6 шт.) и «Трансаэро» (3 шт.).

До катастрофы во «Внуково» самолеты этого типа фигурировали только в одном авиапроисшествии — в 2010 году в условиях плохой видимости борт приземлился в 1,5 км от взлетно-посадочной полосы аэропорта «Домодедово» (по заключению МАК — из-за несоблюдения метеоминимумов).

По информации, которую Межгосударственный авиационный комитет опубликовал после расшифровки самописцев, крушение во «Внуково» 29 декабря было связано с несрабатыванием реверса — режима работы двигателей, который используют для торможения на пробеге (при включении реверса часть реактивной струи с помощью специальных створок и заслонок перенаправляется, и создается обратная тяга). Никакой официальной информации о том, связано ли это с техническими особенностями самолета, или только с действиями экипажа, пока нет.

В конце 2012 года с самолетами Red Wings произошло два авиационных инцидента. В ноябре в аэропорту «Кольцово» (Екатеринбург) и в декабре в аэропорту «Толмачево» (Новосибирск) Ту-204 выкатились на пробеге за пределы взлетно-посадочной полосы.

— Мы имеем богатую статистику по работе Ту-204 и постоянно обмениваемся информацией с КБ и заводами. У любого эксплуатанта всегда есть претензии к самолету, и у всех машин есть какие-то технические «болезни», в том числе и у западных. Но каких-то очень серьезных претензий к самолету у нас не было, — говорит гендиректор Леонид Ицков.

Сейчас расследованиями ноябрьского и декабрьского случаев занимается специальная комиссия Росавиации.  Источник "Новой" в компании считает, что у описанных выше случаев разные причины, однако полагает, что возникновение проблем на пробеге может быть связано с изменением географии полетов (Red Wings только в прошлом году начала работать на регулярных рейсах в Сибири. — З. Б.). В эти месяцы были аномальные холода — и на эшелоне, и на земле. Но это — только догадки.

Если бы предположения специалистов по поводу технических недостатков были верны, авиационным властям, вероятно, пришлось бы принять решение о приостановлении эксплуатации всего типа. Обратить на это внимание стоит еще и потому, что в ближайшее время готовится к сертификации еще одна модификация 204-х — Ту-204 СМ (которая значительно отличается по характеристикам от уже существующих самолетов семейства).

Однако доверия к МАКу в последнее время не больше, чем к проверкам Росавиации. Ведь Межгосударственный авиационный комитет занимается не только расследованием авиапроисшествий, но и сертификацией самолетов. За все время существования МАКа еще не было случая, чтобы этот орган признал наличие технических недостатков у самолета, который сам же до этого сертифицировал. И, вероятно, не будет.

Прямая речь
Александр Лебедев, владелец авиакомпании Red Wings:

— Компания существует и сейчас занимается устранением тех нарушений, на которые указала в акте проверки Росавиация. Вопрос: если мы устраним все, что возможно устранить, нам вернут сертификат эксплуатанта? У меня нет однозначного ответа.

Мы легко можем сделать свое финансовое положение самым лучшим среди всех отечественных авиакомпаний. На этом давно настаивают и ВЭБ, и ОАК. Они хотят, чтобы мы продали свою долю в лизинговой компании «Ильюшин финанс Ко» — 5,3 млрд рублей, которые мы наличными деньгами вложили в капитал ИФК, — а в обмен забрали бы самолеты, на которых сегодня летает Red Wings. Допустим, мы на это пойдем, нам спишут долг, и через несколько месяцев мы вновь выйдем на годовую выручку в 4,5—5 млрд рублей. Но что если Росавиация нас опять остановит?

В ситуации с авиакомпанией я не вижу никакой политики — только бюрократия среднего звена.

В условиях гибели «якорного» перевозчика Ту-204 просто не для кого будет производить. Несмотря на то, что это единственная среднемагистральная машина, которую производит отрасль и которая тянет за собой десятки российских заводов.

Шесть лет мы по крупицам выстраивали схему, при которой будет эффективна эксплуатация Ту-204, — и выстроили. В компании работают 618 человек. Поэтому хочется верить, что здравый смысл все-таки восторжествует.



комментарии (1):

Трофим      08/02/2013 [20:47:18]#1
Логика проста, УБРАТЬ КОНКУРЕНТА. Но последствия просматриваются печальные для нашего авиапрома, в частности для производителей и поставщиков проектов по модификациям Ту-204, да и Михаил Погосян керосина в огонь подливает, совсем совесть потерял.













Материалы рубрики


Известия
Что такое субсидированные авиабилеты и как их купить в 2026 году
Тимур Латыпов, Александр Гавриленко
БИЗНЕС Online
«Увы, не хотят запускать в большую серию»: КАЗ поднял в небо первый новый Ту-214

Деловой Петербург
Не летайте в Финляндию: японцы атаковали Finnair из-за расистского скандала
Наталия Ячменникова
Российская газета
Двигатель для нового пассажирского сверхзвукового самолета сложнее тех, что стоят на истребителях
Ангелина Кречетова
Forbes
Авиакомпании попросили продлить особый режим эксплуатации иностранных самолетов
Герман Костринский, Ольга Копытина при участии Сергей Хитров
РБК
Инвесторы согласились подождать выплат по облигациям Домодедово еще год
Ольга Самофалова
РИА Новости
Амбиции России завели ее на самый верх
Светлана Петрова
Эксперт
Поставки полностью импортозамещенных самолетов в авиакомпании планируются в 2026 году




Lenta.ru
Россия наращивает производство дронов. Как их используют на благо россиян?

РБК
Кто и как финансирует производство гражданских беспилотников
Роман Гусаров, AVIA.RU
Эксперт
Как регулировать перебронирование без вреда для пассажиров и авиакомпаний?
Валерия Чуб
Известия
Первых дело: как прошла премьера героической комедии «Есть только МиГ»
Анастасия Костина
Известия
Пункт допуска: Россия и Индия приблизились к безвизу для туристических групп
Ирина Мишина
Свободная Пресса
Второе рождение Бе-200: «Всемирный пожарный» получит российские двигатели
Андрей Коршунов
Известия
Полный в полет: геостационарный спутник поможет дронам освоить дальние маршруты
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Пролет навигатора: авиакомпании лишатся льгот на 2 млрд рублей в год
Анастасия Николаева
Интерфакс
Дроны в помощь: как Росреестр проконтролирует владельцев земельных участков?
Анастасия Костина
Известия
Атмосфера открытости: в Японии и Южной Корее ждут прямых рейсов с Россией
Наталия Ячменникова
Российская газета
Бакалавр по дронам. В 2026 году МГТУ ГА выпустит первых специалистов по эксплуатации беспилотников с высшим образованием
Андрей Коршунов
Известия
Крутой оборот: «ремонтные чемоданчики» быстрее вернут в строй поврежденные самолеты
Дмитрий Маракулин
Деловой Петербург
Суд подтвердил законность роста тарифов на парковку в аэропорту Пулково

РБК
Как промышленный дизайн делает дроны более быстрыми
Денис Гриценко
Известия
Огонь с батареей: в РФ впервые испытали дрон для тушения пожаров с автономным питанием
Максим Карабицкий, Павел Вихров
Известия
Поддержка воздуха: почти в 60 регионах РФ снимут ограничения на крупные дроны
Даниил Сечкин
Известия
Остров приближения: Россия и Япония обсуждают возобновление прямых авиарейсов
Денис Гриценко
Известия
Гулять под зондом: космический мусор может в любой момент упасть в любой точке Земли
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
Само название устраняет барьеры: ОАК заинтересовалась авиатакси
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
От носков до туров на Кубу: зачем Wildberries купил туроператора Fun&Sun
Андрей Коршунов
Известия
В высшей станции: технологии «Венеры-9» используют для будущих межпланетных миссий
Арсений Замостьянов
Известия
Экспедиция в преисподнюю: как советская техника добралась до Венеры
Денис Гриценко, Андрей Коршунов
Известия
Вселенские масштабы: природоподобные технологии помогут освоить космос
Денис Кузнецов
Известия
Горячая путевка: Wildberries & Russ купила крупного туроператора Fun&Sun

РИА Новости
Беспилотное будущее России: производство БАС на Дальнем Востоке
Татьяна Тюменева ("Российская газета", Санкт-Петербург)
Российская газета
Авиаэксперт Гусаров: Неубранная стойка шасси - это не критичная ситуация, но она предполагает возвращение в пункт вылета

Деловой Петербург
Без россиян "пришёл конец": аэропорту финской Лаппенранты грозит закрытие
Тимур Латыпов
«БИЗНЕС Online»
«Надо зубы вышестоящим показывать»: в 2025 году КАЗ поднимет только один Ту-214
Татьяна Ларионова, обозреватель «ТР»
Транспорт России
Летали и будем летать!
Дмитрий Бевза
Российская газета
Как не устроить пожар в самолете: 7 правил перевозки внешних аккумуляторов
Алла Скрипова
74.RU
Отменили авиарейс из-за угрозы БПЛА. На что рассчитывать пассажиру
Екатерина Забродина, Антон Конев, Иван Краснов
RTVI
Маршрут построен: как Путин будет добираться до Венгрии
Герман Костринский
РБК
Авиакомпании обяжут отчитываться о выбросах CO2 на международных рейсах
Анастасия Николаева
Интерфакс
Подробно и в деталях: что Путин рассказал Алиеву о катастрофе с самолетом AZAL?
Владимир Гаврилов, Денис Кузнецов
Известия
«Не бывает старых самолетов, есть неисправные воздушные суда»
Антон Белый, Юлия Леонова
Известия
Корпусный подход: российская 3D-ткань сделает БПЛА более ударопрочными
Валентина Лезина
Национальная Служба Новостей (НСН)
«Риски высоки»: Авиаэкспертов удивило заявление Минтранса об аэротакси в городах
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
«Бюджетных вложений хватит только на поддержку штанов»: Россия сокращает расходы на развитие авиапромышленности
Владимир Гаврилов
Известия
Летают тут: владельцы авиатакси захотели сами выдавать себе сертификаты на перевозку
Кирилл Фенин, Анастасия Костина
Известия
Встречный двигатель: РФ рассчитывает на скорое проведение консультаций с США
Артем Мостыканов, Мария Федорова
РБК
Как в России готовят специалистов гражданской беспилотной авиации
Андрей Коршунов
Известия
Алюминиевые образцы: ученые создадут из лома высокопрочные детали для самолетов

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgBi4hB
Тут http://courier.youdo.com/gifts-delivery/, смотреть тут.
Транспортные услуги: http://perevozki.youdo.com/passenger/minibuses/brand/gaz/voditel/ тут.
Смотрите здесь - http://perevozki.youdo.com/st237279/, подробное описание тут.
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer