Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Детские болезни "Суперджета"


8 февраля 2013 года Сергей Козловский, Lenta.ru


Первый самолет, разработанный российскими, а не советскими авиастроителями, снова оказался в центре внимания СМИ. 6 февраля стало известно, что на Sukhoi Superjet 100 пришлось 40 процентов всех инцидентов, связанных с отказом авиационной техники у «Аэрофлота». Перевозчики и ранее жаловались на неисправности SSJ-100, а один из эксплуатантов самолета — авиакомпания «Армавиа» — даже пыталась вернуть деньги за уже купленный авиалайнер. «Лента.ру» решила вспомнить все неудачи «молодого» проекта SSJ-100.

1. Перенос сроков

Срыв сроков преследовал SSJ-100 с самого начала. Первый перенос значимого события, связанного с разработкой и эксплуатацией Superjet, состоялся еще в 2007 году. Тогда были отложены летные испытания авиалайнера.

Затем последовали трудности с поставками. Первый SSJ-100 планировалось передать заказчику в ноябре 2008 года. В марте тогдашний глава Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК) Алексей Федоров заявил, что сроки поставок переносятся на неопределенное время. Причиной этого стала задержка сертификационных испытаний, которые планировались на конец 2007 года, а в итоге состоялись в середине 2008-го.

Впоследствии стало известно, что первый самолет будет поставлен в конце 2009 года. После этого последовал очередной перенос сроков на один год. В конечном итоге первый SSJ-100 был передан армянской авиакомпании «Армавиа» в апреле 2011 года. «Аэрофлот» получил свой Superjet двумя месяцами позже.

2. Финансовый спор с «Аэрофлотом»

Крупнейшая российская авиакомпания впервые пообещала оштрафовать производителя SSJ-100 — «Гражданские самолеты Сухого» — еще в октябре 2010 года. Тогда в качестве причины возможных санкций назывался срыв сроков поставок. «Они (ГСС) уже влетели на штрафы и продолжают влетать», — заявлял замгендиректора «Аэрофлота» по финансам и инвестициям Шамиль Курмашев. На критику отреагировал вице-премьер Сергей Иванов, отметивший, что в случае задержки поставок SSJ-100 «мир не рухнет, и "Аэрофлот" тоже».

Затем информация о финансовых претензиях «Аэрофлота» к ГСС появилась в апреле 2011 года. Сообщалось, что перевозчик планирует оштрафовать производителя не только за просроченные поставки, но и за ухудшение летно-технических характеристик.

«Ведомости» писали, что самолет весит на 3,5 тонны больше, чем прописано в контракте, и топлива расходует на 11 процентов больше. Издержки авиакомпании из-за недостатков Superjet оценивались в 100-150 миллионов долларов. СМИ отмечали, что в спор двух госкомпаний, скорее всего, вмешаются высокопоставленные «арбитры» (как это случилось после критики Курмашева в 2010 году) и до выплаты штрафов дело не дойдет.

3. Финансовый спор с «Армавиа»

В августе 2012 года в ГСС пожаловались на стартового заказчика SSJ-100 — авиакомпанию «Армавиа», — которая якобы не погасила задолженность за первый самолет в размере четырех миллионов долларов. В «Сухом» заявляли, что перевозчик также не рассчитался за плановое техобслуживание авиалайнера и за работы и запчасти, которые не были гарантийными. Заявление производителя последовало после того, как «Армавиа» сообщила об отказе от эксплуатации первого и покупки второго SSJ-100 (см. пункт 4).

Авиакомпания опровергла наличие задолженности. Владелец «Армавиа» Михаил Багдасаров заявлял, что перевозчик купил авиалайнер за 20 миллионов долларов (каталожная стоимость — 35-36 миллионов). По его словам, 16 миллионов было уплачено сразу. Поскольку «Армавиа» вернула самолет производителю, в компании сочли, что не должны ни доплачивать четыре миллиона, ни перечислять деньги за техобслуживание.

4. Отказ от Superjet

В июле 2012 года «Армавиа» отказалась покупать второй Superjet. Тогда же стало известно, что авиакомпания решила купить по одному Airbus и Boeing. Чуть позднее СМИ сообщили, что перевозчик пытается вернуть производителю в том числе и уже купленный SSJ-100. Официальный представитель перевозчика Жасмин Велян жаловалась на качество авиалайнера. В частности, авиакомпанию не устроило то, что SSJ-100 пришлось отправлять на ремонт в первый год эксплуатации.

Михаил Багдасаров жаловался также на дороговизну запчастей. СМИ писали, что терпение армян лопнуло, когда пришлось потратить четыре дня на оформление разрешения на ввоз самолета в Россию для двухдневного ремонта. В ГСС объясняли все претензии «Армавиа» финансовыми трудностями авиакомпании. Впоследствии перевозчик отчитался о возобновлении эксплуатации SSJ-100 и продолжении переговоров по покупке второго такого самолета. В ноябре прошлого года Багдасаров выставил авиакомпанию на продажу, так что судьба второго контракта с ГСС остается неясной.

5. Катастрофа в Индонезии

Крушение SSJ-100 в 2012 году стало самым серьезным происшествием, которое могло оказать существенное влияние на развитие проекта. 9 мая, выполняя демонстрационный полет в Индонезии, самолет врезался в гору. В результате авиакатастрофы погибли 45 человек. Индонезийская комиссия, расследовавшая крушение, назвала его причиной человеческий фактор — якобы система раннего предупреждения о сближении с землей подавала сигналы опасности, однако члены экипажа на них не отреагировали. Впоследствии Россия согласилась с выводами индонезийской комиссии. Катастрофа поставила под угрозу будущие поставки Superjet, однако, как отмечали в ГСС, после крушения самолета в Индонезии ни один заказчик не отказался от контракта.

6. Отсутствие поддержки со стороны властей

В России отсутствует «развитая, понятная и эффективная» система поддержки экспорта. Об этом, как сообщали СМИ в июле 2012 года, заявляли в ГСС. «Решения можно принимать только в ручном режиме», — сетовал неназванный представитель компании. По его словам, неразвитая система поддержки экспорта является главной угрозой успешности не только Superjet, но и проекта МС-21 («Магистральный Самолет XXI века»).

Багдасаров приводил в пример американский Eximbank, благодаря которому эксплуатанты получали кредиты под меньшие проценты в связи с предоставлением госгарантий. Кроме того, сообщалось об отсутствии финансовой поддержки со стороны государства, что вкупе с большими долгами не позволяло производителям своевременно приступить к серийному производству SSJ-100.

7. Неисправности самолета

Авиакомпании начали жаловаться на неполадки SSJ-100 вскоре после запуска самолета в коммерческую эксплуатацию. В июле 2011 года «Армавиа» приостанавливала полеты из-за неисправности двигателя своего Superjet, а «Аэрофлот» жаловался, что не может эксплуатировать весь свой парк SSJ-100 (восемь самолетов на тот момент) из-за технических трудностей. В «Сухом» простои связывали с ложным срабатыванием системы обнаружения утечек в системе кондиционирования.

В феврале этого года «Коммерсантъ» написал, что на SSJ-100 пришлось 40 процентов неисправностей среди самолетов «Аэрофлота». Авиакомпания пожаловалась на девять случаев ложного срабатывания системы обнаружения утечек в сети кондиционирования, семь сбоев в системе управления, шесть случаев неисправностей в системе управления шасси и другие инциденты. Компания ГСС после этого опубликовала пресс-релиз, в котором заявила, что все неисправности выявлены, а необходимые изменения уже внедрены или планируются в ближайшее время.

***
Трудности, которые испытывает проект SSJ-100, не являются критическими — так по крайней мере утверждают в самой ГСС. Было бы удивительно, если бы у первой разработки российских авиастроителей после полутора потерянных десятилетий все шло как по маслу. Для сравнения можно вспомнить историю проекта Dreamliner, новейшей разработки одного из признанных лидеров мирового авиапрома — Boeing. Первые «Лайнеры мечты» были поставлены с трехлетней задержкой. У самолета неоднократно обнаруживались неисправности разного рода, а сейчас полеты этих авиалайнеров приостановлены из-за серии происшествий.

Впрочем, оправдывать неудачи отечественного проекта тем, что у иностранных конкурентов тоже не все гладко — не совсем справедливо. И тем не менее сравнение показывает, что и у флагманов индустрии бывают огрехи, не говоря уж о «молодом» российском авиапроме. Другое дело, что свое «право на ошибку» отечественный авиапром «Суперджетом» уже использовал: в следующих разработках, в том же МС-21, оправдания, связанные с потерей мастерства в 90-е, уже не пройдут.
 



комментарии (2):

GRV Эксперт «Aviation EXplorer»      09/02/2013 [13:53:10]#1
Всё так, кроме двух замечаний:

1. Армавиа всё же вернула Суперджет производителю, а тот вернул уплаченные за самолёт деньги.
2. Сравнивать проблемы Дримлайнера и Суперджета крайне невежественно. Дримлайнер это самолёт, строящийся по самым прогрессивным технологиям - технологиям завтрашнего дня. А Суперджет - технологии дня вчерашнего.

Ndakota      11/02/2013 [10:17:54]#2
Насчет поддержки со стороны государства так же спорно... про гарантии по субсидированию лизинга - возможно. Однако всяческая гос поддержка позволяет ГСС не думать о возврате кредитов, полученных на разработку и проталкивать свое "творение" на рынки 3-х стран мира по сильно заниженным ценам













Материалы рубрики

Герман Костринский, Ольга Копытина при участии Сергей Хитров
РБК
Инвесторы согласились подождать выплат по облигациям Домодедово еще год
Ольга Самофалова
РИА Новости
Амбиции России завели ее на самый верх
Светлана Петрова
Эксперт
Поставки полностью импортозамещенных самолетов в авиакомпании планируются в 2026 году

Lenta.ru
Россия наращивает производство дронов. Как их используют на благо россиян?

РБК
Кто и как финансирует производство гражданских беспилотников
Роман Гусаров, AVIA.RU
Эксперт
Как регулировать перебронирование без вреда для пассажиров и авиакомпаний?
Валерия Чуб
Известия
Первых дело: как прошла премьера героической комедии «Есть только МиГ»
Анастасия Костина
Известия
Пункт допуска: Россия и Индия приблизились к безвизу для туристических групп



Ирина Мишина
Свободная Пресса
Второе рождение Бе-200: «Всемирный пожарный» получит российские двигатели
Андрей Коршунов
Известия
Полный в полет: геостационарный спутник поможет дронам освоить дальние маршруты
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Пролет навигатора: авиакомпании лишатся льгот на 2 млрд рублей в год
Анастасия Николаева
Интерфакс
Дроны в помощь: как Росреестр проконтролирует владельцев земельных участков?
Анастасия Костина
Известия
Атмосфера открытости: в Японии и Южной Корее ждут прямых рейсов с Россией
Наталия Ячменникова
Российская газета
Бакалавр по дронам. В 2026 году МГТУ ГА выпустит первых специалистов по эксплуатации беспилотников с высшим образованием
Андрей Коршунов
Известия
Крутой оборот: «ремонтные чемоданчики» быстрее вернут в строй поврежденные самолеты
Дмитрий Маракулин
Деловой Петербург
Суд подтвердил законность роста тарифов на парковку в аэропорту Пулково

РБК
Как промышленный дизайн делает дроны более быстрыми
Денис Гриценко
Известия
Огонь с батареей: в РФ впервые испытали дрон для тушения пожаров с автономным питанием
Максим Карабицкий, Павел Вихров
Известия
Поддержка воздуха: почти в 60 регионах РФ снимут ограничения на крупные дроны
Даниил Сечкин
Известия
Остров приближения: Россия и Япония обсуждают возобновление прямых авиарейсов
Денис Гриценко
Известия
Гулять под зондом: космический мусор может в любой момент упасть в любой точке Земли
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
Само название устраняет барьеры: ОАК заинтересовалась авиатакси
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
От носков до туров на Кубу: зачем Wildberries купил туроператора Fun&Sun
Андрей Коршунов
Известия
В высшей станции: технологии «Венеры-9» используют для будущих межпланетных миссий
Арсений Замостьянов
Известия
Экспедиция в преисподнюю: как советская техника добралась до Венеры
Денис Гриценко, Андрей Коршунов
Известия
Вселенские масштабы: природоподобные технологии помогут освоить космос
Денис Кузнецов
Известия
Горячая путевка: Wildberries & Russ купила крупного туроператора Fun&Sun

РИА Новости
Беспилотное будущее России: производство БАС на Дальнем Востоке
Татьяна Тюменева ("Российская газета", Санкт-Петербург)
Российская газета
Авиаэксперт Гусаров: Неубранная стойка шасси - это не критичная ситуация, но она предполагает возвращение в пункт вылета

Деловой Петербург
Без россиян "пришёл конец": аэропорту финской Лаппенранты грозит закрытие
Тимур Латыпов
«БИЗНЕС Online»
«Надо зубы вышестоящим показывать»: в 2025 году КАЗ поднимет только один Ту-214
Татьяна Ларионова, обозреватель «ТР»
Транспорт России
Летали и будем летать!
Дмитрий Бевза
Российская газета
Как не устроить пожар в самолете: 7 правил перевозки внешних аккумуляторов
Алла Скрипова
74.RU
Отменили авиарейс из-за угрозы БПЛА. На что рассчитывать пассажиру
Екатерина Забродина, Антон Конев, Иван Краснов
RTVI
Маршрут построен: как Путин будет добираться до Венгрии
Герман Костринский
РБК
Авиакомпании обяжут отчитываться о выбросах CO2 на международных рейсах
Анастасия Николаева
Интерфакс
Подробно и в деталях: что Путин рассказал Алиеву о катастрофе с самолетом AZAL?
Владимир Гаврилов, Денис Кузнецов
Известия
«Не бывает старых самолетов, есть неисправные воздушные суда»
Антон Белый, Юлия Леонова
Известия
Корпусный подход: российская 3D-ткань сделает БПЛА более ударопрочными
Валентина Лезина
Национальная Служба Новостей (НСН)
«Риски высоки»: Авиаэкспертов удивило заявление Минтранса об аэротакси в городах
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
«Бюджетных вложений хватит только на поддержку штанов»: Россия сокращает расходы на развитие авиапромышленности
Владимир Гаврилов
Известия
Летают тут: владельцы авиатакси захотели сами выдавать себе сертификаты на перевозку
Кирилл Фенин, Анастасия Костина
Известия
Встречный двигатель: РФ рассчитывает на скорое проведение консультаций с США
Артем Мостыканов, Мария Федорова
РБК
Как в России готовят специалистов гражданской беспилотной авиации
Андрей Коршунов
Известия
Алюминиевые образцы: ученые создадут из лома высокопрочные детали для самолетов

93.ru
На Кубани планируют возродить малую авиацию
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
Альтернатива Турции и ОАЭ: туроператоры ожидают всплеск спроса на отдых в Китае
Любовь Капустина
Российская газета
"Ангара" может прекратить полеты: кто может заменить компанию и скажется ли это на перевозках?
Наталия Ячменникова
Российская газета
С дроном на "ты". Университет гражданской авиации получил сертификаты летной годности на тяжелый беспилотник
Елена Сухорукова, Дарья Молоткова
РБК
У крупнейшего оператора duty free в Шереметьево сменился собственник

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer