Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Китай свинтил по секрету


7 марта 2013 года Алина Черноиванова, Газета.ru


Премьера китайского оборонно-промышленного комплекса — боевой вертолет Z-10 — оказался российской разработкой. О секретном контракте с КНР объявил генконструктор «Камова» Сергей Михеев. Это произвело эффект разорвавшейся бомбы, признают участники проходящей в Лас-Вегасе выставки Heli-Expo.

 

Новинка китайского авиапрома — боевой вертолет Z-10, впервые представленный на Airshow China 2012 в Чжухае, — построен по российскому проекту 941, разработанному еще в 1995 году. Об этом на выставке Heli-Expo, проходящей в Лас-Вегасе, заявил генеральный конструктор «Камова» Сергей Михеев. По его словам, проектирование велось по заказу правительства Китая в соответствии с требованиями к вертолету массой шесть тонн. «По понятным причинам информация держалась в секрете», — цитирует Михеева Flightglobal.
 
«Выступление Героя России академика Михеева вызвало эффект разорвавшейся бомбы на Heli-Expo», — пишет журналист Гай Норрис в блоге на сайте Aviation Week.
 
Заявление прозвучало на второй день выставки, 6 марта, когда холдинг «Вертолеты России» проводил традиционный «русский час». На «русском часе» компания представляла линейку вертолетов Ка-62, Ми-171А2 и Ka-32A11BC. В какой-то момент слово взял Михеев, который, судя по презентации, подготовился к выступлению заранее и основательно. 74-летний генконструктор «Камова» сообщил «удивленный толпе, что китайский вертолет Z-10 был фактически разработан в большой тайне по контракту «Камова» с Китаем», пишет Норрис.
 
Участие российской стороны в создании Z-10 ограничилось эскизным проектированием. Проект 941 не был основан на советских вертолетных проектах и строго отвечал требованиям китайского заказчика.
 
«Они (китайцы. — «Газета.Ru») дали нам вводные по желаемой массе, мы обсудили предварительные параметры производительности, подписали контракт и выполнили его», — пояснил Михеев.
 
Летные прототипы для испытаний и серийные машины Китай строил самостоятельно, добавил он. «Желаю удаче этому вертолету», — отметил Михеев. На вопросы о технических характеристиках китайской машины он отвечать отказался, переадресовав их к китайской стороне. «Я отвечаю за то, что сделал я», — пояснил он.
 
Вертолет Z-10 предназначен для борьбы с танками, но может вести воздушный бой, производится Changhe Aircraft Industries Corporation (CAIC). Компания ранее заявляла, что это первый ударный вертолет полностью китайской разработки, хотя, по существующей информации, для проектирования пятилопастного несущего и четырехлопастного рулевого винтов привлекали Eurocopter, трансмиссии — фирму AgustaWestland. Полномасштабная разработка началась как раз в середине 1990-х годов. Первый полет прототипа состоялся в апреле 2003 года, поступление на вооружение было запланировано в 2008—2009 годах, но началось несколько позднее: по данным, появляющимся в китайской прессе, Z-10 первых серий стал поступать на вооружение в конце 2010 года.
 
Мировая премьера вертолета состоялась на международной выставке Airshow China 2012 в Чжухае. Машину нельзя было увидеть вблизи, на статической стоянке, но она участвовала в летной программе авиасалона. «Z-10 ежедневно выполнял довольно продолжительный показательный полет с многочисленными зависаниями и разворотами, позволявший неплохо разглядеть его со всех ракурсов», — вспоминает главный редактор отраслевого журнала «Взлет» Андрей Фомин.
 
Машину можно отнести к тяжелому классу ударных вертолетов, его максимальная взлетная масса — около 7500–8000 кг, соответственно, довольно внушительным выглядит и арсенал вооружения, и бронирование, и применяемое обзорно-прицельное оборудование. «Внешне Z-10 весьма напоминает итальянскую Agusta A129 Mangusta, что в общем не удивительно, так как, по имеющимся данным, итальянцы предоставляли помощь китайцам по этому проекту, но Z-10 почти вдвое тяжелее, — говорит он. — В этом плане Z-10 ближе к южноафриканскому Denel Rooivalk и лишь незначительно уступает еще более тяжелому американскому «Апачу» и российским Ми-28Н и Ка-52».
 
Другие опрошенные «Газетой.Ru» эксперты соглашаются, что Z-10 во многом напоминает Agusta A129 Mangusta, но сравнивают его и с Eurocopter Tiger. Общего с советскими или российскими разработками у Z-10 немного, говорят специалисты, но отмечают, что в середине 1990-х «Камов» во главе с Михеевым вел разработку модернизированного двухместного боевого вертолета Ка-52 на базе одноместного Ка-50 для участия в турецком тендере и Z-10 отчасти напоминает макет той машины. «Еще можно сравнить с «легендарным» вертолетом Ка-58 «Черный призрак», — сказал один из экспертов. — В железе такой вертолет никогда не существовал, но его в виде сборной модели в масштабе 1 к 72 выпускала фирма «Звезда» по лицензии компании «Камов» — о каких-либо реальных разработках по этому вертолету известно не было».
 
«Можно сказать, что Михеев раскрыл еще один крупный проект по разработке военной техники, выполненный российским ОПК для китайцев», — считает эксперт-китаист Центра анализа стратегий и технологий (ЦАСТ) Василий Кашин.
 
«К уже известным относятся учебно-боевой самолет L-15, истребитель FC-1, ЗРК HQ-16, ракета «воздух — воздух» PL-12 и ряд других систем, — перечислил он. — Теперь стала известной новая крупная тема. И, думаю, она не последняя в ряду НИОКР, сделанных российским ОПК для иностранных партнеров».
 
Кашин предполагает, что контракт, скорее всего, заключался через предшественника компании «Рособоронэкспорт» — «Росвооружение». «В те времена за ряд поставок с китайцами еще рассчитывались по бартеру, и в целом оценить размер контракта сейчас сложно, — поясняет он. — Но готов предположить, что в условиях середины 1990-х заказ стал существенным подспорьем для инженерных кадров «Камова».
 
Эксперт удивлен откровенностью Михеева. «Думаю, этот проект был у нас под грифом», — предполагает Кашин.
 
Судя по лицам российской делегации на Heli-Expo, презентация Михеева стала для них полной неожиданностью, подтверждает один из присутствовавших на «русском часе».
 
Но другой источник в вертолетостроительной отрасли не удивлен. «Сергей Викторович — генконструктор «Камова» с конца 1980-х годов, под его руководством создано значительное количество новых вертолетов, он академик РАН и член Международной вертолетной ассоциации, и если он делает какое-либо заявление, то есть смысл задуматься: возможно, он хочет привлечь внимание к проблемам отрасли в целом», — считает источник «Газеты.Ru», напоминая, что сейчас завершается процесс консолидации вертолетостроительной отрасли в единый холдинг. Это способ привлечь внимание, резюмирует он.
 
В «Вертолетах России» прокомментировать заявление Михеева оперативно не смогли.


комментарии (1):

HZ66      12/03/2013 [11:30:51]#1
Чего только не сделаешь для потенциального противника, если последний платит. "Эффект" еще тот!













Материалы рубрики


РБК
Как промышленный дизайн делает дроны более быстрыми
Денис Гриценко
Известия
Огонь с батареей: в РФ впервые испытали дрон для тушения пожаров с автономным питанием
Максим Карабицкий, Павел Вихров
Известия
Поддержка воздуха: почти в 60 регионах РФ снимут ограничения на крупные дроны
Даниил Сечкин
Известия
Остров приближения: Россия и Япония обсуждают возобновление прямых авиарейсов
Денис Гриценко
Известия
Гулять под зондом: космический мусор может в любой момент упасть в любой точке Земли
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
Само название устраняет барьеры: ОАК заинтересовалась авиатакси
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
От носков до туров на Кубу: зачем Wildberries купил туроператора Fun&Sun
Андрей Коршунов
Известия
В высшей станции: технологии «Венеры-9» используют для будущих межпланетных миссий



Арсений Замостьянов
Известия
Экспедиция в преисподнюю: как советская техника добралась до Венеры
Денис Гриценко, Андрей Коршунов
Известия
Вселенские масштабы: природоподобные технологии помогут освоить космос
Денис Кузнецов
Известия
Горячая путевка: Wildberries & Russ купила крупного туроператора Fun&Sun

РИА Новости
Беспилотное будущее России: производство БАС на Дальнем Востоке
Татьяна Тюменева ("Российская газета", Санкт-Петербург)
Российская газета
Авиаэксперт Гусаров: Неубранная стойка шасси - это не критичная ситуация, но она предполагает возвращение в пункт вылета

Деловой Петербург
Без россиян "пришёл конец": аэропорту финской Лаппенранты грозит закрытие
Тимур Латыпов
«БИЗНЕС Online»
«Надо зубы вышестоящим показывать»: в 2025 году КАЗ поднимет только один Ту-214
Татьяна Ларионова, обозреватель «ТР»
Транспорт России
Летали и будем летать!
Дмитрий Бевза
Российская газета
Как не устроить пожар в самолете: 7 правил перевозки внешних аккумуляторов
Алла Скрипова
74.RU
Отменили авиарейс из-за угрозы БПЛА. На что рассчитывать пассажиру
Екатерина Забродина, Антон Конев, Иван Краснов
RTVI
Маршрут построен: как Путин будет добираться до Венгрии
Герман Костринский
РБК
Авиакомпании обяжут отчитываться о выбросах CO2 на международных рейсах
Анастасия Николаева
Интерфакс
Подробно и в деталях: что Путин рассказал Алиеву о катастрофе с самолетом AZAL?
Владимир Гаврилов, Денис Кузнецов
Известия
«Не бывает старых самолетов, есть неисправные воздушные суда»
Антон Белый, Юлия Леонова
Известия
Корпусный подход: российская 3D-ткань сделает БПЛА более ударопрочными
Валентина Лезина
Национальная Служба Новостей (НСН)
«Риски высоки»: Авиаэкспертов удивило заявление Минтранса об аэротакси в городах
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
«Бюджетных вложений хватит только на поддержку штанов»: Россия сокращает расходы на развитие авиапромышленности
Владимир Гаврилов
Известия
Летают тут: владельцы авиатакси захотели сами выдавать себе сертификаты на перевозку
Кирилл Фенин, Анастасия Костина
Известия
Встречный двигатель: РФ рассчитывает на скорое проведение консультаций с США
Артем Мостыканов, Мария Федорова
РБК
Как в России готовят специалистов гражданской беспилотной авиации
Андрей Коршунов
Известия
Алюминиевые образцы: ученые создадут из лома высокопрочные детали для самолетов

93.ru
На Кубани планируют возродить малую авиацию
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
Альтернатива Турции и ОАЭ: туроператоры ожидают всплеск спроса на отдых в Китае
Любовь Капустина
Российская газета
"Ангара" может прекратить полеты: кто может заменить компанию и скажется ли это на перевозках?
Наталия Ячменникова
Российская газета
С дроном на "ты". Университет гражданской авиации получил сертификаты летной годности на тяжелый беспилотник
Елена Сухорукова, Дарья Молоткова
РБК
У крупнейшего оператора duty free в Шереметьево сменился собственник
Иван Сало
РБК
МС-21: что это за самолет, его характеристики и роль в российской авиации
Валентина Аверьянова
Известия
На взлет: в России вводят новый авиационный сбор для пассажиров
Татьяна Копылова
Деловой Петербург
"Это очень критично": поможет ли новая станция метро аэропорту Пулково
Ирина Ионина
Известия
Летний под дых: кто компенсирует туристам расходы после транспортного коллапса
Ксения Ерохина
Деловой Петербург
Платят пассажиры: как новый сбор Минтранса повлияет на стоимость авиабилетов
Ярослав Солонин
Lenta.ru
«Я – последняя собака в космосе» 65 лет назад СССР запустил в космос Белку и Стрелку. Как это спасло жизнь Гагарину?
Валентина Аверьянова
Известия
Без барьеров: как авиация делает перелеты доступными для людей с РАС
Ольга Федорова
Московский Комсомолец
Над Аляской «закрыли небо»: что скрывается за мерами авиабезопасности саммита
Любовь Капустина
Российская газета
Это дорого, но эффективно: эксперты рассказали, как "мокрый" лизинг мог бы помочь авиаперевозчикам России
Сергей Прудников
Известия
Полет смысла: как будут развиваться российские гражданские дроны
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
В Смольном раскрыли детали испытаний беспилотников в Петербурге
Николай Сергеев
Москвич
Критический фактор: почему авиаколлапс лета 2025 погубил российский средний класс
Елена Рузлева
Forbes
Разбор полетов: чем для акций «Аэрофлота» обернется атака хакеров и задержки рейсов
Антон Белый
Известия
Молодой по весу: в РФ разработали сверхлегкую ракету-носитель для запуска спутников
Герман Костринский, Екатерина Шокурова, Анна Балашова
РБК
Атака хакеров на «Аэрофлот»: сколько это может стоить компании
Елена Балаян, Валерия Мишина, Яна Штурма, Валерий Кодачигов
Известия
Игра на вылет: на что рассчитывать пассажирам отмененных рейсов «Аэрофлота»

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer