Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Дорогая "Вега"


28 марта 2013 года Владимир Леонов, Аргументы Недели


Оснащение Вооружённых сил современной техникой – осознанная необходимость. Власти отрывают от бюджетного пирога солидные средства на эти задачи. Только для военной авиации, по словам В. Путина, планируется закупить к 2020 году почти 2 тыс. самолётов и вертолётов и довести долю современной техники до 70%. При этом президент страны ещё раз призвал руководителей предприятий эффективно употребить выделяемые средства, которых завтра может уже не быть.

«Три семёрки» для «Веги»

На практике процесс передачи промышленностью Вооружённым силам современных образцов техники часто буксует. Заместитель председателя правительства Дмитрий Рогозин на недавнем совещании в Рособоронзаказе призвал ужесточить контроль над расходованием бюджетных средств при реализации госпрограммы вооружений до 2020 года. По его словам, выделяемые государственные средства привлекают «разного рода стервятников», которых надо «бить по рукам» за любую попытку их разворовывания.
Бить их ему придётся, видимо, не однажды – растратчиков с нулевыми результатами в нашей стране великое множество. Например, в конце января 2013 г. Дм. Рогозин нагрянул в концерн радиостроения «Вега». Руководитель «Веги» Владимир Верба доложил вице-премьеру о больших успехах предприятия по ряду ключевых направлений, развиваемых им на средства госбюджета.
 
А в реальности? За более чем десять лет «Вега» так и не выдала заказчику в железе новый самолёт дальнего радиолокационного обнаружения и управления (ДРЛОиУ) А-100, призванный заменить прежнюю модель А-50. Известно, что ни один жизненно важный прибор нового комплекса разведки пока толком не работает. Более того, источник в российском Минобороны полагает, что проект А-100 за время его реализации успел морально устареть, так как в нём пытались реализовать технические принципы и системы начала 90-х годов прошлого века. Один из возможных вариантов – полное перепроектирование комплекса, что по сути означает списание ранее затраченных средств (в общей сложности близко к 7 млрд. рублей) и выделение новых. А также определение новых сроков работ, которые отложат появление нового отечественного комплекса ДРЛО ещё лет на десять. Самое забавное, в феврале В. Верба приблизительно в этом духе и доложил итог работы по проекту министру обороны Сергею Шойгу –всего через месяц после победных реляций заместителю председателя правительства по оборонке!
 
Следующий провал «Веги» – беспилотники. В. Верба был назначен генеральным конструктором по всей российской беспилотной технике. Несколько лет назад экс-замминистра обороны Владимир Поповкин отмечал, что Минобороны потратило на «Вегу» порядка 5 млрд. руб., рассчитывая получить современные комплексы БЛА. Однако представленные «Вегой» образцы оказались «каменным веком» и не удовлетворили военных ни по своим лётно-техническим характеристикам, ни по качеству работы бортового оборудования. Канули в лету программы создания беспилотных комплексов «Типчак» и «Аист» вместе с немалыми средствами на их разработку. Тем не менее, несмотря на череду явных и громких провалов, финансирование проектов веговских беспилотников было продолжено и в 2013 году. По некоторым данным суммарные затраты госбюджета на них также приблизились к 7 млрд. рублей.
 
Также около 7 млрд. руб. государством было потрачено на работы «Веги» по созданию бортовых систем самолёта Ту-214ОН по программе «Открытое небо» вместо устаревших Ту-154 и Ан-30. Можно было бы предположить, что имевшие место неоднократные задержки в выполнении данного так и не завершённого контракта связаны со сложными научно-исследовательскими работами. Однако, как выяснилось, новые возможности самолёта Ту-214ОН обуславливаются лишь наличием на борту улучшенных фотоаппаратов и РЛС бокового обзора. По-видимому, дисбаланс между скромными характеристиками комплекса с одной стороны и колоссальными затратами по проекту и неприемлемыми сроками его реализации с другой должна сгладить мебель – самолёт получил кожаные диваны и дорогие атрибуты салона бизнес-класса.
 
Оргвыводы
 
После визита Дм. Рогозина на «Вегу» В. Верба был вызван в ВПК для разъяснений по «ряду вопросов». Что же, «ряд вопросов» вполне уместен – сложившаяся на настоящий момент аховая ситуация нарастала годами. Тем не менее ни совет директоров «Веги», возглавляемый ранее зампредседателя ВПК, а ныне замминистра обороны по вооружению Юрием Борисовым, ни контролирующие органы в лице Рособоронзаказа или Счётной палаты в течение ряда лет, несмотря на вопиющие факты, почему-то не предпринимали необходимых мер по исправлению данного положения.
 
После простого сложения затраченных на веговские «поделки» сумм – а попросту тех самых «трёх семёрок» – становится понятно, что государство фактически выбросило на ветер без малого миллиард долларов! И это вместо новых высокотехнологичных систем, в которых остро нуждается военный заказчик.
 
Миллиарды, которые с лёгкостью «осваивают» некоторые предприятия оборонки, способны шокировать кого угодно. Общие потери по проектам ОАО «Российские космические системы» (ГЛОНАСС), РКК «Энергия» (40% бюджета космической отрасли) и концерна «Вега» сопоставимы с суммами, направляемыми, скажем, на государственные пенсионные программы.
 
Очевидно, что финансирование без контроля развращает. Без дисциплины система разработки и производства высокотехнологичной военной техники эффективно работать не способна. Как отметил Дм. Рогозин, «там, где много бюджетных средств и слабый контроль над их расходованием, процветают коррупция, казнокрадство, мздоимство и экономические преступления». Так когда же ждать оргвыводы? Фигуранты есть, можно очередь выстраивать.
 
Досье «АН»
Режим «Открытое небо» введён для взаимного контроля соблюдения обязательств международных договоров по сокращению вооружений странами-участницами на своих национальных территориях, в том числе с использованием авиации.



комментарии (0):













Материалы рубрики

Анастасия Львова
РБК
Ространснадзор решил перевести проверки авиакомпаний «на цифру»
Илья Максимов
Российская газета
Три российских самолета вошли в топ истребителей с самыми мощными двигателями

Ростех
Пять поколений истребительной авиации
Андрей Коршунов
Известия
Ближний сбой: какие проблемы вскрыла отмена пуска «Союз МС-5»
Игорь Кармазин
Известия
Небо открывается: первая белорусская космонавтка полетит на МКС
Алексей Михайлов, Андрей Федоров, Владимир Матвеев
Известия
Прицелы и средства: летчиков ВМФ научат борьбе с дронами
Григорий Колпаков
Интерфакс
Управление беспилотниками: виды, подготовка пилотов, востребованность профессии
Андрей Коршунов, Мария Недюк
Известия
Ступени развития: к чему приведет потеря ракеты Starship во время испытаний



Валерий Кодачигов, Максим Талавринов
Известия
Пролет нормальный: операторы дронов смогут общаться с экипажами самолетов
Илья Словесный
Деловой Петербург
Рейс задержан: сроки импортозамещения самолётов в России сдвинулись
Андрей Кузмак
Известия
Винительный падёж: Boeing оказался под огнем критики
Алексей Михайлов, Роман Крецул, Андрей Федоров
Известия
Расправить сети: запущена программа ремонта военных аэродромов
Роман Гусаров
NEWS.ru
Минобороны России получит новый самолет Ил-212: что о нем известно
Андрей Коршунов
Известия
Просто в космос: как Юрия Гагарина готовили к полету на Луну
Наталья Пономарева
Интерфакс
Отмена полета. Что делать пассажирам при задержке авиарейса?
Максим Талавринов, Наталья Башлыкова
Известия
Дебошире круг: с самолетов в РФ стали снимать больше деструктивных пассажиров
Евгений Берсенев
Свободная Пресса
Небесный тихоход: МС-21 ждет нелегкая судьба
Анастасия Львова, Валентина Шварцман
РБК
У российских вертолетчиков вскоре истекут все контракты с ООН
Анастасия Львова
РБК
ОАК сдвинула сроки поставок новых гражданских самолетов
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
Леса просят дронов. Авиалесоохрана ищет деньги на закупку БАС
Максим Талавринов
Известия
Рейсовая колея: самолеты между Москвой и Питером летом будут летать каждые 15 минут
Алексей Михайлов, Роман Крецул
Известия
Огнем «Прометея»: система С-500 сдала экзамен по борьбе с гиперзвуком
Дарья Молоткова, Герман Костринский
РБК
«Роскосмос» решил продать санатории и недвижимость на ₽11 млрд
Анастасия Львова
РБК
Авиакомпании пожаловались в ФАС на рост аэропортовых тарифов
Елена Балаян
Известия
Вылета нет: россиян не выпустили за границу из-за ошибок в паспорте
Валерия Лобко
Российская газета
В России создадут единую систему контроля за беспилотниками
Валентина Аверьянова
Известия
Крылья Поднебесной: Китай растит конкурента Boeing и Airbus
Алексей Михайлов, Юлия Леонова, Андрей Федоров
Известия
Цели отделены: вертолеты ВМФ научат бороться с надводными дронами
Сергей Гурьянов
Известия
Истина в винте: насколько безопасен вертолетный туризм
Роман Крецул, Алексей Михайлов, Андрей Федоров
Известия
Отвержение ударов: военные аэродромы проверили на прочность
Роман Крецул, Алексей Михайлов, Андрей Федоров
Известия
Охраняющие виды: Севморпуть начнут патрулировать Ту-142
Наталья Башлыкова,Максим Талавринов
Известия
Полет ненормальный: авиакомпании будут штрафовать за недостоверную информацию о билетах
Анастасия Ординян
ИА Регнум
Непосадочный талон. Как овербукинг рушит планы российским авиапассажирам
Тимур Латыпов
«БИЗНЕС Online»
«Татарский» джет: «недобитый» Ту-324 превратят в летающий Aurus
Анастасия Львова,
РБК
Росавиация сообщила о росте числа инцидентов с самолетами из-за птиц
Станислав Федоров, Юлия Леонова
Известия
«Ми» не виноваты: в Росавиации прошли обыски из-за вывоза за рубеж 59 бортов
Анастасия Львова, Герман Костринский
РБК
Ремонт аэропортов предложили финансировать новым сбором с авиакомпаний
Кирилл Комаров
Профиль
"Тушка" в небе: самолеты Туполева вернулись на коммерческие маршруты в России

Известия
120 лет назад родился летчик-испытатель Валерий Чкалов
Виктор Бодров 
ТАСС
Реактивная "летающая парта": каким будет учебно-тренировочный самолет МиГ-УТС
Елена Проколова
Аргументы и Факты
«Они выжили, чтобы их судили». Летчики оценили действия пилотов Falcon 10
Наталья Башлыкова, Максим Талавринов
Известия
Улетный план: пассажирам внутренних рейсов в аэропортах разрешат продажу алкоголя
Евгения Перцева
Известия
Остановили по требованию: «Аэрофлот» обязали отправить людей на Пхукет
Максим Талавринов
Известия
Летательный исход: пилотов разбившегося Falcon 10 лишили «прав»
Станислав Кучушев, Андрей Коршунов
Известия
Орбитальная инстанция: конструктору «российского Хаббла» светит два года
Анастасия Львова
РБК
Пулково попросило ускорить внедрение duty free на внутрироссийских рейсах
Анастасия Львова
РБК
Глава Пулково упрекнул «Аэрофлот» в непредсказуемости его планов
Карашаш Ногаева
Деловой Петербург
Угрозы с неба вынудили предприятия Петербурга и Ленобласти искать защиту от БПЛА
Вадим Кузьмицкий
Деловой Петербург
К аэропорту Пулково хотят сделать новый подъезд с юго-запада Петербурга
Анна Воробьева
Forbes
Первая женщина — военный пилот: почему турецкий аэропорт назван именем Сабихи Гёкчен

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer