← Назад

Главная Обзоры СМИ Статьи

Дорогая "Вега"


28 марта 2013 года Владимир Леонов, Аргументы Недели


Оснащение Вооружённых сил современной техникой – осознанная необходимость. Власти отрывают от бюджетного пирога солидные средства на эти задачи. Только для военной авиации, по словам В. Путина, планируется закупить к 2020 году почти 2 тыс. самолётов и вертолётов и довести долю современной техники до 70%. При этом президент страны ещё раз призвал руководителей предприятий эффективно употребить выделяемые средства, которых завтра может уже не быть.

«Три семёрки» для «Веги»

На практике процесс передачи промышленностью Вооружённым силам современных образцов техники часто буксует. Заместитель председателя правительства Дмитрий Рогозин на недавнем совещании в Рособоронзаказе призвал ужесточить контроль над расходованием бюджетных средств при реализации госпрограммы вооружений до 2020 года. По его словам, выделяемые государственные средства привлекают «разного рода стервятников», которых надо «бить по рукам» за любую попытку их разворовывания.
Бить их ему придётся, видимо, не однажды – растратчиков с нулевыми результатами в нашей стране великое множество. Например, в конце января 2013 г. Дм. Рогозин нагрянул в концерн радиостроения «Вега». Руководитель «Веги» Владимир Верба доложил вице-премьеру о больших успехах предприятия по ряду ключевых направлений, развиваемых им на средства госбюджета.
 
А в реальности? За более чем десять лет «Вега» так и не выдала заказчику в железе новый самолёт дальнего радиолокационного обнаружения и управления (ДРЛОиУ) А-100, призванный заменить прежнюю модель А-50. Известно, что ни один жизненно важный прибор нового комплекса разведки пока толком не работает. Более того, источник в российском Минобороны полагает, что проект А-100 за время его реализации успел морально устареть, так как в нём пытались реализовать технические принципы и системы начала 90-х годов прошлого века. Один из возможных вариантов – полное перепроектирование комплекса, что по сути означает списание ранее затраченных средств (в общей сложности близко к 7 млрд. рублей) и выделение новых. А также определение новых сроков работ, которые отложат появление нового отечественного комплекса ДРЛО ещё лет на десять. Самое забавное, в феврале В. Верба приблизительно в этом духе и доложил итог работы по проекту министру обороны Сергею Шойгу –всего через месяц после победных реляций заместителю председателя правительства по оборонке!
 
Следующий провал «Веги» – беспилотники. В. Верба был назначен генеральным конструктором по всей российской беспилотной технике. Несколько лет назад экс-замминистра обороны Владимир Поповкин отмечал, что Минобороны потратило на «Вегу» порядка 5 млрд. руб., рассчитывая получить современные комплексы БЛА. Однако представленные «Вегой» образцы оказались «каменным веком» и не удовлетворили военных ни по своим лётно-техническим характеристикам, ни по качеству работы бортового оборудования. Канули в лету программы создания беспилотных комплексов «Типчак» и «Аист» вместе с немалыми средствами на их разработку. Тем не менее, несмотря на череду явных и громких провалов, финансирование проектов веговских беспилотников было продолжено и в 2013 году. По некоторым данным суммарные затраты госбюджета на них также приблизились к 7 млрд. рублей.
 
Также около 7 млрд. руб. государством было потрачено на работы «Веги» по созданию бортовых систем самолёта Ту-214ОН по программе «Открытое небо» вместо устаревших Ту-154 и Ан-30. Можно было бы предположить, что имевшие место неоднократные задержки в выполнении данного так и не завершённого контракта связаны со сложными научно-исследовательскими работами. Однако, как выяснилось, новые возможности самолёта Ту-214ОН обуславливаются лишь наличием на борту улучшенных фотоаппаратов и РЛС бокового обзора. По-видимому, дисбаланс между скромными характеристиками комплекса с одной стороны и колоссальными затратами по проекту и неприемлемыми сроками его реализации с другой должна сгладить мебель – самолёт получил кожаные диваны и дорогие атрибуты салона бизнес-класса.
 
Оргвыводы
 
После визита Дм. Рогозина на «Вегу» В. Верба был вызван в ВПК для разъяснений по «ряду вопросов». Что же, «ряд вопросов» вполне уместен – сложившаяся на настоящий момент аховая ситуация нарастала годами. Тем не менее ни совет директоров «Веги», возглавляемый ранее зампредседателя ВПК, а ныне замминистра обороны по вооружению Юрием Борисовым, ни контролирующие органы в лице Рособоронзаказа или Счётной палаты в течение ряда лет, несмотря на вопиющие факты, почему-то не предпринимали необходимых мер по исправлению данного положения.
 
После простого сложения затраченных на веговские «поделки» сумм – а попросту тех самых «трёх семёрок» – становится понятно, что государство фактически выбросило на ветер без малого миллиард долларов! И это вместо новых высокотехнологичных систем, в которых остро нуждается военный заказчик.
 
Миллиарды, которые с лёгкостью «осваивают» некоторые предприятия оборонки, способны шокировать кого угодно. Общие потери по проектам ОАО «Российские космические системы» (ГЛОНАСС), РКК «Энергия» (40% бюджета космической отрасли) и концерна «Вега» сопоставимы с суммами, направляемыми, скажем, на государственные пенсионные программы.
 
Очевидно, что финансирование без контроля развращает. Без дисциплины система разработки и производства высокотехнологичной военной техники эффективно работать не способна. Как отметил Дм. Рогозин, «там, где много бюджетных средств и слабый контроль над их расходованием, процветают коррупция, казнокрадство, мздоимство и экономические преступления». Так когда же ждать оргвыводы? Фигуранты есть, можно очередь выстраивать.
 
Досье «АН»
Режим «Открытое небо» введён для взаимного контроля соблюдения обязательств международных договоров по сокращению вооружений странами-участницами на своих национальных территориях, в том числе с использованием авиации.



URL: http://www.aex.ru/fdocs/1/2013/3/28/22790/


Полная или частичная публикация материалов сайта возможна только с письменного разрешения редакции Aviation EXplorer.