Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Звезда "Веги" гаснет


16 апреля 2013 года Никита Корнилов , Военно-промышленный курьер


Недавно на страницах «Аргументов недели» возникла любопытная дискуссия, касающаяся деятельности концерна «Вега». На волне обозначенной вице-премьером Дмитрием Рогозиным политики по наведению порядка за расходованием государственного бюджета, выделяемого на выполнение гособоронзаказа, журналистами издания был подготовлен острый актуальный материал о деятельности одной из крупных российских оборонно-промышленных структур – концерне радиостроения «Вега».

урналисты в достаточно резкой форме фактически обвинили концерн «Вега» и его генерального директора Владимира Вербу в растрате государственных средств при весьма сомнительных достигнутых результатах. В числе наиболее проблемных были названы проект Ту-214ОН по программе «Открытое небо», проект нового самолета ДРЛО А-100 и программы создания беспилотных летательных аппаратов. Неделю спустя читателям этой газеты было предложено видение ситуации с противоположной стороны – интервью изданию дал заместитель генерального конструктора концерна Вартан Шахгеданов.

Живой интерес общественности, проявленный к поднятой вице-премьером Дмитрием Рогозиным теме, дает веские основания обратиться к ней еще раз, детальнее разобрав аргументацию сторон.

«Открытое небо» и не только

Необходимо отметить, что назначенный от концерна «Вега» для опровержения опубликованных материалов Вартан Нерсесович Шахгеданов прежде всего известен в качестве главного конструктора по ОКР АСН-ОН (авиационная система наблюдения «Открытое небо»). Видимо, поэтому он и начал свое выступление именно с Ту-214ОН.

Он не стал спорить относительно сумм, затраченных на этот проект, которые, напомним, по данным авторов той памятной статьи, составили около семи миллиардов рублей (по данным экспертов, вообще 8,5 миллиарда рублей). Также он фактически в целом подтвердил и состав аппаратуры наблюдения самолета, не возразив и против того, что самолет получил ВИП-салон с кожаными креслами и диванами, подмеченный журналистами. Несогласие представитель «Веги» выразил лишь с тезисом, что сроки работ были сорваны. По его словам, все работы идут в соответствии с утвержденными планами при соблюдении согласованных графиков.

Давайте разберемся. Благо, информация по данному проекту достаточно открыта. Итак, известно, что два самолета Ту-214ОН строятся КАПО имени С. П. Горбунова по договорам с концерном «Вега» в интересах Министерства обороны России и предназначены для выполнения инспекционных полетов в рамках договора об «Открытом небе» 1992 года. Строительство первого самолета (борт RA-64519) велось с начала 2000-х годов, но он совершил первый полет только 1 июня 2011 года. Самолет планировался к сдаче вначале в 2011-м, затем в 2012-м, но вплоть до настоящего времени находится на этапе испытаний.

В августе 2009 года концерн радиостроения «Вега» заключил с КАПО контракт на постройку второго самолета Ту-214ОН (борт RA-64525). По условиям договора второй самолет планировался к сдаче в 2011 году, но теперь, по скорректированным планам, должен быть якобы сдан в 2013-м.

Что ж, выходит, что ключевые слова здесь – «согласованные графики». Получается, что заказчик оказался в заложниках ситуации, а точнее сказать, в заложниках у сорвавшего работы исполнителя, и вынужден был согласовывать новые сроки.

Кстати, похожая ситуация сложилась еще с одним авиаразведчиком – Ту-214Р. Контракт на создание и постройку двух таких самолетов в рамках ОКР «Фракция-4» был заключен Минобороны России в 2002 году. Эта программа также превратилась в долгострой. Ту-214Р (борт RA-64511) совершил первый полет только 24 декабря 2009-го и по настоящее время находится на летных испытаниях. По имеющимся данным, самолет теперь планируется к сдаче в 2013 году. Второй экземпляр Ту-214Р (борт RA-64514) до настоящего времени находится в цехе окончательной сборки и теперь намечается к сдаче уже в 2014-м. Головным разработчиком бортового разведывательного комплекса здесь также выступает концерн «Вега».

Нового самолета ДРЛО пока нет

Второй, не менее проблемной темой для концерна является проект перспективного самолета дальнего радиолокационного обнаружения (ДРЛО). Складывается впечатление, что представитель концерна своей аргументацией постарался увести акцент с комплекса А-100 на модернизированную версию самолета A-50У. Очевидно, что это шаг вперед по сравнению с начальной версией А-50 – было бы странно, если бы модернизированная версия была хуже предыдущей. Правда, не вполне понятны слова господина Шахгеданова о высоких оценках летчиками самолета как такового. Ведь это скорее заслуга предприятий ОАК, построившей самолет-носитель, но никак не «Веги», отвечавшей за разведывательную компоненту комплекса. В целом же здесь показателен комментарий представителя ВВС России относительно А-50У, отметившего, что это, конечно, лучше, чем ничего.

Кстати, раз уж представитель «Веги» сам завел разговор об А-50, стоит упомянуть, что на его основе было создано несколько систем ДРЛО и У, в том числе для Китая и Индии. В 2003 году в Нью-Дели подписан контракт на поставку в Индию трех самолетов А-50ЭИ, оснащенных многофункциональной импульсно-доплеровской РЛС EL/M-2075 израильской фирмы ELTA. В числе исполнителей с российской стороны значилась в том числе «Вега». Первый самолет по данному контракту должен был быть поставлен инозаказчику в 2006 году, завершение контракта намечалось на 2009-й. Однако первый А-50 (борт KW-3551) только в мае 2009 года поставлен в Израиль с трехлетней задержкой.

Возвращаясь к теме А-100, необходимо согласиться с представителем «Веги» – доступной информации по данному проекту действительно немного. Однако обратимся к данным, ставшим достоянием общественности.

Вопрос создания нового российского самолета ДРЛО назрел еще в начале 2000-х. На тот момент возраст базовой версии А-50 перевалил уже за 20 лет. Разумеется, российским военным хотелось получить комплекс, по крайней мере не уступающий мировым аналогам. По словам экс-главкома ВВС России Александра Зелина, самолет А-100 должен был быть оснащен РЛС с двумя антенными фазированными решетками. Кроме того, на его борту военные хотели также иметь средства пассивной разведки и радиоэлектронной борьбы.

К сожалению, необходимо констатировать, что по прошествии более 10 лет нового самолета ДРЛО в России так и не появилось. Недавно главкомат Военно-воздушных сил в очередной раз «по согласованию» перенес срок окончания проекта самолета А-100 дальнего радиолокационного обнаружения с 2015 на 2017 год. По-видимому, тем самым военные вынужденно в очередной раз пошли навстречу настойчивым просьбам разработчика А-100 – концерна «Вега».

По информации же источников в ОПК, на настоящий момент состояние проекта плачевно: техническая документация пассивной разведки до сих пор не защищена перед заказчиком, а РЛС работает в одном, а не в двух диапазонах, как требуется по ТТЗ Минобороны. Так что дальнейшие перспективы этого проекта сегодня выглядят достаточно туманными. Получается, что тезис о том, что проект А-100 еще не реализован, но уже морально устарел, все же имеет под собой реальные основания. Между тем, по данным некоторых источников, «Вега» на продолжение работ рассчитывает получить еще едва ли не столько же, сколько уже было получено.

Дырка вместо беспилотников

У специалистов, знакомых с тематикой беспилотной техники, фраза господина Шахгеданова «многое делается в концерне и по развитию беспилотной техники» ничего, кроме горькой усмешки, вызвать не может. На «Веге», очевидно, отдают себе отчет о реальном положении дел в концерне с беспилотниками. Поэтому все критические замечания в свой адрес в этой связи воспринимают более чем болезненно.
Концерн «Вега» в 2005 году совместным приказом Минобороны России и Минпромэнерго определен головным российским предприятием в области беспилотных систем. Практически все основные НИОКР по созданию систем с БЛА в рамках ГПВ-2015 были сконцентрированы на головном предприятии – ОАО «Концерн радиостроения «Вега» и входящих в его состав предприятиях: ОАО «НИИ «Кулон», ОАО «КБ «Луч», ОАО «СКБ «Топаз».

По имеющимся данным, на работы по созданию, серийным закупкам и ремонту систем с БЛА Государственной программой вооружения на 2007–2015 годы были выделены весьма значительные ассигнования с общим объемом примерно 10,3 миллиарда рублей. Указанные работы проводились в рамках комплексной целевой программы создания межвидовых унифицированных систем с БЛА различного назначения на период 2006–2015 годов. Однако, насколько известно, ни по одной из опытно-конструкторских работ не удалось добиться в полном объеме требований ТТЗ и завершить разработки в установленные сроки.

Своеобразным синонимом неудач России в создании современных систем БЛА стал тактический комплекс «Типчак», разработанный входящим в состав концерна рыбинским КБ «Луч». «Типчак» не отличался ни выдающимися летными характеристиками, ни характеристиками разведаппаратуры, ни малой заметностью. Его судьба была фактически решена после скандально-провальных попыток применения в период грузино-югоосетинского конфликта.

По словам Шахгеданова, в 2012 году одним из предприятий концерна выигран тендер Минобороны России по беспилотному комплексу малой дальности, в котором используются созданные и улучшенные технические решения. Хочется спросить: улучшенные относительно чего? Относительно пресловутого «Типчака»? Нет сомнений, что военные заинтересованы в новом тактическом комплексе БЛА. Вопрос только в том, способна ли его сделать компания с имеющимся неблестящим портфолио, не превратится ли он в очередной бесполезный и при этом недешевый «Типчак»?

Кстати, с успехами концерна «Вега» в целом и упомянутого КБ «Луч» в частности все желающие могут ознакомиться, посмотрев на Youtube видеоролик с первым и последним полетом БЛА «Аист», упавшим и взорвавшимся при первых же пробежках. По мнению специалистов, уже первые кадры дают понять, что аппарат имел серьезные проблемы с аэродинамикой, а комплекс в целом – с системами управления и связи.

Теперь «Вега» говорит, что в инициативном порядке за счет собственных средств создается современный беспилотный комплекс, который может быть востребован потребителями силовых структур и гражданского сектора. По-видимому, здесь имеется в виду БЛА «Луч», разрабатываемый одноименным КБ. Вот только представитель концерна умалчивает о том, что данный проект уже принимал участие в конкурсе на систему так называемого MALE-класса для российского Минобороны и проиграл его. Более того, по некоторым данным, получил также и отрицательное заключение со стороны ЦАГИ. Теперь общественность убеждают, что работа продолжается на собственные средства. Но что такое «собственные средства» у предприятия со стопроцентной государственной собственностью? Очевидно, что все те же – государственные.

Что касается приведенных в статье цифр растраченных средств, то замечание со стороны Шахгеданова коснулось лишь госфинансирования «Веги» по беспилотным темам. Причем озвученные в первоначальной статье семь миллиардов, в общем-то, не оспариваются. Не соответствующими действительности названы лишь те пять миллиардов рублей, о которых говорил экс-замминистра обороны по вооружению Владимир Поповкин.

Так какова же в действительности сумма выделенных «Веге» средств на беспилотники? Есть основания полагать, что если учесть в ней средства, полученные на БЛА не только по линии Минобороны, но также и по линии различных федеральных целевых программ, то итоговая сумма может оказаться едва ли не вдвое больше той, что названа журналистами.

Уроки и выводы

Как подчеркивает господин Шахгеданов, открытых данных по ряду проектов, коими занимается «Вега», действительно немного. Заметим однако, что подобная, характерная для нашей страны секретность позволяет некоторым недобросовестным исполнителям уйти от общественного контроля за расходованием выделяемых огромных государственных средств и достигнутых при этом несопоставимо низких результатов.

Вместе с тем даже имеющиеся в открытом доступе сведения дают если и не полную, то уже достаточно впечатляющую картину. Хотелось бы прийти к иным заключениям, но, к сожалению, приходится констатировать, что по большей части выводы журналистов скорее всего верны: многочисленные приведенные факты практически не оставляют возможности их двусмысленного трактования.

Образованный на базе московского НИИ приборостроения (ранее НИИ-17) в составе российского ВПК концерн рассматривался в качестве одного из флагманов российского радиостроения. Сейчас уже понятно, что значительного количества возлагавшихся на него надежд концерн, увы, не оправдал. Успехи большинства входящих в его состав предприятий в основном остались в советском прошлом. А ведь если бы не очевидные управленческие ошибки его руководства и лично Владимира Вербы, все могло бы быть и по-другому. Денег-то, как теперь видно, на «Вегу» совсем не жалели.

Думается, что военные не раз пожалели о том, что в свое время передали работу по А-100 на «Вегу». В отличие от последней МНИИП им. Тихомирова благодаря ряду причин в значительной степени сумел сохранить свой потенциал. Похожая ситуация и с беспилотниками. Их российское Минобороны более охотно заказывает у других, нередко частных предприятий.

Каким же это неведомым образом, притом что слова раз за разом расходятся с делами, «Веге» удается сохранять влияние на заказчиков? Как в сложившейся ситуации концерн умудряется сохранять свой статус головного предприятия по комплексам воздушной разведки и, пользуясь этим статусом, продолжает «учить жизни» другие, более успешные компании? Видимо, это и есть главное ноу-хау руководства «Веги».


 




комментарии (0):













Материалы рубрики

Сергей Андрейкин
Деловой Петербург
Пулково опередил зарубежные аэропорты по внедрению биометрии
Любовь Можаева
MASHNEWS
С овальным фюзеляжем. На самолеты нового поколения Минпромторг потратит еще 13 млрд
Мария Недюк
Известия
Что указано пером: птицы помогут создать автономные системы навигации для дронов
Кирилл Фенин
Известия
Полетное создание: РФ и Сербия работают над запуском новых авиарейсов
Петр Канаев, Герман Костринский
РБК
Правкомиссия отказала крупнейшему аэропорту Камчатки в повышении тарифов
Евгений Берсенев
Свободная Пресса
Отлетались? Программа производства новых самолетов опять попала под нож
Андрей Коршунов, Юлия Леонова
Известия
Общий взлет: в РФ создали первую универсальную станцию внешнего управления дронами
Анастасия Львова
Эксперт
Дронов становится всё больше



Екатерина Шокурова
РБК
Эксперты разработали концепцию «цифрового неба России»
Мария Фролова
Известия
Лишние пассажиры: в Минтрансе предложили ввести овербукинг на частых рейсах
Ксения Власова
ИрСити
«Это чудо — потомки оценят». Авиаэксперт объяснил, полетит ли МС-21 в 2026 году на самом деле
Наталия Ячменникова
Российская газета
Медсестра, буфетчица и кладовщица: Кем были первые стюардессы в мире и России
Владимир Гаврилов
Известия
Все в сад: основой беспилотной авиации станут агродроны
Тимур Алиев (Махачкала), Гульназира Ишбердина (Уфа), Олег Корякин (Казань), Юлия Потапова (Кемерово), Мария Соловьева (Элиста), Ирина Троценко (Дальний Восток)
Российская газета
Какие новые аэропорты были открыты в городах России за последние годы. А какие были модернизированы
Ева Акимова
РБК
Познакомьтесь с первой в мире женщиной — пилотом вертолета «Ансат». Санитарная авиация в России отмечает 100 лет с момента создания
Роман Крецул, Богдан Степовой
Известия
Будет полк: в ВМФ создают морские части беспилотных систем
Анастасия Львова
Эксперт
Отстающим помогут справиться с управлением
Анна Героева
Известия
Мы будем водить самолеты: как тренируют российских пилотов
Герман Костринский, Дарья Молоткова
РБК
Минпромторг закажет разработку перспективных самолетов
Екатерина Тропова
АТОР
Отмены и задержки рейсов повлияли на планы не менее 60 тысяч пассажиров
Андрей Коршунов
Известия
Стройный скан: в России создают самую точную 3D-модель Луны и Марса
Андрей Коршунов
Известия
Задать модуль: российские аппараты могут быть первыми на Северном полюсе Луны
Анастасия Николаева
Интерфакс
Полетное задание выполнено: частично импортозамещенный МС-21 поднялся в небо
Владимир Гаврилов Станислав Федоров
Известия
Вот Хургада: AlMasria Airlines сократила полетную программу из РФ на курорты Египта
Владимир Гаврилов
Известия
Билетное па: выплаты пассажирам за овербукинг хотят сделать обязательными
Андрей Коршунов
Известия
Спрей для дела: новые российские двигатели доставят на Луну наноспутники
Михаил Захаров
Монокль
Boeing заходит на Россию
Надежда Сарапина
РИА Новости
"Расхлебывать придется годами". Китай больно щелкнул США по носу
Екатерина Хамова
Известия
Взвинченным темпом: РФ и Колумбия не договорились по ремонту Ми-17
Захар Максимов
ВГУДОК
РЖД и Аэрофлот охладеют к пассажирам
Айгуль Абдуллина, Александра Мерцалова
Коммерсант
В Сухум подлетают с вопросами
Андрей Коршунов
Известия
Внеземное притяжение: космическая обсерватория займется поиском жизни во Вселенной
Андрей Коршунов
Известия
Спутник с жизнью: мыши и мухи помогут подготовить человека к полетам на Луну и Марс
Дмитрий Литвинов
Парламентская газета
В Росавиации оценили идею доставлять товары из Китая беспилотниками
Кирилл Фенин, Алена Нефедова, Владимир Гаврилов
Известия
Подставили на крыло: в США удерживают закупленные РФ авиазапчасти на $500 млн
Ксения Власова
ИрСити
«Вполне реально завершить эту программу». Авиаэксперт оценил, сколько МС-21 получат авиакомпании в 2026 году
Дарья Молоткова, Елена Сухорукова, при участии Анна Захарова
РБК
Немецкий оператор duty free вышел из бизнеса в Шереметьево и Домодедово
Юлия Леонова
Известия
Беспилотный урок: в России начали обучать сборке БПЛА школьников и студентов
Мария Недюк, Юлия Леонова
Известия
Полетный проект: названы самые перспективные разработки беспилотных авиасистем
Дмитрий Плотников
Pravda.Ru
Проект Як-242: несостоявшийся конкурент самолётов Ту-204 и МС-21
Андрей Коршунов
Известия
Сдвиг по базе: в России создали универсальный двигатель для беспилотников
Александра Веснина
Национальная Служба Новостей (НСН)
«Взвинтит цены»: К чему приведет исправление данных в невозвратных авиабилетах
Айгуль Абдуллина
Коммерсантъ
Тяните билет. Потенциальным пассажирам предложено дать время передумать при покупке
Ксения Власова
«Ирсити.ру»
«Самолетов уже сейчас не хватает». Авиаэксперты оценили, когда перевозчики начнут летать на отечественных МС-21
Михаил Грачев
MASHNEWS
Полетят, но позже. Почему российская авиация хронически отстает от обещаний
Наталия Ячменникова
Российская газета
Водоросли или "родственник" капусты: на каком топливе будут летать самолеты в будущем?
Андрей Коршунов
Известия
Союз композитов: тесты мини-образцов материалов ускорят создание самолетов
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Летают в облаках: Минтранс хочет увеличить нормы налета для авиаэкипажей
Альберт Калашян
Известия
Расчет на орбиту: Россия поможет Тунису в освоении космоса
Герман Костринский
РБК
Росавиация опровергла информацию о запрете эксплуатации вертолетов Ми-8Т

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgBaPMf
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer