Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


АН-70 – к распилу не годен


17 апреля 2013 года Владимир Леонов, Аргументы недели


Для тех, кто не знает, – у России есть самолёт и двигатель 5-го поколения. И это не ПАК ФА (перспективный авиационный комплекс фронтовой авиации Т-50 разработки ОКБ Сухого). Тому до готовности ещё далеко. А вот российско-украинский Ан-70 под эту магическую цифру вполне попадает. И он более чем вдвое дешевле европейского А-400, так и не дотянувшегося до Ан-70 по техническому совершенству.

Где экипаж?

На днях торжественно подписаны акты о завершении государственных стендовых испытаний двигателя Д-27 и винтовентилятора СВ-27 для самолёта Ан-70. Генеральный конструктор ГП «Ивченко-Прогресс» Игорь Кравченко объявил, что двигатель и после серьёзных доработок получился на десять процентов экономичнее самых близких по мощности. Сегодня он лучший в мире по большинству своих характеристик, такой мотор сможет появиться на Западе не раньше 2020 года. «Наша совместная с Россией технология опережает весь мир минимум на семь-восемь лет», – сказал И. Кравченко.

Говорят, Ан-70 для распилов самая неудачная машина – при работе над ней в рамках межгосударственного соглашения «боковички» и откаты практически невозможны, бюджеты прозрачны. Поэтому, хорошо зная алчность наших чиновников, и пробивается он в серию с таким трудом.

Сегодня создать в одиночку в приемлемые сроки самолёт с такими же тактико-техническими данными, как у Ан-70, Россия, увы, не в состоянии. Спасибо за это есть кому сказать – Клебанову, Христенко, Мантурову, офшоровладельцу Реусу и другим разрушителям отечественной промышленности и ликвидаторам знаменитых конструкторских школ. Тут надо не выёживаться, не пудрить мозги Верховному главнокомандующему, а поклониться и сказать украинцам спасибо за то, что сохранили, в том числе и для нас, знаменитую фирму «Антонов», конструкторов-двигателистов «Ивченко-Прогресс», работоспособный завод «Мотор Сич».

Причина задержки с государственными лётными испытаниями военно-транспортного Ан-70 на первый взгляд смехотворная – российская сторона не предоставила экипаж. По условиям межправительственного соглашения он должен быть смешанный, российско-украинский. Без этого никак – самолёт надо испытывать на российских полигонах. Президент моторостроительного предприятия из Запорожья «Мотор Сич» Вячеслав Богуслаев дипломатично заметил, что это связано со сменой руководства в Министерствах обороны и России, и Украины, обычная бюрократия.

Но по всем признакам, самолёт опять стал заложником политики и политиканов и используется как средство давления на президента Украины В. Януковича в вопросах, далёких от авиастроения.

Все разговоры об интеллектуальной собственности, в том числе на Ан-70, – пустое дело. Она по всем международным правилам охраняется патентом в течение 10 лет. В исключительных случаях могут дать патент ещё на 10 лет. Потом в любом случае она становится общедоступной. Разработчик может взять своё правильно выстроенным послепродажным обслуживанием (ППО) и системой поддержания лётной годности (ПЛГ). Но если разработчик бросил свою технику и сгинул на пару десятилетий, то что прикажете делать эксплуатанту? Покупать за бешеные деньги новые вертолёты и самолёты. Или, что бывает чаще, «добивать» в хлам свои воздушные суда, а потом на вторичном рынке искать за приемлемые деньги то же старьё, полетавшее в Африке и Азии, но с остатком ресурса, лет на
5–6. Сейчас уже несколько поколений таких иномарок догнивают у заборов десятков аэродромов.

Они разные

Сравнивать реинкарнацию Ил-76 – Ил‑76МД-90А (Изделие-476) с Ан-70 бессмысленно. Это разные машины. Сталкивать их лбами бессмысленно. Изделие 476 родом из прошлого века. Оно никогда не взлетит, как Ан-70, с грунтовой полосы длиной 600 метров, нужна бетонная ВПП длиной 2200 метров. Антоновские машины, Ан-2, 24, 38, 140, 148 и Ан-70 в том числе, изначально спроектированы специально как вездеходы.

Ил-76МД-90А не умеет лететь с минимальной скоростью 98 км/ч (его минимум – 220 км/ч) и расходует почти вдвое больше топлива. Но «Ил» имеет большую дальность и грузоподъёмность.

О региональной авиации

В деле модернизации знаменитого и незаменимого кукурузника Ан-2 Украина пошла своим путём. В России для этого выбрали американский турбовинтовой движок, украинцы устанавливают запорожский. Грозятся прилететь на этом самолёте в Жуковский на МАКС-2013. Парк Ан-2 гигантский, только в Китае летают 6 тыс. самолётов, на Кубе – 600. Кубинцы уже заказали 200 новых двигателей. Многие владельцы не против получить за разумные деньги качественно новую машину. В первую очередь из-за проблем с авиационным бензином, который в России, например, сейчас вообще не производится. А платить 100 рублей за литр финского – согласитесь, дорого. Поэтому за разумные деньги дешевле перейти на более мощные и экономичные газотурбинные двигатели – керосин для них легко купить в любом аэропорту мира. Богуслаев обещает, что ремоторизация Ан-2 на двигатель МС-14 (российско-украинский, между прочим) обойдётся не более чем в 1 млн. долл. и гарантирует работоспособность мотора при температурах до -55.

Вспомнили и о якутских Ан‑140. Говорят, авиакомпания «Якутия» имеет претензии к Ан‑140 – были съёмы двигателей с крыла и т.д. Богуслаев возмутился:

– Самолёт летает в мороз до -52°С. Никаких авиапроисшествий. А двигатели снимали и будем снимать. Это моё дело –обеспечить поддержание лётной годности. У нас сервис по всему миру, и никто не жалуется. Двигатель, допустим, чихнул – сразу меняем, это наша проблема. Для этого держим запасные. У двигателя ресурс – 4000 часов. Что делать? Ремонтировать. Мы это обеспечили на месте, за свой счёт. Надо смотреть подшипники, уплотнители. Налетали 7 тысяч,  уже надо снимать – и в ремонт. Более того, мы перевели двигатели Ан-140 на эксплуатацию по техсостоянию. Но самолёт налётывает по 250 часов в месяц, для такого типа это очень много. Пора делать восстановительный ремонт. Авиакомпания говорит – нет денег. Но самолёт-то зарабатывает минимум полмиллиона долларов в год. Где они? Оказывается, потрачены на ремонт ветеранов Ан-24.

У запорожских (и не только) двигателестроителей головной болью были подшипники из Самары. Но Вячеслав Богуслаев почти уверен, ситуация выправится:

– Там прикладывают титанические усилия, чтобы перейти на новую сталь, сейчас подшипники из неё проходят испытания. Завод купил технологию и уже продлил ресурс подшипников с 2 до 6 тыс. часов. Очень благодарен генеральному директору Всероссийского института авиационных материалов (ВИАМ) академику Евгению Каблову, он предложил сталь для подшипников своей разработки, более теплосъёмную, для ещё более совершенных изделий.

Караул, грабят!

Совместно с московским «Салютом» «Мотор Сич» делает двигатель АИ-225-25 для учебно-боевого Як-130. На модификацию этого мотора есть и большой контракт с Китаем. Но тут тоже не всё просто – российская сторона освоила в Омске собственное производство горячей части и назвала это «импортозамещением». Богуслаев разводит руками:

– И как в таких условиях строить равные отношения по другим моторам? Я всегда готов отдать в Россию 50% освоенных технологий, производство. Но, получается, завтра их попросту возьмут и отнимут.

О странностях в авиапроме

Губернаторы Оренбургской и Ульяновской областей всё собираются делать у себя чешские и канадские самолёты. А в Новосибирской области тем временем порезали и сдали в металлолом оснастку на Ан-38. Разработка антоновцев, но самолёт никогда на Украине не производился, исключительно в России. Настоящий турбовинтовой региональный лайнер на 27 пассажиров – спасение для местных воздушных линий. Единственный самолёт, который сертифицирован для полётов в диапазоне температур от -50 до +50°С. Первый полёт совершил в 1994 году, двигатели американские (в дальнейшем планировали устанавливать российские). Построили, по некоторым данным, 25 бортов и свернули «обременительную» программу. Глава Объединённой авиастроительной корпорации (ОАК) М. Погосян решил, что негоже отвлекаться на «мелочь» типа Ан-38. Теперь все ломают голову – на чём возить пассажиров из небольших поселений, особенно это касается Севера и Дальнего Востока. Вот и придумывают «золотые» проекты с чехами и канадцами. Украина, по последним данным, задумалась – а не начать ли производить Ан-38 своими силами?

К новостям про запуск в производство «новейшего» российского двигателя ВК-2500 Богуслаев относится скептически:

– Двигателю уже 30 лет. Я желаю успехов в освоении двигателя тридцатилетней давности. Надо осваивать что-то перспективное, а не двигатель 3-го поколения.

– Совсем недавно этот двигатель показывали премьеру Дм. Медведеву?

– А десять лет назад демонстрировали тогдашнему спикеру Борису Грызлову. Со словами «мы впервые собрали российский двигатель ВК-2500». Тогда мы сказали исполнительному директору ОАО «Климов» Александру Ватагину, что от этого двигателя пахнет украинским салом. Это же наш старый двигатель, мы его делаем и продаём Ватагину. Он ставит агрегаты и поставляет как свой. Пусть «осваивает», не жалко. Тем временем наш новый двигатель 5-го поколения испытывается в Торжке, на вертолёте Минобороны России. Остались стрельбы. Лётчики превысили даже наши, украинские, показатели. Они в восторге от возможностей машины с нашими двигателями.

Самая оптимистичная ситуация с самолётом амфибией Бе-200. Сергей Шойгу ещё в МЧС влюбился в этот самолёт. И на посту министра обороны тут же оформил заказ для армии. В Таганроге работа кипит, уверяет Богуслаев:

– «Оморяченные» двигатели для новых амфибий мы поставим точно в срок.

При этом украинскому промышленнику и политику не всё понятно в действиях российского Минобороны. Сворачиваются ремонтные базы, где сложилась инфраструктура, где существует преемственность трудовых династий. И что делать с этими городками, если весь ремонт военной техники передадут на заводы-изготовители? Богуслаев подводит экономическую черту:

– Гарантирую – заводской ремонт авиадвигателей будет в 4 раза дороже, чем на авиаремонтных базах. Авиаремонт – это акционерное общество, обслуга, проще говоря. Так весь мир делает. Сейчас, в отличие от 90-х годов, заводы завалены работой, теми же заказами Минобороны.

Богуслаев уверен, Объединённая авиастроительная корпорация (ОАК) должна быть разделена. Отделить военную часть от гражданской. Иначе никто и никогда не будет знать, что там делается. Деньги «сваливают» в ОАК, и одному Богу известно, на какие цели они пошли.

Не удержался, попросил В. Богуслаева высказаться про увольнение исполнительного директора ОАО «Кузнецов» Ю. Елисеева:

– У вас всех успешных увольняют, не только Юрия Сергеевича. Убрали с должности Генерального конструктора вертолётов «Миль» Алексея Самусенко. В Перми давят на Александра Иноземцева. Всех, кто умеет что-то делать, будут снимать – это линия некоторых руководителей отрасли.

– Но это же прямая выгода для вас, для украинского авиастроения, когда уходят конкуренты?

– Конкуренция с ними была жестокая. Но мы вместе учились, и не только в институтах, дело делать, говорим на одном профессиональном языке. А теперь приходят менеджеры, я их называю ликвидаторами. Один из сегодняшних руководителей заявил: «Мы готовим мальчиков в Америке, они приедут и наведут порядок».



комментарии (7):

HR      18/04/2013 [10:02:03]#1
Желаю В.Богуслаеву всяческих успехов!
Еще больше желаю нашему многострадальному авиапрому руководителей подобного масштаба!!!

Бывший МИ      18/04/2013 [10:32:54]#2
Сегодня создать в одиночку в приемлемые сроки самолёт с такими же тактико-техническими данными, как у Ан-70, Россия, увы, не в состоянии. Спасибо за это есть кому сказать – Клебанову, Христенко, Мантурову, офшоровладельцу Реусу и другим разрушителям отечественной промышленности и ликвидаторам знаменитых конструкторских школ.

ВЫРАЖАЮ СВОЮ ИСКРЕННЮЮ ПРИЗНАТЕЛЬНОСТЬ ВЫШЕПЕРЕЧИСЛЕННЫМ ГРАЖДАНАМ, В ПРИДАЧУ ИМ КОЛ В ЗАДНИЦУ.

Dlark      18/04/2013 [13:06:56]#3
Обиженные украинцы!!! Думал статья про Ан-70. В итоге все в кучу собрали. У политиков Украины тоже рыльце в пушку и не все договоренности выполняются!

Kyesha      18/04/2013 [13:40:45]#4
Почему не сказано, что главная фишка двигателя Д-27 в винтовентиляторе СВ-27, который, как я понимаю, разработан и производится в России (Ступино)?
Блин, и в Википедии тоже умолчали, типо один "Прогресс" там все создал, давайте будем честными.

Fighter1996      18/04/2013 [15:06:43]#5
Будем теперь выяснять, где болты да гайки делают, или чья лопасть длиннее?)))

Kyesha      18/04/2013 [15:48:14]#6
=)

APS1965      22/04/2013 [14:07:44]#7
Украине успехов в запуске АН-38. Россия первая будет покупать, севера обслуживать надо. Хорошая машина, но Погосяна в Новосибирске не устроила, очень жаль. СК России когда?













Материалы рубрики

Наталия Ячменникова
Российская газета
Двигатель для нового пассажирского сверхзвукового самолета сложнее тех, что стоят на истребителях
Ангелина Кречетова
Forbes
Авиакомпании попросили продлить особый режим эксплуатации иностранных самолетов
Герман Костринский, Ольга Копытина при участии Сергей Хитров
РБК
Инвесторы согласились подождать выплат по облигациям Домодедово еще год
Ольга Самофалова
РИА Новости
Амбиции России завели ее на самый верх
Светлана Петрова
Эксперт
Поставки полностью импортозамещенных самолетов в авиакомпании планируются в 2026 году

Lenta.ru
Россия наращивает производство дронов. Как их используют на благо россиян?

РБК
Кто и как финансирует производство гражданских беспилотников
Роман Гусаров, AVIA.RU
Эксперт
Как регулировать перебронирование без вреда для пассажиров и авиакомпаний?



Валерия Чуб
Известия
Первых дело: как прошла премьера героической комедии «Есть только МиГ»
Анастасия Костина
Известия
Пункт допуска: Россия и Индия приблизились к безвизу для туристических групп
Ирина Мишина
Свободная Пресса
Второе рождение Бе-200: «Всемирный пожарный» получит российские двигатели
Андрей Коршунов
Известия
Полный в полет: геостационарный спутник поможет дронам освоить дальние маршруты
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Пролет навигатора: авиакомпании лишатся льгот на 2 млрд рублей в год
Анастасия Николаева
Интерфакс
Дроны в помощь: как Росреестр проконтролирует владельцев земельных участков?
Анастасия Костина
Известия
Атмосфера открытости: в Японии и Южной Корее ждут прямых рейсов с Россией
Наталия Ячменникова
Российская газета
Бакалавр по дронам. В 2026 году МГТУ ГА выпустит первых специалистов по эксплуатации беспилотников с высшим образованием
Андрей Коршунов
Известия
Крутой оборот: «ремонтные чемоданчики» быстрее вернут в строй поврежденные самолеты
Дмитрий Маракулин
Деловой Петербург
Суд подтвердил законность роста тарифов на парковку в аэропорту Пулково

РБК
Как промышленный дизайн делает дроны более быстрыми
Денис Гриценко
Известия
Огонь с батареей: в РФ впервые испытали дрон для тушения пожаров с автономным питанием
Максим Карабицкий, Павел Вихров
Известия
Поддержка воздуха: почти в 60 регионах РФ снимут ограничения на крупные дроны
Даниил Сечкин
Известия
Остров приближения: Россия и Япония обсуждают возобновление прямых авиарейсов
Денис Гриценко
Известия
Гулять под зондом: космический мусор может в любой момент упасть в любой точке Земли
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
Само название устраняет барьеры: ОАК заинтересовалась авиатакси
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
От носков до туров на Кубу: зачем Wildberries купил туроператора Fun&Sun
Андрей Коршунов
Известия
В высшей станции: технологии «Венеры-9» используют для будущих межпланетных миссий
Арсений Замостьянов
Известия
Экспедиция в преисподнюю: как советская техника добралась до Венеры
Денис Гриценко, Андрей Коршунов
Известия
Вселенские масштабы: природоподобные технологии помогут освоить космос
Денис Кузнецов
Известия
Горячая путевка: Wildberries & Russ купила крупного туроператора Fun&Sun

РИА Новости
Беспилотное будущее России: производство БАС на Дальнем Востоке
Татьяна Тюменева ("Российская газета", Санкт-Петербург)
Российская газета
Авиаэксперт Гусаров: Неубранная стойка шасси - это не критичная ситуация, но она предполагает возвращение в пункт вылета

Деловой Петербург
Без россиян "пришёл конец": аэропорту финской Лаппенранты грозит закрытие
Тимур Латыпов
«БИЗНЕС Online»
«Надо зубы вышестоящим показывать»: в 2025 году КАЗ поднимет только один Ту-214
Татьяна Ларионова, обозреватель «ТР»
Транспорт России
Летали и будем летать!
Дмитрий Бевза
Российская газета
Как не устроить пожар в самолете: 7 правил перевозки внешних аккумуляторов
Алла Скрипова
74.RU
Отменили авиарейс из-за угрозы БПЛА. На что рассчитывать пассажиру
Екатерина Забродина, Антон Конев, Иван Краснов
RTVI
Маршрут построен: как Путин будет добираться до Венгрии
Герман Костринский
РБК
Авиакомпании обяжут отчитываться о выбросах CO2 на международных рейсах
Анастасия Николаева
Интерфакс
Подробно и в деталях: что Путин рассказал Алиеву о катастрофе с самолетом AZAL?
Владимир Гаврилов, Денис Кузнецов
Известия
«Не бывает старых самолетов, есть неисправные воздушные суда»
Антон Белый, Юлия Леонова
Известия
Корпусный подход: российская 3D-ткань сделает БПЛА более ударопрочными
Валентина Лезина
Национальная Служба Новостей (НСН)
«Риски высоки»: Авиаэкспертов удивило заявление Минтранса об аэротакси в городах
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
«Бюджетных вложений хватит только на поддержку штанов»: Россия сокращает расходы на развитие авиапромышленности
Владимир Гаврилов
Известия
Летают тут: владельцы авиатакси захотели сами выдавать себе сертификаты на перевозку
Кирилл Фенин, Анастасия Костина
Известия
Встречный двигатель: РФ рассчитывает на скорое проведение консультаций с США
Артем Мостыканов, Мария Федорова
РБК
Как в России готовят специалистов гражданской беспилотной авиации
Андрей Коршунов
Известия
Алюминиевые образцы: ученые создадут из лома высокопрочные детали для самолетов

93.ru
На Кубани планируют возродить малую авиацию
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
Альтернатива Турции и ОАЭ: туроператоры ожидают всплеск спроса на отдых в Китае
Любовь Капустина
Российская газета
"Ангара" может прекратить полеты: кто может заменить компанию и скажется ли это на перевозках?

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer