Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


АН-70 – к распилу не годен


17 апреля 2013 года Владимир Леонов, Аргументы недели


Для тех, кто не знает, – у России есть самолёт и двигатель 5-го поколения. И это не ПАК ФА (перспективный авиационный комплекс фронтовой авиации Т-50 разработки ОКБ Сухого). Тому до готовности ещё далеко. А вот российско-украинский Ан-70 под эту магическую цифру вполне попадает. И он более чем вдвое дешевле европейского А-400, так и не дотянувшегося до Ан-70 по техническому совершенству.

Где экипаж?

На днях торжественно подписаны акты о завершении государственных стендовых испытаний двигателя Д-27 и винтовентилятора СВ-27 для самолёта Ан-70. Генеральный конструктор ГП «Ивченко-Прогресс» Игорь Кравченко объявил, что двигатель и после серьёзных доработок получился на десять процентов экономичнее самых близких по мощности. Сегодня он лучший в мире по большинству своих характеристик, такой мотор сможет появиться на Западе не раньше 2020 года. «Наша совместная с Россией технология опережает весь мир минимум на семь-восемь лет», – сказал И. Кравченко.

Говорят, Ан-70 для распилов самая неудачная машина – при работе над ней в рамках межгосударственного соглашения «боковички» и откаты практически невозможны, бюджеты прозрачны. Поэтому, хорошо зная алчность наших чиновников, и пробивается он в серию с таким трудом.

Сегодня создать в одиночку в приемлемые сроки самолёт с такими же тактико-техническими данными, как у Ан-70, Россия, увы, не в состоянии. Спасибо за это есть кому сказать – Клебанову, Христенко, Мантурову, офшоровладельцу Реусу и другим разрушителям отечественной промышленности и ликвидаторам знаменитых конструкторских школ. Тут надо не выёживаться, не пудрить мозги Верховному главнокомандующему, а поклониться и сказать украинцам спасибо за то, что сохранили, в том числе и для нас, знаменитую фирму «Антонов», конструкторов-двигателистов «Ивченко-Прогресс», работоспособный завод «Мотор Сич».

Причина задержки с государственными лётными испытаниями военно-транспортного Ан-70 на первый взгляд смехотворная – российская сторона не предоставила экипаж. По условиям межправительственного соглашения он должен быть смешанный, российско-украинский. Без этого никак – самолёт надо испытывать на российских полигонах. Президент моторостроительного предприятия из Запорожья «Мотор Сич» Вячеслав Богуслаев дипломатично заметил, что это связано со сменой руководства в Министерствах обороны и России, и Украины, обычная бюрократия.

Но по всем признакам, самолёт опять стал заложником политики и политиканов и используется как средство давления на президента Украины В. Януковича в вопросах, далёких от авиастроения.

Все разговоры об интеллектуальной собственности, в том числе на Ан-70, – пустое дело. Она по всем международным правилам охраняется патентом в течение 10 лет. В исключительных случаях могут дать патент ещё на 10 лет. Потом в любом случае она становится общедоступной. Разработчик может взять своё правильно выстроенным послепродажным обслуживанием (ППО) и системой поддержания лётной годности (ПЛГ). Но если разработчик бросил свою технику и сгинул на пару десятилетий, то что прикажете делать эксплуатанту? Покупать за бешеные деньги новые вертолёты и самолёты. Или, что бывает чаще, «добивать» в хлам свои воздушные суда, а потом на вторичном рынке искать за приемлемые деньги то же старьё, полетавшее в Африке и Азии, но с остатком ресурса, лет на
5–6. Сейчас уже несколько поколений таких иномарок догнивают у заборов десятков аэродромов.

Они разные

Сравнивать реинкарнацию Ил-76 – Ил‑76МД-90А (Изделие-476) с Ан-70 бессмысленно. Это разные машины. Сталкивать их лбами бессмысленно. Изделие 476 родом из прошлого века. Оно никогда не взлетит, как Ан-70, с грунтовой полосы длиной 600 метров, нужна бетонная ВПП длиной 2200 метров. Антоновские машины, Ан-2, 24, 38, 140, 148 и Ан-70 в том числе, изначально спроектированы специально как вездеходы.

Ил-76МД-90А не умеет лететь с минимальной скоростью 98 км/ч (его минимум – 220 км/ч) и расходует почти вдвое больше топлива. Но «Ил» имеет большую дальность и грузоподъёмность.

О региональной авиации

В деле модернизации знаменитого и незаменимого кукурузника Ан-2 Украина пошла своим путём. В России для этого выбрали американский турбовинтовой движок, украинцы устанавливают запорожский. Грозятся прилететь на этом самолёте в Жуковский на МАКС-2013. Парк Ан-2 гигантский, только в Китае летают 6 тыс. самолётов, на Кубе – 600. Кубинцы уже заказали 200 новых двигателей. Многие владельцы не против получить за разумные деньги качественно новую машину. В первую очередь из-за проблем с авиационным бензином, который в России, например, сейчас вообще не производится. А платить 100 рублей за литр финского – согласитесь, дорого. Поэтому за разумные деньги дешевле перейти на более мощные и экономичные газотурбинные двигатели – керосин для них легко купить в любом аэропорту мира. Богуслаев обещает, что ремоторизация Ан-2 на двигатель МС-14 (российско-украинский, между прочим) обойдётся не более чем в 1 млн. долл. и гарантирует работоспособность мотора при температурах до -55.

Вспомнили и о якутских Ан‑140. Говорят, авиакомпания «Якутия» имеет претензии к Ан‑140 – были съёмы двигателей с крыла и т.д. Богуслаев возмутился:

– Самолёт летает в мороз до -52°С. Никаких авиапроисшествий. А двигатели снимали и будем снимать. Это моё дело –обеспечить поддержание лётной годности. У нас сервис по всему миру, и никто не жалуется. Двигатель, допустим, чихнул – сразу меняем, это наша проблема. Для этого держим запасные. У двигателя ресурс – 4000 часов. Что делать? Ремонтировать. Мы это обеспечили на месте, за свой счёт. Надо смотреть подшипники, уплотнители. Налетали 7 тысяч,  уже надо снимать – и в ремонт. Более того, мы перевели двигатели Ан-140 на эксплуатацию по техсостоянию. Но самолёт налётывает по 250 часов в месяц, для такого типа это очень много. Пора делать восстановительный ремонт. Авиакомпания говорит – нет денег. Но самолёт-то зарабатывает минимум полмиллиона долларов в год. Где они? Оказывается, потрачены на ремонт ветеранов Ан-24.

У запорожских (и не только) двигателестроителей головной болью были подшипники из Самары. Но Вячеслав Богуслаев почти уверен, ситуация выправится:

– Там прикладывают титанические усилия, чтобы перейти на новую сталь, сейчас подшипники из неё проходят испытания. Завод купил технологию и уже продлил ресурс подшипников с 2 до 6 тыс. часов. Очень благодарен генеральному директору Всероссийского института авиационных материалов (ВИАМ) академику Евгению Каблову, он предложил сталь для подшипников своей разработки, более теплосъёмную, для ещё более совершенных изделий.

Караул, грабят!

Совместно с московским «Салютом» «Мотор Сич» делает двигатель АИ-225-25 для учебно-боевого Як-130. На модификацию этого мотора есть и большой контракт с Китаем. Но тут тоже не всё просто – российская сторона освоила в Омске собственное производство горячей части и назвала это «импортозамещением». Богуслаев разводит руками:

– И как в таких условиях строить равные отношения по другим моторам? Я всегда готов отдать в Россию 50% освоенных технологий, производство. Но, получается, завтра их попросту возьмут и отнимут.

О странностях в авиапроме

Губернаторы Оренбургской и Ульяновской областей всё собираются делать у себя чешские и канадские самолёты. А в Новосибирской области тем временем порезали и сдали в металлолом оснастку на Ан-38. Разработка антоновцев, но самолёт никогда на Украине не производился, исключительно в России. Настоящий турбовинтовой региональный лайнер на 27 пассажиров – спасение для местных воздушных линий. Единственный самолёт, который сертифицирован для полётов в диапазоне температур от -50 до +50°С. Первый полёт совершил в 1994 году, двигатели американские (в дальнейшем планировали устанавливать российские). Построили, по некоторым данным, 25 бортов и свернули «обременительную» программу. Глава Объединённой авиастроительной корпорации (ОАК) М. Погосян решил, что негоже отвлекаться на «мелочь» типа Ан-38. Теперь все ломают голову – на чём возить пассажиров из небольших поселений, особенно это касается Севера и Дальнего Востока. Вот и придумывают «золотые» проекты с чехами и канадцами. Украина, по последним данным, задумалась – а не начать ли производить Ан-38 своими силами?

К новостям про запуск в производство «новейшего» российского двигателя ВК-2500 Богуслаев относится скептически:

– Двигателю уже 30 лет. Я желаю успехов в освоении двигателя тридцатилетней давности. Надо осваивать что-то перспективное, а не двигатель 3-го поколения.

– Совсем недавно этот двигатель показывали премьеру Дм. Медведеву?

– А десять лет назад демонстрировали тогдашнему спикеру Борису Грызлову. Со словами «мы впервые собрали российский двигатель ВК-2500». Тогда мы сказали исполнительному директору ОАО «Климов» Александру Ватагину, что от этого двигателя пахнет украинским салом. Это же наш старый двигатель, мы его делаем и продаём Ватагину. Он ставит агрегаты и поставляет как свой. Пусть «осваивает», не жалко. Тем временем наш новый двигатель 5-го поколения испытывается в Торжке, на вертолёте Минобороны России. Остались стрельбы. Лётчики превысили даже наши, украинские, показатели. Они в восторге от возможностей машины с нашими двигателями.

Самая оптимистичная ситуация с самолётом амфибией Бе-200. Сергей Шойгу ещё в МЧС влюбился в этот самолёт. И на посту министра обороны тут же оформил заказ для армии. В Таганроге работа кипит, уверяет Богуслаев:

– «Оморяченные» двигатели для новых амфибий мы поставим точно в срок.

При этом украинскому промышленнику и политику не всё понятно в действиях российского Минобороны. Сворачиваются ремонтные базы, где сложилась инфраструктура, где существует преемственность трудовых династий. И что делать с этими городками, если весь ремонт военной техники передадут на заводы-изготовители? Богуслаев подводит экономическую черту:

– Гарантирую – заводской ремонт авиадвигателей будет в 4 раза дороже, чем на авиаремонтных базах. Авиаремонт – это акционерное общество, обслуга, проще говоря. Так весь мир делает. Сейчас, в отличие от 90-х годов, заводы завалены работой, теми же заказами Минобороны.

Богуслаев уверен, Объединённая авиастроительная корпорация (ОАК) должна быть разделена. Отделить военную часть от гражданской. Иначе никто и никогда не будет знать, что там делается. Деньги «сваливают» в ОАК, и одному Богу известно, на какие цели они пошли.

Не удержался, попросил В. Богуслаева высказаться про увольнение исполнительного директора ОАО «Кузнецов» Ю. Елисеева:

– У вас всех успешных увольняют, не только Юрия Сергеевича. Убрали с должности Генерального конструктора вертолётов «Миль» Алексея Самусенко. В Перми давят на Александра Иноземцева. Всех, кто умеет что-то делать, будут снимать – это линия некоторых руководителей отрасли.

– Но это же прямая выгода для вас, для украинского авиастроения, когда уходят конкуренты?

– Конкуренция с ними была жестокая. Но мы вместе учились, и не только в институтах, дело делать, говорим на одном профессиональном языке. А теперь приходят менеджеры, я их называю ликвидаторами. Один из сегодняшних руководителей заявил: «Мы готовим мальчиков в Америке, они приедут и наведут порядок».



комментарии (7):

HR      18/04/2013 [10:02:03]#1
Желаю В.Богуслаеву всяческих успехов!
Еще больше желаю нашему многострадальному авиапрому руководителей подобного масштаба!!!

Бывший МИ      18/04/2013 [10:32:54]#2
Сегодня создать в одиночку в приемлемые сроки самолёт с такими же тактико-техническими данными, как у Ан-70, Россия, увы, не в состоянии. Спасибо за это есть кому сказать – Клебанову, Христенко, Мантурову, офшоровладельцу Реусу и другим разрушителям отечественной промышленности и ликвидаторам знаменитых конструкторских школ.

ВЫРАЖАЮ СВОЮ ИСКРЕННЮЮ ПРИЗНАТЕЛЬНОСТЬ ВЫШЕПЕРЕЧИСЛЕННЫМ ГРАЖДАНАМ, В ПРИДАЧУ ИМ КОЛ В ЗАДНИЦУ.

Dlark      18/04/2013 [13:06:56]#3
Обиженные украинцы!!! Думал статья про Ан-70. В итоге все в кучу собрали. У политиков Украины тоже рыльце в пушку и не все договоренности выполняются!

Kyesha      18/04/2013 [13:40:45]#4
Почему не сказано, что главная фишка двигателя Д-27 в винтовентиляторе СВ-27, который, как я понимаю, разработан и производится в России (Ступино)?
Блин, и в Википедии тоже умолчали, типо один "Прогресс" там все создал, давайте будем честными.

Fighter1996      18/04/2013 [15:06:43]#5
Будем теперь выяснять, где болты да гайки делают, или чья лопасть длиннее?)))

Kyesha      18/04/2013 [15:48:14]#6
=)

APS1965      22/04/2013 [14:07:44]#7
Украине успехов в запуске АН-38. Россия первая будет покупать, севера обслуживать надо. Хорошая машина, но Погосяна в Новосибирске не устроила, очень жаль. СК России когда?













Материалы рубрики

Анастасия Львова
РБК
МАК назвал причины катастрофы с вертолетом Ми-8 «АлтайАвиа»
Валерия Лобко
Российская газета
Лидеры отрасли беспилотной авиации: тяжелые дроны - будущее аэрологистики ритейла
Андрей Коршунов
Известия
Ледные условия: микрорельеф защитит самолеты от атмосферных осадков

Интерфакс
Власти РФ ухудшили прогноз авиаперевозок в 2024-28 гг. на фоне сдвига поставок самолетов
Герман Костринский, Петр Канаев
РБК
Власти изменили сроки поставок новых российских самолетов
Герман Костринский, Ирина Парфентьева, Петр Канаев
РБК
«Аэрофлот» и «Ростех» подписали контракт на поставку самолетов Ту-214
Светлана Афонина
Деловой Петербург
Смольный перенёс сроки запуска центра развития беспилотников в ОЭЗ
Герман Костринский, Анастасия Львова, Иван Ткачёв
РБК
«Победа» в SDN-листе. Что это значит для авиакомпании и ее пассажиров



Евгения Бородина
Известия
Взлет заглушаю: что облегчит длинный перелет
Юлия Леонова, Владимир Матвеев
Известия
Первый в классе: спущен на воду учебный корабль для вертолетчиков
Наталья Башлыкова, Максим Талавринов
Известия
Экономь-класс: ФАС попросили проверить рост стоимости авиабилетов
София Прохорчук, Яна Штурма
Известия
Раздор полетов: почему пассажиры «Аэрофлота» не попали на рейсы
Анастасия Морозова
Forbes
Bloomberg узнал о сложностях с покупкой Boeing своей бывшей «дочки» Spirit
Валерия Лобко
Российская газета
Взглянуть в небо: Регионы оценят по уровню развития беспилотников
Татьяна Серебрякова
HotLine.travel
Может ли скандал вокруг Turkish Airlines привести к ограничению рейсов в Россию
Яна Штурма, Ксения Набаткина, Валерия Мишина
Известия
Владивосточное время: куда полетят россияне этим летом
Анастасия Львова, Герман Костринский
РБК
Первый аэропорт в Карачаево-Черкесии построят «Аэропорты регионов»
Алексей Михайлов, Андрей Федоров, Роман Крецул
Известия
«Кинжальная» дистанция: носитель гиперзвука получил стратегическую дальность
Наталия Эфендиева
Деловой Петербург
Бороздят просторы Вселенной: необычное кино о космосе
Алексей Михайлов, Андрей Федоров, Владимир Матвеев
Известия
Поставили «Форпост»: за Камчаткой и Севморпутем присмотрят беспилотники
Анастасия Львова
РБК
Минтранс поручил усилить меры по защите аэропортов от атак дронов
Мария Сергеева (Республика Саха)
Российская газета
Почти половину аэропортов Якутии модернизируют благодаря нацпроекту
Андрей Коршунов
Известия
На счет три: российская ракета «Ангара» впервые стартовала с Восточного
Анастасия Львова
РБК
Госкорпорация по аэронавигации вышла в прибыль после трех лет убытков
Максим Талавринов
Известия
Полетели: Росавиация попросила уволить топ-менеджеров «Уральских авиалиний»
Валентин Логинов
Известия
Ход и следствие: Польша меняет подход к смоленской авиакатастрофе
Илья Словесный
Деловой Петербург
Копайте глубже: Петербургу помогут построить метро до Пулково
Брэндон Вейхерт (Brandon Weichert)
ИноСМИ, The National Interest
Почему МиГ-21 до сих пор в почете у военных?
Андрей Коршунов
Известия
Космическая вязь: металлоткани свяжут Землю с другими планетами
Роман Гусаров
NEWS.ru
Новый самолет Ил-114-300: каким будет наследник легендарного Ан-24

РБК
Как S7 Airlines и ORS за 13 часов поменяли систему бронирования
Анастасия Николаева
Интерфакс
Россия и космос: последние достижения, история и интересные факты
Елена Савельева
РИА Новости
Не остаться в пролете: Запад испугался за свои самолеты из-за России
Максим Талавринов, Наталья Башлыкова
Известия
Рейс и навсегда: авиакомпаниям могут запретить аннулирование обратных билетов

Ростех
Сергей Ильюшин: «Лучше всего поют о конструкторе самолеты»
Алексей Анпилогов
Взгляд
Новый двигатель возвращает России турбовинтовую региональную авиацию
Егор Кулаков
Деловой Петербург
Петербург постепенно обретает статус столицы беспилотных систем
Наталья Ильина
Известия
Авианажим: мошенники прикидываются сотрудниками банков в аэропортах
Анастасия Львова
РБК
Ространснадзор решил перевести проверки авиакомпаний «на цифру»
Илья Максимов
Российская газета
Три российских самолета вошли в топ истребителей с самыми мощными двигателями

Ростех
Пять поколений истребительной авиации
Андрей Коршунов
Известия
Ближний сбой: какие проблемы вскрыла отмена пуска «Союз МС-5»
Игорь Кармазин
Известия
Небо открывается: первая белорусская космонавтка полетит на МКС
Алексей Михайлов, Андрей Федоров, Владимир Матвеев
Известия
Прицелы и средства: летчиков ВМФ научат борьбе с дронами
Григорий Колпаков
Интерфакс
Управление беспилотниками: виды, подготовка пилотов, востребованность профессии
Андрей Коршунов, Мария Недюк
Известия
Ступени развития: к чему приведет потеря ракеты Starship во время испытаний
Валерий Кодачигов, Максим Талавринов
Известия
Пролет нормальный: операторы дронов смогут общаться с экипажами самолетов
Илья Словесный
Деловой Петербург
Рейс задержан: сроки импортозамещения самолётов в России сдвинулись
Андрей Кузмак
Известия
Винительный падёж: Boeing оказался под огнем критики
Алексей Михайлов, Роман Крецул, Андрей Федоров
Известия
Расправить сети: запущена программа ремонта военных аэродромов

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer