Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Авиакомпаниям будут платить миллиард в год за убытки от "Суперджета"


20 апреля 2013 года Ольга Божьева , Московский комсомолец


В Москве состоялся 1-й съезд авиапроизводителей. Безусловно, его организаторам хотелось бы придать этому мероприятию статус «съезда победителей», потому особо критически настроенных ораторов к трибуне постарались не допускать. Но цифры, прозвучавшие даже в выверено-сдержанных выступлениях, оптимизма относительно будущего российского авиапрома у присутствующих вызвать так и не смогли.

Чего, к примеру, стоило лишь одно выступление замглавы Минэкономразвития Андрея Клепача, который предложил покрывать издержки от эксплуатации нашего главного прорывного супер-проекта — самолета SSJ-100 – “за счет субсидий в сумме до 1 млрд руб. в год”.

- По нашей оценке, - сказал замминистра, - и мы это обсуждали, нам уже на 2013-2014 годы понадобятся дополнительные средства, в том числе хотя бы для того, чтобы скомпенсировать те потери, которые несет “Аэрофлот” и другие авиаперевозчики. Может быть, нам нужно сделать отдельную субсидию авиапроизводителю для того, чтобы профинансировать те издержки, которые есть на опытном или первоначальном этапе использования новых российских самолетов авиаперевозчиками. (Непонятно: почему субсидию за самолет, который не способен принести прибыль эксплуатанту, должен получать не сам эксплуатант, несущий финансовые потери, а тот, кто производит убыточный продукт? - Авт.)

Причем, по словам Андрея Клепача, если проблему субсидий не решить в ближайшее время, она «будет нас держать, фактически мешать самолетам встать на крыло и в дальнейшем”. Из чего можно понять, что и в дальнейшем российский авиапром рентабельных самолетов (не говоря уж о приносящих прибыль) выпускать не планирует. И Андрей Клепач фактически это признал, заявив журналистам, что «на данный момент речь идет о компенсации издержек по эксплуатации самолетов Sukhoi SuperJet-100”, но когда появятся первые самолеты MС-21, то компенсации коснуться и их тоже.

На съезде в целом было констатировано, что увеличение объемов бюджетного финансирования авиастроительной отрасли не привело к кардинальным изменениям в авиапроме, особенно в гражданском авиастроении: “Не выполнены запланированные объемы производства по самолетам Ил-96, Ту-204, Бе-200, Ан-148, отставание программы “Сухой Суперджет” от первоначальных планов - на три года”, - сказано в материалах съезда. Сегодня доля отечественной продукции в сегменте мирового рынка авиастроения в денежном выражении невелика. В частности, в авиационной отрасли в целом - 5,2%, в том числе в производстве гражданской авиационной продукции - 1,1%, военной авиационной продукции - 12,5%, в самолетостроении - 4,8%, в авиационном двигателестроении – 2% и лишь в вертолетостроении - 16,3%.

К 2025 году планируется увеличить долю российских производителей авиационной продукции на мировом рынке до 6,3%, при этом рост доли российских производителей гражданской авиационной продукции доложен увеличить до 3,6%, а долю российских производителей военной авиационной продукции сохранить на уровне 12%.

Хотя цифры относительно военной продукции, которые планируется «сохранить на уровне 12%” вызывают сомнение уже сегодня хотя бы потому, что на съезде были озвучены и весьма неутешительные факты, касаемые военного сегмента российского авиастроения.

Так, например, советник министра обороны РФ, экс-главком ВВС РФ генерал-полковник Александр Зелин, заявил: “Затягиваются сроки модернизации самолетов Дальней авиации Ту-95МС, Ту-160М, Ту-22М3, что приводит к снижению боевого потенциала группировки Дальней авиации”. Это же, по словам экс-главкома, касается и сроков модернизации самолетов военно-транспортной авиации (ВТА), в частности Ил-76МД, самолетов-заправщиков Ил-78, а также тяжелых военно-транспортных самолетов Ан-124 "Руслан", что приводит к ослаблению возможностей ВТА по перевозке войск и техники.

Член Военно-промышленной комиссии (ВПК) при правительстве РФ Михаил Каштан в своем выступлении вообще заявил, что «государственный оборонный заказ по размещению заданий на сервисное обслуживание авиационной техники в 2013 году сорван на 100%. Ни один контракт на сервисное обслуживание промышленностью в настоящее время не заключен”.

Он сообщил, что на недавнем заседании ВПК рассматривался вопрос организации сервисного обслуживания авиатехники Минобороны РФ силами авиационной промышленности. При этом, по его словам, обсуждение показало, “что данная программа еще не началась, поскольку четкого понимания: что такое сервисное обслуживание, какова ответственность промышленности и инженерной авиационной службы эксплуатирующих частей и подразделений ВВС, каким образом организовывать обслуживание авиационной техники на полигонах, на аэродромах среднего базирования и тем более в условиях боевых действий".

По словам Каштана, должна быть создана единая система сервисного обслуживания авиационной техники Минобороны РФ для условий мирного времени и в период боевых действий. "Такого понимания пока нет", - сказал член Военно-промышленной комиссии.

При этом, считает Каштан, «авиапромышленность сейчас должна сосредоточиться в первую очередь на разработке нового продукта. Только с новым продуктом мы можем говорить о перспективах развития авиационной промышленности. Иначе мы превратимся в сборочно-отверточное производство для предприятий “Эрбас” или “Агуста Вестланд”, хотя наши аналоги абсолютно не уступают их образцам”. Однако сегодня «мы наблюдаем устойчивую тенденцию снижения интереса заказчиков, в первую очередь Минобороны, к размещению заданий на выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ”. Предприятиям промышленности предлагается за свой счет выполнять НИОКР. “На наш взгляд, это - довольно порочная практика", - сказал Каштан.

Он отметил, что и так значительная доля самолетов и вертолетов были разработаны за счет собственных средств предприятий промышленности. В частности, это - самолеты Су-35, МиГ-35, вертолет Ми-35. Сейчас эта техника закупается Минобороны РФ серийно. В то же время возникает ряд проблем с испытаниями подобной техники и завершением опытно-конструкторских работ. И все потому, что «заказчик должен четко определить: что он хочет, чтобы потом, не меняя своего отношения к полученному продукту, получить его и принять на вооружение", - сказал представитель ВПК.

По его словам, сегодня в интересах ВВС России выполняется лишь две крупных научно-исследовательских и опытно-конструкторских работы: по теме перспективного авиационного комплекса фронтовой авиации (самолет 5-го поколения), и по возобновлению производства военно-транспортного самолета Ил-76 в Ульяновске.

Наиболее успешными на съезде, особенно на фоне самолетостроителей, выглядели показатели холдинга «Вертолеты России». Сегодня он представляет собой вертикально интегрированную структуру, состоящую из пяти серийных заводов и двух конструкторских бюро, а также предприятий по производству основных агрегатов и конструкций и вертолетно-сервисной компании, обеспечивающей послепродажное обслуживание вертолетной техники как на территории РФ, так и за ее пределами.

С 2008 по 2013 год среднегодовой рост выручки «Вертолетов России» составил 34%, среднегодовой рост прибыли - 36%. Сегодня твердый портфель заказов холдинга составляет 817 вертолетов общей стоимостью 350 млрд руб. Объемы производства с 2003 года на его предприятиях выросли в четыре раза. И останавливаться на достигнутом, вертолетостроители, похоже, не собираются.

В своем выступлении на съезде гендиректор Дмитрий Петров сказал: «Мы планируем увеличить объемы выпуска вертолетов с 290 штук в 2012 году до 450 штук в 2020 году. Кроме того, предусматривается почти двукратное увеличение годовой выручки со 126 млрд руб. в 2012 году до 241 млрд руб. в 2020 году. Самое главное, мы планируем увеличить долю компании на мировом рынке с сегодняшних 14,5% до 18% в 2020 году».

Кстати, согласно госупрограмме РФ развития авиационной промышленности на 2013-2025 годы, которая обсуждалась на съезде, общий бюджет российского авиастроения в этот период составит 1 трлн 705 млрд рублей. В том числе из средств федерального бюджета планируется направить в авиастроение 1 трлн 207 млрд рублей (плюс обязательства компаний по участию в инвестициях - 497 млрд рублей).

...Правда, те миллиарды, которые замглавы Минэкономразвития Андрей Клепач предлагал выделять ежегодно, чтобы покрывать издержки авиаперевозчиков, вынужденных под давлением государства летать на наших новых супер-самолетах, в этих суммах, похоже, не предусмотрены.
 



комментарии (2):

Leonid27      30/04/2013 [20:25:38]#1
Специально для «желтого» МК и ОБожьевой!
Что опять крайнего нашли камни кидать?
Может у великолепного Б-787 Дримлайнера или великого А-380 нет проблем и простоев, да еще каких!? А известно ли вам, что лучший самолет мира А-320 создавали, а потом доводили более 10 лет (одну СКВ доводили более 2 лет)? Да, в эксплуатации у нашего SSJ-100 появляются вопросы, которых не смогли обнаружить в летных испытаниях. И каждая техническая задержка или отмена рейса при жестком графике работы в Аэрофлоте (4 рейса на каждый самолет в сутки) влечет за собой ответственность, в т.ч. финансовую, производителя – ГСС. Но доработки по итогам эксплуатации - это нормальная практика для всех самолетов мира. И наши машины одна за другой дорабатываются по сервисным бюллетеням. А вот в Якутске две наших машины работают лучше, чем многие другие самолеты. А начали работать в январе в самые морозы: до - 45 -53. И это - с базированием на улице! Работали более стабильно, чем Ан-140, Ан-148. DASH-8 Бомбардье вообще в морозы капризничал и скромно простаивал в сторонке. Якутские же Б-757 и Б-737 зимой вообще базировались во Внуково и в Краснодаре.
Авиация и Авиапром – вообще сферы затратные. Это не нефть качать. Но не поддержать их – значит быть не Державой, а «банановой» республикой. Боинг с Эйрбасом тоже постоянно спорят и судятся о превышении финансовых норм господдержки.
И вообще, чтобы писать про Авиапром, лучше бы вам, ОБожьева, съездить сначала в русский дальневосточный город Комсомольск, или восточносибирский Иркутск, повкалывать, поговорить с инженерами, работягами, оторваться, наконец, от сытой Москвы!
А контроль за государственными средствами, безусловно, должен быть.

GRV Эксперт «Aviation EXplorer»      04/05/2013 [21:08:21]#2
2 Leonid27

Уважаемый сказочник!

По данным авиакомпании Якутия, среднемесячный налет маленьких турбовинтовых Ан-140 в авиакомпании составляет 200 часов в месяц на одно судно http://www.aex.ru/docs/3/2012/ ... . А магистральные Суперджеты за 2, 5 месяцев эксплуатации налетали всего 300 часов на двоих http://www.aex.ru/news/2013/4/ ... . Продолжайте повторять слово "халва" :)

Ну и прежде чем давать советы Божьевой, сами бы сначала повкалывали в Комсомольске за 11500 рублей в месяц, а потом бы другим рекомендовали. Сами-то, небось с голоду никогда не пухли, а других упрекаете в сытости. Да и негоже в этом упрекать жену летчика.














Материалы рубрики

Дмитрий Маракулин
Деловой Петербург
Суд подтвердил законность роста тарифов на парковку в аэропорту Пулково

РБК
Как промышленный дизайн делает дроны более быстрыми
Денис Гриценко
Известия
Огонь с батареей: в РФ впервые испытали дрон для тушения пожаров с автономным питанием
Максим Карабицкий, Павел Вихров
Известия
Поддержка воздуха: почти в 60 регионах РФ снимут ограничения на крупные дроны
Даниил Сечкин
Известия
Остров приближения: Россия и Япония обсуждают возобновление прямых авиарейсов
Денис Гриценко
Известия
Гулять под зондом: космический мусор может в любой момент упасть в любой точке Земли
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
Само название устраняет барьеры: ОАК заинтересовалась авиатакси
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
От носков до туров на Кубу: зачем Wildberries купил туроператора Fun&Sun



Андрей Коршунов
Известия
В высшей станции: технологии «Венеры-9» используют для будущих межпланетных миссий
Арсений Замостьянов
Известия
Экспедиция в преисподнюю: как советская техника добралась до Венеры
Денис Гриценко, Андрей Коршунов
Известия
Вселенские масштабы: природоподобные технологии помогут освоить космос
Денис Кузнецов
Известия
Горячая путевка: Wildberries & Russ купила крупного туроператора Fun&Sun

РИА Новости
Беспилотное будущее России: производство БАС на Дальнем Востоке
Татьяна Тюменева ("Российская газета", Санкт-Петербург)
Российская газета
Авиаэксперт Гусаров: Неубранная стойка шасси - это не критичная ситуация, но она предполагает возвращение в пункт вылета

Деловой Петербург
Без россиян "пришёл конец": аэропорту финской Лаппенранты грозит закрытие
Тимур Латыпов
«БИЗНЕС Online»
«Надо зубы вышестоящим показывать»: в 2025 году КАЗ поднимет только один Ту-214
Татьяна Ларионова, обозреватель «ТР»
Транспорт России
Летали и будем летать!
Дмитрий Бевза
Российская газета
Как не устроить пожар в самолете: 7 правил перевозки внешних аккумуляторов
Алла Скрипова
74.RU
Отменили авиарейс из-за угрозы БПЛА. На что рассчитывать пассажиру
Екатерина Забродина, Антон Конев, Иван Краснов
RTVI
Маршрут построен: как Путин будет добираться до Венгрии
Герман Костринский
РБК
Авиакомпании обяжут отчитываться о выбросах CO2 на международных рейсах
Анастасия Николаева
Интерфакс
Подробно и в деталях: что Путин рассказал Алиеву о катастрофе с самолетом AZAL?
Владимир Гаврилов, Денис Кузнецов
Известия
«Не бывает старых самолетов, есть неисправные воздушные суда»
Антон Белый, Юлия Леонова
Известия
Корпусный подход: российская 3D-ткань сделает БПЛА более ударопрочными
Валентина Лезина
Национальная Служба Новостей (НСН)
«Риски высоки»: Авиаэкспертов удивило заявление Минтранса об аэротакси в городах
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
«Бюджетных вложений хватит только на поддержку штанов»: Россия сокращает расходы на развитие авиапромышленности
Владимир Гаврилов
Известия
Летают тут: владельцы авиатакси захотели сами выдавать себе сертификаты на перевозку
Кирилл Фенин, Анастасия Костина
Известия
Встречный двигатель: РФ рассчитывает на скорое проведение консультаций с США
Артем Мостыканов, Мария Федорова
РБК
Как в России готовят специалистов гражданской беспилотной авиации
Андрей Коршунов
Известия
Алюминиевые образцы: ученые создадут из лома высокопрочные детали для самолетов

93.ru
На Кубани планируют возродить малую авиацию
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
Альтернатива Турции и ОАЭ: туроператоры ожидают всплеск спроса на отдых в Китае
Любовь Капустина
Российская газета
"Ангара" может прекратить полеты: кто может заменить компанию и скажется ли это на перевозках?
Наталия Ячменникова
Российская газета
С дроном на "ты". Университет гражданской авиации получил сертификаты летной годности на тяжелый беспилотник
Елена Сухорукова, Дарья Молоткова
РБК
У крупнейшего оператора duty free в Шереметьево сменился собственник
Иван Сало
РБК
МС-21: что это за самолет, его характеристики и роль в российской авиации
Валентина Аверьянова
Известия
На взлет: в России вводят новый авиационный сбор для пассажиров
Татьяна Копылова
Деловой Петербург
"Это очень критично": поможет ли новая станция метро аэропорту Пулково
Ирина Ионина
Известия
Летний под дых: кто компенсирует туристам расходы после транспортного коллапса
Ксения Ерохина
Деловой Петербург
Платят пассажиры: как новый сбор Минтранса повлияет на стоимость авиабилетов
Ярослав Солонин
Lenta.ru
«Я – последняя собака в космосе» 65 лет назад СССР запустил в космос Белку и Стрелку. Как это спасло жизнь Гагарину?
Валентина Аверьянова
Известия
Без барьеров: как авиация делает перелеты доступными для людей с РАС
Ольга Федорова
Московский Комсомолец
Над Аляской «закрыли небо»: что скрывается за мерами авиабезопасности саммита
Любовь Капустина
Российская газета
Это дорого, но эффективно: эксперты рассказали, как "мокрый" лизинг мог бы помочь авиаперевозчикам России
Сергей Прудников
Известия
Полет смысла: как будут развиваться российские гражданские дроны
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
В Смольном раскрыли детали испытаний беспилотников в Петербурге
Николай Сергеев
Москвич
Критический фактор: почему авиаколлапс лета 2025 погубил российский средний класс
Елена Рузлева
Forbes
Разбор полетов: чем для акций «Аэрофлота» обернется атака хакеров и задержки рейсов
Антон Белый
Известия
Молодой по весу: в РФ разработали сверхлегкую ракету-носитель для запуска спутников
Герман Костринский, Екатерина Шокурова, Анна Балашова
РБК
Атака хакеров на «Аэрофлот»: сколько это может стоить компании

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer