Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Superjet постоит за деньги


22 апреля 2013 года Алина Черноиванова, Газета.ru


Минэкономразвития предлагает компенсировать авиакомпаниям издержки от эксплуатации SSJ-100. Объем субсидий может доходить до 1 млрд рублей в год, в 2013 году «Аэрофлот» и другие владельцы Sukhoi Superjet смогут рассчитывать на возврат около 10% стоимости лайнера. Абсурд, возмущены аналитики: инициатива противоречит принципам авиарынка и дает основания для юридических претензий со стороны других авиастроителей и перевозчиков.

Минэкономразвития предлагает субсидировать издержки авиаперевозчиков от эксплуатации SSJ-100, заявил замглавы ведомства Андрей Клепач на съезде авиапроизводителей России.

«По нашей оценке, и мы это обсуждали, нам уже на 2013—2014 годы понадобятся дополнительные средства, в том числе хотя бы для того, чтобы скомпенсировать те потери, которые несет «Аэрофлот» и другие авиаперевозчики»,

— сказал чиновник. «Может быть, нам нужно сделать отдельную субсидию авиапроизводителю для того, чтобы профинансировать те издержки, которые есть на опытном или первоначальном этапе использования новых российских самолетов авиаперевозчиками, — цитирует замминистра «Интерфакс». — Думаю, что мы в рамках этого бюджетного цикла (а это означает за 1—2 месяца) с Минпромторгом, корпорацией (Объединенной авиастроительной корпорацией. — «Газета.Ru»), с «Ильюшин Финанс» должны сформулировать конкретные предложения. Иначе опять все эти проблемы нас будут держать, фактически мешать самолетам встать на крыло и в дальнейшем».

Клепач уточнил, что на данный момент речь идет о компенсации издержек по эксплуатации Sukhoi SuperJet-100, а в перспективе субсидии могут распространиться на самолет МС-21. Объем возможных субсидий чиновник, ссылаясь на существующие оценки, определил в сумму до 1 млрд рублей в год.

Представитель Клепача не смог уточнить, кто именно может стать получателем таких субсидий — непосредственно авиакомпания-эксплуатант или авиапроизводитель. «Возможный механизм субсидий еще не проработан. Пока это идея только на уровне обсуждений», — пояснил он.

В парке российских авиаперевозчиков сейчас 12 самолетов SSJ-100 — десять у «Аэрофлота» и два у компании «Якутия». До конца 2013 года один SSJ-100 получит «Газпромавиа» и два самолета могут быть переданы авиакомпании «Московия» (контракт еще не подтвержден).

То есть возможная субсидия на каждый из 15 эксплуатируемых в 2013 году самолетов может доходить до 66 млн рублей ежегодно — это более $2 млн, или примерно 10% от стоимости SSJ-100.

Каталожная цена лайнера с января 2012 года — $35,4 млн в базовой версии и $36,2 млн в версии увеличенной дальности (такой самолет первой получит «Газпромавиа»). Но, судя по отчетности «Гражданских самолетов Сухого» (ГСС) по РСБУ за 2012 год, средняя цена проданных в 2012 году самолетов составила около $21,2 млн (годом ранее, когда началась поставка первых машин, их средняя цена составляла $18,3 млн). Средняя себестоимость производства SSJ-100 в 2012 году составила $28,8 млн (в 2011 году — $33,1 млн). Убыток от поставок SSJ снизился в сравнении с 2011 годом почти вдвое, но, пока серийное производство невелико, убыток фиксируется: в 2012 году он составил $7,6 млн на каждую машину.

Инициатива о новых субсидиях исходила не от ОАК, говорит источник в корпорации.

Издержки от эксплуатации SSJ-100 «Аэрофлот» до сих пор не раскрывал. У перевозчика есть множество претензий к качеству самолета: уровень исправности машины за первые полгода эксплуатации был почти вдвое ниже, чем в среднем по парку перевозчика, у компании были проблемы со своевременной поставкой запчастей и компонентов. В феврале 2013 года из-за сбоев в системе работы шасси и предкрылков SSJ-100 Росавиация на неделю приостанавливала эксплуатацию четырех самолетов «Аэрофлота». В марте 2013 года средний налет SSJ составил 129,35 часа (4,11 часа в сутки).

Оперативный комментарий «Аэрофлота» получить не удалось.

Оценить убытки от эксплуатации SSJ-100 «Аэрофлот» может, но проверить эти оценки и, главное, их обоснованность невозможно, считает замгендиректора инвесткомпании «Регион» Анатолий Ходоровский.

«Есть, например, недополученная прибыль от простоя самолета или от того, что он летел с неполной загрузкой, — рассуждает аналитик. — Но здесь могут быть вопросы к экономике самой компании: может, сам «Аэрофлот» использует машину экономически неэффективно. Даже в судах доказать недополученную прибыль крайне сложно». Есть и прямые убытки, продолжает Ходоровский, например, сколько потратила компания на ремонт, административные, лизинговые расходы, но и эти параметры спорны. «Насчитать можно все что угодно, но проверить такие расчеты крайне сложно», — говорит он.

«Авиапроизводителя субсидировать нельзя, это вне рамок ВТО, — напоминает главный редактор «Авиатранспортного обозрения» Алексей Синицкий. – Но по субсидированию услуг, в частности авиаперевозок, жестких ограничений по правилам ВТО нет, поэтому авиакомпании, осваивающие новый продукт и несущие из-за этого дополнительные издержки, могли бы рассчитывать на некую поддержку со стороны государства».

Но Синицкий предлагает детально проработать инициативу, прежде чем говорить о субсидиях.

«Может быть, все-таки стоит говорить о долгосрочных кредитах с минимальной процентной ставкой? — говорит эксперт. — То есть не просто дарить деньги авиакомпаниям, которые купили самолеты, а, например, если эксплуатируешь новые самолеты, отчитался о простоях, ремонтах и так далее — получи компенсацию со сроком возврата, например, 10 лет. Когда самолет начнет летать нормально и приносить прибыль, он эти деньги отработает. Тогда, наверное, был бы стимул и новую технику осваивать, и эффективность повышать».

Ходоровский уверен, что до отдельной строки в бюджете идея, предложенная Клепачом, не дойдет. Субсидии — это адресная дотация для пассажира, напоминает он. Сейчас российский бюджет субсидирует региональные авиаперевозки, стимулируя транспортную подвижность в социально значимом секторе экономики. «Кого будет субсидировать государство, компенсируя издержки эксплуатации SSJ-100? — удивлен аналитик. — Под видом поддержки авиапрома субсидии получит не пассажир на конкретном маршруте, а компания «Аэрофлот» в целом».

Он не может представить ситуацию, в которой Белый дом США выступил бы с инициативой компенсировать издержки компании United Air Lines за простой самолетов Boeing-787 Dreamliner. «Такие ситуации разрешаются в рамках рыночной процедуры, — говорит аналитик. — Перевозчик получает от производителя техническую поддержку, скидки на будущие заказы, штрафные выплаты и так далее. Если бы американский замминистра выступил с предложением покрыть убытки авиакомпаний от проблем с Boeing, Белый дом завалили бы исками».

Президент ОАК Михаил Погосян, комментируя журналистам на съезде инициативу с субсидиями, отметил, что «Аэрофлот», как стартовый заказчик, и так получил скидку, которая компенсирует издержки, связанные с вводом в эксплуатацию нового типа воздушного судна.



комментарии (3):

andrewsk      22/04/2013 [20:47:06]#1
Всё, что угодно - лишь бы деньги не шли в отечественные проекты ! ! !

grant      24/04/2013 [14:00:34]#2
А не проще ли производителю ещё один год провести доводку ВС на базе Жуковского и довести его до кондиции, а не испытывать терпение эксплуатантов и вытягивать субсидии.

Сашочек      24/04/2013 [17:48:07]#3
А не пора ли взглянуть на проблему с позиций, какая давно напрашивается?. А именно - получился ли сам проект таким каким он заявлялся:
- с параметрами лучше российских и мировых аналогов по весу, расходу топлива, экономичности в эксплуатации, технической готовности, безопасности и т.д.
- как чисто коммерческий (ну почти как чисто - всего 50 млн. долларов требовалось от государства),
- как должный появится в провозглашенные сроки, которыми компании (заказчики) должны были руководствоваться и строить свои планы,
- как семейство из самолетов на 60, 75, и 95 мест.

Не будем рассматривать остальные обещания ОАК, торженственно данные российскому руководству, авиационному сообществу и пассажирам перед получениям миллиардных средств из бюджета, посмотрим как выполнены эти.
Итак:

1. Ни один из заявленных параметров в созданном изделии не реализовван. Самолет перетяжелен и сравнялся по весу и расходу топлива даже с гораздо большим по функциональным возможностям самолетом - Ту-334. Техническая готовность разрекламированного первенца, созданного ОАК не выдерживает никакой критики - 10 процентов парка в авиакомпании Аэрофлот "дают" 40 процентов простоя. По этой причине ВСЕ первые поставленные в авиакомпании самолеты возвращаются ОАК! Невероятный случай в отечественной практике. ВСЕ (!) возвращаются...
2. Проект лишь на 25 процентов получился по инвестициям коммерческим - остальное прямые и завуалированные средства из госбюджета. А по возвратности средств - он абсолютно провальный. Ни одному инвестору средства не будут возвращены и неизвестно выйдет ли проект на операционную безубыточность.
3. Проект провалился по срокам реализации, несмотря на открытую ему "зеленную" улицу по всем направлениям. Даже ЦАГИ подыграло ему по срокам, но и это не спасло,
4 Где обещанное семейство Зин. Студентам первых курсов техникумов было известно, что взятый за базу 95-местный будет перетяжелен вовместимости на 60 мест - на 8 тонн в сухом весе (вот и вози их потом всю жизнь с собой), на 75-местном - на 5 тонн. А в обещанье дать семейство закрыли все остальные проекты.

Ну и, наконец, сейчас выясняется, что в год до миллиарда долларов нужно доплачивать авиакомпаниям за убытки от эксплуатации этого чуда ОАК. И сказал это не кто-нибудь, а МИНИСТР ГОСУДАРСТВА. Но ведь и эта мера может не помочь

Так сколько можно ОАКу возиться с этим "прорывным" во всех отношениях продуктом? Чем занят курирующий министр? Что думают более высокие начальники, их ведь так много...?













Материалы рубрики

Кирилл Фенин, Анастасия Костина
Известия
Встречный двигатель: РФ рассчитывает на скорое проведение консультаций с США
Артем Мостыканов, Мария Федорова
РБК
Как в России готовят специалистов гражданской беспилотной авиации
Андрей Коршунов
Известия
Алюминиевые образцы: ученые создадут из лома высокопрочные детали для самолетов

93.ru
На Кубани планируют возродить малую авиацию
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
Альтернатива Турции и ОАЭ: туроператоры ожидают всплеск спроса на отдых в Китае
Любовь Капустина
Российская газета
"Ангара" может прекратить полеты: кто может заменить компанию и скажется ли это на перевозках?
Наталия Ячменникова
Российская газета
С дроном на "ты". Университет гражданской авиации получил сертификаты летной годности на тяжелый беспилотник
Елена Сухорукова, Дарья Молоткова
РБК
У крупнейшего оператора duty free в Шереметьево сменился собственник



Иван Сало
РБК
МС-21: что это за самолет, его характеристики и роль в российской авиации
Валентина Аверьянова
Известия
На взлет: в России вводят новый авиационный сбор для пассажиров
Татьяна Копылова
Деловой Петербург
"Это очень критично": поможет ли новая станция метро аэропорту Пулково
Ирина Ионина
Известия
Летний под дых: кто компенсирует туристам расходы после транспортного коллапса
Ксения Ерохина
Деловой Петербург
Платят пассажиры: как новый сбор Минтранса повлияет на стоимость авиабилетов
Ярослав Солонин
Lenta.ru
«Я – последняя собака в космосе» 65 лет назад СССР запустил в космос Белку и Стрелку. Как это спасло жизнь Гагарину?
Валентина Аверьянова
Известия
Без барьеров: как авиация делает перелеты доступными для людей с РАС
Ольга Федорова
Московский Комсомолец
Над Аляской «закрыли небо»: что скрывается за мерами авиабезопасности саммита
Любовь Капустина
Российская газета
Это дорого, но эффективно: эксперты рассказали, как "мокрый" лизинг мог бы помочь авиаперевозчикам России
Сергей Прудников
Известия
Полет смысла: как будут развиваться российские гражданские дроны
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
В Смольном раскрыли детали испытаний беспилотников в Петербурге
Николай Сергеев
Москвич
Критический фактор: почему авиаколлапс лета 2025 погубил российский средний класс
Елена Рузлева
Forbes
Разбор полетов: чем для акций «Аэрофлота» обернется атака хакеров и задержки рейсов
Антон Белый
Известия
Молодой по весу: в РФ разработали сверхлегкую ракету-носитель для запуска спутников
Герман Костринский, Екатерина Шокурова, Анна Балашова
РБК
Атака хакеров на «Аэрофлот»: сколько это может стоить компании
Елена Балаян, Валерия Мишина, Яна Штурма, Валерий Кодачигов
Известия
Игра на вылет: на что рассчитывать пассажирам отмененных рейсов «Аэрофлота»
Егор Малков
Деловой Петербург
Сломать систему: как сбой "Аэрофлота" отзовётся на вылетах из Петербурга
Петр Канаев
РБК
Андрей Иванов заявил о работе по предотвращению банкротства «Домодедово»
Мария Недюк, Юлия Леонова
Известия
В дроновом режиме: на интеллектуальные беспилотники выделили 262,5 млн рублей
Екатерина Тропова
АТОР
Российские аэропорты закрывали более 260 раз с начала мая
Наталья Башлыкова, Яна Штурма, Виктор Синеок
Известия
Команда на слёт: интерес туристов к Геленджику подскочил вдвое перед открытием аэропорта
Полина Собакина
Известия
Аэропорт Геленджика открылся: как это повлияет на рост турпотока
Максим Манаев, Тимофей Волков, Федор Горбунов
Известия
Бремя ремонта: крейсер «Адмирал Кузнецов» могут сдать на металлолом
София Прохорчук, Владимир Гаврилов
Известия
Воздушные рамки: какие компенсации положены за отмену 485 рейсов
Екатерина Шокурова
РБК
ГЛОНАСС разработает стандарты кибербезопасности для дронов

РБК
Глава «России»: «Каждый 2-й рейс на SSJ100 — между Москвой и Петербургом»
Герман Костринский
РБК
«Россия» начала сравнивать российский и французский двигатели для SSJ-100
Алёна Алёша
Деловой Петербург
Регистрация улыбкой: Петербург узаконит биометрию в аэропортах
София Прохорчук, Ирина Ионина, Самира Сабирова
Известия
Задача на вылет: авиакомпании готовят вывозные рейсы с Ближнего Востока
Анастасия Николаева
Интерфакс
Новый космический проект: какие приоритетные направления выбрала Россия?
Ольга Ларина
Деловой Петербург
Зона турбулентности. Забастовки в Финляндии обрушили авиаперевозки
Иван Сало
РБК
Что такое Crew Dragon: история, миссия, полеты, список кораблей
Любовь Можаева
MASHNEWS
И внутри будет отечественное. Минпромторг решил потратить 4 млрд на начинку самолетов
Сергей Андрейкин
Деловой Петербург
Пулково опередил зарубежные аэропорты по внедрению биометрии
Любовь Можаева
MASHNEWS
С овальным фюзеляжем. На самолеты нового поколения Минпромторг потратит еще 13 млрд
Мария Недюк
Известия
Что указано пером: птицы помогут создать автономные системы навигации для дронов
Кирилл Фенин
Известия
Полетное создание: РФ и Сербия работают над запуском новых авиарейсов
Петр Канаев, Герман Костринский
РБК
Правкомиссия отказала крупнейшему аэропорту Камчатки в повышении тарифов
Евгений Берсенев
Свободная Пресса
Отлетались? Программа производства новых самолетов опять попала под нож
Андрей Коршунов, Юлия Леонова
Известия
Общий взлет: в РФ создали первую универсальную станцию внешнего управления дронами
Анастасия Львова
Эксперт
Дронов становится всё больше
Екатерина Шокурова
РБК
Эксперты разработали концепцию «цифрового неба России»

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgCAzLe
Транспортные услуги: http://perevozki.youdo.com/city/loaders/dlv/pogruzkiarazgruzka/, смотреть тут.
Автоперевозки: http://perevozki.youdo.com/city/materials/beton/mixer/, подробности здесь.
Услуги специалиста: https://youdo.com/auto/fuelsystem/cleaning/, смотреть тут.
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer