ООО «Синертек» было учреждено в 2005 году ФГУПом «НИИ космического приборостроения» (сейчас это ОАО «Российские космические системы», РКС) и двумя производителями оборудования для спутников: французской EADS Astrium SAS и германской Tesat Spacecom. Оборот компании в 2008 году, по данным СПАРК, достигал 62,7 млн рублей. Более свежих данных в открытом доступе нет — логично предположить, что оборот компании с тех пор принципиально не увеличивался, поскольку именно во второй половине нулевых шли наиболее интенсивные работы по воссозданию спутникового флота ГЛОНАСС. Через «Синертек» поставлялось бортовое оборудование для спутников «Глонасс М» и «Глонасс К», в частности, усилители мощности сигнала.
Первые претензии к деятельности «Синертека» появились в 2010 году; тогда ФНС предъявила РКС налоговых претензий на 277 млн рублей. МРИ ФНС № 48 в ходе проверок головного разработчика ГЛОНАСС за 2007–2008 годов выяснила, что значительную часть работ по госконтрактам РКС выполняли ЗАО «НПО космического приборостроения» и ООО «Синертек». В 2007 году эти компании освоили 37% госзаказа, а в 2008-м — 38%. Компании эти зарегистрированы по тому же адресу, что и РКС:- Москва, Авиамоторная, 53. Близкое соседство стимулировало тесную производственную кооперацию: «Синертек», по данным налоговиков, в 96% своих работ задействовало штатных сотрудников РКС.
В 2011 году на РКС была назначена проверка Роскосмоса, которая подтвердила данные ФНС. В тексте отчета (его копия есть в распоряжении «Известий») описана схема, с помощью которой, как утверждают проверяющие, РКС удавалось завышать стоимость выполняемых работ. В 2007–2010 годах, говорится в отчете, РКС распределяла заказы на выполнение работ в рамках ФЦП ГЛОНАСС по договорам между НПО КП и «Синертек». В указанный период на счета этих компаний было перечислено не менее 3,2 млрд рублей, говорится в отчете. В отчетах НПО КП и «Синертека» указано, что в этих фирмах трудились до 1,1 тыс. человек ежемесячно.
— Когда мы попросили показать нам помещения, где работали специалисты этих компаний, нам показали пространства, которые сложно назвать комнатами, скорее это шкафы или кладовые, очень маленькие и тесные помещения, — рассказал «Известиям» один из участников комиссии, проверявшей РКС. — В одном из помещений стоял стол с компьютером, другого оборудования мы не нашли.
По данным комиссии Роскосмоса, руководители РКС фактически являлись совладельцами НПО КП: в отчете указано, что в 2008 году одним из акционеров НПО КП было ЗАО «АСС СПЕЙС ТВ», среди учредителей которого были бывший гендиректор РКС Юрий Урличич (он также являлся генеральным конструктором системы ГЛОНАСС), его первый заместитель Иван Голуб, главный бухгалтер НПО КП Нина Родина и другие сотрудники РКС. Данные проверки Роскосмоса были переданы в МВД и легли в основу расследуемого сейчас дела.
По словам собеседника «Известий» в руководстве РКС, задержанных Владимира Полишкарова и Евгения Моторного нельзя считать создателями схем освоения бюджетных средств, для них больше подходит определение «исполнители». Владимир Полишкаров был советником у Юрия Урличича, его имя более нигде не упоминается. Евгений Моторный, по данным СПАРК, в настоящее время возглавляет ООО «Аэрокосмические проекты» (КОСПРО), учредителем которого сам же и является. Приведенные в СПАРК телефоны КОСПРО не отвечают.
В сообщении МВД упоминается исследовательская работа, якобы выполненная за бюджетные деньги. По словам источника «Известий» в Роскосмосе, речь идет о самой популярной схеме освоения бюджетов НИОКР, используемой в космической и оборонной промышленности.
— Схема родилась в середине 1990-х, когда в военных институтах и оборонных ФГУПах были мизерные зарплаты, — рассказал источник в Роскосмосе. — Специфика НИОКР в том, что на выходе ожидается не что-то материальное, а некий результат творческой работы, о которой только сам производитель знает правду до конца. Люди из госорганизации создают малое предприятие, которое выполняет часть НИОКР, и за это сотрудники получают дополнительные деньги. Крупные предприятия оборонки и космоса за два последних десятилетия обросли сотнями таких «карманных» контор. Сегодня схема эта приняла гипертрофированые масштабы — с ее помощью осваивается до 50% бюджетов НИОКР.
Прецеденты расследований таких дел уже есть. В мае 2010 года Московский гарнизонный военный суд признал виновными бывшего начальника 29-го НИИ Минобороны Николая Конона и двух его коллег. Схема, которую использовали осужденные, очень напоминает ту, которую обнаружили в РКС. Конон и его подельники составили 15 соглашений на выполнение научно-исследовательских работ с временными трудовыми коллективами. По документам было привлечено более 100 специалистов, которым якобы заплатили 5 млн руб. При этом сами сотрудники не знали, что помимо основной работы делают еще какую-то халтуру. В итоге Николай Конон получил семь лет колонии общего режима, его коллегам дали пять лет и 1,2 года.
Аналитик компании «Инвесткафе» Тимур Нигматуллин считает, что новые уголовные дела отрицательно скажутся на инвестиционном климате, так как в дело вовлечены, пусть и косвенно, именитые иностранные компании.
— Задержания в «Синертеке» — логичное продолжение реакции властей на неудачи в космической отрасли. Однако, на мой взгляд, коррупция является скорее следствием закрытости отрасли и ее общей неэффективности, — отмечает он.
В Tesat оперативно прокомментировать ситуацию не смогли. Официальный представитель EADS Род Стоун заявил «Известиям», что его компания не будет комментировать сотрудничество с РКС и «Синертек» до официального завершения следственных процедур.