Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Суверенная авиация: когда в России появятся лоукостеры


23 мая 2013 года Анастасия Дагаева, Forbes


К концу 2014 года в России может появиться первый аэропорт для бюджетных авиакомпаний — это «Ермолино» в Калужской области. Базовым перевозчиком определен «Ютэйр». Впрочем, «Ютэйр» не собирается создавать отдельную низкобюджетную «дочку» — low cost технологии будут внедряться в основной бизнес, пояснил гендиректор авиакомпании Андрей Мартиросов. Например, летом перевозчик получит 20 самолетов Airbus 321 с салоном на 220 кресел в эконом-комплектации. Самолеты начнут летать на существующих внутренних маршрутах «Ютэйра». По словам Мартиросова, многие крупнейшие авиакомпании мира пытаются быть во всех сегментах авиарынка, иначе они теряют и пассажиров, и деньги. Так, Air France запустила региональную компанию-дискаунтер Hop!, у Lufthansa давно существует Germanwings, а British Airways и Iberia после объединения купили испанскую Vueling.

Тема низкобюджетных перевозчиков заставила меня вспомнить историю моего приятеля. Как-то он познакомился с девушкой из Ростова-на-Дону, влюбился и стал каждую неделю летать в этот город на «Авианове». А потом что-то случилось —  они расстались. «Перестал летать я, а позднее — «Авианова». Я ее и разорил. Зачем еще в Ростов и в другие российские города мотаться так часто, если не по любовным делам?» — шутит приятель. Возможно, своей шуткой он сформулировал главную причину неудач наших лоукостеров: мало что заставляет летать в пределах России.

В стране уже было два лоукостера — Sky Express и вышеупомянутая «Авианова». Каждый просуществовал около трех лет, а потом обанкротился. На вопрос «Кто виноват?» имеется развернутый ответ: дорогая аэропортовая инфраструктура, устаревшие законы (нет нормы о «невозвратных билетах», пилоты-нерезиденты не могут работать в российских авиакомпаниях и пр.), высокие таможенные пошлины на иностранные самолеты, наконец, коррупционная составляющая.

Почти все эти проблемы в конце 2012 года перечислил гендиректор «Аэрофлота» Виталий Савельев президенту России Владимиру Путину, когда тот поинтересовался, а как обстоят дела с созданием лоукостера. О планах «Аэрофлота» запустить низкобюджетную «дочку» известно с лета 2010 года, это прописано в стратегии перевозчика. Вот только обстоятельства пока не те, как будут те самые — сразу и появится дискаунтер, уверяют в «Аэрофлоте». С момента встречи Савельева и Путина прошло больше полугода, а заметных сдвигов не произошло. Возможно, и не сдвинется ничего. Для чиновников лоукостер — перевозчик с дешевыми билетами. По такому признаку любую авиакомпанию в низкий сезон можно назвать лоукостером. Вообще же это финансовая модель, в основе которой лежат низкие затраты и возможности как можно больше заработать на пассажирах, кроме продажи билета (плата за багаж, питание и пр.).

А чтобы зарабатывать (не обдирать!), их должно быть много. Вот такая незамысловатая логика.

Собственно, на объемы и рассчитывали Sky Express с «Авиановой», когда выходили на российский рынок с дерзкой рекламой и неприлично низкими тарифами — 500 и 250 рублей. Обе компании на первых порах довольно быстро набирали пассажиропоток, но, едва добравшись до 1,5 млн человек, беспомощно провисали. «И даже когда мы практически за копейки раздавали билеты — были такие акции — спрос оказывался низким. Мы набирали 40-50 человек из 130 необходимых. Люди просто не хотели летать», — признается бывший менеджер Sky Express. В России нет привычки путешествовать по стране: внутренний туризм практически отсутствует; в гости друг к другу люди ездят нечасто, предпочитая поезд или автомобиль; малый и средний бизнес недоразвиты.

И понятно, что самый активный трафик между Москвой и крупными региональными центрами; на него приходится более 80% пассажиропотока внутри страны. Но уровень мобильности населения в регионах в разы ниже. Россияне гораздо больше любят летать в другие страны. И эта любовь лишь усиливается. По данным Росавиации, в 2012 году российские авиакомпании перевезли 74,4 млн человек; из них 32 млн побывали за границей, по сравнению с 2011 годом количество путешественников выросло на 22,3%. На внутренний рынок приходится 35,4 млн пассажиров, однако темпы роста гораздо скромнее — 8%.

В I квартале 2013 года уже очевидный перевес в пользу международных поездок.

Из общего пассажиропотока в 15,7 млн человек за границей побывало 8,2 млн (+ 26% к аналогичному периоду 2012 года). Оставшиеся 7,5 млн летали по стране (+ 10%). И этому есть объяснение. Путевка в санаторий Тверской области с ненавязчивым — еще с советских времен — сервисом стоит 15 000 рублей за неделю, без учета лечебных процедур. Примерно такая же цена турпакета all inclusive в Турцию. Тем более что сейчас улететь в дальние края можно напрямую из регионов: открыты маршруты Краснодар — Стамбул, Махачкала — Анталия, Воронеж — Афины, Волгоград — Барселона, Калининград — Копенгаген, Сочи — Лондон и пр. Неслучайно Sky Express и «Авианова» очень хотели попасть именно на международные направления. Но им еле-еле удалось запустить небольшие чартерные программы. Выжить это не помогло.

Иностранные лоукостеры доминируют как раз на родных авиарынках. Годовой пассажиропоток американского дискаунтера Southwest Airlines составляет 110,5 млн человек, европейских Ryanair и easyJet — 76,4 млн и 42 млн соответственно, бразильской Gol Airlines — 32,9 млн. Они входят в десятку крупнейших авиакомпаний мира.

И живут перевозчики далеко не в райских условиях. Во всех странах госконтроль в области авиации жесткий, аэропортовые услуги дороги, конкуренция высока. Чего стоит возмущение гендиректора Ryanair Майкла О'Лири в адрес чиновников и владельцев аэропортов, когда его спросили: когда же подешевеют авиабилеты? «Это зависит от многих вещей. Например, нужно избавиться от авиационного надзора Еurocontrol с его десятками филиалов. Одной какой-нибудь точки было бы для него вполне достаточно. На стоимости авиабилетов сказываются и большие издержки на содержание инфраструктуры аэропортов», — перечислят О'Лири. Нужно быть проще, считает менеджер. Например, не отбирать у пассажиров багаж. Аэропорты смогут сэкономить на лентах транспортеров и на содержании специальных отделов, которые занимаются потерянным багажом. Вместо специальных «рукавов» входить и выходить из самолета можно и по лестницам.

В общем, аэропортам есть чему поучиться у продовольственных дискаунтеров.  

О'Лири и с пассажирами не церемонится, собираясь вводить плату за пользование туалетом на борту, а также всерьез раздумывая над стоячими местами (как, интересно, на это отреагировали бы россияне?). И тем не менее темпы роста Ryanair впечатляющие: через несколько лет компания планирует перевезти 100 млн человек.  

А что же у нас? С одной стороны, есть аргументы «за»: обширные территории; прогнозы развития авиарынка — в ближайшие пять лет он удвоится; более высокая маржа дискаунтеров по сравнению с традиционными перевозчиками. Есть и желающие начать очередной проект: кроме «Аэрофлота» — венгерская компания Wizzair. С другой — все тот же вопрос, а так ли нужно россиянам летать по родной стране? «В России для лоукостеров, как и демократии, все вроде есть, но что-то не созреет ни одно, ни другое», — заметил один общественный деятель. Была попытка строить суверенную демократию, сейчас нечто похожее наблюдается и в авиаперевозках. Государство создает а-ля лоукостера за счет бюджета: 600 млн рублей получит пять авиакомпаний, которые будут возить пассажиров между городами Приволжского федерального округа по сносным тарифам.
 



комментарии (3):

АвиаторЪ      26/05/2013 [21:43:56]#1
Какая нафиг "суверенная авиация", когда даже национальный перевозчик летает на иномарках?

alexvaleri      27/05/2013 [12:37:31]#2
Я ради любопытства сравнил цены (на 1 человека, билет туда-обратно, цена в литовских Литах, лень переводить)
1. Рейс Вильнюс-Москва-Вильнюс (Аэрофлот) в пути 1, 25час - 709 Lt
2. Рейс Вильнюс-Лондон-Вильнюс, в пути 2, 40 час - 520 Lt (от 280 LT - я с женой летал весной ещё дешевле)
(100 русских рублей - 8, 5 Литов)

HZ66      29/05/2013 [12:27:15]#3
Ответ - никогда.













Материалы рубрики

София Прохорчук, Ирина Ионина, Самира Сабирова
Известия
Задача на вылет: авиакомпании готовят вывозные рейсы с Ближнего Востока
Анастасия Николаева
Интерфакс
Новый космический проект: какие приоритетные направления выбрала Россия?
Ольга Ларина
Деловой Петербург
Зона турбулентности. Забастовки в Финляндии обрушили авиаперевозки
Иван Сало
РБК
Что такое Crew Dragon: история, миссия, полеты, список кораблей
Любовь Можаева
MASHNEWS
И внутри будет отечественное. Минпромторг решил потратить 4 млрд на начинку самолетов
Сергей Андрейкин
Деловой Петербург
Пулково опередил зарубежные аэропорты по внедрению биометрии
Любовь Можаева
MASHNEWS
С овальным фюзеляжем. На самолеты нового поколения Минпромторг потратит еще 13 млрд
Мария Недюк
Известия
Что указано пером: птицы помогут создать автономные системы навигации для дронов



Кирилл Фенин
Известия
Полетное создание: РФ и Сербия работают над запуском новых авиарейсов
Петр Канаев, Герман Костринский
РБК
Правкомиссия отказала крупнейшему аэропорту Камчатки в повышении тарифов
Евгений Берсенев
Свободная Пресса
Отлетались? Программа производства новых самолетов опять попала под нож
Андрей Коршунов, Юлия Леонова
Известия
Общий взлет: в РФ создали первую универсальную станцию внешнего управления дронами
Анастасия Львова
Эксперт
Дронов становится всё больше
Екатерина Шокурова
РБК
Эксперты разработали концепцию «цифрового неба России»
Мария Фролова
Известия
Лишние пассажиры: в Минтрансе предложили ввести овербукинг на частых рейсах
Ксения Власова
ИрСити
«Это чудо — потомки оценят». Авиаэксперт объяснил, полетит ли МС-21 в 2026 году на самом деле
Наталия Ячменникова
Российская газета
Медсестра, буфетчица и кладовщица: Кем были первые стюардессы в мире и России
Владимир Гаврилов
Известия
Все в сад: основой беспилотной авиации станут агродроны
Тимур Алиев (Махачкала), Гульназира Ишбердина (Уфа), Олег Корякин (Казань), Юлия Потапова (Кемерово), Мария Соловьева (Элиста), Ирина Троценко (Дальний Восток)
Российская газета
Какие новые аэропорты были открыты в городах России за последние годы. А какие были модернизированы
Ева Акимова
РБК
Познакомьтесь с первой в мире женщиной — пилотом вертолета «Ансат». Санитарная авиация в России отмечает 100 лет с момента создания
Роман Крецул, Богдан Степовой
Известия
Будет полк: в ВМФ создают морские части беспилотных систем
Анастасия Львова
Эксперт
Отстающим помогут справиться с управлением
Анна Героева
Известия
Мы будем водить самолеты: как тренируют российских пилотов
Герман Костринский, Дарья Молоткова
РБК
Минпромторг закажет разработку перспективных самолетов
Екатерина Тропова
АТОР
Отмены и задержки рейсов повлияли на планы не менее 60 тысяч пассажиров
Андрей Коршунов
Известия
Стройный скан: в России создают самую точную 3D-модель Луны и Марса
Андрей Коршунов
Известия
Задать модуль: российские аппараты могут быть первыми на Северном полюсе Луны
Анастасия Николаева
Интерфакс
Полетное задание выполнено: частично импортозамещенный МС-21 поднялся в небо
Владимир Гаврилов Станислав Федоров
Известия
Вот Хургада: AlMasria Airlines сократила полетную программу из РФ на курорты Египта
Владимир Гаврилов
Известия
Билетное па: выплаты пассажирам за овербукинг хотят сделать обязательными
Андрей Коршунов
Известия
Спрей для дела: новые российские двигатели доставят на Луну наноспутники
Михаил Захаров
Монокль
Boeing заходит на Россию
Надежда Сарапина
РИА Новости
"Расхлебывать придется годами". Китай больно щелкнул США по носу
Екатерина Хамова
Известия
Взвинченным темпом: РФ и Колумбия не договорились по ремонту Ми-17
Захар Максимов
ВГУДОК
РЖД и Аэрофлот охладеют к пассажирам
Айгуль Абдуллина, Александра Мерцалова
Коммерсант
В Сухум подлетают с вопросами
Андрей Коршунов
Известия
Внеземное притяжение: космическая обсерватория займется поиском жизни во Вселенной
Андрей Коршунов
Известия
Спутник с жизнью: мыши и мухи помогут подготовить человека к полетам на Луну и Марс
Дмитрий Литвинов
Парламентская газета
В Росавиации оценили идею доставлять товары из Китая беспилотниками
Кирилл Фенин, Алена Нефедова, Владимир Гаврилов
Известия
Подставили на крыло: в США удерживают закупленные РФ авиазапчасти на $500 млн
Ксения Власова
ИрСити
«Вполне реально завершить эту программу». Авиаэксперт оценил, сколько МС-21 получат авиакомпании в 2026 году
Дарья Молоткова, Елена Сухорукова, при участии Анна Захарова
РБК
Немецкий оператор duty free вышел из бизнеса в Шереметьево и Домодедово
Юлия Леонова
Известия
Беспилотный урок: в России начали обучать сборке БПЛА школьников и студентов
Мария Недюк, Юлия Леонова
Известия
Полетный проект: названы самые перспективные разработки беспилотных авиасистем
Дмитрий Плотников
Pravda.Ru
Проект Як-242: несостоявшийся конкурент самолётов Ту-204 и МС-21
Андрей Коршунов
Известия
Сдвиг по базе: в России создали универсальный двигатель для беспилотников
Александра Веснина
Национальная Служба Новостей (НСН)
«Взвинтит цены»: К чему приведет исправление данных в невозвратных авиабилетах
Айгуль Абдуллина
Коммерсантъ
Тяните билет. Потенциальным пассажирам предложено дать время передумать при покупке
Ксения Власова
«Ирсити.ру»
«Самолетов уже сейчас не хватает». Авиаэксперты оценили, когда перевозчики начнут летать на отечественных МС-21
Михаил Грачев
MASHNEWS
Полетят, но позже. Почему российская авиация хронически отстает от обещаний

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer