Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Роскосмос отложил экспедицию к Луне на 10 лет


23 мая 2013 года Иван Чеберко, Известия


Российское космическое агентство опубликовало «Основы государственной политики РФ в области космической деятельности на период до 2030 года и дальнейшую перспективу». Владимир Путин подписал этот документ еще 19 апреля, сделав его своего рода конституцией космической отрасли на ближайшие 17 лет.

Главный сюрприз «Основ» — сроки реализации лунной программы, подразумевающей сначала облет Луны на пилотируемом корабле, а затем и высадку на поверхность спутника Земли. В прошлом году освоение Луны было названо главной целью развития отечественной космонавтики, под лунную экспедицию по настоянию Роскосмоса был доработан проект перспективного транспортного корабля. Подразумевалось, что работы над лунным проектом начинаются прямо сейчас, а на практике он будет осуществлен в 2020-х годах.

Это отражено во многих документах. Например, в проекте Стратегии развития космической деятельности до 2030 года (представлен Роскосмосом в правительство в марте прошлого года) говорилось об «осуществлении пилотируемого облета Луны с последующей высадкой космонавтов на ее поверхность и возвращением их на Землю» в период 2020–2030 годов. А после 2030 года планировалось «развертывание на Луне постоянно действующих станций и научных лабораторий». В еще одном документе Роскосмоса — Концепции развития средств выведения космических аппаратов на период до 2030 года (направлена в правительство летом прошлого года) — говорится, что разработка сверхтяжелой ракеты будет вестись в период 2021–2025 годов, с тем чтобы «осуществить к 2028 году полет пилотируемого корабля нового поколения к Луне».

В опубликованном тексте «Основ государственной политики» приведен совсем иной временной график. По нему необходимый для пилотируемой экспедиции носитель сверхтяжелого класса начнет эксплуатироваться на космодроме Восточный уже после 2030 года. До этой даты на Восточном планируется «создание объектов пускового минимума космического ракетного комплекса сверхтяжелого класса».

— Приведенные в документе сроки будут соблюдаться в точности, — отметил первый замруководителя Роскосмоса Олег Фролов. — Конкретные сроки облета Луны будут ясны, когда будет принято решение о создании носителя сверхтяжелого класса.

По словам президента РКК «Энергия» Виталия Лопоты, он впервые узнал о сдвиге сроков экспедиций к Луне 12 апреля на совещании по перспективам космонавтики в Благовещенске — его проводил Владимир Путин.

— Меня текст документа озадачил, — говорит Лопота, — наше мнение при его составлении не учитывалось. Но в любом случае удивляет, что новый пилотируемый корабль, приспособленный под лунные задачи, нам поручено создать к 2020 году. А носитель для него будет создан спустя много лет.

Текст «Основ государственной политики» готовился головным научным предприятием Роскосмоса — ЦНИИМАШем. Заместитель гендиректора ЦНИИМАШа Анатолий Головко пояснил «Известиям», что составители документа старались найти баланс возможностей и потребностей.

— С этой точки зрения период за 2030 годом представляется оптимальным. Важно, чтобы не повторилась история с ракетой-носителем «Энергия», когда была создана блестящая машина, но задач под нее не было, — подчеркнул он. — К тому же новый пилотируемый корабль создается не только для полетов к Луне, у него могут быть и другие задачи, решение которых не требует носителя сверхтяжелого класса.

По мнению научного руководителя Института космической политики Ивана Моисеева, приведенные в «Основах государственной политики» даты выглядят оптимистично даже с учетом более позднего полета к Луне.

— На сегодня главная задача — привести в порядок промышленность. Пока мы этого не сделаем, все планы будут висеть на волоске и их реализация будет откладываться, а старты переноситься. Так же как у нас сейчас всё переносится бесконечно. Если смотреть на вещи без розовых очков, то понятно, что наша промышленность сегодня не готова даже подойти к созданию тяжелого носителя. Сколько уже лет делают «Ангару» — и всё переносят первый старт. Регулярные переносы — это тоже недостаток технологий. На этом фоне говорить о сверхтяжелом классе смешно, поскольку речь должна идти о создании новой ракеты с нуля. «Ангара» базируется на прежних заделах — и всё равно ее 20 лет делают. А сверхтяжелый носитель с нуля за 15 лет точно сделать не успеют.

Николай Паничкин, исполняющий обязанности гендиректора ЦНИИМАШа, пояснил, что сейчас идет подготовка исходных данных для системного проекта по свертяжелому носителю, в 2014 году будет начат аванпроект. По его итогам будет разработано техническое задание, на основе которого победитель конкурса будет готовить эскизный проект.

На первом этапе это будет носитель, способный выводить 80–85 т. Дальше он будет трансформироваться до 130–180 т, это уже параметры для экспедиции на Марс. Если говорить про экспедиции к Луне, то могут рассматриваться два сценария: для облета Луны достаточно одного пуска с помощью сверхтяжелого носителя, а для обеспечения экспедиции с посадкой на Луну может быть задействована двухпусковая схема — каждый выведет по 80–85 т полезной нагрузки.
 




комментарии (0):













Материалы рубрики

Евгения Бородина
Известия
Взлет заглушаю: что облегчит длинный перелет
Юлия Леонова, Владимир Матвеев
Известия
Первый в классе: спущен на воду учебный корабль для вертолетчиков
Наталья Башлыкова, Максим Талавринов
Известия
Экономь-класс: ФАС попросили проверить рост стоимости авиабилетов
София Прохорчук, Яна Штурма
Известия
Раздор полетов: почему пассажиры «Аэрофлота» не попали на рейсы
Анастасия Морозова
Forbes
Bloomberg узнал о сложностях с покупкой Boeing своей бывшей «дочки» Spirit
Валерия Лобко
Российская газета
Взглянуть в небо: Регионы оценят по уровню развития беспилотников
Татьяна Серебрякова
HotLine.travel
Может ли скандал вокруг Turkish Airlines привести к ограничению рейсов в Россию
Яна Штурма, Ксения Набаткина, Валерия Мишина
Известия
Владивосточное время: куда полетят россияне этим летом



Анастасия Львова, Герман Костринский
РБК
Первый аэропорт в Карачаево-Черкесии построят «Аэропорты регионов»
Алексей Михайлов, Андрей Федоров, Роман Крецул
Известия
«Кинжальная» дистанция: носитель гиперзвука получил стратегическую дальность
Наталия Эфендиева
Деловой Петербург
Бороздят просторы Вселенной: необычное кино о космосе
Алексей Михайлов, Андрей Федоров, Владимир Матвеев
Известия
Поставили «Форпост»: за Камчаткой и Севморпутем присмотрят беспилотники
Анастасия Львова
РБК
Минтранс поручил усилить меры по защите аэропортов от атак дронов
Мария Сергеева (Республика Саха)
Российская газета
Почти половину аэропортов Якутии модернизируют благодаря нацпроекту
Андрей Коршунов
Известия
На счет три: российская ракета «Ангара» впервые стартовала с Восточного
Анастасия Львова
РБК
Госкорпорация по аэронавигации вышла в прибыль после трех лет убытков
Максим Талавринов
Известия
Полетели: Росавиация попросила уволить топ-менеджеров «Уральских авиалиний»
Валентин Логинов
Известия
Ход и следствие: Польша меняет подход к смоленской авиакатастрофе
Илья Словесный
Деловой Петербург
Копайте глубже: Петербургу помогут построить метро до Пулково
Брэндон Вейхерт (Brandon Weichert)
ИноСМИ, The National Interest
Почему МиГ-21 до сих пор в почете у военных?
Андрей Коршунов
Известия
Космическая вязь: металлоткани свяжут Землю с другими планетами
Роман Гусаров
NEWS.ru
Новый самолет Ил-114-300: каким будет наследник легендарного Ан-24

РБК
Как S7 Airlines и ORS за 13 часов поменяли систему бронирования
Анастасия Николаева
Интерфакс
Россия и космос: последние достижения, история и интересные факты
Елена Савельева
РИА Новости
Не остаться в пролете: Запад испугался за свои самолеты из-за России
Максим Талавринов, Наталья Башлыкова
Известия
Рейс и навсегда: авиакомпаниям могут запретить аннулирование обратных билетов

Ростех
Сергей Ильюшин: «Лучше всего поют о конструкторе самолеты»
Алексей Анпилогов
Взгляд
Новый двигатель возвращает России турбовинтовую региональную авиацию
Егор Кулаков
Деловой Петербург
Петербург постепенно обретает статус столицы беспилотных систем
Наталья Ильина
Известия
Авианажим: мошенники прикидываются сотрудниками банков в аэропортах
Анастасия Львова
РБК
Ространснадзор решил перевести проверки авиакомпаний «на цифру»
Илья Максимов
Российская газета
Три российских самолета вошли в топ истребителей с самыми мощными двигателями

Ростех
Пять поколений истребительной авиации
Андрей Коршунов
Известия
Ближний сбой: какие проблемы вскрыла отмена пуска «Союз МС-5»
Игорь Кармазин
Известия
Небо открывается: первая белорусская космонавтка полетит на МКС
Алексей Михайлов, Андрей Федоров, Владимир Матвеев
Известия
Прицелы и средства: летчиков ВМФ научат борьбе с дронами
Григорий Колпаков
Интерфакс
Управление беспилотниками: виды, подготовка пилотов, востребованность профессии
Андрей Коршунов, Мария Недюк
Известия
Ступени развития: к чему приведет потеря ракеты Starship во время испытаний
Валерий Кодачигов, Максим Талавринов
Известия
Пролет нормальный: операторы дронов смогут общаться с экипажами самолетов
Илья Словесный
Деловой Петербург
Рейс задержан: сроки импортозамещения самолётов в России сдвинулись
Андрей Кузмак
Известия
Винительный падёж: Boeing оказался под огнем критики
Алексей Михайлов, Роман Крецул, Андрей Федоров
Известия
Расправить сети: запущена программа ремонта военных аэродромов
Роман Гусаров
NEWS.ru
Минобороны России получит новый самолет Ил-212: что о нем известно
Андрей Коршунов
Известия
Просто в космос: как Юрия Гагарина готовили к полету на Луну
Наталья Пономарева
Интерфакс
Отмена полета. Что делать пассажирам при задержке авиарейса?
Максим Талавринов, Наталья Башлыкова
Известия
Дебошире круг: с самолетов в РФ стали снимать больше деструктивных пассажиров
Евгений Берсенев
Свободная Пресса
Небесный тихоход: МС-21 ждет нелегкая судьба
Анастасия Львова, Валентина Шварцман
РБК
У российских вертолетчиков вскоре истекут все контракты с ООН
Анастасия Львова
РБК
ОАК сдвинула сроки поставок новых гражданских самолетов
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
Леса просят дронов. Авиалесоохрана ищет деньги на закупку БАС

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer