По словам Николая Рябикова, Главное управление архитектуры и градостроительства Московской области обратилось в институт с просьбой оценить предложение, поступившее от Шереметьево. Задача аэропорта — разгрузить Щереметьевское шоссе. Сейчас его используют не только автомобилисты, спешащие на рейс, но и жители многих населенных пунктов области, в частности Лобни, которые добираются таким образом до столицы. Ранее, как рассказал Николай Рябиков, аэропорт предлагал «западный обход» Лобни — трассу, которая прошла бы от железнодорожной станции Луговая к Перепечинскому кладбищу и далее проследовала бы по существующему маршруту через поселки Лунево и Пикино к Ленинградскому шоссе.
— Трасса должна пройти между кладбищем и воинской частью, которая располагается в 40 м от него, — назвал Рябиков слабое место этого решения.
Предложение, по словам главного инженера, остается в силе: окончательного решения по нему нет. Однако новое предложение аэропорта — прокладка трассы на юге — кажется институту более перспективным, в том числе потому, что эта дорога сможет пропускать 90 тыс. автомобилей в сутки, в то время как северный вариант — только 30 тыс. Южная дорога должна соединить Дмитровку и Ленинградку и пройдет в том числе через железнодорожный переезд «Хлебниково», кварталы Химок «Клязьма» и «Яковлево», под строящейся платной дорогой Москва–Санкт-Петербург.
По словам Николая Рябикова, у этого решения также есть недостатки. Главный из них заключается в том, что снести, скорее всего, придется жилые дома и промышленные объекты. Сколько именно, станет ясно в ходе детального анализа ситуации. Всего оба квартала включают в себя более 250 домов.
— Дорога, которую предлагает Шереметьево, делает два поворота под углом 90 градусов, но для шестиполосной трассы это неудобно, — отметил главный инженер. — К тому же она должна пройти под строящейся платной дорогой Москва–Петербург.
По словам Николая Рябикова, «южное» предложение Шереметьево в целом может быть признано жизнеспособным, однако, вероятно, потребуется дальнейшая проработка и частичное изменение. Как подчеркнул Рябиков, без сноса жилья обойтись в любом случае вряд ли удастся.
— Транспортная проблема этой территории со временем не только не решается, но, наоборот, усугубляется из-за того, что здесь идет активная застройка, — пояснил Николай Рябиков. — И единственный путь, который можно предложить, — это снос. Стоимость обоих вариантов, по его словам, оценить пока трудно, так как не определены точный маршрут прохождения трасс и число сносимых строений.
В пресс-службе аэропорта отметили, что в разработанном проекте «нет предложений по сносу и переносу населенных пунктов и промышленных объектов».
— Предложение Шереметьево поможет решить транспортные проблемы, которые периодически возникают из-за перегруженности дорог, проходящих по границам аэродрома, — рассказали в пресс-службе. — Фактически эти дороги предназначены для перемещения пассажиров и персонала между секторами аэропорта. Сейчас они интенсивно используются транзитным грузовым транспортном и жителями области, которым нужно выехать на Ленинградское и Дмитровское шоссе.
— Любая трасса в Подмосковье принесет транспортную пользу, потому что сейчас у нас дефицит дорожной сети, — отметил научный руководитель НИИ транспорта и дорожного хозяйства Михаил Блинкин. — Сети вокруг больших городов в Европе или Америке в разы больше, чем вокруг Москвы. Но кардинально транспортную проблему новая связка не решит. Облегчив путь к Ленинградке, мы не сделаем движение по самой Ленинградке, которая долго стоит, быстрее. Таким образом, пробив головой стену, мы окажемся в соседней камере. К тому же пропускная способность в 90 тыс. автомобилей в сутки кажется со стороны неправдоподобно грандиозной. Нужно взвесить пользу, которую принесет дорога, и проблемы, с которыми может столкнуться местное население в связи с прохождением магистрали через жилую застройку, иначе мы опять получим грандиозный скандал.
Экоактивист Евгения Чирикова предполагает, что борьба за сохранение кварталов «Клязьма» и «Яковлево» может быть еще сильнее, чем за Химкинский лес, по которому пройдет платная трасса Москва–Петербург.
— В основном это старые дачные места, — рассказала Евгения Чирикова. — Многие люди, особенно пенсионеры, переселились туда на постоянное жительство. Когда перемены касаются образа жизни человека и его частной собственности, протест всегда силен. Я думаю, ситуация может напоминать протесты в Южном Бутово, когда район был отдан под высотную застройку.
— Если сносят кварталы, конфликты практически неизбежны, — отметил, в свою очередь, вице-президент Центра политических технологий Алексей Макаркин. — Но в сентябре в Московской области будут губернаторские выборы, и, думаю, областное правительство будет с большой осторожностью относиться к подобным инициативам.