Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Кто здесь заправляет?


7 мая 2013 года Елена Шмелева, Российская газета


Анатолий Голомолзин, заместитель руководителя ФАС России Федеральная антимонопольная служба планирует внести в правительство проект постановления о конкуренции топливо-заправочных комплексов в аэропортах-миллионниках. Речь идет о том, чтобы продолжить работу по развитию конкуренции в сфере аэропортового обслуживания. В 2009 году были приняты правила недискриминационного доступа, которые определили возможность развития конкуренции в этой сфере. И с тех пор эти процессы начали достаточно активно развиваться.

Для того чтобы закрепить эту тенденцию, мы подготовили поправки, которые устанавливают дальнейшее развитие конкуренции и детализируют вопросы обеспечения доступа к услугам, которые оказываются с использованием объектов инфраструктуры в аэропортах. А также по отдельным направлениям, в частности по топливозаправочным комплексам. Поскольку топливо оказывает наиболее существенное влияние на расходы авиакомпаний, то этот вопрос находится в фокусе нашего внимания.

В постановлении говорится, что в крупных аэропортах, обслуживающих более 1 млн пассажиров, должно присутствовать как минимум два альтернативных ТЗК. А в аэропортах с пропускной способностью более 5 млн - три ТЗК. Это позволяет войти на рынок новым участникам, обеспечить возможность выбора для авиакомпаний.

Сегодня уже в 26 аэропортах присутствуют альтернативные ТЗК. Анализ показывает, что в этих аэропортах ценовая ситуация в целом стабилизировалась, тогда как в аэропортах с одним ТЗК отмечается рост цен на эти услуги. Причем в более чем половине случаев для того чтобы альтернативные ТЗК появились, потребовалось вмешательство ФАС. Это либо рассмотрение дел о нарушении антимонопольного законодательства, либо вынесение предупреждений, либо выставление требований при рассмотрении крупных сделок слияний и приобретений. Наша задача сделать так, чтобы это работало в значительной степени в автоматическом режиме. Должна быть благоприятная бизнес-среда в аэропортах. И мы рассчитываем, что с принятием этого постановления мы закрепим положительные тенденции, которые нам удалось достичь в авиации.

В 2007 году по инициативе ФАС был сделан режим "открытого неба" в России путем отмены квотирования на маршрутах в процессе лицензирования. В 2008 году начали работать на повышение конкуренции в сфере авиаперевозок в СНГ, когда Совет глав правительств СНГ утвердил доклад Штаба по проведению совместных расследований в СНГ и Совета по согласованной антимонопольной политике стран СНГ по развитию конкуренции на рынке авиаперевозок СНГ.

В 2009 году были приняты правила недискриминационного доступа к услугам в аэропортах. В 2010 году на Правительственной комиссии по транспорту и связи ФАС был предложен комплекс мероприятий по развитию конкуренции на российском рынке авиаперевозок, в том числе по развитию региональных и местных авиаперевозок.

В течение 2011-2012 годов мы начали кардинально менять ситуацию, связанную с развитием конкуренции и в других международных направлениях. Наверное, многие слышали эти истории про открытие доступа для конкурирующих авиакомпаний в Италию, во Францию. Мы расширяем возможность присутствия нескольких авиакомпаний на соответствующих маршрутах и в другие страны мира. Создана специальная комиссия при минтрансе, в состав которой вошли представители антимонопольного органа. И сейчас мы готовим предложение по изменению правил допуска на маршруты, кардинально улучшающие условия конкуренции. Активно также обсуждается совместно с Евразийской экономической комиссией вопрос "открытого неба" в границах Таможенного союза, объединяющего страны Белоруссии, Казахстана и России.

Рынок благодарно реагирует на меры по развитию конкуренции, - за последние три года мы ежегодно прирастали в авиаперевозках - в 2010 году на 26,1%, в 2011 году на 12,6%, в 2012 году - на 15,5%. При этом наиболее ощутимым был прирост авиаперевозок в страны ближнего зарубежья. Объемы перевозок в СНГ выросли в 2010 году на 23,2%, в 2011 году - на 45,2%, в 2012 году - на 26,8%! На внутренних авиалиниях рост составил в 2010 году 22,6%, в 2011 году - 12,0%, в 2012 году - 8,1%. В основном на внутреннем рынке рост происходил на конкурентных магистральных маршрутах авиаперевозок, где присутствует 3 и более (до 10) авиакомпаний. С 2013 года начался эксперимент в Приволжском округе, имеющий целью многократно увеличить региональные и местные авиаперевозки. На будущее предполагается его расширение и на другие округа. Делается это за счет мер господдержки на паритетных условиях между федеральным и региональным бюджетами (эти средства компенсируются за счет дополнительных налоговых поступлений, возникающих от увеличения объемов авиаперевозок), удешевления услуг по обслуживанию авиакомпаний в региональных и местных аэропортах, возможностью вовлечения в оборот воздушных судов малой вместимости, созданию необходимых предпосылок для развития конкуренции в сегменте региональных и местных авиаперевозок, где в настоящее время ее нет - на маршруте присутствует одна, редко - две авиакомпании.

В условиях, когда отмечается общий спад темпов роста экономики, падения темпов роста ВВП, особенно понятной и актуальной становится наша работа по развитию конкуренции. Мы говорим не о трех-четырех процентах роста, характерных для экономики в целом, а мы говорим о двузначных величинах прироста. Для авиации это особенно важно. Мы завершаем период восстановительного роста и закладываем на будущее институциональные основы для устойчивого роста. Принятие изменений и дополнений к правилам недискриминационного доступа к услугам в аэропортах находится в числе мер, закрепленных "Дорожной картой" по развитию конкуренции в авиации. Подобного рода институциональные изменения являются очень высокоэффективными и малозатратными мероприятиями.

Положение в части миллионников и пятимиллионников касаются не только услуг ТЗК, но также и обслуживания пассажиров, обработки грузов, технического обслуживания воздушных судов. Но есть сферы, где число конкурирующих операторов может быть намного больше. Например, подготовка продуктов питания, коммерческое обслуживание пассажиров, организация полетов деловой авиации и другие. В данном постановлении сказано, что аэропорты при наличии техническо-экономической возможности обязаны предоставлять на недискриминационных условиях доступ конкурирующих операторов, которые действуют на рынках услуг в аэропортах, а также авиакомпаний, самостоятельно выполняющих отдельные виды работ.



комментарии (2):

rad123      14/05/2013 [05:43:52]#1
Помимо увеличения количества организаций занимающихся топливо-обеспечением необходимо создавать условия для возникновения конкуренции и в сфере других услуг. Таких как спецавтотранспорт, обслуживание пассажиров, продажа билетов, обслуживание груза и багажа, наземное обслуживание (ТО) ВС.

И при разработке нормативных документов нужно учитывать, что основными методами воздействия аэропортов на конкурентов являются следующие механизмы:

1. Требования авиационной безопасности позволяют ограничить доступ сторонних организаций на территорию аэропорта путём увеличения стоимости или завуалировав увеличение стоимости сокращением срока действия пропусков до абсурдного (один день, одна неделя, один месяц).

2. Аренда помещений и территорий. Помещения (территории) под производственные помещения могу не предоставляться под любым предлогом. А в случае предоставления помещений стоимость аренды покроет аэропорту все издержки от деятельность конкурента.

3. Топливообеспечение. Как правило ТЗК входит в структуру аэропорта или подконтролен той же управляющей компании. Это позволяет аэропорту диктовать условия перевозчику в выборе организаций оказывающих услуги (уборка ВС, предоставление спецтранспорта, наземное обслуживание, бортовое питание, обработка груза и т.д.). Метод воздействия - увеличение стоимости услуги по заправке, прекращение авансирования, изменение внутренних документов или условий договоров с целью создания дополнительных неудобств для перевозчика рискнувшего сменить исполнителя услуги.


rad123      14/05/2013 [05:45:15]#2
4. Приём ВС и расстановка их на местах стоянки. На правах оператора аэропорта воздушные суда "нерадивого" перевозчика (рискнувшего обратиться к конкуренту) ПДСП аэропорта будут устанавливать на самые неудобные стоянки, при каждом удобном случае к самолёту будут подгонять тягач с водилом, чтобы увеличить "ИТОГО" на ещё одну буксировку. Помимо увеличения стоимости обслуживания дополнительные буксировки приведут к сокращению времени на обслуживание ВС (ТО, пассажиры, груз, заправка и т.д.).

5. Спецтранспорт и СНО. В самый неподходящий момент для "нерадивого" перевозчика (рискнувшего обратиться к конкуренту) может не оказаться исправной стремянки нужной длинны, установки воздушного запуска или моторного подогревателя.
- Также может сломаться Ротор и в то время как самолёты других авиакомпаний улетят по расписанию, самолёт "любимой" авиакомпании будет стоять в сугробе.
- Может не оказаться необходимых средств эвакуации с лётного поля именно на тот тип ВС на котором выполняет полёты авиакомпания позарившаяся на более дешёвую услугу конкурента.

6. Инспекция. Инспекция аэропорта не имея полномочий по контролю за перевозчиком путём воздействия через свои подконтрольные службы: ИАС, ГСМ, спецтранспорт, перевозки и т.д. может доставить серьёзные неудобства перевозчику, например: своими сомнениями в качестве ГСМ, необходимостью противообледенительной обработки ВС, соблюдением процедур (предполётного досмотра, загрузки багажа, оформлением документации и т.д.).

Уверен, что перечисленным выше списком "репрессии" не ограничатся и если посидеть и подумать, можно ещё что ни будь придумать.

Следует исходить из того, что: Если МОНОПОЛИСТ (аэропорт) где то потеряет, то в другом месте он свои деньги вернёт, причём с процентами.

Разработчикам проекта прежде чем "ложить на бумагу" свои мысли предлагаю взять конкретное предприятие и "запустить его в чужой огород". Причём это не обязательно должен быть ТЗК, можно попытаться организовать "цех внутренней уборки ВС", "цех бортового питания" или "заправку ВС питьевой водой". Проблемы о решении которых которых говориться в статье проявятся сразу. Сможете изменив нормативную базу реализовать задуманное, заберёте на себя 50% работ значит молодцы, не сможете, тоже не страшно, просто одним бестолковым документом будет больше.













Материалы рубрики

Светлана Афонина
Деловой Петербург
Смольный перенёс сроки запуска центра развития беспилотников в ОЭЗ
Герман Костринский, Анастасия Львова, Иван Ткачёв
РБК
«Победа» в SDN-листе. Что это значит для авиакомпании и ее пассажиров
Евгения Бородина
Известия
Взлет заглушаю: что облегчит длинный перелет
Юлия Леонова, Владимир Матвеев
Известия
Первый в классе: спущен на воду учебный корабль для вертолетчиков
Наталья Башлыкова, Максим Талавринов
Известия
Экономь-класс: ФАС попросили проверить рост стоимости авиабилетов
София Прохорчук, Яна Штурма
Известия
Раздор полетов: почему пассажиры «Аэрофлота» не попали на рейсы
Анастасия Морозова
Forbes
Bloomberg узнал о сложностях с покупкой Boeing своей бывшей «дочки» Spirit
Валерия Лобко
Российская газета
Взглянуть в небо: Регионы оценят по уровню развития беспилотников



Татьяна Серебрякова
HotLine.travel
Может ли скандал вокруг Turkish Airlines привести к ограничению рейсов в Россию
Яна Штурма, Ксения Набаткина, Валерия Мишина
Известия
Владивосточное время: куда полетят россияне этим летом
Анастасия Львова, Герман Костринский
РБК
Первый аэропорт в Карачаево-Черкесии построят «Аэропорты регионов»
Алексей Михайлов, Андрей Федоров, Роман Крецул
Известия
«Кинжальная» дистанция: носитель гиперзвука получил стратегическую дальность
Наталия Эфендиева
Деловой Петербург
Бороздят просторы Вселенной: необычное кино о космосе
Алексей Михайлов, Андрей Федоров, Владимир Матвеев
Известия
Поставили «Форпост»: за Камчаткой и Севморпутем присмотрят беспилотники
Анастасия Львова
РБК
Минтранс поручил усилить меры по защите аэропортов от атак дронов
Мария Сергеева (Республика Саха)
Российская газета
Почти половину аэропортов Якутии модернизируют благодаря нацпроекту
Андрей Коршунов
Известия
На счет три: российская ракета «Ангара» впервые стартовала с Восточного
Анастасия Львова
РБК
Госкорпорация по аэронавигации вышла в прибыль после трех лет убытков
Максим Талавринов
Известия
Полетели: Росавиация попросила уволить топ-менеджеров «Уральских авиалиний»
Валентин Логинов
Известия
Ход и следствие: Польша меняет подход к смоленской авиакатастрофе
Илья Словесный
Деловой Петербург
Копайте глубже: Петербургу помогут построить метро до Пулково
Брэндон Вейхерт (Brandon Weichert)
ИноСМИ, The National Interest
Почему МиГ-21 до сих пор в почете у военных?
Андрей Коршунов
Известия
Космическая вязь: металлоткани свяжут Землю с другими планетами
Роман Гусаров
NEWS.ru
Новый самолет Ил-114-300: каким будет наследник легендарного Ан-24

РБК
Как S7 Airlines и ORS за 13 часов поменяли систему бронирования
Анастасия Николаева
Интерфакс
Россия и космос: последние достижения, история и интересные факты
Елена Савельева
РИА Новости
Не остаться в пролете: Запад испугался за свои самолеты из-за России
Максим Талавринов, Наталья Башлыкова
Известия
Рейс и навсегда: авиакомпаниям могут запретить аннулирование обратных билетов

Ростех
Сергей Ильюшин: «Лучше всего поют о конструкторе самолеты»
Алексей Анпилогов
Взгляд
Новый двигатель возвращает России турбовинтовую региональную авиацию
Егор Кулаков
Деловой Петербург
Петербург постепенно обретает статус столицы беспилотных систем
Наталья Ильина
Известия
Авианажим: мошенники прикидываются сотрудниками банков в аэропортах
Анастасия Львова
РБК
Ространснадзор решил перевести проверки авиакомпаний «на цифру»
Илья Максимов
Российская газета
Три российских самолета вошли в топ истребителей с самыми мощными двигателями

Ростех
Пять поколений истребительной авиации
Андрей Коршунов
Известия
Ближний сбой: какие проблемы вскрыла отмена пуска «Союз МС-5»
Игорь Кармазин
Известия
Небо открывается: первая белорусская космонавтка полетит на МКС
Алексей Михайлов, Андрей Федоров, Владимир Матвеев
Известия
Прицелы и средства: летчиков ВМФ научат борьбе с дронами
Григорий Колпаков
Интерфакс
Управление беспилотниками: виды, подготовка пилотов, востребованность профессии
Андрей Коршунов, Мария Недюк
Известия
Ступени развития: к чему приведет потеря ракеты Starship во время испытаний
Валерий Кодачигов, Максим Талавринов
Известия
Пролет нормальный: операторы дронов смогут общаться с экипажами самолетов
Илья Словесный
Деловой Петербург
Рейс задержан: сроки импортозамещения самолётов в России сдвинулись
Андрей Кузмак
Известия
Винительный падёж: Boeing оказался под огнем критики
Алексей Михайлов, Роман Крецул, Андрей Федоров
Известия
Расправить сети: запущена программа ремонта военных аэродромов
Роман Гусаров
NEWS.ru
Минобороны России получит новый самолет Ил-212: что о нем известно
Андрей Коршунов
Известия
Просто в космос: как Юрия Гагарина готовили к полету на Луну
Наталья Пономарева
Интерфакс
Отмена полета. Что делать пассажирам при задержке авиарейса?
Максим Талавринов, Наталья Башлыкова
Известия
Дебошире круг: с самолетов в РФ стали снимать больше деструктивных пассажиров
Евгений Берсенев
Свободная Пресса
Небесный тихоход: МС-21 ждет нелегкая судьба
Анастасия Львова, Валентина Шварцман
РБК
У российских вертолетчиков вскоре истекут все контракты с ООН

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer