Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


60 лет как один МиГ


11 июня 2013 года Евгений Друзин, Военно-промышленный курьер


Расположенный в городе Луховицы производственный комплекс российской самолетостроительной корпорации «МиГ» постепенно становится основной авиастроительной площадкой легендарной фирмы, которая в настоящий момент переживает второе рождение. Именно здесь сегодня налажено серийное производство современных истребителей, которые поступают на вооружение не только Российской армии, но и целого ряда зарубежных ВВС.

История авиационного завода в Луховицах начинается с постановления Совета министров СССР от 11 октября 1951 года. Решение о его создании принимал лично председатель Совмина И. В. Сталин. В документе указывается необходимость отвода земель Министерству авиационной промышленности под строительство промышленных зданий и сооружений «Объекта № 3» в Луховицком районе.

С трофейных самолетов
 
Данное решение положило начало объединению в единое авиационное производство нескольких самостоятельных предприятий, работавших на указанной территории. В частности, речь шла об «Объекте № 3», или, как его еще называли, ЦЛИБ (Центральная летно-испытательная база), и филиале московского авиационного завода № 30, чья испытательная площадка была перебазирована в Луховицы из Жуковского. В целях развития нового производства и испытательной базы в месячный срок под аэродром выделили 2500 гектаров земли. Интересен также тот факт, что при строительстве ангаров и инфраструктуры в 1950 году были выделены металлоконструкции, демонтированные в Германии. Испытания авиационной техники начинались с трофейных самолетов.
 
В 1953 году первая очередь строительства была введена в строй, а объекту присвоено наименование «Центральная летно-испытательная база». К этому моменту принимается решение о создании в Луховицах филиала Московского машиностроительного завода, впоследствии известного как «тридцатый завод».
 
Первая бригада рабочих прибыла на постоянную работу 15 мая 1953 года. Состояла она из мотористов, радистов, прибористов – практически все они были участниками войны. В 1955 году уже действовали шесть производственных комплексных бригад по отработке фронтовых бомбардировщиков Ил-28. Серийный выпуск самолетов этого типа составлял 96 самолетов в месяц и был прекращен в 1957 году. За все время удалось изготовить около 3000 машин. Задачей первого производственного цеха завода (№ 100) была отработка всех типов самолетов, производимых на головном заводе в Москве. Впоследствии на его базе были сформированы еще два цеха – № 39 и 101, затем № 44. Цех № 39 сегодня является структурным подразделением Летно-испытательного комплекса № 2 ЛИЦ имени А. В. Федотова ОАО «РСК «МиГ». На счету этого цеха отработка свыше двух десятков типов самолетов и их модификаций.
 
С 1950 по 1967 год завод проводил отработку самолетов фирмы Ильюшина. Среди них поршневой пассажирский самолет Ил-14, пассажирский Ил-18, оснащенный четырьмя турбовинтовыми двигателями, турбовинтовой самолет-разведчик авиации ВМФ Ил-38, который, кстати, до сих пор находится на вооружении.
 
В 1957 году здесь же была изготовлена серия из десяти Як-25 – первого отечественного реактивного истребителя, спроектированного для Войск ПВО. На данной машине установлена первая мощная РЛС для обнаружения воздушных целей. С 1959 года впервые стали подниматься в небо самолеты марки Су. Таким образом, можно сделать вывод, что в этот период завод находился в поиске собственной темы в авиастроении. В 1959 году филиал завода и ЦЛИБ сливаются и образуют филиал Московского машиностроительного завода «Знамя труда».

Только МиГи
 
В 1962 году завод начинает новую тему – сверхзвуковой истребитель МиГ-21. Всего здесь было построено 3203 МиГ-21 в различных модификациях и с различными типами двигателей. В дальнейшем лицензия на производство самолетов этого типа передана Индии. Темпы строительства были внушительными и составляли 30 машин в месяц.
 
Работа с МиГ-21 стала поворотной в судьбе всего производственного комплекса. С этого момента основным и главным направлением в его работе становится освоение и производство самолетов марки МиГ, разработанных в знаменитой конструкторской фирме А. И. Микояна.
 
Следующей освоенной машиной стал МиГ-23. В период с 1969 по 1984 год выпущено более четырех тысяч самолетов этого типа. Стоит напомнить, что МиГ-23 – первый отечественный сверхзвуковой истребитель с изменяемой стреловидностью крыла. Выпускался в модификациях МиГ-23П, МиГ-23Б, МиГ-23БН. Эти машины находились на вооружении свыше 20 государств мира, а в некоторых из них применяются и по сей день.
 
В этот период происходит не только интенсивное строительство производственных мощностей. Помимо развития новых цехов проводится активное обновление большей части оборудования и станков, впервые внедряются станки с программным управлением, совершенствуются технологии и организация труда.
 
Однако настоящая слава и расцвет предприятия связаны с освоением первого истребителя четвертого поколения МиГ-29, серийное производство которого начинается в 1982 году. Запуск этой новинки дал сильный толчок развитию всего завода, потому как конструкция самолета нового типа требовала освоения принципиально новых технологий производства и существенного улучшения уже имеющихся. В 1986 году истребителями МиГ-29 были вооружены многие части ВВС СССР. Этому в том числе способствовал высокий темп выпуска новых машин: ежегодно заводские цехи покидали 250–300 самолетов.
 
МиГ-29 без преувеличения является уникальным самолетом. Впервые поднявшись в небо более 30 лет назад, он и по сей день входит в число лучших истребителей в своем классе. Однако отлаженное массовое производство машин этого типа при ряде ошибок руководства в период всеобщего кризиса ОПК сыграло с компанией злую шутку, фактически поставив успешное предприятие на грань выживания.
 
Дело в том, что в эпоху глобальных перемен, связанных с крушением СССР и формированием на его территории ряда независимых государств, руководители МиГа продолжили массовое производство истребителей, невзирая на отсутствие спроса со стороны заказчиков. В результате уже построенные самолеты оказались никому не нужны. В итоге предприятие накопило огромные долги и всерьез встал вопрос о ликвидации производственной площадки в Луховицах.

Возрожденное производство
 
Смена руководства компании сыграла положительную роль. В первую очередь проводилась работа по корпоративному строительству, в результате которой была создана Российская самолетостроительная корпорация (РСК) «МиГ». В первые годы нового тысячелетия удалось заключить несколько экспортных контрактов, всего в период с 2000 по 2003 год было поставлено на экспорт около 45 истребителей. Активизировались работы над новыми машинами, одной из которых стал МиГ-29СМТ.
 
Поворотными в судьбе предприятия можно считать усилия по разработке и запуску в производство корабельной модификации МиГ-29К. Фактически именно этой машине производственный комплекс в Луховицах обязан своим вторым рождением.
 
20 января 2004 года подписан крупнейший в истории двусторонних отношений России и Индии контракт на модернизацию тяжелого авианесущего крейсера «Адмирал Горшков». Это соглашение предусматривало поставки 28 истребителей МиГ-29К, которые должны были базироваться на его палубе. Первый полет новой машины состоялся 20 января 2007 года. После перерыва в 21 год в воздух поднялся совершенно новый, заново спроектированный и построенный самолет. Истребитель оснастили полностью цифровой системой управления, а также оптико-локационной станцией. Были значительно улучшены характеристики прицельно-навигационного комплекса, доработан двигатель. На данной машине впервые реализовали комплекс мер по снижению радиолокационной заметности. Также внедрили новую систему энергоснабжения, новую гидравлическую и топливную систему, новую кислородную систему. Ресурс планера достиг 6000 летных часов, также значительно увеличился ресурс двигателя и ряда других ответственных агрегатов. На МиГ-29К улучшена коррозионная стойкость, усилены стойки шасси, увеличена до 15 процентов доля композиционных материалов, для улучшения взлетно-посадочных характеристик изменена механизация крыла, установлена система дозаправки топливом в полете, применена новая многофункциональная многорежимная импульсно-доплеровская бортовая радиолокационная станция «Жук-МЭ».
 
Также проделана огромная работа по подготовке производства. 18 марта 2008 года в Летно-испытательном комплексе № 2 был поднят в воздух первый серийный МиГ-29КУБ, полный цикл сборки которого осуществлен в цехе 2380 ПК № 1. Уже в 2009 году первая партия корабельных истребителей МиГ-29К/КУБ, разработанных и построенных РСК «МиГ», была поставлена в Индию. Этому событию предшествовали успешные летные испытания, проводимые в Баренцевом море. В декабре 2011-го завершены поставки самолетов, предусмотренные контрактом от 2004 года, а предприятие приступило к сборке следующей партии истребителей корабельного базирования в соответствии с контрактом, подписанным с Индией в марте 2010 года.
 
В середине 2012-го МиГ-29КУБ совершил первую посадку на палубу авианосца «Викрамадитья», проходившего испытания в Баренцевом море.
 
В самолет было вложено все лучшее, что накопила фирма «МиГ». Корабельный истребитель вплотную приблизился по своим характеристикам к самолетам пятого поколения. Он способен не только вести воздушный бой, но и поражать надводные и наземные цели, сочетая таким образом возможности маневренного истребителя, бомбардировщика и штурмовика.
 
Параллельно шла успешная работа по теме МиГ-29М/М2. А 24 декабря 2010 года МиГ-29М2 впервые поднялся в воздух.
 
Еще одним успехом этого периода можно считать модернизацию первых шести самолетов МиГ-29, проведенную для ВВС Индии по программе МиГ-29UPG. Данное соглашение предусматривает комплексную модернизацию всего парка истребителей МиГ-29, стоящих на вооружении Индии.

Предприятие сегодня
 
31 мая 2013 года Производственный комплекс № 1 отметил свой 60-летний юбилей. Руководство РСК «МиГ» пригласило журналистов посетить предприятие, где представители прессы смогли своими глазами увидеть, как завод превращается в современное производство, оснащенное самым передовым оборудованием.
 
60 лет как один МиГ
 
На протяжении последних пяти лет действует программа интенсивного технологического обновления. Успешное решение поставленных задач по расширению производства и освоению выпуска самолетов МиГ-29К/КУБ, МиГ-29М/М2, МиГ-29СМТ и МиГ-29UPG потребовало кардинального перевооружения производства. Начиная с 2007 года цехи оснащаются высокопроизводительными станками с программным управлением. Их внедрение позволило в разы сократить временные затраты на изготовление деталей и элементов конструкции, что значительно повышает эффективность производства.
 
Стоит также отметить, что активно развивается и локально-вычислительная сеть ПК № 1, в составе которой уже сейчас больше тысячи компьютеров. К сети подключены десять серверов и свыше 800 рабочих станций. РСК «МиГ» на этом не собирается останавливаться – в бюджете уже предусмотрены немалые средства на развитие IT.
 
Подобное беспрецедентное техническое переоснащение связано еще и с тем, что в планах развития корпорации производственной площадке в Луховицах предстоит стать основной взамен московской. Касаясь организационных вопросов, необходимо отметить, что ведется работа по плановой реализации программы создания объединенной промышленной площадки. Ее цель – привести производственные мощности в соответствие с планами выполнения подписанных и перспективных контрактов. В рамках этой программы предусмотрена и специализация для нижегородского завода «Сокол».
 
Во время визита в Луховицы журналистам была предоставлена возможность увидеть своими глазами процесс сборки современных боевых самолетов. Первое, что бросается в глаза, – это возраст инженеров, рабочих и конструкторов. Поговорив с работниками предприятия, удалось выяснить, что примерно половина персонала имеет возраст от 20 до 40 лет, что является очень неплохим показателем.
 
В рамках посещения производственной площадки удалось побеседовать с руководителем РСК «МиГ» Сергеем Коротковым. По его словам, производственные планы компании на ближайшую перспективу связаны в первую очередь с реализацией уже заключенных контрактов на поставку самолетов как иностранным заказчикам, так и отечественным ВВС. В частности, на вооружение Российской армии уже до конца года должны поступить первые МиГ-29К, контракт на поставку 24 самолетов этого типа ВМФ России заключен в 2012 году.
 
С учетом драматичных событий, происходящих в настоящее время на Ближнем Востоке, было интересно узнать, как продвигается реализация контракта на поставку истребителей МиГ-29М2 cирийским ВВС. К удивлению журналистов, руководитель РСК «МиГ» не стал уходить от ответа на этот вопрос, а сообщил, что первые самолеты уже построены и проходят испытания. Вопрос об их поставке заказчику будет решать руководство России.
 
60 лет как один МиГ
 
Традиционно представителей прессы интересовала тема перспективных разработок. Отвечая на вопрос корреспондента «ВПК» о работах в этом направлении, Сергей Коротков сообщил, что РСК «МиГ», выигравшая соответствующий конкурс Минпромторга РФ, 15 мая заключила контракт на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы по определению облика перспективного ударного БЛА для нужд Минобороны. В этом направлении планируется использовать весь имеющийся задел МиГа по данной теме, в первую очередь с учетом опыта работы по проекту «Скат». Напомним, что макет ударного беспилотного летательного аппарата «Скат» впервые был представлен на авиасалоне «МАКС-2007». Этот БЛА предназначен для нанесения ударов как по заранее разведанным стационарным целям, так и по мобильным наземным и морским объектам.
 
Помимо экскурсии по производственным цехам, программой посещения авиастроительного завода в Луховицах были предусмотрены демонстрационные полеты последних разработок отечественных авиастроителей. Перед представителями прессы и другими гостями поднялись в воздух и выполнили комплекс фигур высшего пилотажа многофункциональный истребитель Су-35С разработки «ОКБ Сухого», учебно-боевой Як-130 производства корпорации «Иркут» и самая последняя разработка РСК «МиГ» – МиГ-35.
 
Примечательно, что достижения своей фирмы Сергей Коротков продемонстрировал лично, заняв место второго пилота в кабине МиГ-35.
Во время прошлогоднего посещения журналистами производственной площадки МиГа в Луховицах Сергей Коротков осторожно говорил о том, что ведутся переговоры о поставках ВВС России МиГ-35. И вот в конце мая 2012 года стало известно, что переговоры находятся в завершающей стадии и уже в июне будет подписан контракт на поставку 24 самолетов МиГ-35, не исключается также вероятность того, что количество поставленных машин может достигнуть 37 единиц.
 
Подводя итог поездке в Луховицы, можно с уверенностью констатировать тот факт, что РСК «МиГ» удалось не только вернуть к жизни крупнейший на сегодня авиационный завод по производству истребителей в европейской части России, но и придать ему новый импульс для дальнейшего развития. Развернутое здесь серийное производство позволяет говорить о том, что у предприятия есть будущее. Это доказывают и заполненные новыми самолетами цехи, и современное технологическое оборудование, и стабильный рост заработной платы рабочих. Увеличение объемов производства и новые экспортные контракты, вернувшийся интерес к самолетам марки МиГ со стороны ВВС России – все это свидетельствует о том, что легендарная авиационная фирма возвращается на свои лидирующие позиции, в том числе и на мировом рынке вооружений.
 
Справка «ВПК»
 
ОАО РСК «МиГ» – российский производитель авиационной техники. Продуктовый ряд включает современные истребители-перехватчики, многофункциональные боевые самолеты, в том числе вновь разработанные истребители унифицированного семейства МиГ-29К/КУБ, МиГ-29М/М2 и новейший МиГ-35, учебно-тренировочную технику, легкие самолеты общего назначения. Конструкторы интенсивно работают над авиационной техникой нового поколения, как пилотируемой, так и беспилотной. РСК «МиГ» обладает современной проектно-конструкторской и опытно-экспериментальной базой, хорошо оснащенными производственными мощностями, эффективными финансовыми и маркетинговыми структурами, а также развитой глобальной системой технической поддержки своей продукции. Создание истребителей марки МиГ осуществляется с применением цифровых технологий на всех этапах жизненного цикла: от разработки до послепродажного обслуживания. Здесь внедрена система менеджмента качества (СМК), которая распространяется на проектирование, производство, испытания, обслуживание, надзор и ремонт продукции военного назначения. СМК базируется на международных стандартах системы менеджмента качества серии ИСО 9000. Самолеты марки МиГ составляют основу истребительной авиации Вооруженных Сил России.
 
Еженедельник «Военно-промышленный курьер» поздравляет весь коллектив ПК № 1 РСК «МиГ» с 60-летним юбилеем и желает всегда добиваться выдающихся результатов.


комментарии (3):

Kyesha      11/06/2013 [13:15:28]#1
Юбилеи -- это хорошо, но когда будет стоять АФАР?, когда движки перестанут сильно дымить?

Nicky      12/06/2013 [01:04:47]#2
Kyesha, про двигатели давно уже сказано:
http://www.migavia.ru/military ...
"Силовая установка включает ТРДДФ РД-33МК, имеющие увеличенную тягу, оборудованные бездымной камерой сгорания ..."

Kyesha      13/06/2013 [22:02:49]#3
А АФАР когда? =)













Материалы рубрики

Артем Мостыканов, Мария Федорова
РБК
Как в России готовят специалистов гражданской беспилотной авиации
Андрей Коршунов
Известия
Алюминиевые образцы: ученые создадут из лома высокопрочные детали для самолетов

93.ru
На Кубани планируют возродить малую авиацию
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
Альтернатива Турции и ОАЭ: туроператоры ожидают всплеск спроса на отдых в Китае
Любовь Капустина
Российская газета
"Ангара" может прекратить полеты: кто может заменить компанию и скажется ли это на перевозках?
Наталия Ячменникова
Российская газета
С дроном на "ты". Университет гражданской авиации получил сертификаты летной годности на тяжелый беспилотник
Елена Сухорукова, Дарья Молоткова
РБК
У крупнейшего оператора duty free в Шереметьево сменился собственник
Иван Сало
РБК
МС-21: что это за самолет, его характеристики и роль в российской авиации



Валентина Аверьянова
Известия
На взлет: в России вводят новый авиационный сбор для пассажиров
Татьяна Копылова
Деловой Петербург
"Это очень критично": поможет ли новая станция метро аэропорту Пулково
Ирина Ионина
Известия
Летний под дых: кто компенсирует туристам расходы после транспортного коллапса
Ксения Ерохина
Деловой Петербург
Платят пассажиры: как новый сбор Минтранса повлияет на стоимость авиабилетов
Ярослав Солонин
Lenta.ru
«Я – последняя собака в космосе» 65 лет назад СССР запустил в космос Белку и Стрелку. Как это спасло жизнь Гагарину?
Валентина Аверьянова
Известия
Без барьеров: как авиация делает перелеты доступными для людей с РАС
Ольга Федорова
Московский Комсомолец
Над Аляской «закрыли небо»: что скрывается за мерами авиабезопасности саммита
Любовь Капустина
Российская газета
Это дорого, но эффективно: эксперты рассказали, как "мокрый" лизинг мог бы помочь авиаперевозчикам России
Сергей Прудников
Известия
Полет смысла: как будут развиваться российские гражданские дроны
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
В Смольном раскрыли детали испытаний беспилотников в Петербурге
Николай Сергеев
Москвич
Критический фактор: почему авиаколлапс лета 2025 погубил российский средний класс
Елена Рузлева
Forbes
Разбор полетов: чем для акций «Аэрофлота» обернется атака хакеров и задержки рейсов
Антон Белый
Известия
Молодой по весу: в РФ разработали сверхлегкую ракету-носитель для запуска спутников
Герман Костринский, Екатерина Шокурова, Анна Балашова
РБК
Атака хакеров на «Аэрофлот»: сколько это может стоить компании
Елена Балаян, Валерия Мишина, Яна Штурма, Валерий Кодачигов
Известия
Игра на вылет: на что рассчитывать пассажирам отмененных рейсов «Аэрофлота»
Егор Малков
Деловой Петербург
Сломать систему: как сбой "Аэрофлота" отзовётся на вылетах из Петербурга
Петр Канаев
РБК
Андрей Иванов заявил о работе по предотвращению банкротства «Домодедово»
Мария Недюк, Юлия Леонова
Известия
В дроновом режиме: на интеллектуальные беспилотники выделили 262,5 млн рублей
Екатерина Тропова
АТОР
Российские аэропорты закрывали более 260 раз с начала мая
Наталья Башлыкова, Яна Штурма, Виктор Синеок
Известия
Команда на слёт: интерес туристов к Геленджику подскочил вдвое перед открытием аэропорта
Полина Собакина
Известия
Аэропорт Геленджика открылся: как это повлияет на рост турпотока
Максим Манаев, Тимофей Волков, Федор Горбунов
Известия
Бремя ремонта: крейсер «Адмирал Кузнецов» могут сдать на металлолом
София Прохорчук, Владимир Гаврилов
Известия
Воздушные рамки: какие компенсации положены за отмену 485 рейсов
Екатерина Шокурова
РБК
ГЛОНАСС разработает стандарты кибербезопасности для дронов

РБК
Глава «России»: «Каждый 2-й рейс на SSJ100 — между Москвой и Петербургом»
Герман Костринский
РБК
«Россия» начала сравнивать российский и французский двигатели для SSJ-100
Алёна Алёша
Деловой Петербург
Регистрация улыбкой: Петербург узаконит биометрию в аэропортах
София Прохорчук, Ирина Ионина, Самира Сабирова
Известия
Задача на вылет: авиакомпании готовят вывозные рейсы с Ближнего Востока
Анастасия Николаева
Интерфакс
Новый космический проект: какие приоритетные направления выбрала Россия?
Ольга Ларина
Деловой Петербург
Зона турбулентности. Забастовки в Финляндии обрушили авиаперевозки
Иван Сало
РБК
Что такое Crew Dragon: история, миссия, полеты, список кораблей
Любовь Можаева
MASHNEWS
И внутри будет отечественное. Минпромторг решил потратить 4 млрд на начинку самолетов
Сергей Андрейкин
Деловой Петербург
Пулково опередил зарубежные аэропорты по внедрению биометрии
Любовь Можаева
MASHNEWS
С овальным фюзеляжем. На самолеты нового поколения Минпромторг потратит еще 13 млрд
Мария Недюк
Известия
Что указано пером: птицы помогут создать автономные системы навигации для дронов
Кирилл Фенин
Известия
Полетное создание: РФ и Сербия работают над запуском новых авиарейсов
Петр Канаев, Герман Костринский
РБК
Правкомиссия отказала крупнейшему аэропорту Камчатки в повышении тарифов
Евгений Берсенев
Свободная Пресса
Отлетались? Программа производства новых самолетов опять попала под нож
Андрей Коршунов, Юлия Леонова
Известия
Общий взлет: в РФ создали первую универсальную станцию внешнего управления дронами
Анастасия Львова
Эксперт
Дронов становится всё больше
Екатерина Шокурова
РБК
Эксперты разработали концепцию «цифрового неба России»
Мария Фролова
Известия
Лишние пассажиры: в Минтрансе предложили ввести овербукинг на частых рейсах

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgBp8aa
Ремонт авто: https://youdo.com/auto/engine/radiatorrepair/ можно найти здесь.
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer