Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Гражданская авиация приказала долго жить


12 июня 2013 года Сергей Азаров, Информационно-аналитический портал Республика


С такого мрачного посыла началось обсуждение проблем авиационной отрасли в казахстанском Центре гуманитарно-политической конъюнктуры. Мрачный тон дискуссии был вполне оправдан: конец прошлого года и начало нынешнего ознаменовалось для Казахстана рядом авиакатастроф с большими человеческими жертвами.

Стал ли им виной беспорядок в  отрасли  (другими  словами, нулевой контроль за частными авиакомпаниями  со  стороны государства) или человеческий фактор  -  пока  неизвестно.  В частности, расследование крушения самолета авиакомпании «Скат» 29 января 2013 года не закончено.  Напомним,  тогда судно  CRJ-200  рухнуло  при подлете  к  аэропорту  Алматы, пять членов экипажа и 16 пассажиров погибли.

Без руля и ветрил

Большинство имеющихся в отрасли проблем перечислил гендиректор самолетостроительной компании «Aero.kz» и председатель ассоциации авиаперевозчиков Казахстана Владимир Куропатенко. По его мнению, из-за недееспособности именно государственной авиационной администрации, а не частных авиакомпаний, мы докатились до так называемого «черного списка».

Начал он с подготовки кадров, которой занимается Академия гражданской авиации.

– Беседовали мы как-то с одним из выпускников, не на экзамене, и задали ему простой вопрос на сообразительность: «Летит самолет. Пассажир выпил стакан воды. Самолет стал тяжелее?» Он отвечает «Да»… Вопросы типа, почему самолет летит, такому выпускнику задавать уже не стоит.

При этом, по словам спикера, Высшую квалификационную комиссию, на которой утверждали командиров экипажей и классность пилотов в Казахстане отменили. Сейчас можно теорию в академии выучить, пройти «практику» на тренажере – и стать летчиком. А в советское время именно классность пилота ставилась во главу угла и считалась наиглавнейшим фактором безопасности. Поэтому сегодняшнюю ситуацию с практикой выпускников академии он сравнил с ситуацией в сумасшедшем доме из бородатого анекдота: воду в бассейн не нальем, пока не научимся плавать.

Подлил масла на раскаленную сковороду праведного гнева ветеран авиации, в прошлом глава авиакомпании «Эйр Астана» Дмитрий Душимов:

– Проблема отрасли в том, что она сейчас не управляется, а контролируется. Комитет гражданской авиации (КГА) – совершенно бесправный. Сейчас у инспектора дорожной полиции больше прав, чем у контролеров из КГА. Председатель комитета поставлен в такую ситуацию, что даже объявить выговор руководителю авиакомпании не вправе! Я уж не говорю про то, чтобы уволить. Все, что может глава КГА, – издать какую-то бумагу общего характера, которая больше будет походить на необязательные рекомендации.
Выход аксакалы отрасли видят в реструктуризации системы управления.

– Надо создать отдельное агентство по делам авиации, вне системы Минтранскома. Пусть оно называется как угодно, структура разработана давно. В свое время Борис Ельцин, собрав правительство, сказал: «Не так сели». Вот и мы сейчас «не так сидим», – высказал свое видение г‑н Куропатенко.

Также он считает, что академию гражданской авиации надо вывести из состава министерства образования и передать агентству, если таковое будет создано.

Не так страшен пилот молодой

Роль «адвокатов» отрасли взяли на себя представители госструктур. Первую скрипку сыграл заместитель председателя КГА Серик Мухтыбаев. По мере возможности ему помогали директор РГП «Центр по обеспечению безопасности полетов» Борис Балмачев и завкафедрой Академии гражданской авиации, профессор Турсунбек Кузбаков.

Г‑н Балмачев заметил: его коллеги настолько сгустили краски, что ему самому стало страшно. Между тем он 40 лет работает в отрасли и уверен, что авиационный транспорт – самый безопасный. Что же до проблем, то они имеются в любой отрасли, но постепенно решаются.

Г‑н Балмачев не согласился с утверждением, что пилоты из стен академии выходят совсем уж без практики:
– Да, было у выпускников ранее 16 часов летной практики, затем 36, сейчас 150. Государство выделяет средства для практики пилотов на технике западного образца – двухмоторных самолетов типа Cessna – по рекомендации ИКАО. Да и проверки авиакомпаний показывают, что серьезных замечаний по правилам подготовки пилотов практически нет.

– Когда нам говорят, что академия выпускает «полуфабрикаты», я хочу задать встречный вопрос: какой вуз выпускает профессоров и академиков? – подхватил тему Турсунбек Кузбаков. – Я думаю, что пилотов, как и других специалистов, надо совершенствовать. Так, у нас есть договоренность, что в этом году 12 лучших студентов отправятся на летную практику в Финляндию. Согласен, проблемы есть – у академии действительно нет своих судов. Но практику студенты проходят на базе авиакомпаний по договорам.

Самолет на голову не упадет?

Присутствовавших на круглом столе журналистов заинтересовал вопрос, почему отечественные авиакомпании предпочитают покупать западную авиатехнику, если российская ничуть не хуже? Владимир Куропатенко ответил вопросом на вопрос:

– Кто у нас руководит «Эйр Астаной»? Англичанин Питер Фостер. Соответственно приобретаются западные самолеты. Чьи интересы он отстаивает? Думаете, он будет работать на Казахстан? Забудьте!

В советское время, по его словам, в Аэрофлоте была система: на пять лет вперед расписывалась замена воздушных судов на определенный тип, более современный, и кадры заблаговременно готовили под него.

Но и в этом вопросе между Владимиром Куропатенко и Сериком Мухтыбаевым завязался небольшой спор. Чиновник предложил назвать г‑ну Куропатенко хоть одну российскую машину нового типа, находящуюся в серийном производстве:

– Новый АН‑158 покупают, но их всего 12 штук собрали. А боингов выпускается более двух тысяч.

Первый же пассажирский самолет, разработанный в России после распада СССР – Сухой Суперджет‑100 – выпущенный в 2011 году, сегодня закуплен «Аэрофлотом» и стоит на земле, потому что, по словам чиновника, является «сырым» и его «надо доводить до ума».

В итоге участники круглого стола сошлись во мнении, что все самолеты хороши, но западные – экономичнее, а российские – надежнее. Например, на Ту‑154 не было ни одного происшествия, связанного с технической частью. Да и вообще, понятие «старый» к воздушным судам не подходит, есть самолеты, годные к полетам, и есть не годные.

…К концу заседания его участники попытались и вовсе развеять сомнения о «скоропостижной смерти» авиации в Казахстане, призвав казахстанцев летать самолетами, потому что этот вид транспорта потенциально опасный, но по факту – самый безопасный.



комментарии (1):

sibnavigator      14/06/2013 [15:42:19]#1
Гражданская авиация была и остается самым безопасным видом транспорта в мире. И так будет всегда. В качестве подтверждения, хотел бы обратиться к регулярно публикуемому Индикатору безопасности полетов мировой авиации:
http://www.aviasafety.ru/indic ...
http://www.aviasafety.ru/indic ...

Первую проблему в авиации - снижение авиационных происшествий при заходе на посадку и посадке решить можно и должно. Необходимо воспользоваться Советами авторитетных авиаторов: http://www.aviasafety.ru/artic ...

Вторую - проблему повышения безопасности полетов крупных авиакомпаний и выход из "черного списка" Евросоюза - идти по пути проведения аудита безопасности Международной ассоциации воздушного транспорта (IATA IOSA): http://www.iata.org/whatwedo/s ...

Тогда появится уверенность в себе и авторитет пассажиров. Никакие льготы, стимулы и специальные тарифы не заставят пассажира полететь на самолете авиакомпании, если он не убежден в её безопасности. К сожалению, на сегодняшний день только одна казахская авиакомпания "Air Astana" прошла аудиторскую проверку. В России же, в качестве примера, в 2007 году тоже только одна авиакомпания "Аэрофлот - российские авиалинии" прошла аудит IATA IOSA. На сегодняшний день - 16 авиакомпаний получили Сертификат IATA IOSA ( http://www.iata.org/whatwedo/s ... ). Но это не означает, что можно почивать на лаврах. Безопасность – главный вопрос!

К слову сказать, одна из российских авиакомпаний, прошедших аудит IATA IOSA, допустила катастрофу в прошлом году - вот он результат самоудовлетворения и самоуспокоенности!

Третье - проблемы эффективности структуры органов гражданской авиации.
Необходимо следовать строго в соответствии со Стандартами Приложения 19 к Конвенции ИКАО "Управление безопасностью полетов", которое вступит в силу 14 ноября 2013 года. Бороться за совершенство структуры органов управления.
В России, к сожалению, тоже «пятибоярщина», которая делает структуру управления гражданской авиацией неповоротливой и не очень эффективной: Минтранс, Департамент государственной политики в области гражданской авиации Минтранса, Межгосударственный авиационный комитет, Федеральная служба по надзору в сфере транспорта (подчиняется Министру!?, хотя должна надзирать за его деятельностью и подчиняться либо парламенту, либо Правительству), и наконец, Росавиация. Как результат - пустой перезвон, переписки и отписки.

Хочется верить, что в связи с выходом Федерального закона Российской Федерации N 260-ФЗ "О внесении изменения в Воздушный кодекс Российской Федерации", Статья 24.1. Обеспечение безопасности полетов гражданских воздушных судов Важнейшая поправка к "Воздушному кодексу Российской Федерации", все будет приведено в соответствие.
http://www.aviasafety.ru/indic ...

С уважением,
АМ













Материалы рубрики

Дарья Молоткова, Герман Костринский
РБК
«Аэрофлот» выкупит свою штаб-квартиру в центре Москвы
Софья Лозгачева
Эксперт
Винтокрылые подсчитывают потери

Бизнес News
Как «Гидромаш» поставил на ноги «Магистральный самолет XXI века»

Известия
Что такое субсидированные авиабилеты и как их купить в 2026 году
Тимур Латыпов, Александр Гавриленко
БИЗНЕС Online
«Увы, не хотят запускать в большую серию»: КАЗ поднял в небо первый новый Ту-214

Деловой Петербург
Не летайте в Финляндию: японцы атаковали Finnair из-за расистского скандала
Наталия Ячменникова
Российская газета
Двигатель для нового пассажирского сверхзвукового самолета сложнее тех, что стоят на истребителях
Ангелина Кречетова
Forbes
Авиакомпании попросили продлить особый режим эксплуатации иностранных самолетов



Герман Костринский, Ольга Копытина при участии Сергей Хитров
РБК
Инвесторы согласились подождать выплат по облигациям Домодедово еще год
Ольга Самофалова
РИА Новости
Амбиции России завели ее на самый верх
Светлана Петрова
Эксперт
Поставки полностью импортозамещенных самолетов в авиакомпании планируются в 2026 году

Lenta.ru
Россия наращивает производство дронов. Как их используют на благо россиян?

РБК
Кто и как финансирует производство гражданских беспилотников
Роман Гусаров, AVIA.RU
Эксперт
Как регулировать перебронирование без вреда для пассажиров и авиакомпаний?
Валерия Чуб
Известия
Первых дело: как прошла премьера героической комедии «Есть только МиГ»
Анастасия Костина
Известия
Пункт допуска: Россия и Индия приблизились к безвизу для туристических групп
Ирина Мишина
Свободная Пресса
Второе рождение Бе-200: «Всемирный пожарный» получит российские двигатели
Андрей Коршунов
Известия
Полный в полет: геостационарный спутник поможет дронам освоить дальние маршруты
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Пролет навигатора: авиакомпании лишатся льгот на 2 млрд рублей в год
Анастасия Николаева
Интерфакс
Дроны в помощь: как Росреестр проконтролирует владельцев земельных участков?
Анастасия Костина
Известия
Атмосфера открытости: в Японии и Южной Корее ждут прямых рейсов с Россией
Наталия Ячменникова
Российская газета
Бакалавр по дронам. В 2026 году МГТУ ГА выпустит первых специалистов по эксплуатации беспилотников с высшим образованием
Андрей Коршунов
Известия
Крутой оборот: «ремонтные чемоданчики» быстрее вернут в строй поврежденные самолеты
Дмитрий Маракулин
Деловой Петербург
Суд подтвердил законность роста тарифов на парковку в аэропорту Пулково

РБК
Как промышленный дизайн делает дроны более быстрыми
Денис Гриценко
Известия
Огонь с батареей: в РФ впервые испытали дрон для тушения пожаров с автономным питанием
Максим Карабицкий, Павел Вихров
Известия
Поддержка воздуха: почти в 60 регионах РФ снимут ограничения на крупные дроны
Даниил Сечкин
Известия
Остров приближения: Россия и Япония обсуждают возобновление прямых авиарейсов
Денис Гриценко
Известия
Гулять под зондом: космический мусор может в любой момент упасть в любой точке Земли
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
Само название устраняет барьеры: ОАК заинтересовалась авиатакси
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
От носков до туров на Кубу: зачем Wildberries купил туроператора Fun&Sun
Андрей Коршунов
Известия
В высшей станции: технологии «Венеры-9» используют для будущих межпланетных миссий
Арсений Замостьянов
Известия
Экспедиция в преисподнюю: как советская техника добралась до Венеры
Денис Гриценко, Андрей Коршунов
Известия
Вселенские масштабы: природоподобные технологии помогут освоить космос
Денис Кузнецов
Известия
Горячая путевка: Wildberries & Russ купила крупного туроператора Fun&Sun

РИА Новости
Беспилотное будущее России: производство БАС на Дальнем Востоке
Татьяна Тюменева ("Российская газета", Санкт-Петербург)
Российская газета
Авиаэксперт Гусаров: Неубранная стойка шасси - это не критичная ситуация, но она предполагает возвращение в пункт вылета

Деловой Петербург
Без россиян "пришёл конец": аэропорту финской Лаппенранты грозит закрытие
Тимур Латыпов
«БИЗНЕС Online»
«Надо зубы вышестоящим показывать»: в 2025 году КАЗ поднимет только один Ту-214
Татьяна Ларионова, обозреватель «ТР»
Транспорт России
Летали и будем летать!
Дмитрий Бевза
Российская газета
Как не устроить пожар в самолете: 7 правил перевозки внешних аккумуляторов
Алла Скрипова
74.RU
Отменили авиарейс из-за угрозы БПЛА. На что рассчитывать пассажиру
Екатерина Забродина, Антон Конев, Иван Краснов
RTVI
Маршрут построен: как Путин будет добираться до Венгрии
Герман Костринский
РБК
Авиакомпании обяжут отчитываться о выбросах CO2 на международных рейсах
Анастасия Николаева
Интерфакс
Подробно и в деталях: что Путин рассказал Алиеву о катастрофе с самолетом AZAL?
Владимир Гаврилов, Денис Кузнецов
Известия
«Не бывает старых самолетов, есть неисправные воздушные суда»
Антон Белый, Юлия Леонова
Известия
Корпусный подход: российская 3D-ткань сделает БПЛА более ударопрочными
Валентина Лезина
Национальная Служба Новостей (НСН)
«Риски высоки»: Авиаэкспертов удивило заявление Минтранса об аэротакси в городах
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
«Бюджетных вложений хватит только на поддержку штанов»: Россия сокращает расходы на развитие авиапромышленности
Владимир Гаврилов
Известия
Летают тут: владельцы авиатакси захотели сами выдавать себе сертификаты на перевозку

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgBUGRj
Курьер на час: http://courier.youdo.com/courier-services/crr/nedorogo/, смотреть варианты >>
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer