Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Американцам закрывают Киргизию


28 июня 2013 года Кабай Карабеков, Сергей Строкань, КоммерсантЪ


Президент Киргизии Алмазбек Атамбаев подписал закон о денонсации соглашения с США об аренде аэропорта Манас, использовавшегося в военных целях с 2001 года. Согласно этому документу, все американские военнослужащие должны в течение года покинуть базу в Манасе. Денонсация соглашения с Вашингтоном, которую активно лоббировала Москва, выглядит ее самой крупной победой в борьбе за сферы влияния в стратегически важном регионе, достигнутой после начала антитеррористической операции США в Афганистане.

Подписанный президентом Атамбаевым закон призван поставить точку в растянувшемся на годы споре о судьбе международного аэропорта Манас, который США и НАТО использовали с декабря 2001 года. Закон устанавливает конкретный срок — 11 июля 2014 года, к которому все американские военнослужащие должны покинуть Манас. После того как попытки США добиться пролонгации соглашения закончились провалом, с инициативой о прекращении действия договора выступило правительство Киргизии. В мае в киргизский парламент был направлен проект закона о денонсации арендного соглашения с США, а 20 июня депутаты проголосовали за вывод военной базы.

На протяжении восьми лет — вплоть до 2009 года — Манас служил аэродромом для истребителей и бомбардировщиков стран антитеррористической коалиции в Афганистане "Несокрушимая свобода", возглавляемой США. Летом 2009 года военная база была переименована в Центр транзитных перевозок. С этого момента США ограничили перечень военных операций, осуществляемых с территории Киргизии,— в Афганистан стали летать только грузовые самолеты и топливозаправщики КС-135. За месяц по маршруту Вашингтон—Бишкек—Кабул и обратно переправлялось до 30 тыс. военнослужащих армии США.

Между тем, по сведениям источников "Ъ", американская сторона не всегда придерживалась соглашения, в котором оговаривается, что база будет использоваться исключительно для перевозки военнослужащих. Как рассказали собеседники "Ъ", на базе проводились негласные переговоры с лидерами афганской оппозиции. Кроме того, через аэропорт Манас переправлялись взятые в плен в Афганистане боевики движения "Талибан". Так, ночью 28 мая 2012 года в Манасе приземлился самолет, из которого вывели четырех афганцев в наручниках и с мешками на головах. Американцы, сославшись на дипломатический иммунитет, отказались сообщать киргизской стороне данные об этих лицах. Бишкек довольствовался разъяснениями, что авиакомпания Ryan выполняет спецзаказ Минобороны США.

Несмотря на подобные раздражители, подогревавшие дискуссию о целесообразности продолжения американского военного присутствия в стране, противники денонсации считают, что правительство и президент Атамбаев проявили ненужную спешку. "США объявили, что в любом случае покинут Киргизию в конце 2014 года. Мы могли бы не торопить их и расстаться по-хорошему",— считает депутат Омурбек Абдрахманов. "На заседании парламента премьер Жанторо Сатыбалдиев и его заместители не смогли обосновать, из каких источников будет пополняться бюджет, потери которого после ухода американцев составят более $200 млн",— напомнил депутат.

"Денонсация соглашения с Вашингтоном, которую активно лоббировала Москва, выглядит ее самой крупной победой в борьбе с США за сферы влияния в стратегически важном регионе, достигнутой после начала антитеррористической операции в Афганистане",— разъяснил "Ъ" эксперт ПИР-Центра Вадим Козюлин. Впрочем, по его словам, эта победа стала возможной лишь после того, как интерес США к дальнейшему использованию базы в Манасе заметно упал — в связи с предстоящим в 2014 году выводом войск из Афганистана. Вашингтон дал понять Бишкеку, что впредь хотел бы использовать базу без финансовых вливаний — на безвозмездной основе.

"Поняв, что новых денег за Манас ей не получить, киргизская сторона решила сыграть в принципиальность. А заодно и продемонстрировать лояльность Москве — в расчете на российские дивиденды — в частности, обещанную военную помощь, превышающую $1 млрд",— заявил "Ъ" господин Козюлин.

Впрочем, возможность сохранения американского присутствия — при реализации другой арендной схемы — сохраняется. "Подпись президента под законом о денонсации еще не означает, что Киргизия перестанет сотрудничать с США в военной сфере",— пояснил "Ъ" политолог Марс Сариев. "Аэропорт Манас может арендовать Турция — союзник США по НАТО — и сдавать его американцам уже без участия киргизского правительства",— объяснил "Ъ" господин Сариев. Эксперты напоминают: когда в прошлом году США предоставили правительству Киргизии $30-миллионный грант на техническую реконструкцию Манаса, тендер на возведение новой аэронавигационной башни выиграла турецкая компания.
 



комментарии (1):

HZ66      03/07/2013 [15:41:03]#1
А когда Талибы попрут в Киргизию, к кому Атамбаев за помощью обратиться к ОДКБ? Смешно! Пока американцы единственные кто готов воевать с исламистами. Все остальные только языки чешут.













Материалы рубрики

Светлана Афонина
Деловой Петербург
Смольный перенёс сроки запуска центра развития беспилотников в ОЭЗ
Герман Костринский, Анастасия Львова, Иван Ткачёв
РБК
«Победа» в SDN-листе. Что это значит для авиакомпании и ее пассажиров
Евгения Бородина
Известия
Взлет заглушаю: что облегчит длинный перелет
Юлия Леонова, Владимир Матвеев
Известия
Первый в классе: спущен на воду учебный корабль для вертолетчиков
Наталья Башлыкова, Максим Талавринов
Известия
Экономь-класс: ФАС попросили проверить рост стоимости авиабилетов
София Прохорчук, Яна Штурма
Известия
Раздор полетов: почему пассажиры «Аэрофлота» не попали на рейсы
Анастасия Морозова
Forbes
Bloomberg узнал о сложностях с покупкой Boeing своей бывшей «дочки» Spirit
Валерия Лобко
Российская газета
Взглянуть в небо: Регионы оценят по уровню развития беспилотников



Татьяна Серебрякова
HotLine.travel
Может ли скандал вокруг Turkish Airlines привести к ограничению рейсов в Россию
Яна Штурма, Ксения Набаткина, Валерия Мишина
Известия
Владивосточное время: куда полетят россияне этим летом
Анастасия Львова, Герман Костринский
РБК
Первый аэропорт в Карачаево-Черкесии построят «Аэропорты регионов»
Алексей Михайлов, Андрей Федоров, Роман Крецул
Известия
«Кинжальная» дистанция: носитель гиперзвука получил стратегическую дальность
Наталия Эфендиева
Деловой Петербург
Бороздят просторы Вселенной: необычное кино о космосе
Алексей Михайлов, Андрей Федоров, Владимир Матвеев
Известия
Поставили «Форпост»: за Камчаткой и Севморпутем присмотрят беспилотники
Анастасия Львова
РБК
Минтранс поручил усилить меры по защите аэропортов от атак дронов
Мария Сергеева (Республика Саха)
Российская газета
Почти половину аэропортов Якутии модернизируют благодаря нацпроекту
Андрей Коршунов
Известия
На счет три: российская ракета «Ангара» впервые стартовала с Восточного
Анастасия Львова
РБК
Госкорпорация по аэронавигации вышла в прибыль после трех лет убытков
Максим Талавринов
Известия
Полетели: Росавиация попросила уволить топ-менеджеров «Уральских авиалиний»
Валентин Логинов
Известия
Ход и следствие: Польша меняет подход к смоленской авиакатастрофе
Илья Словесный
Деловой Петербург
Копайте глубже: Петербургу помогут построить метро до Пулково
Брэндон Вейхерт (Brandon Weichert)
ИноСМИ, The National Interest
Почему МиГ-21 до сих пор в почете у военных?
Андрей Коршунов
Известия
Космическая вязь: металлоткани свяжут Землю с другими планетами
Роман Гусаров
NEWS.ru
Новый самолет Ил-114-300: каким будет наследник легендарного Ан-24

РБК
Как S7 Airlines и ORS за 13 часов поменяли систему бронирования
Анастасия Николаева
Интерфакс
Россия и космос: последние достижения, история и интересные факты
Елена Савельева
РИА Новости
Не остаться в пролете: Запад испугался за свои самолеты из-за России
Максим Талавринов, Наталья Башлыкова
Известия
Рейс и навсегда: авиакомпаниям могут запретить аннулирование обратных билетов

Ростех
Сергей Ильюшин: «Лучше всего поют о конструкторе самолеты»
Алексей Анпилогов
Взгляд
Новый двигатель возвращает России турбовинтовую региональную авиацию
Егор Кулаков
Деловой Петербург
Петербург постепенно обретает статус столицы беспилотных систем
Наталья Ильина
Известия
Авианажим: мошенники прикидываются сотрудниками банков в аэропортах
Анастасия Львова
РБК
Ространснадзор решил перевести проверки авиакомпаний «на цифру»
Илья Максимов
Российская газета
Три российских самолета вошли в топ истребителей с самыми мощными двигателями

Ростех
Пять поколений истребительной авиации
Андрей Коршунов
Известия
Ближний сбой: какие проблемы вскрыла отмена пуска «Союз МС-5»
Игорь Кармазин
Известия
Небо открывается: первая белорусская космонавтка полетит на МКС
Алексей Михайлов, Андрей Федоров, Владимир Матвеев
Известия
Прицелы и средства: летчиков ВМФ научат борьбе с дронами
Григорий Колпаков
Интерфакс
Управление беспилотниками: виды, подготовка пилотов, востребованность профессии
Андрей Коршунов, Мария Недюк
Известия
Ступени развития: к чему приведет потеря ракеты Starship во время испытаний
Валерий Кодачигов, Максим Талавринов
Известия
Пролет нормальный: операторы дронов смогут общаться с экипажами самолетов
Илья Словесный
Деловой Петербург
Рейс задержан: сроки импортозамещения самолётов в России сдвинулись
Андрей Кузмак
Известия
Винительный падёж: Boeing оказался под огнем критики
Алексей Михайлов, Роман Крецул, Андрей Федоров
Известия
Расправить сети: запущена программа ремонта военных аэродромов
Роман Гусаров
NEWS.ru
Минобороны России получит новый самолет Ил-212: что о нем известно
Андрей Коршунов
Известия
Просто в космос: как Юрия Гагарина готовили к полету на Луну
Наталья Пономарева
Интерфакс
Отмена полета. Что делать пассажирам при задержке авиарейса?
Максим Талавринов, Наталья Башлыкова
Известия
Дебошире круг: с самолетов в РФ стали снимать больше деструктивных пассажиров
Евгений Берсенев
Свободная Пресса
Небесный тихоход: МС-21 ждет нелегкая судьба
Анастасия Львова, Валентина Шварцман
РБК
У российских вертолетчиков вскоре истекут все контракты с ООН

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgBa3GT
Грузоперевозки: http://perevozki.youdo.com/pereezd/geo/spb/, быстро и недорого.
Ремонт мебели на дому на http://remont.youdo.com/furniture/repair/other/nadomu/.
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer