Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Цены на перелеты внутри России напоминают стоимость кругосветного путешествия


2 июня 2013 года Кирилл Брайнин, Первый канал


Пора отдыхать - билеты в отпуск этим летом снова подорожали. Для всех, кто хочет воспользоваться самолетом, 10 дополнительных процентов к прошлогодней цене гарантированы. Тенденция странная: керосин дешевеет, а топливный сбор пассажиры платят, самолетов перевозчикам не хватает - и это снова повод поднять цены.

Пора отдыхать - билеты в отпуск этим летом снова подорожали. Для всех, кто хочет воспользоваться самолетом, 10 дополнительных процентов к прошлогодней цене гарантированы. Тенденция странная: керосин дешевеет, а топливный сбор пассажиры платят, самолетов перевозчикам не хватает - и это снова повод поднять цены.

И даже бюджетные авиалинии, появившиеся на российском рынке, вдруг поняли: дешево летать они, скорее всего, не смогут. Оказалось, что слетать в Саратов из Москвы этим летом стоит ненамного дешевле, чем добраться через Атлантику до Нью-Йорка.

Маленький финский аэропорт в нескольких километрах от российской границы. Сюда в Лаппеенранту от Питера три часа на маршрутке - конечно, далековато, зато можно дешево улететь в любую точку Европы. 

Пешком к самолету, никаких автобусов, даже багаж в руках - потому и дешево. Таких пассажиров, как Ольга - немало. Финские авиационные власти говорят: российские путешественники серьезно пополняют кассу.

"Конечно, самая большая группа пассажиров - это граждане Финляндии, вторая по величине - шведы. А вот третья - это пассажиры из России. И для нас это очень важный сегмент в общем объеме авиаперевозок", - отмечает старший вице-президент компании-оператора аэропортов Финляндии Finavia Микко Саариахо.

Но это от Питера недалеко до самолетов бюджетных авиакомпаний. Остальным российским пассажирам остается только завидовать, глядя на европейские и американские цены.

Например, перелет из Парижа в Милан и обратно в пересчете на рубли обойдется примерно в 3000, почти такое же расстояние от Вашингтона до Бостона - билет стоит около 5000. А вот слетать из Москвы в Волгоград и вернуться можно за 11500. В России модель лоу-кост авиакомпании как-то не прижилась, хотя во всем остальном мире - наоборот.

Сэкономить на всем от лишнего багажа до обедов и напитков на борту - главное правило любого лоу-костера. Британский EasyJet - один из крупнейших в мире. Компанию даже в шутку называют авиаперевозчиком для бедных, но, скорее, для бережливых.

"Обычно пассажир покупает место в салоне, и всё. Точнее он покупает крайне надежный транспортный продукт. Если он хочет еще и кофе, пива, сэндвич, мы их ему продадим по разумной цене, но главное, что он покупает - это кресло в самолете", - подчеркивает директор авиакомпании EasyJet по Великобритании Пол Симмонс.

В России продать только кресло без дополнительных услуг невозможно - закон не позволяет. И невозвратные тарифы тоже запрещены - этого уже достаточно для того, чтобы любая бюджетная авиакомпания быстро прекратила существование. Как случилось с "Авиановой" и "Скай Экспресс". Похвастаться способностью выжить могут пока только крупные перевозчики, их у нас немного, и потому не спрос рождает предложение, а наоборот. И каждый год в начале туристического сезона цены только растут.

"Это выкручивание рук, потому что у туристических компаний почти нет выбора, с кем работать по массовым направлениям, да и фактически правила игры однозначно диктует авиаперевозчик, а не туристическая компания", - отмечает первый вице-президент Ассоциации туроператоров России Владимир Канторович.

Авиакомпании, в свою очередь, жалуются на стоимость топлива. И хотя керосин подешевел - когда среди заправщиков нет конкуренции, перевозчики это вряд ли почувствуют, а пассажиры - тем более.

"Фактически, чтобы снизить стоимость билета, надо понижать стоимость топлива, а это можно сделать, только создав свободную конкуренцию на локальных региональных аэропортах, то есть фактически, чтобы поставщиков топлива было в аэропорту не один, а два, три, лучше четыре, может быть, даже пять", - объясняет эксперт аналитического агентства Андрей Шенк.

Впрочем, топливо - это 40% в цене билета. Есть и другие расходы, особенно на обслуживание в аэропортах. И тут, говорят эксперты. конкуренцией тоже не пахнет.

"Стоимость аэропортовых услуг колеблется от 15 до 35% в стоимости конечного билета. То есть, для региональной авиакомпании, у которой короткие маршруты, соответственно низкая стоимость билета, треть она отдает только за аэропортовые услуги", - отмечает главный редактор интернет-портала Avia.ru Роман Гусаров.

А ведь региональные перевозки как раз и обеспечивают так называемую социальную мобильность - в России, в основном, летают через Москву долго и дорого.

В Америке над этой проблемой задумались еще 40 лет назад, и теперь региональные компании перевозят больше 150 миллионов пассажиров каждый год.

"Мы обслуживаем 600 различных населенных пунктов. Три четверти этих пунктов обслуживаются исключительно региональными авиалиниями. Можно, как правило, всего с одной пересадкой вылететь из своего городка в нашей стране в любую точку на земном шаре", - говорит президент Ассоциации региональных авиалиний Роджер Коэн.

У нас региональные перевозки только начинают развиваться, конечно, не без помощи государства. Пилотные программы работают в нескольких регионах, и спрос на такие полеты только растет, например, в Приволжском федеральном округе.

"25% стоимости билета оплачивает Федеральный бюджет, 25% - субъект и 50% - пассажир. За почти 2 месяца результат - 14 тысяч пассажиров", - говорит заместитель министра транспорта России Валерий Окулов.

В конце года выберут лучшую региональную программу, и она уже станет общероссийской. Проблема только в самолетах - летать на линиях с небольшим пассажиропотоком не на чем, вот и появилась идея продлить жизнь знаменитому кукурузнику.

С виду почти тот же Ан-2, но главное - внутри. Новый турбовинтовой двигатель, вместо дорогого авиационного бензина - куда более дешевый керосин. Остались неприхотливость и надежность.

"Мы повысили экономическую эффективность с точки зрения дальности полета. На сегодняшний день с загрузкой 1500 килограмм самолет летит на дальность 1400 километров. Раньше Ан-2 летел на 800 километров", - рассказывает заместитель директора Сибирского НИИ авиации им. С.А.Чаплыгина Григорий Анохин.

Региональные перелеты пока без государственных субсидий не обойдутся. Впрочем, это только часть так называемой дорожной карты по снижению затрат на авиаперевозки. По плану появятся и условия для бюджетных компаний, а вместе с ними и настоящая конкуренция. Ведь без нее никаких дешевых билетов не будет, как и без четких правил игры, одинаковых для всех участников рынка, регулирует которые только закон.

Если автомобиль в советские времена считался роскошью, то самолет был вполне привычным средством передвижения. За последние 20 лет все изменилось с точностью до наоборот. Сейчас Россия только в начале пути к доступному небу. И путь этот довольно трудный и уж точно не быстрый.

Видео



комментарии (4):

rad123      04/06/2013 [09:53:18]#1
Пешком к самолету, никаких автобусов, даже багаж
в руках - потому и дешево.

Можно подумать, что авиакомпания заинтересована в предоставлении пассажиру дополнительных услуг (питание, автобус, трап, багаж и.т.д).
Здесь интерес аэропорта. Зачем ему на своей территории перевозчик который экономит на аэропортовых услугах!? Это ведь деньги. Аэропорт "костьми ляжет" но не позволит возить своих пассажиров без буксировок, автобусов, уборки, питания, протирки зеркал, услуг лоцмана, заправки в обьеме не менее и т.д.
Пока не поменяются законы в отношении аэропортов/монополистов бесполезно обвинять российских перевозчиков в завышении цен.

Каландровожатый      04/06/2013 [15:35:57]#2
Надо НДС отменять на внутренних линиях...

alexvaleri      05/06/2013 [13:28:50]#3
"Впрочем, топливо - это 40% в цене билета"

Откуда такая цифра???

Халабан 154      05/06/2013 [19:17:18]#4
Привет всем!В Иране например авиакомпании имеют свою обслугу(автобусы, запрвщики и даже трапы)в аэропортах, куда летают регулярно или совместно.У нас обслуга в аэропортах золотая жила для владельцев обслуживающих компаний.Представте, что только перекачка керосина из топливозаправщика в крыло стоит 3000 руб. за тонну.(данные за 2010г), подача автобуса пассажирам-5000-7000руб и т.д.Хорошо давайте будем летать без воды и питания, но тогда сделайте сервис в аэропортах доступным, а то бутылочка воды 0, 5л стоит 150руб.













Материалы рубрики

Денис Гриценко
Известия
Огонь с батареей: в РФ впервые испытали дрон для тушения пожаров с автономным питанием
Максим Карабицкий, Павел Вихров
Известия
Поддержка воздуха: почти в 60 регионах РФ снимут ограничения на крупные дроны
Даниил Сечкин
Известия
Остров приближения: Россия и Япония обсуждают возобновление прямых авиарейсов
Денис Гриценко
Известия
Гулять под зондом: космический мусор может в любой момент упасть в любой точке Земли
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
Само название устраняет барьеры: ОАК заинтересовалась авиатакси
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
От носков до туров на Кубу: зачем Wildberries купил туроператора Fun&Sun
Андрей Коршунов
Известия
В высшей станции: технологии «Венеры-9» используют для будущих межпланетных миссий
Арсений Замостьянов
Известия
Экспедиция в преисподнюю: как советская техника добралась до Венеры



Денис Гриценко, Андрей Коршунов
Известия
Вселенские масштабы: природоподобные технологии помогут освоить космос
Денис Кузнецов
Известия
Горячая путевка: Wildberries & Russ купила крупного туроператора Fun&Sun

РИА Новости
Беспилотное будущее России: производство БАС на Дальнем Востоке
Татьяна Тюменева ("Российская газета", Санкт-Петербург)
Российская газета
Авиаэксперт Гусаров: Неубранная стойка шасси - это не критичная ситуация, но она предполагает возвращение в пункт вылета

Деловой Петербург
Без россиян "пришёл конец": аэропорту финской Лаппенранты грозит закрытие
Тимур Латыпов
«БИЗНЕС Online»
«Надо зубы вышестоящим показывать»: в 2025 году КАЗ поднимет только один Ту-214
Татьяна Ларионова, обозреватель «ТР»
Транспорт России
Летали и будем летать!
Дмитрий Бевза
Российская газета
Как не устроить пожар в самолете: 7 правил перевозки внешних аккумуляторов
Алла Скрипова
74.RU
Отменили авиарейс из-за угрозы БПЛА. На что рассчитывать пассажиру
Екатерина Забродина, Антон Конев, Иван Краснов
RTVI
Маршрут построен: как Путин будет добираться до Венгрии
Герман Костринский
РБК
Авиакомпании обяжут отчитываться о выбросах CO2 на международных рейсах
Анастасия Николаева
Интерфакс
Подробно и в деталях: что Путин рассказал Алиеву о катастрофе с самолетом AZAL?
Владимир Гаврилов, Денис Кузнецов
Известия
«Не бывает старых самолетов, есть неисправные воздушные суда»
Антон Белый, Юлия Леонова
Известия
Корпусный подход: российская 3D-ткань сделает БПЛА более ударопрочными
Валентина Лезина
Национальная Служба Новостей (НСН)
«Риски высоки»: Авиаэкспертов удивило заявление Минтранса об аэротакси в городах
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
«Бюджетных вложений хватит только на поддержку штанов»: Россия сокращает расходы на развитие авиапромышленности
Владимир Гаврилов
Известия
Летают тут: владельцы авиатакси захотели сами выдавать себе сертификаты на перевозку
Кирилл Фенин, Анастасия Костина
Известия
Встречный двигатель: РФ рассчитывает на скорое проведение консультаций с США
Артем Мостыканов, Мария Федорова
РБК
Как в России готовят специалистов гражданской беспилотной авиации
Андрей Коршунов
Известия
Алюминиевые образцы: ученые создадут из лома высокопрочные детали для самолетов

93.ru
На Кубани планируют возродить малую авиацию
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
Альтернатива Турции и ОАЭ: туроператоры ожидают всплеск спроса на отдых в Китае
Любовь Капустина
Российская газета
"Ангара" может прекратить полеты: кто может заменить компанию и скажется ли это на перевозках?
Наталия Ячменникова
Российская газета
С дроном на "ты". Университет гражданской авиации получил сертификаты летной годности на тяжелый беспилотник
Елена Сухорукова, Дарья Молоткова
РБК
У крупнейшего оператора duty free в Шереметьево сменился собственник
Иван Сало
РБК
МС-21: что это за самолет, его характеристики и роль в российской авиации
Валентина Аверьянова
Известия
На взлет: в России вводят новый авиационный сбор для пассажиров
Татьяна Копылова
Деловой Петербург
"Это очень критично": поможет ли новая станция метро аэропорту Пулково
Ирина Ионина
Известия
Летний под дых: кто компенсирует туристам расходы после транспортного коллапса
Ксения Ерохина
Деловой Петербург
Платят пассажиры: как новый сбор Минтранса повлияет на стоимость авиабилетов
Ярослав Солонин
Lenta.ru
«Я – последняя собака в космосе» 65 лет назад СССР запустил в космос Белку и Стрелку. Как это спасло жизнь Гагарину?
Валентина Аверьянова
Известия
Без барьеров: как авиация делает перелеты доступными для людей с РАС
Ольга Федорова
Московский Комсомолец
Над Аляской «закрыли небо»: что скрывается за мерами авиабезопасности саммита
Любовь Капустина
Российская газета
Это дорого, но эффективно: эксперты рассказали, как "мокрый" лизинг мог бы помочь авиаперевозчикам России
Сергей Прудников
Известия
Полет смысла: как будут развиваться российские гражданские дроны
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
В Смольном раскрыли детали испытаний беспилотников в Петербурге
Николай Сергеев
Москвич
Критический фактор: почему авиаколлапс лета 2025 погубил российский средний класс
Елена Рузлева
Forbes
Разбор полетов: чем для акций «Аэрофлота» обернется атака хакеров и задержки рейсов
Антон Белый
Известия
Молодой по весу: в РФ разработали сверхлегкую ракету-носитель для запуска спутников
Герман Костринский, Екатерина Шокурова, Анна Балашова
РБК
Атака хакеров на «Аэрофлот»: сколько это может стоить компании
Елена Балаян, Валерия Мишина, Яна Штурма, Валерий Кодачигов
Известия
Игра на вылет: на что рассчитывать пассажирам отмененных рейсов «Аэрофлота»
Егор Малков
Деловой Петербург
Сломать систему: как сбой "Аэрофлота" отзовётся на вылетах из Петербурга

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer