Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Цены на перелеты внутри России напоминают стоимость кругосветного путешествия


2 июня 2013 года Кирилл Брайнин, Первый канал


Пора отдыхать - билеты в отпуск этим летом снова подорожали. Для всех, кто хочет воспользоваться самолетом, 10 дополнительных процентов к прошлогодней цене гарантированы. Тенденция странная: керосин дешевеет, а топливный сбор пассажиры платят, самолетов перевозчикам не хватает - и это снова повод поднять цены.

Пора отдыхать - билеты в отпуск этим летом снова подорожали. Для всех, кто хочет воспользоваться самолетом, 10 дополнительных процентов к прошлогодней цене гарантированы. Тенденция странная: керосин дешевеет, а топливный сбор пассажиры платят, самолетов перевозчикам не хватает - и это снова повод поднять цены.

И даже бюджетные авиалинии, появившиеся на российском рынке, вдруг поняли: дешево летать они, скорее всего, не смогут. Оказалось, что слетать в Саратов из Москвы этим летом стоит ненамного дешевле, чем добраться через Атлантику до Нью-Йорка.

Маленький финский аэропорт в нескольких километрах от российской границы. Сюда в Лаппеенранту от Питера три часа на маршрутке - конечно, далековато, зато можно дешево улететь в любую точку Европы. 

Пешком к самолету, никаких автобусов, даже багаж в руках - потому и дешево. Таких пассажиров, как Ольга - немало. Финские авиационные власти говорят: российские путешественники серьезно пополняют кассу.

"Конечно, самая большая группа пассажиров - это граждане Финляндии, вторая по величине - шведы. А вот третья - это пассажиры из России. И для нас это очень важный сегмент в общем объеме авиаперевозок", - отмечает старший вице-президент компании-оператора аэропортов Финляндии Finavia Микко Саариахо.

Но это от Питера недалеко до самолетов бюджетных авиакомпаний. Остальным российским пассажирам остается только завидовать, глядя на европейские и американские цены.

Например, перелет из Парижа в Милан и обратно в пересчете на рубли обойдется примерно в 3000, почти такое же расстояние от Вашингтона до Бостона - билет стоит около 5000. А вот слетать из Москвы в Волгоград и вернуться можно за 11500. В России модель лоу-кост авиакомпании как-то не прижилась, хотя во всем остальном мире - наоборот.

Сэкономить на всем от лишнего багажа до обедов и напитков на борту - главное правило любого лоу-костера. Британский EasyJet - один из крупнейших в мире. Компанию даже в шутку называют авиаперевозчиком для бедных, но, скорее, для бережливых.

"Обычно пассажир покупает место в салоне, и всё. Точнее он покупает крайне надежный транспортный продукт. Если он хочет еще и кофе, пива, сэндвич, мы их ему продадим по разумной цене, но главное, что он покупает - это кресло в самолете", - подчеркивает директор авиакомпании EasyJet по Великобритании Пол Симмонс.

В России продать только кресло без дополнительных услуг невозможно - закон не позволяет. И невозвратные тарифы тоже запрещены - этого уже достаточно для того, чтобы любая бюджетная авиакомпания быстро прекратила существование. Как случилось с "Авиановой" и "Скай Экспресс". Похвастаться способностью выжить могут пока только крупные перевозчики, их у нас немного, и потому не спрос рождает предложение, а наоборот. И каждый год в начале туристического сезона цены только растут.

"Это выкручивание рук, потому что у туристических компаний почти нет выбора, с кем работать по массовым направлениям, да и фактически правила игры однозначно диктует авиаперевозчик, а не туристическая компания", - отмечает первый вице-президент Ассоциации туроператоров России Владимир Канторович.

Авиакомпании, в свою очередь, жалуются на стоимость топлива. И хотя керосин подешевел - когда среди заправщиков нет конкуренции, перевозчики это вряд ли почувствуют, а пассажиры - тем более.

"Фактически, чтобы снизить стоимость билета, надо понижать стоимость топлива, а это можно сделать, только создав свободную конкуренцию на локальных региональных аэропортах, то есть фактически, чтобы поставщиков топлива было в аэропорту не один, а два, три, лучше четыре, может быть, даже пять", - объясняет эксперт аналитического агентства Андрей Шенк.

Впрочем, топливо - это 40% в цене билета. Есть и другие расходы, особенно на обслуживание в аэропортах. И тут, говорят эксперты. конкуренцией тоже не пахнет.

"Стоимость аэропортовых услуг колеблется от 15 до 35% в стоимости конечного билета. То есть, для региональной авиакомпании, у которой короткие маршруты, соответственно низкая стоимость билета, треть она отдает только за аэропортовые услуги", - отмечает главный редактор интернет-портала Avia.ru Роман Гусаров.

А ведь региональные перевозки как раз и обеспечивают так называемую социальную мобильность - в России, в основном, летают через Москву долго и дорого.

В Америке над этой проблемой задумались еще 40 лет назад, и теперь региональные компании перевозят больше 150 миллионов пассажиров каждый год.

"Мы обслуживаем 600 различных населенных пунктов. Три четверти этих пунктов обслуживаются исключительно региональными авиалиниями. Можно, как правило, всего с одной пересадкой вылететь из своего городка в нашей стране в любую точку на земном шаре", - говорит президент Ассоциации региональных авиалиний Роджер Коэн.

У нас региональные перевозки только начинают развиваться, конечно, не без помощи государства. Пилотные программы работают в нескольких регионах, и спрос на такие полеты только растет, например, в Приволжском федеральном округе.

"25% стоимости билета оплачивает Федеральный бюджет, 25% - субъект и 50% - пассажир. За почти 2 месяца результат - 14 тысяч пассажиров", - говорит заместитель министра транспорта России Валерий Окулов.

В конце года выберут лучшую региональную программу, и она уже станет общероссийской. Проблема только в самолетах - летать на линиях с небольшим пассажиропотоком не на чем, вот и появилась идея продлить жизнь знаменитому кукурузнику.

С виду почти тот же Ан-2, но главное - внутри. Новый турбовинтовой двигатель, вместо дорогого авиационного бензина - куда более дешевый керосин. Остались неприхотливость и надежность.

"Мы повысили экономическую эффективность с точки зрения дальности полета. На сегодняшний день с загрузкой 1500 килограмм самолет летит на дальность 1400 километров. Раньше Ан-2 летел на 800 километров", - рассказывает заместитель директора Сибирского НИИ авиации им. С.А.Чаплыгина Григорий Анохин.

Региональные перелеты пока без государственных субсидий не обойдутся. Впрочем, это только часть так называемой дорожной карты по снижению затрат на авиаперевозки. По плану появятся и условия для бюджетных компаний, а вместе с ними и настоящая конкуренция. Ведь без нее никаких дешевых билетов не будет, как и без четких правил игры, одинаковых для всех участников рынка, регулирует которые только закон.

Если автомобиль в советские времена считался роскошью, то самолет был вполне привычным средством передвижения. За последние 20 лет все изменилось с точностью до наоборот. Сейчас Россия только в начале пути к доступному небу. И путь этот довольно трудный и уж точно не быстрый.

Видео



комментарии (4):

rad123      04/06/2013 [09:53:18]#1
Пешком к самолету, никаких автобусов, даже багаж
в руках - потому и дешево.

Можно подумать, что авиакомпания заинтересована в предоставлении пассажиру дополнительных услуг (питание, автобус, трап, багаж и.т.д).
Здесь интерес аэропорта. Зачем ему на своей территории перевозчик который экономит на аэропортовых услугах!? Это ведь деньги. Аэропорт "костьми ляжет" но не позволит возить своих пассажиров без буксировок, автобусов, уборки, питания, протирки зеркал, услуг лоцмана, заправки в обьеме не менее и т.д.
Пока не поменяются законы в отношении аэропортов/монополистов бесполезно обвинять российских перевозчиков в завышении цен.

Каландровожатый      04/06/2013 [15:35:57]#2
Надо НДС отменять на внутренних линиях...

alexvaleri      05/06/2013 [13:28:50]#3
"Впрочем, топливо - это 40% в цене билета"

Откуда такая цифра???

Халабан 154      05/06/2013 [19:17:18]#4
Привет всем!В Иране например авиакомпании имеют свою обслугу(автобусы, запрвщики и даже трапы)в аэропортах, куда летают регулярно или совместно.У нас обслуга в аэропортах золотая жила для владельцев обслуживающих компаний.Представте, что только перекачка керосина из топливозаправщика в крыло стоит 3000 руб. за тонну.(данные за 2010г), подача автобуса пассажирам-5000-7000руб и т.д.Хорошо давайте будем летать без воды и питания, но тогда сделайте сервис в аэропортах доступным, а то бутылочка воды 0, 5л стоит 150руб.













Материалы рубрики

София Прохорчук, Ирина Ионина, Самира Сабирова
Известия
Задача на вылет: авиакомпании готовят вывозные рейсы с Ближнего Востока
Анастасия Николаева
Интерфакс
Новый космический проект: какие приоритетные направления выбрала Россия?
Ольга Ларина
Деловой Петербург
Зона турбулентности. Забастовки в Финляндии обрушили авиаперевозки
Иван Сало
РБК
Что такое Crew Dragon: история, миссия, полеты, список кораблей
Любовь Можаева
MASHNEWS
И внутри будет отечественное. Минпромторг решил потратить 4 млрд на начинку самолетов
Сергей Андрейкин
Деловой Петербург
Пулково опередил зарубежные аэропорты по внедрению биометрии
Любовь Можаева
MASHNEWS
С овальным фюзеляжем. На самолеты нового поколения Минпромторг потратит еще 13 млрд
Мария Недюк
Известия
Что указано пером: птицы помогут создать автономные системы навигации для дронов



Кирилл Фенин
Известия
Полетное создание: РФ и Сербия работают над запуском новых авиарейсов
Петр Канаев, Герман Костринский
РБК
Правкомиссия отказала крупнейшему аэропорту Камчатки в повышении тарифов
Евгений Берсенев
Свободная Пресса
Отлетались? Программа производства новых самолетов опять попала под нож
Андрей Коршунов, Юлия Леонова
Известия
Общий взлет: в РФ создали первую универсальную станцию внешнего управления дронами
Анастасия Львова
Эксперт
Дронов становится всё больше
Екатерина Шокурова
РБК
Эксперты разработали концепцию «цифрового неба России»
Мария Фролова
Известия
Лишние пассажиры: в Минтрансе предложили ввести овербукинг на частых рейсах
Ксения Власова
ИрСити
«Это чудо — потомки оценят». Авиаэксперт объяснил, полетит ли МС-21 в 2026 году на самом деле
Наталия Ячменникова
Российская газета
Медсестра, буфетчица и кладовщица: Кем были первые стюардессы в мире и России
Владимир Гаврилов
Известия
Все в сад: основой беспилотной авиации станут агродроны
Тимур Алиев (Махачкала), Гульназира Ишбердина (Уфа), Олег Корякин (Казань), Юлия Потапова (Кемерово), Мария Соловьева (Элиста), Ирина Троценко (Дальний Восток)
Российская газета
Какие новые аэропорты были открыты в городах России за последние годы. А какие были модернизированы
Ева Акимова
РБК
Познакомьтесь с первой в мире женщиной — пилотом вертолета «Ансат». Санитарная авиация в России отмечает 100 лет с момента создания
Роман Крецул, Богдан Степовой
Известия
Будет полк: в ВМФ создают морские части беспилотных систем
Анастасия Львова
Эксперт
Отстающим помогут справиться с управлением
Анна Героева
Известия
Мы будем водить самолеты: как тренируют российских пилотов
Герман Костринский, Дарья Молоткова
РБК
Минпромторг закажет разработку перспективных самолетов
Екатерина Тропова
АТОР
Отмены и задержки рейсов повлияли на планы не менее 60 тысяч пассажиров
Андрей Коршунов
Известия
Стройный скан: в России создают самую точную 3D-модель Луны и Марса
Андрей Коршунов
Известия
Задать модуль: российские аппараты могут быть первыми на Северном полюсе Луны
Анастасия Николаева
Интерфакс
Полетное задание выполнено: частично импортозамещенный МС-21 поднялся в небо
Владимир Гаврилов Станислав Федоров
Известия
Вот Хургада: AlMasria Airlines сократила полетную программу из РФ на курорты Египта
Владимир Гаврилов
Известия
Билетное па: выплаты пассажирам за овербукинг хотят сделать обязательными
Андрей Коршунов
Известия
Спрей для дела: новые российские двигатели доставят на Луну наноспутники
Михаил Захаров
Монокль
Boeing заходит на Россию
Надежда Сарапина
РИА Новости
"Расхлебывать придется годами". Китай больно щелкнул США по носу
Екатерина Хамова
Известия
Взвинченным темпом: РФ и Колумбия не договорились по ремонту Ми-17
Захар Максимов
ВГУДОК
РЖД и Аэрофлот охладеют к пассажирам
Айгуль Абдуллина, Александра Мерцалова
Коммерсант
В Сухум подлетают с вопросами
Андрей Коршунов
Известия
Внеземное притяжение: космическая обсерватория займется поиском жизни во Вселенной
Андрей Коршунов
Известия
Спутник с жизнью: мыши и мухи помогут подготовить человека к полетам на Луну и Марс
Дмитрий Литвинов
Парламентская газета
В Росавиации оценили идею доставлять товары из Китая беспилотниками
Кирилл Фенин, Алена Нефедова, Владимир Гаврилов
Известия
Подставили на крыло: в США удерживают закупленные РФ авиазапчасти на $500 млн
Ксения Власова
ИрСити
«Вполне реально завершить эту программу». Авиаэксперт оценил, сколько МС-21 получат авиакомпании в 2026 году
Дарья Молоткова, Елена Сухорукова, при участии Анна Захарова
РБК
Немецкий оператор duty free вышел из бизнеса в Шереметьево и Домодедово
Юлия Леонова
Известия
Беспилотный урок: в России начали обучать сборке БПЛА школьников и студентов
Мария Недюк, Юлия Леонова
Известия
Полетный проект: названы самые перспективные разработки беспилотных авиасистем
Дмитрий Плотников
Pravda.Ru
Проект Як-242: несостоявшийся конкурент самолётов Ту-204 и МС-21
Андрей Коршунов
Известия
Сдвиг по базе: в России создали универсальный двигатель для беспилотников
Александра Веснина
Национальная Служба Новостей (НСН)
«Взвинтит цены»: К чему приведет исправление данных в невозвратных авиабилетах
Айгуль Абдуллина
Коммерсантъ
Тяните билет. Потенциальным пассажирам предложено дать время передумать при покупке
Ксения Власова
«Ирсити.ру»
«Самолетов уже сейчас не хватает». Авиаэксперты оценили, когда перевозчики начнут летать на отечественных МС-21
Михаил Грачев
MASHNEWS
Полетят, но позже. Почему российская авиация хронически отстает от обещаний

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer