Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


"Сухого" спасут от банкротства


11 июля 2013 года Захаров Алексей, Finam.info


Согласно сообщениям СМИ, закрытое акционерное общество «Гражданские самолеты Сухого» (ЗАО ГСС) находится на грани банкротства. Не сказать, чтобы это было такой уж новостью. Например, еще осенью прошлого года о реальности такой перспективы говорилось в акте аудиторской проверки, проведенной по заказу администрации Комсомольска-на-Амуре на предприятиях города

Масла в огонь подлило сделанное на авиасалоне в Ле Бурже заявление главы группы Finmeccanica. Итальянцы, которые через AleniaAermacchi являются акционерами ГСС и партнерами в совместном предприятии SuperJetInternational(SJI), потребовали реорганизации этих двух структур. Однако вряд ли это связано со сложным положением ГСС. Скорее таким путем партнеры с Апеннинского полуострова пытаются решить свои проблемы.
 
Финансовое состояние ГСС действительно оставляет желать лучшего. На конец 2012 года общий объем кредитов и займов, взятых компанией, составил $2,1 млрд. (годом ранее – $1,5 млрд.). Общий совокупный убыток ГСС за прошлый год превысил $123 млн. Отметим, что здесь уже есть положительная динамика – в 2011 году компания потеряла почти $160 млн.
 
 
Однако, такое положение в авиастроении - не редкость. Разработка самолета, освоение его в производстве, борьба с «детскими болезнями» на начальной стадии эксплуатации, – все это представляет собой непростой процесс, требующий значительных финансовых затрат с длительным сроком окупаемости.
 
В качестве примера можно взять 787 Dreamliner. Его создатель Boeingявляется признанным лидером отрасли. Тем не менее, сроки разработки были сорваны, в эксплуатации выявился ряд проблем, рост стоимости программы оказался просто невообразимым (по неофициальным данным, вместо плановых затрат в $7-8 млрд. Boeingвложил в Dreamliner– по разным оценкам – от двенадцати до пятнадцати миллиардов). Да, в этой программе руководство американской авиастроительной компании допустило ряд просчетов, как тактических, так и стратегических. Но даже если бы ошибок не было, процесс оказался бы время- и ресурсоемким.
 
Конечно, SSJ-100 по уровню новизны далеко до 787. Но не будем забывать, что это первый опыт создания самолета в соответствии с принятыми в мире стандартами. Первый не только для ГСС, но и для всего нашего авиапрома. Да, что-то подсказал Boeing, который на ранней стадии программы был консультантом, какие-то решения были просто куплены у зарубежных компаний, что-то дал опят экс-сотрудников КБ Туполева и Ильюшина, работавших в ГСС, что-то привнесли поставщики комплектующих. Однако «увязать» все это в работоспособную (и соответствующую заданным параметрам) конструкцию – дело непростое.
 
Что действительно вызывает озабоченность, так это низкие темпы и невысокая динамика производства, а также неясность с послепродажным обслуживанием. ГСС явно ошиблась с размерами площадей под производство SSJ-100 – да, собственно, на территории действующего завода особого простора и не было. Руководство компании объявило, что производство выйдет на 10-дневный цикл. Однако, по неофициальной информации из КнА, планы эти реализуется с большим трудом. Но даже и выпуск одного самолета в десять дней – это 36 машин в год. Между тем, в планах ГСС до сих пор говорится о ежегодном производстве семидесяти бортов.
 
В части послепродажного обслуживания (ППО) ставка была сделана на партнеров-итальянцев. Действительно, AleniaAermacchi производит совместно с французами турбовинтовой ATR-42/72, и имеет опыт организации сервиса. Но с SSJ-100 пока особых успехов не видно. Более того, ГСС и SJIобъявили, что передают обслуживание самолета литовской FL Technics. Спрашивается: а зачем тогда нужны итальянцы?
 
Основная проблема программы SSJ-100 заключается в стратегии продаж на зарубежном рынке. Сразу и много. Между тем, опыт Embraerи Airbusпоказывает, что начинать надо с отечественных авиакомпаний, и только по мере накопления опыта эксплуатации и изживания «детских болезней» идти за рубеж. Сейчас амбиции ГСС по завоеванию мирового рынка утихли – но признаться в том, что это было ошибкой, и нужно начинать все сначала, то есть насыщать (при поддержке государства) самолетом SSJ-100 парки российских авиакомпаний, а потом и перевозчиков стран СНГ, руководство ГСС не готово.
 
Несмотря на все проблемы, банкротить «Гражданские самолеты Сухого» правительство РФ не позволит. Если это случится, то на российском гражданском самолетостроении можно ставить крест. Не исключено, что «вливать» в ГСС бюджетные средства придется еще не один раз. Это неприятно, но не смертельно плохо. Критичным будет продолжение государственного финансирования без соответствующей коррекции программы SSJ-100.



комментарии (9):

mab55      12/07/2013 [12:00:05]#1
При всем уважении к журналистскому сообществу, за большинством негативных статей по ГСС и SSJ-100 торчат уши "Ростехнологии", которые, пользуясь административным ресурсом господина Чемезова, просто пытаются провести рейдерский захват предприятия. Так как они это уже сделали с "Ависмой" и рядом других авиационных предприятий.

АвиаторЪ      12/07/2013 [12:16:12]#2
"Если это случится, то на гражданском авиастроении в России можно ставить крест"

Суперджет - это и есть крест

air-squirrel      12/07/2013 [14:02:34]#3
To mab55
я бы не стал так волноваться )) но подумаешь ..вдруг некоторые активы перейдут под крыло Ростеха..от это еще хуже чем сейчас не станет, просто в одном кармане уменьшится (ОАК) в другом прибавится Ростех))) От перемены мест слагаемых сумма не меняется..что ОАк что Ростех пока не показали и сотой доли того чего от них ожидают...гос деньги крутят и поддерживают Запад

GRV Эксперт «Aviation EXplorer»      12/07/2013 [14:10:10]#4
to mab55

Так я не понял, что, в этих "негативных" статьях журналисты пишут неправду? Насколько я понимаю, нынешнее обострение интереса СМИ к данной теме связано исключительно с годовым отчетом самого ГСС. Или не так?

На мой взгляд, главным генератором негативных новостей о Суперджете и ГСС является сам Суперджет и компания ГСС. Ведите бизнес нормально, стройте надежный конкурентоспособный самолет и не будет поводов для негативных публикаций.

mab55      12/07/2013 [16:20:58]#5
To GRV
Странное такое "обострение интереса" более чем через месяц после проведения Годового собрания ЗАО ГСС.

Aviation EXplorer      12/07/2013 [16:26:02]#6
Ну это вопрос к Коммерсанту - почему до него так медленно информация доходит :)
На нашем форуме мы эти цифры давно уже перетерли. Читайте АВИА.РУ :)

andrewsk      13/07/2013 [17:31:35]#7
ГСС-это лакмусовая бумажка профпригодности гражданина Погосяна.О том, что в плане профпригодности он является несостоятельным человеком авиационные профессионалы, авиационная общественность говорят уже не первый год.Фактическое положение ГСС показывает это на фактах.Вопрос : зачем при всём при этом он так нужен нашему Президенту ? !

Сашочек      15/07/2013 [14:56:37]#8
А, если по-существу, то что сегодня появилось нового в том, что называется проект "Суперджет"? Абсолютному большинству независимых специалистов, да и полностью зависимых, известно, что вновь собранная сборная команда не могла "вдруг" создать продукт, за которым бы выстроилась очередь? Сегодня нет дефицита авиационной техники, чтобы компании, тем более ведущие, согласились бы строить свой бизнес на технике, не имеющей зарекомендовавшего себя брэнда. Они же возят пассажиров, а они тоже выбирают - не только компанию, но и самолет, которому можно доверить свою жизнь.
Страны, люди очень дорожат брэндами и берегут их. Тот же "Суперджет" правильнее в России было разработать под маркой "Ту", "Ил", "Як", "Бе" и т.д.
Проект бы выиграл не только в маркетинговом плане, но и технически - он бы был лишен кучи очевидных технических недостатков. Был бы приспособленным к использованию на всех полосах в России, сохранил бы предприятия, НИИ и КБ России, которые сегодня отстранены от "главного" российского авиационного продукта.
Выбранный вариант реализации "прорывного" продукта, может продолжать свою жизнь, если государство, которое напрямую и черз госконцерны (банки) вложило в него 2 млрд. долларов, теперь будет вечно покупать его по завышенной цене, выведет таким образом его на производственную безубыточность и... забудет, что проект должен когда-нибудь окупиться.
Это было известно на второй месяц после принятия решения, открывшего дорогу "прорывному". Что не так?

GRV Эксперт «Aviation EXplorer»      27/07/2013 [00:51:33]#9
2 Сашочек

Ну спасибо, теперь я спокоен :)













Материалы рубрики

София Прохорчук, Ирина Ионина, Самира Сабирова
Известия
Задача на вылет: авиакомпании готовят вывозные рейсы с Ближнего Востока
Анастасия Николаева
Интерфакс
Новый космический проект: какие приоритетные направления выбрала Россия?
Ольга Ларина
Деловой Петербург
Зона турбулентности. Забастовки в Финляндии обрушили авиаперевозки
Иван Сало
РБК
Что такое Crew Dragon: история, миссия, полеты, список кораблей
Любовь Можаева
MASHNEWS
И внутри будет отечественное. Минпромторг решил потратить 4 млрд на начинку самолетов
Сергей Андрейкин
Деловой Петербург
Пулково опередил зарубежные аэропорты по внедрению биометрии
Любовь Можаева
MASHNEWS
С овальным фюзеляжем. На самолеты нового поколения Минпромторг потратит еще 13 млрд
Мария Недюк
Известия
Что указано пером: птицы помогут создать автономные системы навигации для дронов



Кирилл Фенин
Известия
Полетное создание: РФ и Сербия работают над запуском новых авиарейсов
Петр Канаев, Герман Костринский
РБК
Правкомиссия отказала крупнейшему аэропорту Камчатки в повышении тарифов
Евгений Берсенев
Свободная Пресса
Отлетались? Программа производства новых самолетов опять попала под нож
Андрей Коршунов, Юлия Леонова
Известия
Общий взлет: в РФ создали первую универсальную станцию внешнего управления дронами
Анастасия Львова
Эксперт
Дронов становится всё больше
Екатерина Шокурова
РБК
Эксперты разработали концепцию «цифрового неба России»
Мария Фролова
Известия
Лишние пассажиры: в Минтрансе предложили ввести овербукинг на частых рейсах
Ксения Власова
ИрСити
«Это чудо — потомки оценят». Авиаэксперт объяснил, полетит ли МС-21 в 2026 году на самом деле
Наталия Ячменникова
Российская газета
Медсестра, буфетчица и кладовщица: Кем были первые стюардессы в мире и России
Владимир Гаврилов
Известия
Все в сад: основой беспилотной авиации станут агродроны
Тимур Алиев (Махачкала), Гульназира Ишбердина (Уфа), Олег Корякин (Казань), Юлия Потапова (Кемерово), Мария Соловьева (Элиста), Ирина Троценко (Дальний Восток)
Российская газета
Какие новые аэропорты были открыты в городах России за последние годы. А какие были модернизированы
Ева Акимова
РБК
Познакомьтесь с первой в мире женщиной — пилотом вертолета «Ансат». Санитарная авиация в России отмечает 100 лет с момента создания
Роман Крецул, Богдан Степовой
Известия
Будет полк: в ВМФ создают морские части беспилотных систем
Анастасия Львова
Эксперт
Отстающим помогут справиться с управлением
Анна Героева
Известия
Мы будем водить самолеты: как тренируют российских пилотов
Герман Костринский, Дарья Молоткова
РБК
Минпромторг закажет разработку перспективных самолетов
Екатерина Тропова
АТОР
Отмены и задержки рейсов повлияли на планы не менее 60 тысяч пассажиров
Андрей Коршунов
Известия
Стройный скан: в России создают самую точную 3D-модель Луны и Марса
Андрей Коршунов
Известия
Задать модуль: российские аппараты могут быть первыми на Северном полюсе Луны
Анастасия Николаева
Интерфакс
Полетное задание выполнено: частично импортозамещенный МС-21 поднялся в небо
Владимир Гаврилов Станислав Федоров
Известия
Вот Хургада: AlMasria Airlines сократила полетную программу из РФ на курорты Египта
Владимир Гаврилов
Известия
Билетное па: выплаты пассажирам за овербукинг хотят сделать обязательными
Андрей Коршунов
Известия
Спрей для дела: новые российские двигатели доставят на Луну наноспутники
Михаил Захаров
Монокль
Boeing заходит на Россию
Надежда Сарапина
РИА Новости
"Расхлебывать придется годами". Китай больно щелкнул США по носу
Екатерина Хамова
Известия
Взвинченным темпом: РФ и Колумбия не договорились по ремонту Ми-17
Захар Максимов
ВГУДОК
РЖД и Аэрофлот охладеют к пассажирам
Айгуль Абдуллина, Александра Мерцалова
Коммерсант
В Сухум подлетают с вопросами
Андрей Коршунов
Известия
Внеземное притяжение: космическая обсерватория займется поиском жизни во Вселенной
Андрей Коршунов
Известия
Спутник с жизнью: мыши и мухи помогут подготовить человека к полетам на Луну и Марс
Дмитрий Литвинов
Парламентская газета
В Росавиации оценили идею доставлять товары из Китая беспилотниками
Кирилл Фенин, Алена Нефедова, Владимир Гаврилов
Известия
Подставили на крыло: в США удерживают закупленные РФ авиазапчасти на $500 млн
Ксения Власова
ИрСити
«Вполне реально завершить эту программу». Авиаэксперт оценил, сколько МС-21 получат авиакомпании в 2026 году
Дарья Молоткова, Елена Сухорукова, при участии Анна Захарова
РБК
Немецкий оператор duty free вышел из бизнеса в Шереметьево и Домодедово
Юлия Леонова
Известия
Беспилотный урок: в России начали обучать сборке БПЛА школьников и студентов
Мария Недюк, Юлия Леонова
Известия
Полетный проект: названы самые перспективные разработки беспилотных авиасистем
Дмитрий Плотников
Pravda.Ru
Проект Як-242: несостоявшийся конкурент самолётов Ту-204 и МС-21
Андрей Коршунов
Известия
Сдвиг по базе: в России создали универсальный двигатель для беспилотников
Александра Веснина
Национальная Служба Новостей (НСН)
«Взвинтит цены»: К чему приведет исправление данных в невозвратных авиабилетах
Айгуль Абдуллина
Коммерсантъ
Тяните билет. Потенциальным пассажирам предложено дать время передумать при покупке
Ксения Власова
«Ирсити.ру»
«Самолетов уже сейчас не хватает». Авиаэксперты оценили, когда перевозчики начнут летать на отечественных МС-21
Михаил Грачев
MASHNEWS
Полетят, но позже. Почему российская авиация хронически отстает от обещаний

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer