← Назад

Главная Обзоры СМИ Статьи

Марсель Шамсутдинов: "Дожили, даже летчиков в космической стране не хватает…"


13 июля 2013 года Марсель Шамсутдинов, Бизнес Online


Кабинет министров России выделил квоту в тысячу зарубежных пилотов для работы на российских авиалиниях. Это категорически возмутило известного татарстанского политика и предпринимателя Марселя Шамсутдинова. В материале, написанном специально для газеты «БИЗНЕС Online», он предлагает руководству Татарстана поддержать КНИТУ(КАИ), который планирует открыть центр по подготовке пилотов в Казани. А правительству и парламенту республики выйти с инициативой в кабинет министров России о срочном расширении бюджетных мест по подготовке пилотов в институтах гражданской авиации и средних летных училищах страны.

ЭКОНОМИКЕ СТРАНЫ ПОЗАРЕЗ НЕОБХОДИМЫ 5 ТЫС. СПЕЦИАЛИСТОВ

На минувшей неделе пришло сообщение о том, что правительство России выделяет квоту в тысячу зарубежных пилотов для работы на российских авиалиниях. Так обидно за страну стало. Это в нашей-то стране, которая соперничала за первое место в рейтинге авиационных держав, где на примере летчиков-героев – это Чкалов, Коккинаки, Покрышкин, Кожедуб – воспитывались миллионы мальчишек и девчонок. И на примере женщин–летчиц, Громовой, например… У нас были десятки летных училищ, военных и гражданских, с аэродромами, технической базой, кадрами преподавателей… И вот, дожили: не можем найти и обучить на летчиков тысячу ребят, зовем «варягов».

Проблема дефицита пилотов назревала давно, в некоторых своих статьях я о ней упоминал. Кабинет министров России во главе с премьером (как мы помним, в последние годы это были Путин и Медведев), профильные министры обязаны были знать об этой проблеме и решить ее, тем более для этого никаких особых денежных средств не надо, только политическую волю.

Мы сетуем, что высшее образование у нас стало всеобщим, и тем самым обесценивается. А вот здесь нужно 5 тыс. реальных специалистов (эксперты оценивают дефицит пилотов в ближайшие годы в 5 тыс. человек) с высшим образованием. Они позарез необходимы экономике страны. Причем это специалисты, которые получают огромные, даже по западным меркам, зарплаты – до 500 тыс. рублей в месяц при полном соцпакете, форме и питании.

ЭТО НЕ ПРОСТО ТЕХНИЧЕСКИЙ ПРОСЧЕТ ПРАВИТЕЛЬСТВА

Насколько я знаю государственное управление, минэкономразвития еще 10 лет назад, основываясь на возрастных характеристиках действующих пилотов, должно было дать запрос министерству образования на создание "энного" количества бюджетных мест в летных училищах, чтобы сейчас мы получили эту тысячу пилотов за штурвалы «российских» самолетов. Рутинная работа, которая решается любым выпускником экономического вуза!

И то, что это не было сделано, убеждает меня, что, во-первых, госчиновники заняты чем-то другим, более интересным и важным, по их мнению (подозреваю, что это более интересное – личное обогащение и формальная карьера), а во-вторых, за этим кроется коренной политический интерес нашей правящей бюрократии – курс на «таджикизацию» населения. Зачем нашей власти 5 тыс. ответственных, умеющих принимать решения, самостоятельно действовать командиров экипажей, которых явно не заставишь поддерживать дурость и некомпетентность многих правительственных решений? Лучше нанять гастарбайтеров, которым заплатил нефтедоллары – и никаких головных болей про честные выборы, неэффективное расходование бюджета, засилие гос. СМИ, реформы образования, здравоохранения и т.д. и т.п. Я убежден, что это не просто технический просчет правительства, а яркий, подспудно прорвавшийся политический интерес нашей правящей бюрократии.

А сограждан прошу учесть: дефицит летчиков – это только начало. Возможно, мы еще докатимся до дефицита бухгалтеров, инженеров, врачей, экономистов, журналистов… Придет время, и их тоже, вполне может такое случиться, станут замещать гастарбайтерами. А россияне окажутся родной стране не очень-то и нужны…

НУЖНА ПОДДЕРЖКА СО СТОРОНЫ ПРЕЗИДЕНТА И ПРАВИТЕЛЬСТВА ТАТАРСТАНА

Постараюсь не быть только оголтелым критиком. Но так как я немножко занимался этой проблемой, хочу предложить пути ее решения. Когда мы полгода назад общались с нынешним ректором КНИТУ(КАИ) Альбертом Харисовичем Гильмутдиновым, он заявил, что в 2013 - 2014 годах вуз планирует открыть с европейским центром подготовки пилотов центр по подготовке пилотов в Казани. Я думаю, это своевременная, нужная инициатива, востребованная рынком. Ей нужна всяческая поддержка, в том числе со стороны президента и правительства Татарстана. К этому можно привлечь и авиакомпании страны, заключив с ними соглашение о финансировании подготовки летчиков с последующим распределением этих кадров в эти авиакомпании.

Нашему Госсовету, правительству республики, парламентским партиям надо выйти с инициативой в правительство РФ о срочном расширении бюджетных мест по подготовке пилотов в наших двух институтах гражданской авиации (в Санкт-Петербурге и в Ульяновске) и в порядка 10 средних летных училищ по всей стране.

КАБИНЕТУ МИНИСТРОВ РФ – БОЛЬШУЮ ЖИРНУЮ ДВОЙКУ

При общении с выпускниками школ я понял, что у них больше психологический барьер о принятии решения стать летчиком. То есть нормальные, здоровые, неглупые ребята опасаются, может быть, справедливо, что тот уровень математики и физики, который они имеют, те пробелы в знаниях, которые идут еще с пятых - шестых классов, не позволят им поступить в летные вузы. Это вполне объяснимо: трудно в 17 лет, без всякой дополнительной информации, принять такое решение – стать летчиком. Министерству образования республики надо проводить профориентацию, начиная со средних классов. Вести целенаправленную подготовку наших ребят для поступления в дальнейшем в летное училище. Хотя, что я говорю, это нужно делать системно и по всем дефицитным, и не только дефицитным специальностям.

То есть мы опять упираемся в вопрос, что менять нужно всю общественно-политическую систему страны. А пока кабинету министров РФ можно поставить большую жирную двойку, как не справившемуся со своими обязанностями, и предложить подать в отставку за такие результаты работы. И поверьте, в стране найдутся здравомыслящие люди, которые смогут решить не только эту важную, но все-таки частную проблему, но и более общую глобальную проблему вывода нашей родины в передовые страны мира. И тогда наши летчики будут зарабатывать деньги и повышать авторитет нашей державы и в арабских, и в латиноамериканских, а, возможно, даже в европейских и американских авиакомпаниях. И не будет так мучительно стыдно за наше неумение во всем – начиная от спортсменов-легионеров, заканчивая летчиками и лауреатами Нобелевских премий, которые с российскими фамилиями почему-то оказываются гражданами иностранных государств.




URL: http://www.aex.ru/fdocs/1/2013/7/15/23373/


Полная или частичная публикация материалов сайта возможна только с письменного разрешения редакции Aviation EXplorer.