Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Ростов проигрывает Краснодару в воздухе


12 июля 2013 года Олег Горяев, Русская планета


Два дня назад премьер-министр РФ Дмитрий Медведев все-таки включил строительство Южного хаба в федеральную программу подготовки к чемпионату мира по футболу 2018 года. Ранее именно председатель правительства усомнился в том, что проект может быть реализован в эти сроки, и над Южным хабом нависла угроза закрытия. В этом случае основные транспортные потоки Юга мог взять на себя Краснодар, мощно конкурирующий «в воздухе» с донской столицей.

Проект пережил губернатора

Впервые Ростовская область представила инвестиционный проект «Южный хаб» осенью 2006 года на V Международном экономическом форуме в Сочи. Проект одобрил президент России Владимир Путин, поддержали полпред президента в ЮФО Дмитрий Козак и министр транспорта Игорь Левитин. Заинтересовались проектом инвесторы. Особую настойчивость проявляли председатель совета директоров группы компаний «Ренова» Виктор Вексельберг и владелец «Базового элемента» Олег Дерипаска. Публично свои намерения Дерипаска не оглашал, но, по сведениям «Русской планеты», неоднократно выходил на руководство Ростовской области с предложением участвовать в проекте и получал отказ: вопрос решался в столице. Виктор Вексельберг, напротив, не скрывал своего желания «вложиться в проект», но после урегулирования правовых вопросов. А вопросы были и остаются до сих пор.

Первоначально новый аэропорт планировалось строить в Батайске, в 12 км от Ростова, на территории бывшего военного аэродрома. Поскольку имущество и земля находились в собственности Министерства обороны РФ, решение несколько затягивалось. Но активное продвижение проекта на федеральном уровне привело к заключению трехстороннего соглашения Минтранса, Минобороны и Ростовской области. По этому соглашению 2 тыс. га земли переходили из собственности Минобороны в пользование Минтранса, администрация области должна была предоставить военным, проживающим на этих землях, жилье в других городах области — Ростове и Таганроге. Была разработана соответствующая региональная программа.

Однако смена руководства Ростовской области в 2010 году — уход губернатора Владимира Чуба и назначение Василия Голубева — на время отбросила проект назад. В 2011 году в обновленном варианте его вновь представили уже на X Международном экономическом форуме в Сочи премьер-министру Владимиру Путину, но уже в рамках подготовки к чемпионату мира по футболу — 2018, матчи которого пройдут и в Ростове. Между Министерством транспорта РФ, правительством Ростовской области и группой компаний «Ренова» был подписан меморандум о взаимодействии.

Новое руководство области, ознакомившись с заключениями экспертов, приняло решение строить аэропорт в Аксайском районе Ростовской области — в станице Грушевской. Тогда же губернатор подписал постановление о создании государственного бюджетного учреждения (ГБУ) «Дирекция строящегося аэропортового комплекса “Южный”». Согласно документу, учреждение занимается отводом и резервированием земель, организацией строительства объектов инженерной и транспортной инфраструктуры.

Под строительство было зарезервировано свыше 3,6 тыс. гектаров земли сельхозназначения. Землями в разных долях владеют 46 человек, и сейчас Минимущество области решает вопрос оценки и покупки участков. По заверению министра имущественных и земельных отношений области Юрия Молодченко, помимо рыночной стоимости участков, собственникам будет возмещен ущерб за неиспользование сельскохозяйственных земель. Любопытная деталь — эти земли находятся по соседству с учебным полигоном Минобороны. То есть рядом с будущим аэропортом проходят стрельбища. Этот момент изрядно удивил военных, которые узнали о проекте из интернета и обратились в областное правительство с вопросом: а почему с нами не согласовали? На сегодняшний день вопрос на региональном уровне улажен, но это тоже потребовало немалого времени.

4 июня 2013 года по итогам конкурса был заключен контракт с московским институтом гражданской авиации «Аэропроект» на разработку проектно-сметной документации строительства объектов федеральной собственности: взлетно-посадочных полос, рулежных дорожек и мест стоянок воздушных судов. Стоимость работ — 430,5 млн рублей, по контракту подрядчик обязан завершить проектирование в течение 411 дней со дня подписания документа. Параллельно запущен конкурс на проектирование терминала аэропорта Южный.

В начале июля организатор конкурса — ЗАО Управляющая компания «Аэропорты регионов» — опубликовала список 11 участников, которые представят к 12 сентября эскиз будущего аэропорта. Среди участников российские и зарубежные архитектурные бюро: ООО «Проектсервис», NefaResearch Architectural Studio, ADPI, Haptic Architects Ltd, Pascall+Watson architects Ltd, Twelve architects & masterplanners Ltd. Определять победителя будет жюри, в которое войдут архитекторы, представители правительства Ростовской области, УК «Аэропорты регионов».
Конкурент Ростова — Краснодар

Весной 2007 года была основана группа аэропортов «Базэл Аэро», объединившая аэропорты Краснодара, Сочи, Анапы, Геленджика и Ейска. Сегодня «Базэл Аэро» позиционирует себя самой крупной и быстрорастущей группой региональных аэропортов России. Ее суммарный пассажиропоток в 2012 году составил 5,5 млн пассажиров. Цели и задачи компании: реконструкция и строительство инфраструктуры, создание централизованного аэропортового узла (хаба) на юге России в Краснодаре. По заверениям «Базэл Аэро», на сегодняшний день сочинский аэропорт является лучшим региональным аэропортом страны. Сейчас завершается строительство посадочной галереи с 10 телетрапами. Аэропорт будет обслуживать до 2,5 тыс. пассажиров в час.

Аэропорт Геленджик фактически был построен «с нуля». Его строительство началось в 2005 году, через 5 лет были готовы новый аэровокзальный комплекс и взлетно-посадочная полоса. Геленджикская ВПП, по словам специалистов, не имеет аналогов в России по техническим параметрам и по исполнению, ее строили немцы. Сейчас активно ведутся работы по реконструкции аэропортов Анапы и Краснодара. На международном экономическом форуме «Сочи-2011» группа «Базэл Аэро», администрация Краснодарского края и власти Краснодара подписали соглашение о реализации инвестиционного проекта реконструкции аэропорта Краснодара. Согласно документу, в развитие аэропорта компания вложит собственные и заемные средства в объеме 7,14 млрд рублей. Реализация проекта позволит к 2017 году почти вдвое увеличить пропускную способность аэропорта, до 2,4 тыс. пассажиров в час, и расширить количество прямых рейсов из Краснодара.

Инвестиционный проект разбит на два этапа. Холдинг демонстрирует расчет и осторожность — если правительство примет решение строить новый аэропорт в Ростове, то будет ли необходимость второй очереди Краснодарского проекта?
Нужен ли новый аэропорт?

Год назад президент РФ Владимир Путин подписал указ о передаче в собственность Ростовской области 38,0003% уставного капитала и имущественного комплекса ОАО «Аэропорт Ростов-на-Дону». Акции передавались области с требованием привлечь инвестиции в реконструкцию объектов аэродромной инфраструктуры ростовского аэропорта в размере не менее 800 млн рублей, а также построить в Ростове-на-Дону новый аэропортовый комплекс «Южный». В результате было создано совместное предприятие ОАО «Ростоваэроинвест», в котором 25% принадлежат областному ГУ АТП «Ростовавтодортранс» и 75% — ОАО «Кольцово-Инвест», входящему в «Ренова». Но условие о реконструкции ростовского аэропорта так и осталось на бумаге. Отметим, что первая очередь реконструкции взлетно-посадочных полос, рулежных дорожек и стоянок воздушных судов была завершена в 2009 году. Затем следовала вторая очередь, но федеральное финансирование не поступало, аэропорт пытался за счет собственных средств продолжить работы, но события приняли иной оборот. Нынешний инвестор в лице ОАО «Ростоваэроинвест» не спешит вкладывать обещанные 800 млн рублей, очевидно, оттягивая время и выжидая окончательное решение сверху.

Между тем предприниматель Иван Саввиди, ныне обладающий контролем над ростовским аэропортом, в перспективе останется не у дел. Ему участвовать в проекте не предлагают. После запуска нового аэропорта старый закроют, а землю, по неофициальным данным, передадут «Ренове» под строительство жилого комплекса.

Борьба за контроль над аэропортом между Саввиди и властями Ростовской области продолжалась несколько лет и сильно сказалась на модернизации воздушного порта и, соответственно, на качестве и безопасности полетов. По словам председателя Совета директоров компании Олега Чернова, в этом году представили совладельцев компании — Минимущества Ростовской области — не посещали советы директоров, затягивая, таким образом, решение вопроса о реконструкции взлетно-посадочной полосы, собственниками которой они являются.

«Скрытый» инвестор «Южного» — группа «Ренова» — находится как бы над схваткой и наблюдает за исходом событий, воздерживаясь от комментариев. В пресс-службе холдинга «Агроком», подконтрольного Саввиди, заверили, что бизнесмен не против строительства нового аэропорта в Ростове, он лишь сомневается в целесообразности столь масштабного проекта. Он хотел бы видеть точный экспертный расчет хаба, к тому же его возмущают методы урегулирования экономических споров.

Кстати, в этом году по заказу совместного предприятия Ростовской области и инвестора ОАО «Ростоваэроинвест» был разработан прогноз пассажирского и грузового потока аэропортового комплекса «Южный». По расчетам компании «Lufthansa Consulting», в зависимости от развития ситуации к 2035 году пассажиропоток может варьироваться от 4,4 до 11,6 млн человек, а грузопоток — от 6 до 44 тыс. тонн.

Корреспондент «Русской планеты» обратился за комментарием о целесообразности строительства Южного хаба к генеральному директору ООО «Аэропорт Инвестментс» Сергею Детенышеву. Детенышев пояснил, что хаб — это крупный пересадочный и перегрузочный транспортный узел, имеющий подходящее географическое положение. Он образуется естественным образом там, где высок пассажиропоток.

– У нас в стране это Москва и частично Санкт-Петербург. Региональные хабы, — заметил Сергей Детенышев — это искусственные образования. Сейчас в России заметны элементы хаба в Новосибирске, Иркутске, Владивостоке, Красноярске. Можно построить хаб и в пустыне, главное — выгодная география и транспортные потоки, к тому же создавать аэропортный комплекс с нуля значительно дешевле, нежели реконструировать старый. Яркий пример тому — Домодедово. Хаб, прежде всего, объединяет фидерные перевозки — короткие рейсы близлежащих городов в магистральные, длительные потоки международного значения. Поэтому необходим тщательный расчет проекта, а в России последние три года не придают значения профессиональной экспертизе и, не имея нормальной доказательной базы, возводят чрезвычайно затратные объекты. Ведь никто не несет ответственность, государственные деньги с легкостью расходуются направо и налево «придворными компаниями».

Хаб на юге страны нужен, высказал свое мнение в беседе с корреспондентом РП главный редактор портала Avia.ru Роман Гусаров.

– Где он будет строиться — в Ростове или Краснодаре, — не столь важно. Предпочтительнее, на мой взгляд, Ростов: город крупнее, потенциал мощнее, пассажиропоток выше, транзитные потоки шире. К тому же реконструировать старый аэропорт значительно дороже, нежели строить новый комплекс. А сочинский аэропорт не может взять на себя функции крупного транзитного узла — он ориентирован на обслуживание туристических потоков, и его возможности несколько ограничены, — считает эксперт.

Пока на Дону идет противостояние власти и бизнеса, в Краснодаре царит согласие и понимание элит в деле продвижения своего региона — там полным ходом идет реконструкция действующего аэропортового комплекса.



комментарии (1):

aircraft4      22/07/2013 [13:25:41]#1
Бред полный. В Краснодаре даже никто и начинал реконструкции аэропорта. Группа "Базел Аэро" не вкладывала и не собирается вкладывать финансы в развитие аэропорта. Более того, есть предположение, что после Олимпиады этот проект вообще будет закрыт. Так что Ростов может быть спокоен. А судя по "профессианолизму" управляющих менеджеров, спокоен вдвойне.













Материалы рубрики

Екатерина Забродина, Антон Конев, Иван Краснов
RTVI
Маршрут построен: как Путин будет добираться до Венгрии
Герман Костринский
РБК
Авиакомпании обяжут отчитываться о выбросах CO2 на международных рейсах
Анастасия Николаева
Интерфакс
Подробно и в деталях: что Путин рассказал Алиеву о катастрофе с самолетом AZAL?
Владимир Гаврилов, Денис Кузнецов
Известия
«Не бывает старых самолетов, есть неисправные воздушные суда»
Антон Белый, Юлия Леонова
Известия
Корпусный подход: российская 3D-ткань сделает БПЛА более ударопрочными
Валентина Лезина
Национальная Служба Новостей (НСН)
«Риски высоки»: Авиаэкспертов удивило заявление Минтранса об аэротакси в городах
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
«Бюджетных вложений хватит только на поддержку штанов»: Россия сокращает расходы на развитие авиапромышленности
Владимир Гаврилов
Известия
Летают тут: владельцы авиатакси захотели сами выдавать себе сертификаты на перевозку



Кирилл Фенин, Анастасия Костина
Известия
Встречный двигатель: РФ рассчитывает на скорое проведение консультаций с США
Артем Мостыканов, Мария Федорова
РБК
Как в России готовят специалистов гражданской беспилотной авиации
Андрей Коршунов
Известия
Алюминиевые образцы: ученые создадут из лома высокопрочные детали для самолетов

93.ru
На Кубани планируют возродить малую авиацию
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
Альтернатива Турции и ОАЭ: туроператоры ожидают всплеск спроса на отдых в Китае
Любовь Капустина
Российская газета
"Ангара" может прекратить полеты: кто может заменить компанию и скажется ли это на перевозках?
Наталия Ячменникова
Российская газета
С дроном на "ты". Университет гражданской авиации получил сертификаты летной годности на тяжелый беспилотник
Елена Сухорукова, Дарья Молоткова
РБК
У крупнейшего оператора duty free в Шереметьево сменился собственник
Иван Сало
РБК
МС-21: что это за самолет, его характеристики и роль в российской авиации
Валентина Аверьянова
Известия
На взлет: в России вводят новый авиационный сбор для пассажиров
Татьяна Копылова
Деловой Петербург
"Это очень критично": поможет ли новая станция метро аэропорту Пулково
Ирина Ионина
Известия
Летний под дых: кто компенсирует туристам расходы после транспортного коллапса
Ксения Ерохина
Деловой Петербург
Платят пассажиры: как новый сбор Минтранса повлияет на стоимость авиабилетов
Ярослав Солонин
Lenta.ru
«Я – последняя собака в космосе» 65 лет назад СССР запустил в космос Белку и Стрелку. Как это спасло жизнь Гагарину?
Валентина Аверьянова
Известия
Без барьеров: как авиация делает перелеты доступными для людей с РАС
Ольга Федорова
Московский Комсомолец
Над Аляской «закрыли небо»: что скрывается за мерами авиабезопасности саммита
Любовь Капустина
Российская газета
Это дорого, но эффективно: эксперты рассказали, как "мокрый" лизинг мог бы помочь авиаперевозчикам России
Сергей Прудников
Известия
Полет смысла: как будут развиваться российские гражданские дроны
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
В Смольном раскрыли детали испытаний беспилотников в Петербурге
Николай Сергеев
Москвич
Критический фактор: почему авиаколлапс лета 2025 погубил российский средний класс
Елена Рузлева
Forbes
Разбор полетов: чем для акций «Аэрофлота» обернется атака хакеров и задержки рейсов
Антон Белый
Известия
Молодой по весу: в РФ разработали сверхлегкую ракету-носитель для запуска спутников
Герман Костринский, Екатерина Шокурова, Анна Балашова
РБК
Атака хакеров на «Аэрофлот»: сколько это может стоить компании
Елена Балаян, Валерия Мишина, Яна Штурма, Валерий Кодачигов
Известия
Игра на вылет: на что рассчитывать пассажирам отмененных рейсов «Аэрофлота»
Егор Малков
Деловой Петербург
Сломать систему: как сбой "Аэрофлота" отзовётся на вылетах из Петербурга
Петр Канаев
РБК
Андрей Иванов заявил о работе по предотвращению банкротства «Домодедово»
Мария Недюк, Юлия Леонова
Известия
В дроновом режиме: на интеллектуальные беспилотники выделили 262,5 млн рублей
Екатерина Тропова
АТОР
Российские аэропорты закрывали более 260 раз с начала мая
Наталья Башлыкова, Яна Штурма, Виктор Синеок
Известия
Команда на слёт: интерес туристов к Геленджику подскочил вдвое перед открытием аэропорта
Полина Собакина
Известия
Аэропорт Геленджика открылся: как это повлияет на рост турпотока
Максим Манаев, Тимофей Волков, Федор Горбунов
Известия
Бремя ремонта: крейсер «Адмирал Кузнецов» могут сдать на металлолом
София Прохорчук, Владимир Гаврилов
Известия
Воздушные рамки: какие компенсации положены за отмену 485 рейсов
Екатерина Шокурова
РБК
ГЛОНАСС разработает стандарты кибербезопасности для дронов

РБК
Глава «России»: «Каждый 2-й рейс на SSJ100 — между Москвой и Петербургом»
Герман Костринский
РБК
«Россия» начала сравнивать российский и французский двигатели для SSJ-100
Алёна Алёша
Деловой Петербург
Регистрация улыбкой: Петербург узаконит биометрию в аэропортах
София Прохорчук, Ирина Ионина, Самира Сабирова
Известия
Задача на вылет: авиакомпании готовят вывозные рейсы с Ближнего Востока
Анастасия Николаева
Интерфакс
Новый космический проект: какие приоритетные направления выбрала Россия?
Ольга Ларина
Деловой Петербург
Зона турбулентности. Забастовки в Финляндии обрушили авиаперевозки
Иван Сало
РБК
Что такое Crew Dragon: история, миссия, полеты, список кораблей
Любовь Можаева
MASHNEWS
И внутри будет отечественное. Минпромторг решил потратить 4 млрд на начинку самолетов
Сергей Андрейкин
Деловой Петербург
Пулково опередил зарубежные аэропорты по внедрению биометрии

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer