Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Рельсы уходят в небо


17 июля 2013 года Сергей Козловский, Lenta.ru


Во втором квартале 2013 года РЖД отчитались о падении востребованности поездов дальнего следования: снизилось как количество проданных билетов, так и пассажирооборот. Авиакомпании не заметили нежелания россиян путешествовать и по-прежнему фиксируют стабильный рост от месяца к месяцу. «Лента.ру» посмотрела на популярные российские маршруты, чтобы выяснить, на чем все-таки путешествовать удобнее и выгоднее — на поезде или на самолете.

В мае-июне спад продаж билетов на поезда дальнего следования в России составил 22 процента. В целом по итогам полугодия показатель снизился на 2,4 процента. Для сравнения, у авиакомпаний пассажиропоток за то же время вырос на 16 процентов.

По данным деловых СМИ, на сравнительную непопулярность железнодорожного транспорта мог повлиять рост цен на билеты, который, в свою очередь, был вызван сокращением поддержки монополии со стороны государства. Ранее сообщалось, что объем господдержки РЖД в 2012 году был определен на уровне в 30 миллиардов рублей. В октябре минувшего года Министерство финансов предлагало сократить субсидии вдвое; в ответ РЖД пригрозила ростом цен на 60 процентов. В конце декабря президент Владимир Путин заявил, что правительство решило выделить РЖД 40 миллиардов рублей в 2013 году. О том, что в начале этого года господдержка РЖД начала сокращаться, официально не сообщалось, но об этом писала газета «Ведомости» со ссылкой на неназванные источники.

Чтобы корректно сравнивать цены на железнодорожные и авиационные билеты, необходимо помнить, что железнодорожная монополия в 2013 году впервые в истории получила возможность устанавливать динамический тариф — чем ближе дата поездки, тем дороже билет. В связи с этим за глубину продаж «Лента.ру» взяла срок в две недели. Что касается комфорта, то очевидно, что у поездов перед самолетами есть некоторые преимущества — хотя бы в том, что на борту лайнеров ограничен доступ к компьютерам и телефонам. Кроме того, при перелете необходимо учитывать накладные расходы на дорогу от аэропорта до пункта назначения. Поезда, как правило, прибывают в центр города, откуда до необходимого места можно добраться на общественном транспорте.

Москва — Санкт-Петербург

По железной дороге из столицы в Петербург быстрее всего — в среднем за четыре часа — можно доехать на «Сапсане» (3,2 тысячи рублей). Если есть время, но почти нет денег, то подойдет и общий вагон; в этом случае придется ехать почти девять часов, но билет стоит всего 800 рублей. На самом популярном российском направлении у РЖД встречаются, в том числе, и такие экзотические варианты, как восьмичасовое путешествие в мягком вагоне за 23,6 тысячи рублей.

Стоимость прямого авиаперелета эконом-классом до Петербурга составляет от 3,2 тысячи рублей. К этой сумме стоит добавить билет на «Аэроэкспресс» (320 рублей) и поездку из Пулково до центра Петербурга на такси (в среднем 700 рублей). Самолеты проигрывают «Сапсанам» в цене и, возможно, в комфорте, но авиапутешествие занимает всего один час и 20 минут. Тем не менее, если прибавить время на трансфер до центра и ожидание посадки, то вряд ли получится добраться с Красной площади на Дворцовую меньше, чем за три часа.

Минеральные воды — Краснодар

РЖД выигрывают у самолетов внутри России в основном на ближних расстояниях. Впрочем, к заслугам самой монополии это преимущество стоит отнести лишь отчасти: если бы в России была развита региональная авиация, то, при наличии нескольких низкобюджетных авиаперевозчиков, РЖД было бы куда сложнее заполнять вагоны. Сейчас же многие авиакомпании летают между относительно близкими городами через столицу.

В этом плане показательным представляется маршрут Минеральные воды — Краснодар, на котором шестичасовой перелет эконом-классом через Москву стоит около 11 тысяч рублей. Поездом из Минвод в Краснодар придется ехать около семи часов, а билет в купе стоит 1,6 тысячи рублей.

Москва — Новосибирск

На дальних расстояниях железная дорога в РФ проигрывает авиасообщению по скорости и тарифам. Например, долететь из Москвы в Новосибирск сейчас можно за четыре часа. Билет в эконом-класс обойдется в девять тысяч рублей плюс расходы на трансфер — еще около тысячи рублей. Купе в вагоне поезда стоит от девяти тысяч (есть люкс почти за 25 тысяч), но ехать в этом купе придется почти двое суток — из Москвы в Новосибирск придется добираться 47 часов.
Москва — СНГ

Стоимость авиаперелетов по ближнему зарубежью примерно равняется цене билета в купе. Например, из Москвы в Минск эконом-классом можно улететь за 3,4 тысячи рублей, в Киев — за 3,2 тысячи рублей, в Астану — за 10,2 тысячи рублей (без учета трансферов). Стоимость купе в эти же города составит 3,8 тысячи, 3,4 тысячи и 11 тысяч рублей соответственно.

Получается, что поезда проигрывают самолетам сразу по двум основным параметрам: и по цене, и по времени, проведенному в пути. Но если разница в деньгах относительно несущественна, то времени железнодорожная поездка займет намного больше. Например, ехать в Астану придется 57 часов, тогда как лететь — чуть более трех.

Москва — Ницца

Поезда «Российских железных дорог» ездят по 11 маршрутам в дальнее зарубежье: в Польшу, Францию, Германию, Венгрию, Болгарию, Чехию, Финляндию и Китай. Например, поездка в Ниццу (у этого поезда есть отдельный сайт) обойдется минимум в 15 тысяч рублей. За перелет эконом-классом туда же придется заплатить от девяти тысяч. Билет «люкс» на поезде и бизнес-класс самолета стоят примерно одинаково — около 25 тысяч рублей. Долететь до Ниццы можно за шесть-семь часов, а добираться по железной дороге придется 50 часов.

В России у РЖД нет конкурентов на железных дорогах, поэтому борьба за пассажиров с авиакомпаниями — единственная причина, по которой монополия может снизить цены (не считая прямого указания со стороны государства). Пока, впрочем, такой тенденции не наметилось, и в ближайшее время ожидать скидок на билеты вряд ли стоит: РЖД нужны деньги и на новые поезда, и на обновление инфраструктуры, и на подготовку к чемпионату мира по футболу 2018 года. В этих условиях конкуренция со стороны авиакомпаний РЖД совершенно ни к чему, но реальных инструментов борьбы с авиаперевозчиками у монополии нет. Пока пассажиров в России хватает и на железные дороги, и на авиацию, но вполне возможно, что вскоре РЖД и авиакомпании вступят в реальную конкуренцию друг с другом.



комментарии (1):

dm2010      19/07/2013 [07:31:05]#1
РЖД нужны деньги и ЧМ и Сочи , и на комфортную доставку первых лиц гос ва в северную столицу , и на шикарные небоскребы аля Сбербанк в областных центрах, именно поэтому в России не будет ни Авиановы ни Скайэкспрпесс.













Материалы рубрики


Бизнес News
Как «Гидромаш» поставил на ноги «Магистральный самолет XXI века»

Известия
Что такое субсидированные авиабилеты и как их купить в 2026 году
Тимур Латыпов, Александр Гавриленко
БИЗНЕС Online
«Увы, не хотят запускать в большую серию»: КАЗ поднял в небо первый новый Ту-214

Деловой Петербург
Не летайте в Финляндию: японцы атаковали Finnair из-за расистского скандала
Наталия Ячменникова
Российская газета
Двигатель для нового пассажирского сверхзвукового самолета сложнее тех, что стоят на истребителях
Ангелина Кречетова
Forbes
Авиакомпании попросили продлить особый режим эксплуатации иностранных самолетов
Герман Костринский, Ольга Копытина при участии Сергей Хитров
РБК
Инвесторы согласились подождать выплат по облигациям Домодедово еще год
Ольга Самофалова
РИА Новости
Амбиции России завели ее на самый верх



Светлана Петрова
Эксперт
Поставки полностью импортозамещенных самолетов в авиакомпании планируются в 2026 году

Lenta.ru
Россия наращивает производство дронов. Как их используют на благо россиян?

РБК
Кто и как финансирует производство гражданских беспилотников
Роман Гусаров, AVIA.RU
Эксперт
Как регулировать перебронирование без вреда для пассажиров и авиакомпаний?
Валерия Чуб
Известия
Первых дело: как прошла премьера героической комедии «Есть только МиГ»
Анастасия Костина
Известия
Пункт допуска: Россия и Индия приблизились к безвизу для туристических групп
Ирина Мишина
Свободная Пресса
Второе рождение Бе-200: «Всемирный пожарный» получит российские двигатели
Андрей Коршунов
Известия
Полный в полет: геостационарный спутник поможет дронам освоить дальние маршруты
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Пролет навигатора: авиакомпании лишатся льгот на 2 млрд рублей в год
Анастасия Николаева
Интерфакс
Дроны в помощь: как Росреестр проконтролирует владельцев земельных участков?
Анастасия Костина
Известия
Атмосфера открытости: в Японии и Южной Корее ждут прямых рейсов с Россией
Наталия Ячменникова
Российская газета
Бакалавр по дронам. В 2026 году МГТУ ГА выпустит первых специалистов по эксплуатации беспилотников с высшим образованием
Андрей Коршунов
Известия
Крутой оборот: «ремонтные чемоданчики» быстрее вернут в строй поврежденные самолеты
Дмитрий Маракулин
Деловой Петербург
Суд подтвердил законность роста тарифов на парковку в аэропорту Пулково

РБК
Как промышленный дизайн делает дроны более быстрыми
Денис Гриценко
Известия
Огонь с батареей: в РФ впервые испытали дрон для тушения пожаров с автономным питанием
Максим Карабицкий, Павел Вихров
Известия
Поддержка воздуха: почти в 60 регионах РФ снимут ограничения на крупные дроны
Даниил Сечкин
Известия
Остров приближения: Россия и Япония обсуждают возобновление прямых авиарейсов
Денис Гриценко
Известия
Гулять под зондом: космический мусор может в любой момент упасть в любой точке Земли
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
Само название устраняет барьеры: ОАК заинтересовалась авиатакси
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
От носков до туров на Кубу: зачем Wildberries купил туроператора Fun&Sun
Андрей Коршунов
Известия
В высшей станции: технологии «Венеры-9» используют для будущих межпланетных миссий
Арсений Замостьянов
Известия
Экспедиция в преисподнюю: как советская техника добралась до Венеры
Денис Гриценко, Андрей Коршунов
Известия
Вселенские масштабы: природоподобные технологии помогут освоить космос
Денис Кузнецов
Известия
Горячая путевка: Wildberries & Russ купила крупного туроператора Fun&Sun

РИА Новости
Беспилотное будущее России: производство БАС на Дальнем Востоке
Татьяна Тюменева ("Российская газета", Санкт-Петербург)
Российская газета
Авиаэксперт Гусаров: Неубранная стойка шасси - это не критичная ситуация, но она предполагает возвращение в пункт вылета

Деловой Петербург
Без россиян "пришёл конец": аэропорту финской Лаппенранты грозит закрытие
Тимур Латыпов
«БИЗНЕС Online»
«Надо зубы вышестоящим показывать»: в 2025 году КАЗ поднимет только один Ту-214
Татьяна Ларионова, обозреватель «ТР»
Транспорт России
Летали и будем летать!
Дмитрий Бевза
Российская газета
Как не устроить пожар в самолете: 7 правил перевозки внешних аккумуляторов
Алла Скрипова
74.RU
Отменили авиарейс из-за угрозы БПЛА. На что рассчитывать пассажиру
Екатерина Забродина, Антон Конев, Иван Краснов
RTVI
Маршрут построен: как Путин будет добираться до Венгрии
Герман Костринский
РБК
Авиакомпании обяжут отчитываться о выбросах CO2 на международных рейсах
Анастасия Николаева
Интерфакс
Подробно и в деталях: что Путин рассказал Алиеву о катастрофе с самолетом AZAL?
Владимир Гаврилов, Денис Кузнецов
Известия
«Не бывает старых самолетов, есть неисправные воздушные суда»
Антон Белый, Юлия Леонова
Известия
Корпусный подход: российская 3D-ткань сделает БПЛА более ударопрочными
Валентина Лезина
Национальная Служба Новостей (НСН)
«Риски высоки»: Авиаэкспертов удивило заявление Минтранса об аэротакси в городах
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
«Бюджетных вложений хватит только на поддержку штанов»: Россия сокращает расходы на развитие авиапромышленности
Владимир Гаврилов
Известия
Летают тут: владельцы авиатакси захотели сами выдавать себе сертификаты на перевозку
Кирилл Фенин, Анастасия Костина
Известия
Встречный двигатель: РФ рассчитывает на скорое проведение консультаций с США
Артем Мостыканов, Мария Федорова
РБК
Как в России готовят специалистов гражданской беспилотной авиации

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgBbJKh
Услуги автоперевозок: http://perevozki.youdo.com/city/materials/aggregates/gravel/ можно найти здесь.
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer