Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Рельсы уходят в небо


17 июля 2013 года Сергей Козловский, Lenta.ru


Во втором квартале 2013 года РЖД отчитались о падении востребованности поездов дальнего следования: снизилось как количество проданных билетов, так и пассажирооборот. Авиакомпании не заметили нежелания россиян путешествовать и по-прежнему фиксируют стабильный рост от месяца к месяцу. «Лента.ру» посмотрела на популярные российские маршруты, чтобы выяснить, на чем все-таки путешествовать удобнее и выгоднее — на поезде или на самолете.

В мае-июне спад продаж билетов на поезда дальнего следования в России составил 22 процента. В целом по итогам полугодия показатель снизился на 2,4 процента. Для сравнения, у авиакомпаний пассажиропоток за то же время вырос на 16 процентов.

По данным деловых СМИ, на сравнительную непопулярность железнодорожного транспорта мог повлиять рост цен на билеты, который, в свою очередь, был вызван сокращением поддержки монополии со стороны государства. Ранее сообщалось, что объем господдержки РЖД в 2012 году был определен на уровне в 30 миллиардов рублей. В октябре минувшего года Министерство финансов предлагало сократить субсидии вдвое; в ответ РЖД пригрозила ростом цен на 60 процентов. В конце декабря президент Владимир Путин заявил, что правительство решило выделить РЖД 40 миллиардов рублей в 2013 году. О том, что в начале этого года господдержка РЖД начала сокращаться, официально не сообщалось, но об этом писала газета «Ведомости» со ссылкой на неназванные источники.

Чтобы корректно сравнивать цены на железнодорожные и авиационные билеты, необходимо помнить, что железнодорожная монополия в 2013 году впервые в истории получила возможность устанавливать динамический тариф — чем ближе дата поездки, тем дороже билет. В связи с этим за глубину продаж «Лента.ру» взяла срок в две недели. Что касается комфорта, то очевидно, что у поездов перед самолетами есть некоторые преимущества — хотя бы в том, что на борту лайнеров ограничен доступ к компьютерам и телефонам. Кроме того, при перелете необходимо учитывать накладные расходы на дорогу от аэропорта до пункта назначения. Поезда, как правило, прибывают в центр города, откуда до необходимого места можно добраться на общественном транспорте.

Москва — Санкт-Петербург

По железной дороге из столицы в Петербург быстрее всего — в среднем за четыре часа — можно доехать на «Сапсане» (3,2 тысячи рублей). Если есть время, но почти нет денег, то подойдет и общий вагон; в этом случае придется ехать почти девять часов, но билет стоит всего 800 рублей. На самом популярном российском направлении у РЖД встречаются, в том числе, и такие экзотические варианты, как восьмичасовое путешествие в мягком вагоне за 23,6 тысячи рублей.

Стоимость прямого авиаперелета эконом-классом до Петербурга составляет от 3,2 тысячи рублей. К этой сумме стоит добавить билет на «Аэроэкспресс» (320 рублей) и поездку из Пулково до центра Петербурга на такси (в среднем 700 рублей). Самолеты проигрывают «Сапсанам» в цене и, возможно, в комфорте, но авиапутешествие занимает всего один час и 20 минут. Тем не менее, если прибавить время на трансфер до центра и ожидание посадки, то вряд ли получится добраться с Красной площади на Дворцовую меньше, чем за три часа.

Минеральные воды — Краснодар

РЖД выигрывают у самолетов внутри России в основном на ближних расстояниях. Впрочем, к заслугам самой монополии это преимущество стоит отнести лишь отчасти: если бы в России была развита региональная авиация, то, при наличии нескольких низкобюджетных авиаперевозчиков, РЖД было бы куда сложнее заполнять вагоны. Сейчас же многие авиакомпании летают между относительно близкими городами через столицу.

В этом плане показательным представляется маршрут Минеральные воды — Краснодар, на котором шестичасовой перелет эконом-классом через Москву стоит около 11 тысяч рублей. Поездом из Минвод в Краснодар придется ехать около семи часов, а билет в купе стоит 1,6 тысячи рублей.

Москва — Новосибирск

На дальних расстояниях железная дорога в РФ проигрывает авиасообщению по скорости и тарифам. Например, долететь из Москвы в Новосибирск сейчас можно за четыре часа. Билет в эконом-класс обойдется в девять тысяч рублей плюс расходы на трансфер — еще около тысячи рублей. Купе в вагоне поезда стоит от девяти тысяч (есть люкс почти за 25 тысяч), но ехать в этом купе придется почти двое суток — из Москвы в Новосибирск придется добираться 47 часов.
Москва — СНГ

Стоимость авиаперелетов по ближнему зарубежью примерно равняется цене билета в купе. Например, из Москвы в Минск эконом-классом можно улететь за 3,4 тысячи рублей, в Киев — за 3,2 тысячи рублей, в Астану — за 10,2 тысячи рублей (без учета трансферов). Стоимость купе в эти же города составит 3,8 тысячи, 3,4 тысячи и 11 тысяч рублей соответственно.

Получается, что поезда проигрывают самолетам сразу по двум основным параметрам: и по цене, и по времени, проведенному в пути. Но если разница в деньгах относительно несущественна, то времени железнодорожная поездка займет намного больше. Например, ехать в Астану придется 57 часов, тогда как лететь — чуть более трех.

Москва — Ницца

Поезда «Российских железных дорог» ездят по 11 маршрутам в дальнее зарубежье: в Польшу, Францию, Германию, Венгрию, Болгарию, Чехию, Финляндию и Китай. Например, поездка в Ниццу (у этого поезда есть отдельный сайт) обойдется минимум в 15 тысяч рублей. За перелет эконом-классом туда же придется заплатить от девяти тысяч. Билет «люкс» на поезде и бизнес-класс самолета стоят примерно одинаково — около 25 тысяч рублей. Долететь до Ниццы можно за шесть-семь часов, а добираться по железной дороге придется 50 часов.

В России у РЖД нет конкурентов на железных дорогах, поэтому борьба за пассажиров с авиакомпаниями — единственная причина, по которой монополия может снизить цены (не считая прямого указания со стороны государства). Пока, впрочем, такой тенденции не наметилось, и в ближайшее время ожидать скидок на билеты вряд ли стоит: РЖД нужны деньги и на новые поезда, и на обновление инфраструктуры, и на подготовку к чемпионату мира по футболу 2018 года. В этих условиях конкуренция со стороны авиакомпаний РЖД совершенно ни к чему, но реальных инструментов борьбы с авиаперевозчиками у монополии нет. Пока пассажиров в России хватает и на железные дороги, и на авиацию, но вполне возможно, что вскоре РЖД и авиакомпании вступят в реальную конкуренцию друг с другом.



комментарии (1):

dm2010      19/07/2013 [07:31:05]#1
РЖД нужны деньги и ЧМ и Сочи , и на комфортную доставку первых лиц гос ва в северную столицу , и на шикарные небоскребы аля Сбербанк в областных центрах, именно поэтому в России не будет ни Авиановы ни Скайэкспрпесс.













Материалы рубрики

Кирилл Фенин, Анастасия Костина
Известия
Встречный двигатель: РФ рассчитывает на скорое проведение консультаций с США
Артем Мостыканов, Мария Федорова
РБК
Как в России готовят специалистов гражданской беспилотной авиации
Андрей Коршунов
Известия
Алюминиевые образцы: ученые создадут из лома высокопрочные детали для самолетов

93.ru
На Кубани планируют возродить малую авиацию
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
Альтернатива Турции и ОАЭ: туроператоры ожидают всплеск спроса на отдых в Китае
Любовь Капустина
Российская газета
"Ангара" может прекратить полеты: кто может заменить компанию и скажется ли это на перевозках?
Наталия Ячменникова
Российская газета
С дроном на "ты". Университет гражданской авиации получил сертификаты летной годности на тяжелый беспилотник
Елена Сухорукова, Дарья Молоткова
РБК
У крупнейшего оператора duty free в Шереметьево сменился собственник



Иван Сало
РБК
МС-21: что это за самолет, его характеристики и роль в российской авиации
Валентина Аверьянова
Известия
На взлет: в России вводят новый авиационный сбор для пассажиров
Татьяна Копылова
Деловой Петербург
"Это очень критично": поможет ли новая станция метро аэропорту Пулково
Ирина Ионина
Известия
Летний под дых: кто компенсирует туристам расходы после транспортного коллапса
Ксения Ерохина
Деловой Петербург
Платят пассажиры: как новый сбор Минтранса повлияет на стоимость авиабилетов
Ярослав Солонин
Lenta.ru
«Я – последняя собака в космосе» 65 лет назад СССР запустил в космос Белку и Стрелку. Как это спасло жизнь Гагарину?
Валентина Аверьянова
Известия
Без барьеров: как авиация делает перелеты доступными для людей с РАС
Ольга Федорова
Московский Комсомолец
Над Аляской «закрыли небо»: что скрывается за мерами авиабезопасности саммита
Любовь Капустина
Российская газета
Это дорого, но эффективно: эксперты рассказали, как "мокрый" лизинг мог бы помочь авиаперевозчикам России
Сергей Прудников
Известия
Полет смысла: как будут развиваться российские гражданские дроны
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
В Смольном раскрыли детали испытаний беспилотников в Петербурге
Николай Сергеев
Москвич
Критический фактор: почему авиаколлапс лета 2025 погубил российский средний класс
Елена Рузлева
Forbes
Разбор полетов: чем для акций «Аэрофлота» обернется атака хакеров и задержки рейсов
Антон Белый
Известия
Молодой по весу: в РФ разработали сверхлегкую ракету-носитель для запуска спутников
Герман Костринский, Екатерина Шокурова, Анна Балашова
РБК
Атака хакеров на «Аэрофлот»: сколько это может стоить компании
Елена Балаян, Валерия Мишина, Яна Штурма, Валерий Кодачигов
Известия
Игра на вылет: на что рассчитывать пассажирам отмененных рейсов «Аэрофлота»
Егор Малков
Деловой Петербург
Сломать систему: как сбой "Аэрофлота" отзовётся на вылетах из Петербурга
Петр Канаев
РБК
Андрей Иванов заявил о работе по предотвращению банкротства «Домодедово»
Мария Недюк, Юлия Леонова
Известия
В дроновом режиме: на интеллектуальные беспилотники выделили 262,5 млн рублей
Екатерина Тропова
АТОР
Российские аэропорты закрывали более 260 раз с начала мая
Наталья Башлыкова, Яна Штурма, Виктор Синеок
Известия
Команда на слёт: интерес туристов к Геленджику подскочил вдвое перед открытием аэропорта
Полина Собакина
Известия
Аэропорт Геленджика открылся: как это повлияет на рост турпотока
Максим Манаев, Тимофей Волков, Федор Горбунов
Известия
Бремя ремонта: крейсер «Адмирал Кузнецов» могут сдать на металлолом
София Прохорчук, Владимир Гаврилов
Известия
Воздушные рамки: какие компенсации положены за отмену 485 рейсов
Екатерина Шокурова
РБК
ГЛОНАСС разработает стандарты кибербезопасности для дронов

РБК
Глава «России»: «Каждый 2-й рейс на SSJ100 — между Москвой и Петербургом»
Герман Костринский
РБК
«Россия» начала сравнивать российский и французский двигатели для SSJ-100
Алёна Алёша
Деловой Петербург
Регистрация улыбкой: Петербург узаконит биометрию в аэропортах
София Прохорчук, Ирина Ионина, Самира Сабирова
Известия
Задача на вылет: авиакомпании готовят вывозные рейсы с Ближнего Востока
Анастасия Николаева
Интерфакс
Новый космический проект: какие приоритетные направления выбрала Россия?
Ольга Ларина
Деловой Петербург
Зона турбулентности. Забастовки в Финляндии обрушили авиаперевозки
Иван Сало
РБК
Что такое Crew Dragon: история, миссия, полеты, список кораблей
Любовь Можаева
MASHNEWS
И внутри будет отечественное. Минпромторг решил потратить 4 млрд на начинку самолетов
Сергей Андрейкин
Деловой Петербург
Пулково опередил зарубежные аэропорты по внедрению биометрии
Любовь Можаева
MASHNEWS
С овальным фюзеляжем. На самолеты нового поколения Минпромторг потратит еще 13 млрд
Мария Недюк
Известия
Что указано пером: птицы помогут создать автономные системы навигации для дронов
Кирилл Фенин
Известия
Полетное создание: РФ и Сербия работают над запуском новых авиарейсов
Петр Канаев, Герман Костринский
РБК
Правкомиссия отказала крупнейшему аэропорту Камчатки в повышении тарифов
Евгений Берсенев
Свободная Пресса
Отлетались? Программа производства новых самолетов опять попала под нож
Андрей Коршунов, Юлия Леонова
Известия
Общий взлет: в РФ создали первую универсальную станцию внешнего управления дронами
Анастасия Львова
Эксперт
Дронов становится всё больше
Екатерина Шокурова
РБК
Эксперты разработали концепцию «цифрового неба России»

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgBbJKh
Услуги автоперевозок: http://perevozki.youdo.com/city/materials/aggregates/gravel/ можно найти здесь.
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer