Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Рельсы уходят в небо


17 июля 2013 года Сергей Козловский, Lenta.ru


Во втором квартале 2013 года РЖД отчитались о падении востребованности поездов дальнего следования: снизилось как количество проданных билетов, так и пассажирооборот. Авиакомпании не заметили нежелания россиян путешествовать и по-прежнему фиксируют стабильный рост от месяца к месяцу. «Лента.ру» посмотрела на популярные российские маршруты, чтобы выяснить, на чем все-таки путешествовать удобнее и выгоднее — на поезде или на самолете.

В мае-июне спад продаж билетов на поезда дальнего следования в России составил 22 процента. В целом по итогам полугодия показатель снизился на 2,4 процента. Для сравнения, у авиакомпаний пассажиропоток за то же время вырос на 16 процентов.

По данным деловых СМИ, на сравнительную непопулярность железнодорожного транспорта мог повлиять рост цен на билеты, который, в свою очередь, был вызван сокращением поддержки монополии со стороны государства. Ранее сообщалось, что объем господдержки РЖД в 2012 году был определен на уровне в 30 миллиардов рублей. В октябре минувшего года Министерство финансов предлагало сократить субсидии вдвое; в ответ РЖД пригрозила ростом цен на 60 процентов. В конце декабря президент Владимир Путин заявил, что правительство решило выделить РЖД 40 миллиардов рублей в 2013 году. О том, что в начале этого года господдержка РЖД начала сокращаться, официально не сообщалось, но об этом писала газета «Ведомости» со ссылкой на неназванные источники.

Чтобы корректно сравнивать цены на железнодорожные и авиационные билеты, необходимо помнить, что железнодорожная монополия в 2013 году впервые в истории получила возможность устанавливать динамический тариф — чем ближе дата поездки, тем дороже билет. В связи с этим за глубину продаж «Лента.ру» взяла срок в две недели. Что касается комфорта, то очевидно, что у поездов перед самолетами есть некоторые преимущества — хотя бы в том, что на борту лайнеров ограничен доступ к компьютерам и телефонам. Кроме того, при перелете необходимо учитывать накладные расходы на дорогу от аэропорта до пункта назначения. Поезда, как правило, прибывают в центр города, откуда до необходимого места можно добраться на общественном транспорте.

Москва — Санкт-Петербург

По железной дороге из столицы в Петербург быстрее всего — в среднем за четыре часа — можно доехать на «Сапсане» (3,2 тысячи рублей). Если есть время, но почти нет денег, то подойдет и общий вагон; в этом случае придется ехать почти девять часов, но билет стоит всего 800 рублей. На самом популярном российском направлении у РЖД встречаются, в том числе, и такие экзотические варианты, как восьмичасовое путешествие в мягком вагоне за 23,6 тысячи рублей.

Стоимость прямого авиаперелета эконом-классом до Петербурга составляет от 3,2 тысячи рублей. К этой сумме стоит добавить билет на «Аэроэкспресс» (320 рублей) и поездку из Пулково до центра Петербурга на такси (в среднем 700 рублей). Самолеты проигрывают «Сапсанам» в цене и, возможно, в комфорте, но авиапутешествие занимает всего один час и 20 минут. Тем не менее, если прибавить время на трансфер до центра и ожидание посадки, то вряд ли получится добраться с Красной площади на Дворцовую меньше, чем за три часа.

Минеральные воды — Краснодар

РЖД выигрывают у самолетов внутри России в основном на ближних расстояниях. Впрочем, к заслугам самой монополии это преимущество стоит отнести лишь отчасти: если бы в России была развита региональная авиация, то, при наличии нескольких низкобюджетных авиаперевозчиков, РЖД было бы куда сложнее заполнять вагоны. Сейчас же многие авиакомпании летают между относительно близкими городами через столицу.

В этом плане показательным представляется маршрут Минеральные воды — Краснодар, на котором шестичасовой перелет эконом-классом через Москву стоит около 11 тысяч рублей. Поездом из Минвод в Краснодар придется ехать около семи часов, а билет в купе стоит 1,6 тысячи рублей.

Москва — Новосибирск

На дальних расстояниях железная дорога в РФ проигрывает авиасообщению по скорости и тарифам. Например, долететь из Москвы в Новосибирск сейчас можно за четыре часа. Билет в эконом-класс обойдется в девять тысяч рублей плюс расходы на трансфер — еще около тысячи рублей. Купе в вагоне поезда стоит от девяти тысяч (есть люкс почти за 25 тысяч), но ехать в этом купе придется почти двое суток — из Москвы в Новосибирск придется добираться 47 часов.
Москва — СНГ

Стоимость авиаперелетов по ближнему зарубежью примерно равняется цене билета в купе. Например, из Москвы в Минск эконом-классом можно улететь за 3,4 тысячи рублей, в Киев — за 3,2 тысячи рублей, в Астану — за 10,2 тысячи рублей (без учета трансферов). Стоимость купе в эти же города составит 3,8 тысячи, 3,4 тысячи и 11 тысяч рублей соответственно.

Получается, что поезда проигрывают самолетам сразу по двум основным параметрам: и по цене, и по времени, проведенному в пути. Но если разница в деньгах относительно несущественна, то времени железнодорожная поездка займет намного больше. Например, ехать в Астану придется 57 часов, тогда как лететь — чуть более трех.

Москва — Ницца

Поезда «Российских железных дорог» ездят по 11 маршрутам в дальнее зарубежье: в Польшу, Францию, Германию, Венгрию, Болгарию, Чехию, Финляндию и Китай. Например, поездка в Ниццу (у этого поезда есть отдельный сайт) обойдется минимум в 15 тысяч рублей. За перелет эконом-классом туда же придется заплатить от девяти тысяч. Билет «люкс» на поезде и бизнес-класс самолета стоят примерно одинаково — около 25 тысяч рублей. Долететь до Ниццы можно за шесть-семь часов, а добираться по железной дороге придется 50 часов.

В России у РЖД нет конкурентов на железных дорогах, поэтому борьба за пассажиров с авиакомпаниями — единственная причина, по которой монополия может снизить цены (не считая прямого указания со стороны государства). Пока, впрочем, такой тенденции не наметилось, и в ближайшее время ожидать скидок на билеты вряд ли стоит: РЖД нужны деньги и на новые поезда, и на обновление инфраструктуры, и на подготовку к чемпионату мира по футболу 2018 года. В этих условиях конкуренция со стороны авиакомпаний РЖД совершенно ни к чему, но реальных инструментов борьбы с авиаперевозчиками у монополии нет. Пока пассажиров в России хватает и на железные дороги, и на авиацию, но вполне возможно, что вскоре РЖД и авиакомпании вступят в реальную конкуренцию друг с другом.



комментарии (1):

dm2010      19/07/2013 [07:31:05]#1
РЖД нужны деньги и ЧМ и Сочи , и на комфортную доставку первых лиц гос ва в северную столицу , и на шикарные небоскребы аля Сбербанк в областных центрах, именно поэтому в России не будет ни Авиановы ни Скайэкспрпесс.













Материалы рубрики

София Прохорчук, Ирина Ионина, Самира Сабирова
Известия
Задача на вылет: авиакомпании готовят вывозные рейсы с Ближнего Востока
Анастасия Николаева
Интерфакс
Новый космический проект: какие приоритетные направления выбрала Россия?
Ольга Ларина
Деловой Петербург
Зона турбулентности. Забастовки в Финляндии обрушили авиаперевозки
Иван Сало
РБК
Что такое Crew Dragon: история, миссия, полеты, список кораблей
Любовь Можаева
MASHNEWS
И внутри будет отечественное. Минпромторг решил потратить 4 млрд на начинку самолетов
Сергей Андрейкин
Деловой Петербург
Пулково опередил зарубежные аэропорты по внедрению биометрии
Любовь Можаева
MASHNEWS
С овальным фюзеляжем. На самолеты нового поколения Минпромторг потратит еще 13 млрд
Мария Недюк
Известия
Что указано пером: птицы помогут создать автономные системы навигации для дронов



Кирилл Фенин
Известия
Полетное создание: РФ и Сербия работают над запуском новых авиарейсов
Петр Канаев, Герман Костринский
РБК
Правкомиссия отказала крупнейшему аэропорту Камчатки в повышении тарифов
Евгений Берсенев
Свободная Пресса
Отлетались? Программа производства новых самолетов опять попала под нож
Андрей Коршунов, Юлия Леонова
Известия
Общий взлет: в РФ создали первую универсальную станцию внешнего управления дронами
Анастасия Львова
Эксперт
Дронов становится всё больше
Екатерина Шокурова
РБК
Эксперты разработали концепцию «цифрового неба России»
Мария Фролова
Известия
Лишние пассажиры: в Минтрансе предложили ввести овербукинг на частых рейсах
Ксения Власова
ИрСити
«Это чудо — потомки оценят». Авиаэксперт объяснил, полетит ли МС-21 в 2026 году на самом деле
Наталия Ячменникова
Российская газета
Медсестра, буфетчица и кладовщица: Кем были первые стюардессы в мире и России
Владимир Гаврилов
Известия
Все в сад: основой беспилотной авиации станут агродроны
Тимур Алиев (Махачкала), Гульназира Ишбердина (Уфа), Олег Корякин (Казань), Юлия Потапова (Кемерово), Мария Соловьева (Элиста), Ирина Троценко (Дальний Восток)
Российская газета
Какие новые аэропорты были открыты в городах России за последние годы. А какие были модернизированы
Ева Акимова
РБК
Познакомьтесь с первой в мире женщиной — пилотом вертолета «Ансат». Санитарная авиация в России отмечает 100 лет с момента создания
Роман Крецул, Богдан Степовой
Известия
Будет полк: в ВМФ создают морские части беспилотных систем
Анастасия Львова
Эксперт
Отстающим помогут справиться с управлением
Анна Героева
Известия
Мы будем водить самолеты: как тренируют российских пилотов
Герман Костринский, Дарья Молоткова
РБК
Минпромторг закажет разработку перспективных самолетов
Екатерина Тропова
АТОР
Отмены и задержки рейсов повлияли на планы не менее 60 тысяч пассажиров
Андрей Коршунов
Известия
Стройный скан: в России создают самую точную 3D-модель Луны и Марса
Андрей Коршунов
Известия
Задать модуль: российские аппараты могут быть первыми на Северном полюсе Луны
Анастасия Николаева
Интерфакс
Полетное задание выполнено: частично импортозамещенный МС-21 поднялся в небо
Владимир Гаврилов Станислав Федоров
Известия
Вот Хургада: AlMasria Airlines сократила полетную программу из РФ на курорты Египта
Владимир Гаврилов
Известия
Билетное па: выплаты пассажирам за овербукинг хотят сделать обязательными
Андрей Коршунов
Известия
Спрей для дела: новые российские двигатели доставят на Луну наноспутники
Михаил Захаров
Монокль
Boeing заходит на Россию
Надежда Сарапина
РИА Новости
"Расхлебывать придется годами". Китай больно щелкнул США по носу
Екатерина Хамова
Известия
Взвинченным темпом: РФ и Колумбия не договорились по ремонту Ми-17
Захар Максимов
ВГУДОК
РЖД и Аэрофлот охладеют к пассажирам
Айгуль Абдуллина, Александра Мерцалова
Коммерсант
В Сухум подлетают с вопросами
Андрей Коршунов
Известия
Внеземное притяжение: космическая обсерватория займется поиском жизни во Вселенной
Андрей Коршунов
Известия
Спутник с жизнью: мыши и мухи помогут подготовить человека к полетам на Луну и Марс
Дмитрий Литвинов
Парламентская газета
В Росавиации оценили идею доставлять товары из Китая беспилотниками
Кирилл Фенин, Алена Нефедова, Владимир Гаврилов
Известия
Подставили на крыло: в США удерживают закупленные РФ авиазапчасти на $500 млн
Ксения Власова
ИрСити
«Вполне реально завершить эту программу». Авиаэксперт оценил, сколько МС-21 получат авиакомпании в 2026 году
Дарья Молоткова, Елена Сухорукова, при участии Анна Захарова
РБК
Немецкий оператор duty free вышел из бизнеса в Шереметьево и Домодедово
Юлия Леонова
Известия
Беспилотный урок: в России начали обучать сборке БПЛА школьников и студентов
Мария Недюк, Юлия Леонова
Известия
Полетный проект: названы самые перспективные разработки беспилотных авиасистем
Дмитрий Плотников
Pravda.Ru
Проект Як-242: несостоявшийся конкурент самолётов Ту-204 и МС-21
Андрей Коршунов
Известия
Сдвиг по базе: в России создали универсальный двигатель для беспилотников
Александра Веснина
Национальная Служба Новостей (НСН)
«Взвинтит цены»: К чему приведет исправление данных в невозвратных авиабилетах
Айгуль Абдуллина
Коммерсантъ
Тяните билет. Потенциальным пассажирам предложено дать время передумать при покупке
Ксения Власова
«Ирсити.ру»
«Самолетов уже сейчас не хватает». Авиаэксперты оценили, когда перевозчики начнут летать на отечественных МС-21
Михаил Грачев
MASHNEWS
Полетят, но позже. Почему российская авиация хронически отстает от обещаний

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgBbJKh
Услуги автоперевозок: http://perevozki.youdo.com/city/materials/aggregates/gravel/ можно найти здесь.
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer