Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Китайские военные показали первый серийный экземпляр конкурента Як-130


2 июля 2013 года Константин Керубов, Голос России


На аэродроме в Нанчане совершил свой первый полет первый серийный китайский учебно-боевой самолет JL-10 (Цзяолянь-10), ранее фигурировавший под индексом L-15. Самолет создан на основе ранних чертежей Як-130 и использует украинские двигатели.

Фотографии первого серийного LJ-10 появились на китайском сайте CDJBY. В отличие от ранее демонстрировавшихся прототипов сразу заметен ярко-желтый окрас самолета и отличительный знак ВВС Народно-освободительной армии Китая (НОАК) на фюзеляже.

Ранее тот же ресурс опубликовал фотографии этого самолета в воздухе, пояснив, что демонстрационный полет был совершен перед делегацией предполагаемого африканского заказчика. По некоторым данным, этот учебно-боевой самолет могли заказать власти Нигерии или Замбии, причем последнюю недавно посещала делегация Hongdu Aviation Industry Corporation (HAIG). О заинтересованности в покупке L-15 ранее заявляли в Венесуэле и Пакистане.

Видеозаписей полета первого серийного L-15 в интернете пока не появилось, однако его пилотаж в исполнении его прототипов неоднократно демонстрировался перед широкой публикой.

аким образом, Китай присоединился к небольшому "клубу" стран, выпускающих сверхзвуковые учебно-боевые самолеты (УБС) нового поколения. Среди них – Россия с самолетом Як-130, который уже стоит на вооружении ВВС РФ и Алжира, и Южная Корея с KAI T-50. Кроме того, иностранные заказы поступили на итальянский учебно-боевой самолет Alenia Aermacchi M-346, разработанный на основе Як-130. Однако ряд неудач, постигших итальянскую разработку, в том числе крушения в 2011 и в мае 2013 года, ставят под сомнение реалистичность его серийного производства.

Як-130 уже заказаны ВВС Белоруссии, Сирии, Вьетнама и Бангладеш, южнокорейский T-50 (не путать с российским истребителем пятого поколения) хотят получить индонезийские военные, интерес к нему проявили и в США. Каковы же перспективы на международном рынке вооружений у китайского самолета?

Прежде всего, его сложно назвать полностью китайским. В его внешнем облике можно угадать сходство с Як-130, и оно не случайно: по некоторым данным, в начале 2000-х годов HAIG сотрудничала с ОКБ "Яковлева", и ее инженеры имели доступ к технической документации. Кроме того, на LJ-10 установлены турбореактивные двигатели производства запорожского завода "Мотор Сич": это почти те же АИ-222-25, которыми оснащен Як-130 за исключением того, что для российского самолета они производятся в России, а для НОАК украинское предприятие поставляет версию двигателя с форсажной камерой.

Официальные характеристики самолета LJ-10 пока не раскрываются. По данным The Military Today, он отличается от Як-130 и T-50 меньшей максимальной взлетной массой (9,5 тонн против 10,3 и 12,3 соответственно) и, предположительно, значительно меньшим радиусом действия (550 км против 1000 и 950 км соответственно).

 Также стоит отметить, что LJ-10 и T-50 имеют максимальную скорость более 1,4 маха, в то время как разработчики Як-130 намеренно не стали устанавливать на его двигатели форсажные камеры: он может превышать скорость звука, но не предназначен для длительного полета на сверхзвуковых скоростях. В интервью журналу "Авиация и Время" заместитель генерального директора ОКБ "Яковлева" Аркадий Гуртовой ранее заявлял, что "в процессе подготовки летных кадров и боевой работы легкого УБС сверхзвук играет очень незначительную роль", и поэтому для удешевления Як-130 было принято решение ограничить его максимальную скорость в 1050 км/ч.

По мнению Гуртового, Китай решил "ускорить" свой LJ-10 по требованию военных, которые хотят видеть в нем полноценный боевой самолет, однако подобный подход трудно считать обоснованным. В любом случае, на основе Як-130, при необходимости, можно создать сверхзвуковой самолет – об этом заявлял не только Гуртовой, но и авиастроительная корпорация "Иркут".

Перспективы LJ-10 на международном рынке определит только его конечная цена и удобство для главной его функции – обучения летного состава. В качестве основных потенциальных заказчиков Hongdu рассматривает не только африканские страны, но также Венесуэлу, Пакистан, Египет, Мьянму, Боливию и другие государства, которые уже учат летчиков на китайских УБС предыдущего поколения JL-8.

В 2012 году китайские авиастроители заявляли, что им удалось создать самый дешевый самолет в своем классе - его стоимость $10 миллионов. Таким образом, JL-10 может быть дешевле и T-50 (до $30 миллионов) и Як-130 ($15 миллионов). Однако с полной уверенностью утверждать о такой цене в Китае смогут только после начала поставок серийных самолетов.

 




комментарии (0):













Материалы рубрики

Наталья Башлыкова, Яна Штурма, Виктор Синеок
Известия
Команда на слёт: интерес туристов к Геленджику подскочил вдвое перед открытием аэропорта
Полина Собакина
Известия
Аэропорт Геленджика открылся: как это повлияет на рост турпотока
Максим Манаев, Тимофей Волков, Федор Горбунов
Известия
Бремя ремонта: крейсер «Адмирал Кузнецов» могут сдать на металлолом
София Прохорчук, Владимир Гаврилов
Известия
Воздушные рамки: какие компенсации положены за отмену 485 рейсов
Екатерина Шокурова
РБК
ГЛОНАСС разработает стандарты кибербезопасности для дронов

РБК
Глава «России»: «Каждый 2-й рейс на SSJ100 — между Москвой и Петербургом»
Герман Костринский
РБК
«Россия» начала сравнивать российский и французский двигатели для SSJ-100
Алёна Алёша
Деловой Петербург
Регистрация улыбкой: Петербург узаконит биометрию в аэропортах



София Прохорчук, Ирина Ионина, Самира Сабирова
Известия
Задача на вылет: авиакомпании готовят вывозные рейсы с Ближнего Востока
Анастасия Николаева
Интерфакс
Новый космический проект: какие приоритетные направления выбрала Россия?
Ольга Ларина
Деловой Петербург
Зона турбулентности. Забастовки в Финляндии обрушили авиаперевозки
Иван Сало
РБК
Что такое Crew Dragon: история, миссия, полеты, список кораблей
Любовь Можаева
MASHNEWS
И внутри будет отечественное. Минпромторг решил потратить 4 млрд на начинку самолетов
Сергей Андрейкин
Деловой Петербург
Пулково опередил зарубежные аэропорты по внедрению биометрии
Любовь Можаева
MASHNEWS
С овальным фюзеляжем. На самолеты нового поколения Минпромторг потратит еще 13 млрд
Мария Недюк
Известия
Что указано пером: птицы помогут создать автономные системы навигации для дронов
Кирилл Фенин
Известия
Полетное создание: РФ и Сербия работают над запуском новых авиарейсов
Петр Канаев, Герман Костринский
РБК
Правкомиссия отказала крупнейшему аэропорту Камчатки в повышении тарифов
Евгений Берсенев
Свободная Пресса
Отлетались? Программа производства новых самолетов опять попала под нож
Андрей Коршунов, Юлия Леонова
Известия
Общий взлет: в РФ создали первую универсальную станцию внешнего управления дронами
Анастасия Львова
Эксперт
Дронов становится всё больше
Екатерина Шокурова
РБК
Эксперты разработали концепцию «цифрового неба России»
Мария Фролова
Известия
Лишние пассажиры: в Минтрансе предложили ввести овербукинг на частых рейсах
Ксения Власова
ИрСити
«Это чудо — потомки оценят». Авиаэксперт объяснил, полетит ли МС-21 в 2026 году на самом деле
Наталия Ячменникова
Российская газета
Медсестра, буфетчица и кладовщица: Кем были первые стюардессы в мире и России
Владимир Гаврилов
Известия
Все в сад: основой беспилотной авиации станут агродроны
Тимур Алиев (Махачкала), Гульназира Ишбердина (Уфа), Олег Корякин (Казань), Юлия Потапова (Кемерово), Мария Соловьева (Элиста), Ирина Троценко (Дальний Восток)
Российская газета
Какие новые аэропорты были открыты в городах России за последние годы. А какие были модернизированы
Ева Акимова
РБК
Познакомьтесь с первой в мире женщиной — пилотом вертолета «Ансат». Санитарная авиация в России отмечает 100 лет с момента создания
Роман Крецул, Богдан Степовой
Известия
Будет полк: в ВМФ создают морские части беспилотных систем
Анастасия Львова
Эксперт
Отстающим помогут справиться с управлением
Анна Героева
Известия
Мы будем водить самолеты: как тренируют российских пилотов
Герман Костринский, Дарья Молоткова
РБК
Минпромторг закажет разработку перспективных самолетов
Екатерина Тропова
АТОР
Отмены и задержки рейсов повлияли на планы не менее 60 тысяч пассажиров
Андрей Коршунов
Известия
Стройный скан: в России создают самую точную 3D-модель Луны и Марса
Андрей Коршунов
Известия
Задать модуль: российские аппараты могут быть первыми на Северном полюсе Луны
Анастасия Николаева
Интерфакс
Полетное задание выполнено: частично импортозамещенный МС-21 поднялся в небо
Владимир Гаврилов Станислав Федоров
Известия
Вот Хургада: AlMasria Airlines сократила полетную программу из РФ на курорты Египта
Владимир Гаврилов
Известия
Билетное па: выплаты пассажирам за овербукинг хотят сделать обязательными
Андрей Коршунов
Известия
Спрей для дела: новые российские двигатели доставят на Луну наноспутники
Михаил Захаров
Монокль
Boeing заходит на Россию
Надежда Сарапина
РИА Новости
"Расхлебывать придется годами". Китай больно щелкнул США по носу
Екатерина Хамова
Известия
Взвинченным темпом: РФ и Колумбия не договорились по ремонту Ми-17
Захар Максимов
ВГУДОК
РЖД и Аэрофлот охладеют к пассажирам
Айгуль Абдуллина, Александра Мерцалова
Коммерсант
В Сухум подлетают с вопросами
Андрей Коршунов
Известия
Внеземное притяжение: космическая обсерватория займется поиском жизни во Вселенной
Андрей Коршунов
Известия
Спутник с жизнью: мыши и мухи помогут подготовить человека к полетам на Луну и Марс
Дмитрий Литвинов
Парламентская газета
В Росавиации оценили идею доставлять товары из Китая беспилотниками
Кирилл Фенин, Алена Нефедова, Владимир Гаврилов
Известия
Подставили на крыло: в США удерживают закупленные РФ авиазапчасти на $500 млн
Ксения Власова
ИрСити
«Вполне реально завершить эту программу». Авиаэксперт оценил, сколько МС-21 получат авиакомпании в 2026 году
Дарья Молоткова, Елена Сухорукова, при участии Анна Захарова
РБК
Немецкий оператор duty free вышел из бизнеса в Шереметьево и Домодедово

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgBrUa3
Стоимость 1 кв.м. штукатурки стен на http://remont.youdo.com/facing/walls/plastering/price/.
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer