Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Госкорпорация монстров: нужно ли объединять космическую отрасль?


4 июля 2013 года Сергей Пехтерев, Forbes


Очередная неудача нашей космонавтики явилась россиянам в доселе невиданном варианте online. В прямом эфире знаменитый «Протон», основной наш товар на мировом рынке носителей, едва оторвавшись от стартового стола, проделал незамысловатый пируэт и скрылся в черно-багровом зареве горящего гептила. Тут же подсуетился братский Казахстан, выставив в телеэфир местных МЧСных генералов и не упустив возможности пиара на защите местного населения от страшной экологической катастрофы, устроенной россиянами. Блогеры соревновались в придумывании демотиваторов, а СМИ в поиске «мнения экспертов», часть из которых (судя по высказанным версиям), похоже была найдена в больнице им. Кащенко.

Столь эффектная авария переполнила чашу терпения в Кремле, который по праву считает космонавтику не только одной из самых технологически передовых, но и важных для имиджа России отраслей. Ведь при поиске национальной идеи или объединяющего всех праздника у нас сейчас есть День Победы, да запуск первого спутника/полет Гагарина, а если учесть, что победу в войне невозможно отделить от страшных потерь, то и получается, что спутник и Гагарин самые светлые и бесспорные достижения СССР, наследником которого считает себя Российская Федерация.

Возможно, руководители страны сильно обижены на отрасль, денег выделяется (по сравнению с лихими 90-ми) неизмеримо больше, а неудачи идут одна за одной и вместо имиджевых прибылей получаются сплошные убытки. Проведенные недавно «перетряхивание» руководства отрасли и нескольких ведущих фирм, похоже ничего не дали, кроме как дополнительной работы для Следственного комитета.

Теперь «наверху» окончательно решено собрать предприятия российской космический промышленности в некий единый «Космопром» и заставить его производить качественный продукт.

Идея создания госкорпораций не нова. Уже созданные в России корпорации, вроде «Ростехнологий» или авиационной госкорпорации, собранной из остатков авиапрома и создавшей Superjet 100, безусловно смогли обеспечить работоспособность своих отраслей и хоть немного сократили воровство на местах, где ранее директора предприятий освоили механизм приватизации прибыли и национализации убытков. Наши «чеболи» могут обеспечить как минимум реиндустриализацию, направляя бюджетные деньги на закупку нового оборудования, внедрения новых технологий, обновление инфраструктуры. Гораздо сложнее будет добиться конкурентоспособности этих монстров за пределами российских границ. Но возможно, эта задача пока и не ставится. Добиться, чтобы поезда ездили быстро, а газовая труба не взрывалась, тоже нужно.

Исходя из этого, мне лично трудно отрицать здравость идеи собирания многочисленных фирм, доставшихся в наследство от Советской космической империи, в единое целое. Сейчас «космические князья» живут своими уделами, конкурируя между собой прежде всего за коммерческие запуски. На этом, в общем-то небольшом рынке от России выступают ILS (за которым стоит ГКНПЦ им Хруничева), РКК «Энергия» вместе с украинским Южмашем с «Морским стартом», та же РКК «Энергия», но на паях с европейским консорциумом и «Союзом», запускаемым с Куру. Еще есть российско-германский проект «Евророкот», и несколько проектов, связанных с попыткой коммерциализации списываемых с боевого дежурства межконтинентальных баллистических ракет. Короче, настоящий «зоопарк» проектов, конкурирующих за немногочисленные заказы и не гнушающихся при случае рассказать иностранному клиенту всю «правду–матку» о своем российском же конкуренте по отрасли: там «полный развал» и «туда не ходи».

Прекрасный пример удельной междуусобицы - история с появлением разгонного блока «Бриз-М» для «Протона», разработанного Центром Хруничева в пику РКК «Энергия», разгонный блок которой «Блок ДМ» в советские времена составлял прекрасную пару с «Протоном», но позволял «Энергии» в эпоху «нового капитализма» диктовать как монополисту цены на его использование. В результате, «Блок ДМ», отработанный до высокой надежности в эпоху СССР, теперь практически не летает, зато хруничевцы доводят до ума свой «Бриз-М» на «живых» заказчиках.

Так что от собирания удельных космических «князей» под единую руку хуже уже не будет.

Вопрос в том, будет ли лучше? Есть ли понимание у руководства страны реального положения и возможностей отрасли? Или он в плену сладкоголосого хора советников, мол, еще бы деньжат подбросить, старых генерал-полковников поменять на новых генерал-лейтенантов, да спустить на них следователей, чтобы не все по своим карманам раскладывали?

Готово ли оно к жестким хирургическим мерам по закрытию предприятий? Ведь сейчас отрасль живет в «советских масштабах», когда СССР был абсолютным лидером по космическим запускам, оставляя далеко за спиной все остальные страны вместе взятые. С тех пор остались сотни предприятий, выпуск «товарной» продукции на которых упал в десятки раз, как и количество квалифицированных рабочих и инженеров, зато в прежнем составе заводоуправления, бухгалтерия, юротдел, охрана, служба снабжения, третий отдел по охране секретов, склады и прочие вспомогательные службы, из-за которых накладные расходы на таких предприятиях зашкаливают за 1000%. Что делать с предприятиями, на которых висит вся городская социалка?

Что выбрать, если одной фирме удалось сохранить или воспитать новых квалифицированных рабочих, но не хватило денег на станки и технологии, а у другой, находящейся на другом конце страны, все с точностью наоборот - новейшие станки стоят, а работать некому?!

Что делать с московским (включая Подмосковье) кустом космических предприятий (а их очень много), которые в отличие от времен СССР, когда они за счет зарплаты и лимита на прописку  выбирали самые светлые головы из ведущих столичных вузов, теперь абсолютно неконкурентоспособны на московском рынке труда, довольствуясь тем, что осталось от газовиков, нефтяников и банкиров со связистами, имеющих возможность платить практически европейские зарплаты.

Зато у них есть много недвижимости и возможностей ее сдать в аренду коммерсантам, по не всегда прозрачным схемам.

Для спасения отрасли нужен не политик, живущий в рамках очередного электорального цикла. А человек уровня Сергея Королева, Михаила Янгеля или легендарного министра среднего машиностроения Ефима Славского, создававших советские технологические империи, при этом видевших и думавших на десятилетия вперед, не жалевших ни других, ни себя в первую очередь, но и практически не имевших ограничений в привлечении ресурсов.

Есть ли ныне люди с таким авторитетом и знаниями, готовностью к самопожертвованию? И готовы ли им отдать бразды правления? Ведь надо отдавать не только право управлять и отвечать за неудачи, но и право расходовать по своему усмотрению сотни миллиардов рублей, которые сейчас полностью расписаны между разными группами и холдингами «уважаемых» людей.

По моему личному мнению, россиянам не следует ждать от российской космической отрасли столь же славных результатов, что достиг СССР. Надо честно оценить, что осталось здорового и живого в отрасли, понять, насколько реально нужна космонавтика самим россиянам, готовы ли они бросить на нее столько же, сколько тратил СССР в свое время? Или строительство дорог и газификация села нам сейчас важнее?

Вопрос прежде всего в честности нынешних руководителей отрасли, сейчас не нужны пустые обещания электорату и президенту, мол дайте денег, подождите и все будет «как в СССР».

Увы, не будет, и пока мы честно не признаем этого, не поставим реалистические цели, действия по перестройке космической  отрасли будут и далее напоминать  попытку сложить из четырех букв «П», «О», «Ж», «А» слово «СЧАСТЬЕ».

 



комментарии (1):

grant      08/07/2013 [14:47:05]#1
Предлагаю пойтить по пути Погосяна.И будет всем счастье.Только бабла надо заготовить в разы поболее. И манагеров, манагеров из банков и газпромов поболее.













Материалы рубрики

Дмитрий Маракулин
Деловой Петербург
Суд подтвердил законность роста тарифов на парковку в аэропорту Пулково

РБК
Как промышленный дизайн делает дроны более быстрыми
Денис Гриценко
Известия
Огонь с батареей: в РФ впервые испытали дрон для тушения пожаров с автономным питанием
Максим Карабицкий, Павел Вихров
Известия
Поддержка воздуха: почти в 60 регионах РФ снимут ограничения на крупные дроны
Даниил Сечкин
Известия
Остров приближения: Россия и Япония обсуждают возобновление прямых авиарейсов
Денис Гриценко
Известия
Гулять под зондом: космический мусор может в любой момент упасть в любой точке Земли
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
Само название устраняет барьеры: ОАК заинтересовалась авиатакси
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
От носков до туров на Кубу: зачем Wildberries купил туроператора Fun&Sun



Андрей Коршунов
Известия
В высшей станции: технологии «Венеры-9» используют для будущих межпланетных миссий
Арсений Замостьянов
Известия
Экспедиция в преисподнюю: как советская техника добралась до Венеры
Денис Гриценко, Андрей Коршунов
Известия
Вселенские масштабы: природоподобные технологии помогут освоить космос
Денис Кузнецов
Известия
Горячая путевка: Wildberries & Russ купила крупного туроператора Fun&Sun

РИА Новости
Беспилотное будущее России: производство БАС на Дальнем Востоке
Татьяна Тюменева ("Российская газета", Санкт-Петербург)
Российская газета
Авиаэксперт Гусаров: Неубранная стойка шасси - это не критичная ситуация, но она предполагает возвращение в пункт вылета

Деловой Петербург
Без россиян "пришёл конец": аэропорту финской Лаппенранты грозит закрытие
Тимур Латыпов
«БИЗНЕС Online»
«Надо зубы вышестоящим показывать»: в 2025 году КАЗ поднимет только один Ту-214
Татьяна Ларионова, обозреватель «ТР»
Транспорт России
Летали и будем летать!
Дмитрий Бевза
Российская газета
Как не устроить пожар в самолете: 7 правил перевозки внешних аккумуляторов
Алла Скрипова
74.RU
Отменили авиарейс из-за угрозы БПЛА. На что рассчитывать пассажиру
Екатерина Забродина, Антон Конев, Иван Краснов
RTVI
Маршрут построен: как Путин будет добираться до Венгрии
Герман Костринский
РБК
Авиакомпании обяжут отчитываться о выбросах CO2 на международных рейсах
Анастасия Николаева
Интерфакс
Подробно и в деталях: что Путин рассказал Алиеву о катастрофе с самолетом AZAL?
Владимир Гаврилов, Денис Кузнецов
Известия
«Не бывает старых самолетов, есть неисправные воздушные суда»
Антон Белый, Юлия Леонова
Известия
Корпусный подход: российская 3D-ткань сделает БПЛА более ударопрочными
Валентина Лезина
Национальная Служба Новостей (НСН)
«Риски высоки»: Авиаэкспертов удивило заявление Минтранса об аэротакси в городах
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
«Бюджетных вложений хватит только на поддержку штанов»: Россия сокращает расходы на развитие авиапромышленности
Владимир Гаврилов
Известия
Летают тут: владельцы авиатакси захотели сами выдавать себе сертификаты на перевозку
Кирилл Фенин, Анастасия Костина
Известия
Встречный двигатель: РФ рассчитывает на скорое проведение консультаций с США
Артем Мостыканов, Мария Федорова
РБК
Как в России готовят специалистов гражданской беспилотной авиации
Андрей Коршунов
Известия
Алюминиевые образцы: ученые создадут из лома высокопрочные детали для самолетов

93.ru
На Кубани планируют возродить малую авиацию
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
Альтернатива Турции и ОАЭ: туроператоры ожидают всплеск спроса на отдых в Китае
Любовь Капустина
Российская газета
"Ангара" может прекратить полеты: кто может заменить компанию и скажется ли это на перевозках?
Наталия Ячменникова
Российская газета
С дроном на "ты". Университет гражданской авиации получил сертификаты летной годности на тяжелый беспилотник
Елена Сухорукова, Дарья Молоткова
РБК
У крупнейшего оператора duty free в Шереметьево сменился собственник
Иван Сало
РБК
МС-21: что это за самолет, его характеристики и роль в российской авиации
Валентина Аверьянова
Известия
На взлет: в России вводят новый авиационный сбор для пассажиров
Татьяна Копылова
Деловой Петербург
"Это очень критично": поможет ли новая станция метро аэропорту Пулково
Ирина Ионина
Известия
Летний под дых: кто компенсирует туристам расходы после транспортного коллапса
Ксения Ерохина
Деловой Петербург
Платят пассажиры: как новый сбор Минтранса повлияет на стоимость авиабилетов
Ярослав Солонин
Lenta.ru
«Я – последняя собака в космосе» 65 лет назад СССР запустил в космос Белку и Стрелку. Как это спасло жизнь Гагарину?
Валентина Аверьянова
Известия
Без барьеров: как авиация делает перелеты доступными для людей с РАС
Ольга Федорова
Московский Комсомолец
Над Аляской «закрыли небо»: что скрывается за мерами авиабезопасности саммита
Любовь Капустина
Российская газета
Это дорого, но эффективно: эксперты рассказали, как "мокрый" лизинг мог бы помочь авиаперевозчикам России
Сергей Прудников
Известия
Полет смысла: как будут развиваться российские гражданские дроны
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
В Смольном раскрыли детали испытаний беспилотников в Петербурге
Николай Сергеев
Москвич
Критический фактор: почему авиаколлапс лета 2025 погубил российский средний класс
Елена Рузлева
Forbes
Разбор полетов: чем для акций «Аэрофлота» обернется атака хакеров и задержки рейсов
Антон Белый
Известия
Молодой по весу: в РФ разработали сверхлегкую ракету-носитель для запуска спутников
Герман Костринский, Екатерина Шокурова, Анна Балашова
РБК
Атака хакеров на «Аэрофлот»: сколько это может стоить компании

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgBur54
Смотрите: http://courier.youdo.com/courier-services/services/mspb/, выбирай нас!
Объявление: http://courier.youdo.com/food-delivery/kfc/ по ссылке.
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer