Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Авария "Протона": осечка или обвал?


8 июля 2013 года Сергей Лесков, КоммерсантЪ. Огонёк


2 июля 2013 года на космодроме Байконур произошла авария. Тяжелая ракета "Протон-М" взорвалась в начале космического пути, отправив три спутника навигационной системы ГЛОНАСС не на орбиту, а прямиком в небытие. Техника, предназначенная для системы ГЛОНАСС, находится на особом контроле, но это не помогло. Аварии наших ракет перестали быть сенсацией, за последние 5 лет их набралось с полтора десятка, утеряно много важных российских и иностранных спутников. В том числе первый за долгое время отечественный межпланетный аппарат "Фобос-Грунт". Обидны не сами потери, еще хуже стойкое ощущение того, что это обычное состояние нашей некогда блиставшей космонавтики.

Тот же "Протон" за последние 3 года терпел крушение уже три раза. В 2010 году в результате скандальных разборок были уволены высокие чины РКК "Энергия" и Роскосмоса, вплоть до многолетнего руководителя Перминова. В 2012 году сошел с высокой орбиты гендиректор ГКНПЦ им. Хруничева, где делают "Протон". После нынешней аварии тоже чья-нибудь бедовая голова полетит по нерасчетной траектории. Только спасет ли это следующую ракету?

После каждой аварии "Протона" возникает шторм опасений по поводу экологических последствий попадания в почву сверхядовитого топлива под страшным названием несимметричный диметилгидразин, он же гептил. Это жутко опасное вещество, от него лучше держаться подальше. Однажды "Протон" рухнул на город Джезказган, где находился президент Казахстана Назарбаев. Россия заплатила крупный штраф. На этот раз "Протон" упал на безлюдный Байконур, злаки на космодроме не выращивают, обойдется без штрафа. Проблема в том, что ракеты на гептиле гораздо мощнее кислородных. Большая американская ракета "Титан" и французская "Ариан" тоже летают на гептиле. Пока не придуман другой способ запускать в космос тяжелые грузы, "Протон" будет вновь подниматься на орбиту. Или ГЛОНАСС, а также орбитальные блоки МКС и межпланетные полеты или отказ от "Протона" — такова альтернатива.

По злой иронии вице-премьер Рогозин в день аварии, как подгадывал, объявил о смелой структурной реформе в космической отрасли. Реформа состоит в излюбленном нашим чиновничеством переделе собственности. Пакеты акций предприятий отрасли перейдут из одних рук в другие, более надежные. Может быть, вице-премьер верит, что это поднимет космонавтику на новый уровень, но больше таких оптимистов я не встречал.

Причины кризиса отечественной космонавтики, как и других наукоемких отраслей, объясняются отнюдь не ротозейством отдельных руководителей и совсем не слабостью менеджмента на заводах и КБ. Если говорить честно, то в космонавтике дела обстоят даже лучше, чем в других отраслях, связанных с высокими технологиями. Космическая отрасль, как бы хлестко ее ни ругали, держит высокие позиции, в отличие от авиа- и судостроения, и уж никак не может сравниться с радиопромом и станкостроением, которые легли на дно.

Что касается ракеты "Протон-М", вставшей на стартовую позицию в "путинскую" эру в 2001 году, то ее надежность равняется 89 процентам. Но точно такая же надежность — 89 процентов — была у ракеты "Протон-К", которая летала в советское время, просто об авариях тогда не сообщалось. Одним из самых славных достижений советской космонавтики считается запуск в 1970 году автомата "Луноход", который в пику американцам, уже побывавшим на Луне, колесил по поверхности земного спутника. Однако за год до этой громогласной победы "Протон-К" потерял такой же аппарат, но советских граждан этой утратой огорчать не стали. Сегодня, конечно, сообщили бы, но до Луны мы уже не дотягиваемся.

В нашей космонавтике аварии давно не приводят к человеческим жертвам, в отличие от США, где погибло два космических экипажа и в пожарном порядке была закрыта программа многоразовых кораблей. Кстати, самая крупная трагедия в истории космонавтики случилась в 1960 году на том же Байконуре с предшественником "Протона" боевой ракетой Р-16, которая была заправлена ядовитым гептилом. Новая баллистическая ракета была мощнее ракеты Сергея Королева и, как считал Хрущев, должна была выиграть ракетно-ядерную гонку у США.

24 октября 1960 года командующий РВСН маршал Митрофан Неделин побрезговал спуститься в бункер и вместе со свитой расположился в 100 метрах от ракеты. В руках у маршала был красный телефон, чтобы сразу позвонить Хрущеву. Без всякой команды самопроизвольно включились двигатели второй ступени. Огненная струя прожгла ракету насквозь. По степи бежали десятки живых факелов. Погибло 92 человека. Многие умерли от отравления уже в больнице. Врачи не знали, как нейтрализовать отравление гептилом, молока не хватало. Маршала Неделина опознали по звезде Героя Советского Союза. В газетах было написано, что командующий погиб в авиакатастрофе. На Байконур прибыла комиссия во главе с Брежневым, тогда секретарем ЦК КПСС. Он сказал: "Никого наказывать не будем. Все себя уже наказали".

Аварии в космонавтике случались всегда и во всех странах. Кризис, в который погрузилась российская космонавтика, состоит вовсе не в надежности космических систем, хотя повышенная аварийность последних лет бьет по нервам и по карману. Кризис — в отсутствии развития и новых идей. Ракеты "Союз" и "Протон" созданы гениальными конструкторами на заре космической эры, но служат до сих пор. Где новые Королевы и Челомеи? У нас давно нет прорывных проектов, без чего космонавтика как область освоения неизвестных пространств и законов теряет всякий смысл. Многоразовый корабль "Клиппер", который показывали Путину как главную надежду нашей космонавтики, списали в утиль. Мощную и экологичную ракету "Ангара" не удается довести до ума, сроки многократно сорваны. Научных аппаратов нет, к другим планетам мы летать перестали. О Марсе и Луне только говорим, конкретных проектов не имеем. Кое-кто даже поговаривает, что русский человек утратил ощущение полета, ему стали безразличны далекие миры, а звезды интересуют нас только для составления правильных гороскопов.

Кризис космонавтики в том, что космические предприятия превратились в серийные заводы, выпуск ракет уподобился производству табуреток. Именно на число стартов и валовые показатели напирают руководители отрасли, когда говорят о том, что Россия удерживает лидерство в космонавтике. Но рутина отпугивает молодежь, хотя совсем недавно, в 1960-1970-е годы, в отрасль валом валили таланты. Сейчас в отряде космонавтов недобор. Моральное старение космической техники, унылое воспроизводство аппаратов другой технологической эпохи неизбежно ведет к падению качества и повышению аварийности. Это непреложный и незыблемый инженерный закон. Можно еще десяток космических начальников уволить и можно еще много раз тасовать пакеты акций космических предприятий, от этого космическая отрасль в рост не пойдет.

Кризис космонавтики не лечится аудитом имущества и структурными перетасовками. Главная беда всей российской науки — в отсутствии крупных и амбициозных задач и проектов, которые должно сформулировать и поставить государство.

Является ли шквал космических аварий свидетельством заката России как великой космической державы? Если космонавтике и всей науке не удастся возвратить высокий социальный статус, аварий скоро не будет, потому что космические аппараты вовсе перестанут запускать.
 



комментарии (5):

nm53      08/07/2013 [19:01:42]#1
На редкость безграмотная статья

Диомед      09/07/2013 [10:40:29]#2
Кошмар, полная безграмотность

rad123      09/07/2013 [10:46:55]#3
А что не так? Мне понравилось.

Владислав Катчан      09/07/2013 [15:51:21]#4
Грамотная статья. Всё сказанное и выводы о причинах наших неудач верны. Сужу об этом как специалист, начавший в 1961 г. свю работу отрасли в КБ, руководимом М.К.Янгелем, руководившим разработкой ракеты, при аварии которой погиб маршал Неделин.

Диомед      09/07/2013 [18:01:22]#5
"Проблема в том, что ракеты на гептиле гораздо мощнее кислородных...", " Пока не придуман другой способ запускать в космос тяжелые грузы..." - очень странные заявления.













Материалы рубрики

София Прохорчук, Ирина Ионина, Самира Сабирова
Известия
Задача на вылет: авиакомпании готовят вывозные рейсы с Ближнего Востока
Анастасия Николаева
Интерфакс
Новый космический проект: какие приоритетные направления выбрала Россия?
Ольга Ларина
Деловой Петербург
Зона турбулентности. Забастовки в Финляндии обрушили авиаперевозки
Иван Сало
РБК
Что такое Crew Dragon: история, миссия, полеты, список кораблей
Любовь Можаева
MASHNEWS
И внутри будет отечественное. Минпромторг решил потратить 4 млрд на начинку самолетов
Сергей Андрейкин
Деловой Петербург
Пулково опередил зарубежные аэропорты по внедрению биометрии
Любовь Можаева
MASHNEWS
С овальным фюзеляжем. На самолеты нового поколения Минпромторг потратит еще 13 млрд
Мария Недюк
Известия
Что указано пером: птицы помогут создать автономные системы навигации для дронов



Кирилл Фенин
Известия
Полетное создание: РФ и Сербия работают над запуском новых авиарейсов
Петр Канаев, Герман Костринский
РБК
Правкомиссия отказала крупнейшему аэропорту Камчатки в повышении тарифов
Евгений Берсенев
Свободная Пресса
Отлетались? Программа производства новых самолетов опять попала под нож
Андрей Коршунов, Юлия Леонова
Известия
Общий взлет: в РФ создали первую универсальную станцию внешнего управления дронами
Анастасия Львова
Эксперт
Дронов становится всё больше
Екатерина Шокурова
РБК
Эксперты разработали концепцию «цифрового неба России»
Мария Фролова
Известия
Лишние пассажиры: в Минтрансе предложили ввести овербукинг на частых рейсах
Ксения Власова
ИрСити
«Это чудо — потомки оценят». Авиаэксперт объяснил, полетит ли МС-21 в 2026 году на самом деле
Наталия Ячменникова
Российская газета
Медсестра, буфетчица и кладовщица: Кем были первые стюардессы в мире и России
Владимир Гаврилов
Известия
Все в сад: основой беспилотной авиации станут агродроны
Тимур Алиев (Махачкала), Гульназира Ишбердина (Уфа), Олег Корякин (Казань), Юлия Потапова (Кемерово), Мария Соловьева (Элиста), Ирина Троценко (Дальний Восток)
Российская газета
Какие новые аэропорты были открыты в городах России за последние годы. А какие были модернизированы
Ева Акимова
РБК
Познакомьтесь с первой в мире женщиной — пилотом вертолета «Ансат». Санитарная авиация в России отмечает 100 лет с момента создания
Роман Крецул, Богдан Степовой
Известия
Будет полк: в ВМФ создают морские части беспилотных систем
Анастасия Львова
Эксперт
Отстающим помогут справиться с управлением
Анна Героева
Известия
Мы будем водить самолеты: как тренируют российских пилотов
Герман Костринский, Дарья Молоткова
РБК
Минпромторг закажет разработку перспективных самолетов
Екатерина Тропова
АТОР
Отмены и задержки рейсов повлияли на планы не менее 60 тысяч пассажиров
Андрей Коршунов
Известия
Стройный скан: в России создают самую точную 3D-модель Луны и Марса
Андрей Коршунов
Известия
Задать модуль: российские аппараты могут быть первыми на Северном полюсе Луны
Анастасия Николаева
Интерфакс
Полетное задание выполнено: частично импортозамещенный МС-21 поднялся в небо
Владимир Гаврилов Станислав Федоров
Известия
Вот Хургада: AlMasria Airlines сократила полетную программу из РФ на курорты Египта
Владимир Гаврилов
Известия
Билетное па: выплаты пассажирам за овербукинг хотят сделать обязательными
Андрей Коршунов
Известия
Спрей для дела: новые российские двигатели доставят на Луну наноспутники
Михаил Захаров
Монокль
Boeing заходит на Россию
Надежда Сарапина
РИА Новости
"Расхлебывать придется годами". Китай больно щелкнул США по носу
Екатерина Хамова
Известия
Взвинченным темпом: РФ и Колумбия не договорились по ремонту Ми-17
Захар Максимов
ВГУДОК
РЖД и Аэрофлот охладеют к пассажирам
Айгуль Абдуллина, Александра Мерцалова
Коммерсант
В Сухум подлетают с вопросами
Андрей Коршунов
Известия
Внеземное притяжение: космическая обсерватория займется поиском жизни во Вселенной
Андрей Коршунов
Известия
Спутник с жизнью: мыши и мухи помогут подготовить человека к полетам на Луну и Марс
Дмитрий Литвинов
Парламентская газета
В Росавиации оценили идею доставлять товары из Китая беспилотниками
Кирилл Фенин, Алена Нефедова, Владимир Гаврилов
Известия
Подставили на крыло: в США удерживают закупленные РФ авиазапчасти на $500 млн
Ксения Власова
ИрСити
«Вполне реально завершить эту программу». Авиаэксперт оценил, сколько МС-21 получат авиакомпании в 2026 году
Дарья Молоткова, Елена Сухорукова, при участии Анна Захарова
РБК
Немецкий оператор duty free вышел из бизнеса в Шереметьево и Домодедово
Юлия Леонова
Известия
Беспилотный урок: в России начали обучать сборке БПЛА школьников и студентов
Мария Недюк, Юлия Леонова
Известия
Полетный проект: названы самые перспективные разработки беспилотных авиасистем
Дмитрий Плотников
Pravda.Ru
Проект Як-242: несостоявшийся конкурент самолётов Ту-204 и МС-21
Андрей Коршунов
Известия
Сдвиг по базе: в России создали универсальный двигатель для беспилотников
Александра Веснина
Национальная Служба Новостей (НСН)
«Взвинтит цены»: К чему приведет исправление данных в невозвратных авиабилетах
Айгуль Абдуллина
Коммерсантъ
Тяните билет. Потенциальным пассажирам предложено дать время передумать при покупке
Ксения Власова
«Ирсити.ру»
«Самолетов уже сейчас не хватает». Авиаэксперты оценили, когда перевозчики начнут летать на отечественных МС-21
Михаил Грачев
MASHNEWS
Полетят, но позже. Почему российская авиация хронически отстает от обещаний

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer