Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Похороны российского авиапрома


22 августа 2013 года Михаил Сергеев, Независимая газета


Если правительство не изменит принципы поддержки авиапрома, то отрасль окончательно потеряет конкурентоспособность. К такому выводу пришли эксперты Strategy Partners Group (SPG), которые считают, что наше авиастроение подошло к точке невозврата, за которой отрасль ждет неизбежный финал. Основные проблемы авиапрома эксперты видят в архаичной системе управления, из-за которой предприятия не способны реагировать на рыночные стимулы.

Рост бюджетных вливаний в отрасль не обеспечил качественных изменений: российский авиапром в целом не способен наращивать конкурентоспособное предложение. Нужен принципиальный пересмотр подходов государства и компаний к управлению отраслью – считают эксперты SPG, которые представили вчера свое исследование отечественного авиастроения. 
    
Финансирование отрасли в целом достигло относительно приемлемого уровня, еще больше средств предприятия скорее всего уже не переварят, но механизмы требуют принципиального пересмотра. Такие меры поддержки, как утверждение на уровне министерств в рамках федеральных целевых программ номенклатуры и численности конкретных станков, которые закупаются, и количества пассажирских мест в новом проекте самолета, должны уйти в прошлое, отмечается в докладе. 
 
«Сейчас отрасль близко подошла к точке невозврата. Если мы продолжим идти по привычному пути, не изменив принципиально подходы, то неизбежно потеряем конкурентоспособность отечественного авиастроения. И это не вопрос объема потраченных бюджетных ресурсов: сколько бы их ни израсходовали, это лишь оттянет неизбежный конец», – говорит руководитель исследования Михаил Григорьев. 
 
Ключевыми проблемами российской авиастроительной промышленности эксперты называют не технологическое отставание и износ оборудования, а устаревшие, вертикально-интегрированные бизнес-модели и нехватку ключевых в современных условиях компетенций. Сохранение предприятий замкнутого цикла в отрасли снижает производительность труда, гибкость и скорость реакции, препятствует развитию отечественной базы поставщиков, приводит к излишнему дублированию и неэффективным инвестициям. 
 
В результате такого неэффективного управления Россия играет лишь незначительную роль на мировом авиарынке, отмечается в докладе. Россия практически не присутствует в таких крупных сегментах, как магистральные коммерческие самолеты, бизнес-авиация, транспортная авиация, за исключением рамповой и военно-транспортной. Практически не присутствуют на мировом рынке и отечественные производители компонентов. Так, на мировой рынок Россией поставляются лишь компоненты, обеспеченные военными поставками: это около 1% структурных элементов, 3% двигателей, 6% авионики и 1% агрегатов и систем, отмечают эксперты SPG. 
 
Между тем выводы SPG о конце авиапрома разделяют далеко не все. «Действующие принципы управления авиапромом и отдельными предприятиями, возможно, устарели. Но утверждения о неконкурентоспособности российской авиации по причине неграмотного управления выглядят очень спорно. Отечественная техника еще недавно занимала лидирующие позиции в мире. Например, Ил-86 считался одним из самых надежных самолетов. Сегодня нужно дождаться того момента, когда многие инновационные идеи будут реализованы, и тогда делать вывод о состоянии отрасли», – предлагает председатель совета директоров «2К Аудит–Деловые консультации/Морисон Интернешнл» Иван Андриевский. В то же время он не исключает, что правительство может сократить поддержку отрасли. «Стагнация российской экономики заставляет корректировать расходы бюджета. В случае затяжной стагнации или рецессии власти могут существенно сократить финансирование всех отраслей экономики, включая и авиапром», – предполагает эксперт. 
 
«Авиапром не безгрешен. В отрасли произошли изменения – и не всегда в лучшую сторону. Многое безвозвратно потеряно. Но часть наработок удалось сохранить. Вероятно, нужно обсуждать и структуру отрасли, и принципы ее работы. Нужны и различные виды контроля. Но делать все это нужно не вместо государственной поддержки, а вместе с ней. Авиапрому нужны заказы, которые может дать именно государство. В противном случае мы рискуем потерять авиапром окончательно», – утверждает ведущий эксперт компании «Финам Менеджмент» Дмитрий Баранов. 
 
«Лобби западных корпораций сделало все, чтобы сломать отрасль в 90-е годы и не дать восстановиться сейчас – конкуренты им не нужны. Были похоронены многие заведомо лучшие проекты КБ Туполева и Ильюшина. Сейчас идет давление на «Суперджет» с его детскими болезнями. Но о неконкурентоспособности нам твердят те, кто забывает, что парки «Боингов» и «Локхидов» на 85% состоят из давно устаревших машин, а новые самолеты также страдают от детских болезней», – напоминает начальник отдела компании «Солид Менеджмент» Сергей Звенигородский. По его словам, сложившаяся в стране авиационная школа будет давать доход государству и предприятиям. «Нужны время и перестройка цепочки принятия решений, что вполне возможно сделать. Говорить об успехе или провале авиапрома можно будет не ранее, чем через 10–15 лет», – признает эксперт. 
 
При этом многие специалисты признают, что необходимость сохранения военной авиации гарантирует даже неэффективному авиапрому относительно безбедное существование.


комментарии (7):

GRV Эксперт «Aviation EXplorer»      22/08/2013 [13:45:49]#1
Охренеть! А разве не Strategy Partners Group была консультантом по написанию прошлогодней программы развития авиапрома до 2025 года? Так почему же в ней нет плана структурных изменений в авиапроме? Суть той программы - дайте денег и мы завоюем мир. То есть, деньги на написание одной программы освоили, теперь надо убедить правительство в необходимости написания ещё одной программы? А за уже принятую правительством программу теперь кто ответит? Уж точно не Strategy Partners Group, ведь подписи под ней стоят чиновников Минпромторга и Премьера.

air-squirrel      22/08/2013 [15:10:45]#2
ОАК и Минпромторг ЧИТАЙТЕ!!! чтобы стыдно стало!

Kers      22/08/2013 [21:12:24]#3
Чего они хотят?
Да распродажи всей ОАК, оптом. Вот чего они хотят.

mab55      23/08/2013 [09:49:36]#4
Strategy Partners Group («Стратеджи Партнерс Групп») — российский стратегический консультант, ведущий свою историю с 1994 года и входящий в группу компаний ОАО «Сбербанк России"

Большие специалисты в авиации, надо думать...

Сашочек      23/08/2013 [11:03:54]#5
Основной вывод: мы подошли к точке невозврата - верен!
Но не по тем причинам, которые приведены в информации! История человечества показывает, что не только отдельные отрасли и промыслы погибали без внешнего воздействия. Погибали целые империи и государства. Они зачастую не были завоеваны, а погибали по внутренним причинам, относящимся к человеческим факторам: падению морали, распущенности, стяжательству, внутренней вражде и... НЕКОМПЕТЕНТНОСТИ!!!!
Неблагоприятная ситуация в авиапроме (полностью отдали даже внутренний рынок зрубежным машинам, нет сформулированных целей вернуть его) именно по этой причине (в управлении отраслью вообще нет профильных специалистов), а также наличию группы лиц, ставшей по каким-то обстоятельствам приближенной к верхам. Нагло пользуюясь отсутствием в верхах людей, прошедших хозяйственную школу и знающих необходимость проведения независимых экспертиз всех крупных и затратных проектов, а также и под сказки о скором достижении заоблачных высот (третьей мировой державы на рынке авиатехники), они сумели убедить верхи в передаче им всего управления отраслью, и ресурсов государства, исчисляемых миллиардами долларов, на их личные "прорывные" проекты. Они делают все (и каждодневно) в максимальном ограждении верхов от объективной информации, пишут для них речи, после которых верхи становятся уже заложниками сказанного. Вспомните характеристику, данную недавно состоянию отрасли (прекрасное, отлично выступили в Ле Бурже, триллионный заказ). И это при том, что нет ни одного предприятия по гражданке, работающего безубыточно, нет коммерческих заказов на большую часть производимых продуктов, нет доведенной до параметров техники, нет ее производства).
Такое расхождение видения верхов с фактическим состоянием отрасли - это первый признак разложения. Но когда некоторым в верхах вдруг стновится видимой картина, как она есть, то группа очень дружно делает все, чтобы ограничить поползновения на их общие интересы (пример 14 августа, когда из подготовленного документа исключены коренные решения по возрождению производства машин, необходимых российским перевозчикам). Пока существует эта приближенная к верхам группа - о надеждах на возрождение авиапрома придется забыть! Поэтому еще тысячи специалистов потеряют работу, авиаперевозчики будут продолжать тратить нефтедоллары на создание рабочих мест за бугром...

HR      23/08/2013 [12:35:08]#6
Какой-то беспредельный цинизм. Уморили "корову" голодом, украв у нее все сено, а теперь с еще живой и шкуру снять стараются. И все под лозунгом спасения АВИАПРОМА...

crj-2      23/08/2013 [18:34:51]#7
за то, пастухи-сыты!!! спасибо эрбасу и боингу!!!













Материалы рубрики

Екатерина Шокурова
РБК
ГЛОНАСС разработает стандарты кибербезопасности для дронов

РБК
Глава «России»: «Каждый 2-й рейс на SSJ100 — между Москвой и Петербургом»
Герман Костринский
РБК
«Россия» начала сравнивать российский и французский двигатели для SSJ-100
Алёна Алёша
Деловой Петербург
Регистрация улыбкой: Петербург узаконит биометрию в аэропортах
София Прохорчук, Ирина Ионина, Самира Сабирова
Известия
Задача на вылет: авиакомпании готовят вывозные рейсы с Ближнего Востока
Анастасия Николаева
Интерфакс
Новый космический проект: какие приоритетные направления выбрала Россия?
Ольга Ларина
Деловой Петербург
Зона турбулентности. Забастовки в Финляндии обрушили авиаперевозки
Иван Сало
РБК
Что такое Crew Dragon: история, миссия, полеты, список кораблей



Любовь Можаева
MASHNEWS
И внутри будет отечественное. Минпромторг решил потратить 4 млрд на начинку самолетов
Сергей Андрейкин
Деловой Петербург
Пулково опередил зарубежные аэропорты по внедрению биометрии
Любовь Можаева
MASHNEWS
С овальным фюзеляжем. На самолеты нового поколения Минпромторг потратит еще 13 млрд
Мария Недюк
Известия
Что указано пером: птицы помогут создать автономные системы навигации для дронов
Кирилл Фенин
Известия
Полетное создание: РФ и Сербия работают над запуском новых авиарейсов
Петр Канаев, Герман Костринский
РБК
Правкомиссия отказала крупнейшему аэропорту Камчатки в повышении тарифов
Евгений Берсенев
Свободная Пресса
Отлетались? Программа производства новых самолетов опять попала под нож
Андрей Коршунов, Юлия Леонова
Известия
Общий взлет: в РФ создали первую универсальную станцию внешнего управления дронами
Анастасия Львова
Эксперт
Дронов становится всё больше
Екатерина Шокурова
РБК
Эксперты разработали концепцию «цифрового неба России»
Мария Фролова
Известия
Лишние пассажиры: в Минтрансе предложили ввести овербукинг на частых рейсах
Ксения Власова
ИрСити
«Это чудо — потомки оценят». Авиаэксперт объяснил, полетит ли МС-21 в 2026 году на самом деле
Наталия Ячменникова
Российская газета
Медсестра, буфетчица и кладовщица: Кем были первые стюардессы в мире и России
Владимир Гаврилов
Известия
Все в сад: основой беспилотной авиации станут агродроны
Тимур Алиев (Махачкала), Гульназира Ишбердина (Уфа), Олег Корякин (Казань), Юлия Потапова (Кемерово), Мария Соловьева (Элиста), Ирина Троценко (Дальний Восток)
Российская газета
Какие новые аэропорты были открыты в городах России за последние годы. А какие были модернизированы
Ева Акимова
РБК
Познакомьтесь с первой в мире женщиной — пилотом вертолета «Ансат». Санитарная авиация в России отмечает 100 лет с момента создания
Роман Крецул, Богдан Степовой
Известия
Будет полк: в ВМФ создают морские части беспилотных систем
Анастасия Львова
Эксперт
Отстающим помогут справиться с управлением
Анна Героева
Известия
Мы будем водить самолеты: как тренируют российских пилотов
Герман Костринский, Дарья Молоткова
РБК
Минпромторг закажет разработку перспективных самолетов
Екатерина Тропова
АТОР
Отмены и задержки рейсов повлияли на планы не менее 60 тысяч пассажиров
Андрей Коршунов
Известия
Стройный скан: в России создают самую точную 3D-модель Луны и Марса
Андрей Коршунов
Известия
Задать модуль: российские аппараты могут быть первыми на Северном полюсе Луны
Анастасия Николаева
Интерфакс
Полетное задание выполнено: частично импортозамещенный МС-21 поднялся в небо
Владимир Гаврилов Станислав Федоров
Известия
Вот Хургада: AlMasria Airlines сократила полетную программу из РФ на курорты Египта
Владимир Гаврилов
Известия
Билетное па: выплаты пассажирам за овербукинг хотят сделать обязательными
Андрей Коршунов
Известия
Спрей для дела: новые российские двигатели доставят на Луну наноспутники
Михаил Захаров
Монокль
Boeing заходит на Россию
Надежда Сарапина
РИА Новости
"Расхлебывать придется годами". Китай больно щелкнул США по носу
Екатерина Хамова
Известия
Взвинченным темпом: РФ и Колумбия не договорились по ремонту Ми-17
Захар Максимов
ВГУДОК
РЖД и Аэрофлот охладеют к пассажирам
Айгуль Абдуллина, Александра Мерцалова
Коммерсант
В Сухум подлетают с вопросами
Андрей Коршунов
Известия
Внеземное притяжение: космическая обсерватория займется поиском жизни во Вселенной
Андрей Коршунов
Известия
Спутник с жизнью: мыши и мухи помогут подготовить человека к полетам на Луну и Марс
Дмитрий Литвинов
Парламентская газета
В Росавиации оценили идею доставлять товары из Китая беспилотниками
Кирилл Фенин, Алена Нефедова, Владимир Гаврилов
Известия
Подставили на крыло: в США удерживают закупленные РФ авиазапчасти на $500 млн
Ксения Власова
ИрСити
«Вполне реально завершить эту программу». Авиаэксперт оценил, сколько МС-21 получат авиакомпании в 2026 году
Дарья Молоткова, Елена Сухорукова, при участии Анна Захарова
РБК
Немецкий оператор duty free вышел из бизнеса в Шереметьево и Домодедово
Юлия Леонова
Известия
Беспилотный урок: в России начали обучать сборке БПЛА школьников и студентов
Мария Недюк, Юлия Леонова
Известия
Полетный проект: названы самые перспективные разработки беспилотных авиасистем
Дмитрий Плотников
Pravda.Ru
Проект Як-242: несостоявшийся конкурент самолётов Ту-204 и МС-21
Андрей Коршунов
Известия
Сдвиг по базе: в России создали универсальный двигатель для беспилотников

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer